реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Физкультура и здоровый образ жизни

физических упражнений, то они исторически складывались в формах, типичных

для гимнастики, игр и спорта. В настоящее время любая система физического

воспитания включает гимнастические, игровые и спортивные средства и методы.

Знакомясь с многообразием конкретных методов физического воспитания,

принципиально важно исходить из того, что ни один метод, взятый сам по

себе, никогда не может оцениваться как единственно полноценный. Успех

гарантирует лишь умелое применение всего комплекса научно и практически

оправданных методов с учетом особенностей используемых средств, контингента

занимающихся и условий занятий.

2. Методы строго регламентированного упражнения

В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и

регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

— в твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный

состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

— в возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по

ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и

строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;

— в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление

действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах

занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других

технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий,

дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием).

Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить

оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или

гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических

качеств, способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют множество

конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от

содержания занятий и этапов, последовательно сменяющихся в процессе

физического воспитания.

3. Игровой и соревновательный методы

Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго

регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из

главных методических линий в процессе физического воспитания,

предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и

условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее существенное

значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым и

соревновательным методами.

3.1. Игровой метод

Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря,

выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом.

Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой

общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей—в

самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии,

отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главнейших функций

игры—педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и

методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические

особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от

других методов воспитания.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие

черты.

«Сюжетная» организация. Деятельность играющих организуется в

соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается

достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере

случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно

заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или

иных прикладных действий и жизненных отношений, либо специально создается,

исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема

взаимодействия играющих, что особенно характерно для современных спортивных

игр.

Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный

характер деятельности. Возможность достижения игровой цели обычно не

связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют

различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют

лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные

действия. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как

правило, комплексный характер, т. е. включает в себя различные двигательные

действия.

Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к

их инициативе, находчивости, ловкости. Игровой метод предоставляет играющим

простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и

внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в

кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений,

повышенная эмоциональность. В большинстве игр воспроизводятся активные

межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу

сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества

(между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются

противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это

создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению

этических качеств личности.

Вероятностное программирование действий и ограниченные возможности

точного дозирования нагрузки. Игровой метод не позволяет вполне строго

предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния на

занимающихся. Возможность достижения игровой цели различными способами,

постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая

эмоциональность взаимодействий — все это исключает возможность жестко

программировать содержание упражнений и точно регулировать нагрузку по

величине и направленности. Педагогическое управление имеет здесь более

сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного

упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в

процессе физического воспитания не столько для начального обучения

движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько

для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных

условиях.

3.2. Соревновательный метод

Соревнование, подобно игре, относится к числу широко распространенных

общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ

организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни —

в производственной деятельности, в искусстве, в спорте и т. д. Естественно,

что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется

как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.

Основная определяющая черта соревновательного метода — сопоставление

сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или

возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого

метода.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их

организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический

«фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может

способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей

организма.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном

отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической

напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия,

противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета

состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения.

Невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не

упорядочен сам процесс сопоставления. В спорте же унификация закрепляется

едиными правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже

значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в

соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во

всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере

логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Можно

сказать, что соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение

между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных

педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств,

совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их

в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического

воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к

функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему

развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в

воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности,

решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности,

самообладания, самоотверженности и др.

4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе

физического воспитания

Слово и организованная «чувственная информация» (направленная

демонстрация реальных явлений или их образных отображений) составляют

основу общепедагогических методов обучения и воспитания. Они широко

используются и в процессе физического воспитания как в традиционных

общепедагогических, так и в особых формах.

4.1. Методы использования слова

Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе

физического воспитания связаны с использованием слова: посредством слова

сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания,

формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и

оценивают результаты, направляют поведение воспитуемых. Слово играет

необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции действий

воспитуемыми. В зависимости от этих многообразных функций слова пользуются

теми или иными методами его применения.

Общепедагогические методы приобретают в физическом воспитании, как

правило, более лаконичную форму, чему в немалой степени способствует

специальная гимнастическая и спортивная терминология. Непосредственно в

процесс занятий физическими упражнениями включаются преимущественно те

словесные методы, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность

занятий и органически связывать слово с движением. К ним относятся, в

частности:

Инструктирование—точное, емкое словесное объяснение задания, техники

изучаемых действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т.

д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах

физического воспитания.

Сопроводительные пояснения—лаконичные комментарии и замечания,

которыми сопровождают демонстрацию наглядных пособий и натуральных объектов

или пользуются по ходу выполнения упражнений занимающимися с целью

направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные

стороны движений.

Указания и команды—специфические формы речевого воздействия,

отличающиеся особой лаконичностью и повелительным наклонением. Они

принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью

занимающихся. Указания используются и с целью предварительного

инструктирования, постановки и уточнения заданий.

Словесные оценки—общепринятые или специальные категории речевого

одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным назначением— быть

мерой достигнутых успехов—они могут играть и роль одного из способов

текущей коррекции действий: оценивая действия занимающихся по ходу

выполнения заданий, преподаватель тем самым сообщает, согласуются ли они с

намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.

Словесные отчеты и взаиморазъяснения—устная информация, которую дают

занимающиеся по требованию преподавателя или по собственной инициативе,

стараясь по возможности точно и кратко сформулировать свои представления о

полученном задании либо о выполненном упражнении. Для преподавателя это

один из основных источников информации об эффективности педагогического

процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ

организации и углубления восприятии, представлений и понятий,

складывающихся в процессе физического воспитания, а также как один из

способов самооценки и самоконтроля.

«Самопроговаривание», самоприказы и другие основанные на внутренней

речи методы самообучения и самовоспитания. Метод «самопроговаривания» часто

заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих

двигательных действий либо отдельных сторон их. Так, готовясь выполнить

комбинацию гимнастических или игровых упражнений, преднамеренно воссоздают

эту комбинацию несколько раз в мыслях, называя ее элементы и выражая

словами характер усилий. Благодаря органической связи слова и мышечно-

двигательных ощущений и представлений внутренняя речь не только

воспроизводит идеальную картину предстоящих действий, но и может воссоздать

в той или иной мере кинестетический образ движений (идеомоторные явления).

Методы использования слова в целях самообучения и самовоспитания не

исчерпываются указанными. К ним можно отнести различные формы

самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.

4.2. Методы обеспечения наглядности

«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на

свидетельства всех органов чувств, благодаря которым достигается контакт с

действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широком смысле,

применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном

восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик,

условий выполнения и т. д. Эти методы можно условно подразделить по

преимущественному назначению на следующие группы и подгруппы.

Методы натуральной и опосредствованной демонстрации. К ним относится

прежде всего методически организованный показ самих упражнений. Для

формирования предварительных представлений о двигательных действиях,

правилах и условиях их выполнения, равно как для уточнения и углубления

представлений, полученных путем непосредственных восприятии, широко

пользуются вспомогательными средствами демонстрации. Методы такой

опосредствованной демонстрации становятся все более разнообразными по мере

совершенствования аппаратурно-технической базы физического воспитания. Они

детализируются применительно к следующим видам опосредствованной

демонстрации:

Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий,

контурограмм и т. п., где воссоздаются отдельные фазы двигательных

действий, те или иные характеристики движений и условия их выполнения.

Предметно-модельная и макетная демонстрация—демонстрация, например,

элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей

человеческого тела или металлических моделей системы «тело

гимнаста—снаряд»; демонстрация тактических комбинаций и ситуаций,

возникающих при выполнении физических упражнений, на макете игровой

площадки, слаломной трассы и т. д.

Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств

этого вида демонстрации состоит в возможности воссоздавать движения в

динамике, в том числе в замедленном темпе, и вместе с тем выделять для

анализа отдельные фазы.

Избирательно-сенсорная демонстрация. Воссоздание отдельных параметров

движений (временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных

устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры.

Методы направленного «прочувствования» движений. Хорошо известно, что

чрезвычайно важную роль в управлении движениями играют проприорецепторы

самого двигательного аппарата (мышечно-двигательный, или кинестетический,

анализатор). Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в

процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете,

ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу

двигательных навыков.

Методы ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных

или символических ориентиров, которые указывают направление, амплитуду и

форму траектории движений, точку приложения усилий. Тем самым они делают

более предметными внешние проявления усилий.

Методы лидирования и текущего сенсорного программирования. Смысл ее в

том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор,

который бы стимулировал и направлял выполняющего упражнение, облегчая ему

решение двигательной задачи в том или ином отношении.

Методы «срочной информации». Идея срочной информации предусматривает

экстренное получение выполняющим физические упражнения объективных сведений

о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров.

двигательные умения и навыки

Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные

задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной

степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с

ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные

двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.

Особенности двигательных действий и закономерности формирования

двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические

особенности физического воспитания.

1. Особенности задач и подходов, зависящие от предмета обучения

Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В

большинстве случаев они сводятся к следующим:

1) обеспечить «начальную школу движений», т. е. Научить управлять

относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного

аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм

двигательной деятельности;

2) обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие»

упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие

отдельных физических качеств, способностей;

3) сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные

двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в

трудовой, спортивной и других сферах деятельности.

В зависимости от характера этих задач и особенностей изучаемых

двигательных действий процесс обучения приобретает ряд особенностей,

которые зависят также от специфики проявляемых в них физических качеств и

необходимого уровня их проявления.

2. О механизмах и закономерностях формирования двигательных умений и

навыков

2.1. Отличительные черты двигательных умений и навыков

Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой

определенные функциональные образования, которые возникают в процессе и в

результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение

и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего

из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени

владения действием.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе

необходимого минимума знаний о его технике, предварительного двигательного

опыта и общей физической подготовленности благодаря попыткам сознательно

построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения

происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при

ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность

двигательного умения.

В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в

его состав операции становятся все более привычными, координационные

механизмы действия постепенно автоматизируются и двигательное умение

переходит в навык. Его главной отличительной чертой является

автоматизированное управление движениями. Вместе с тем для навыка

характерна слитность движений и надежность действия. Двигательный навык

можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при

которой управление движениями происходит автоматизированно и действия

отличаются высокой надежностью.

Значение двигательных навыков определяется их отмеченными чертами:

Автоматизированное управление движениями — определяющая и ценная

особенность двигательного навыка. Автоматизация движений существенно

помогает выполнению двигательного действия. Сознание освобождается от

необходимости постоянного контроля за деталями движений, что, во-первых,

облегчает функционирование высших механизмов управления движениями и, во-

вторых, позволяет переключать внимание и мышление на результат и условия

действия.

Слитность движений при навыке проявляется в легкости,

взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия.

Надежность двигательного действия при навыке характеризуется

повышенной способностью сохранять его эффективность при различных

неблагоприятных факторах: необычном психологическом состоянии, сниженных

физических возможностях, неблагоприятных внешних условиях и других помехах.

Достаточно прочный двигательный навык сохраняется в течение многих

лет. Люди, давно прекратившие спортивную деятельность, способны

воспроизвести технику спортивного действия.

Устойчивость двигательного навыка — ценная черта в тех случаях, когда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.