реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Физкультура и здоровый образ жизни

совершенствования.

Индивидуальный подход выражается в дифференциации учебных заданий и

путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм

занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с

индивидуальными особенностями занимающихся.

Учитывать индивидуальные особенности—это не значит идти на поводу у

них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей

нервной деятельности, поддаются направленному изменению.

4. Принцип систематичности

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся

регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также

последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их

содержания.

Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное

чередование нагрузок с отдыхом. Регулярные занятия дают несравненно больший

эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными

чертами должна характеризоваться регулярность процесса физического

воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и

отдыха.

Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс,

охватывающий все основные периоды жизни.

Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во

время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. они

претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий.

Понятно, что оптимальные условия для физического совершенствования

создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания

непрерывен. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой

чередования нагрузок и отдыха.

Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из

того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые

приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно,

эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, «наслаиваться»

определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В

итоге эффект ряда занятий как бы суммируется—возникает кумулятивный эффект

системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки

функционального и структурного характера, которые составляют основу

физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных

навыков.

В жизни, в практике физического воспитания, занятия часто чередуются

по содержанию, направленности, объему и интенсивности нагрузки.

Восстановительные процессы в различных органах и системах протекают не

одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пределах одной и той же

функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не

удивительно, что реальное чередование нагрузок и отдыха в процессе

физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время

несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме.

Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и

целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом

случае должна сохраняться непрерывность процесса. Рациональный отдых в этой

связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента

процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.

Естественно, что фактическая система чередования занятий и отдыха

зависит от конкретных задач, уровня предварительной подготовленности

занимающихся, их возрастных особенностей, общего режима жизни и других

условий. По мере повышения подготовленности интервалы между занятиями

уменьшаются, и процесс физического воспитания как бы уплотняется.

Повторяемость и вариативность. В процессе физического воспитания ярко

выражен момент повторяемости: повторяются не только отдельные упражнения,

но и последовательность их в занятиях, а также — в определенных чертах — и

последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других

циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить

двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для того, чтобы

обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-

функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических

качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса.

Повторяемость—только одна из черт рационального построения процесса

физического воспитания. Столь же существенное значение имеет

противоположная черта—вариативность, т.е. широкое видоизменение упражнений

и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их

применения, обновление форм и содержания занятий.

Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их

содержания. Проблема оптимальной последовательности занятий теснейшим

образом связана с проблемой доступности. Намечая путь следования в процессе

физического воспитания, надо исходить, прежде всего, из возможностей

занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на

данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т. д.

Доступность, таким образом, обусловливает последовательность.

При выборе пути следования в процессе обучения и воспитания

руководствуются правилами «от известного к неизвестному», «от простого к

сложному», «от легкого к трудному». Вместе с тем эти правила выражают лишь

некоторые, далеко не безусловные, моменты последовательности и потому

нуждаются в конкретизации и существенных дополнениях.

Процесс физического воспитания всегда должен быть всесторонним. Речь

идет о последовательном акцентировании различных его сторон применительно к

закономерностям возрастного развития.

Вполне логичен переход от широкого общего физического образования к

специализированным занятиям. Вначале осваивается то, что составляет

элементарную основу всевозможных видов деятельности и служит предпосылкой

дальнейшего совершенствования.

Последовательность материала на каждом данном этапе физического

воспитания зависит от многих конкретных условий, но более всего — от

объективно существующих связей между намеченными видами двигательной

деятельности, от их преемственности и взаимодействий. Необходимо в каждом

конкретном случае найти такую систему расположения материала, которая

соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействиям. Первостепенное

значение при этом имеет использование закономерностей так называемого

«переноса» двигательных навыков и физических качеств, который может быть

как положительным, так и отрицательным.

Строя систему занятий физическими упражнениями, необходимо максимально

использовать «положительный перенос» навыков и качеств и по возможности

исключить тормозящее влияние «отрицательного переноса». Из этого, однако,

не следует, что нужно вообще избегать упражнений, способных вызвать эффект

«отрицательного переноса». Содержание физического воспитания определяется,

в конечном счете, требованиями жизни, а в жизненной практике необходимы

всесторонне развитые качества и самые разнообразные навыки, в том числе и

такие, которые могут вступать друг с другом в отрицательные взаимодействия.

По мере упрочения двигательных навыков и развития физических качеств

появляется возможность успешно преодолевать отрицательные взаимодействия и

добиваться общего прогресса.

В связи с изложенным возникает проблема ограничения тормозящего

действия «отрицательного переноса» и превращения его в положительный

фактор. Эту проблему решают прежде всего путем распределения во времени

отрицательно взаимодействующих упражнений и постепенного сближения их, а

также путем изменения удельного веса соответствующих упражнений и порядка

сочетания их на различных этапах физического воспитания. Что касается

упражнений, которые с самого начала сопровождаются «положительным

переносом», то их целесообразно концентрировать во времени.

Существенное значение для выбора оптимальной последовательности

занятий и упражнений в пределах каждого отдельного занятия имеет учет

ближайшего последействия различных по характеру нагрузок. Последние же

оставляют фон, который в течение ряда часов может неблагоприятно

сказываться на выполнении скоростных упражнений.

Последовательность занятий и упражнений зависит от многих конкретных

условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей

направленности занятий на том или ином этапе физического воспитания, от

величины применяемых нагрузок и особенностей их динамики и т. д. Учесть всю

совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее

целесообразный путь не просто. Со временем, несомненно, будет достигнуто

подлинно оптимальное программирование каждого отдельного занятия и системы

занятий в целом.

5. Принцип постепенного повышения требований

(динамичности)

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к

занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в

постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном

нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к

росту нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в

развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная

черта при этом — повышение сложности упражнений, нарастание силы и

длительности их воздействия.

Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной

деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для

выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести

достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо

вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере

обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и

навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной

деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.

Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе

физического воспитания должны возрастать все компоненты физической

нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких

физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под

воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности

нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия — в том числе если

нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление,—то чем

больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные

перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и

«сверхвосстановления».

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку

не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке

биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит

«экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в

результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь

справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций.

В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать

«избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором

положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение

его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять

нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из

коренных закономерностей процесса физического воспитания.

Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок. Основные

условия повышения требований в процессе физического воспитания уже

рассматривались в связи с анализом принципов доступности, индивидуализации

и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к

положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки

посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей

организма. Непременными условиями являются также последовательность,

регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть также значение прочности приобретаемых навыков и

адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств.

Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по

мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не

одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти

адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий,

уровень тренированности. При этом для различных функциональных и

структурных изменений требуются неодинаковые сроки.

Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. При этом

возможны различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-

восходящая, ступенчатая и волнообразная. Использование той или иной формы

зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического

воспитания.

6. Взаимосвязь методических принципов

Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания,

нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до

частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают

отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по

существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте

отдельных принципов.

Принцип сознательности и активности формулирует общую предпосылку

реализации всех других принципов физического воспитания, ибо сознательное и

активное отношение занимающихся к делу обусловливает доступность учебного

материала, прочность приобретаемых знаний, умений и навыков, связь

предыдущего с последующим, установку на дальнейший прогресс и т. д. С

другой стороны, активная деятельность занимающихся лишь тогда может

считаться по-настоящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной

цели, когда она согласуется с требованиями, вытекающими из принципов

наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности. Столь же

тесная связь объединяет и другие принципы. Так, вне учета принципа

доступности и индивидуализации немыслимы ни выбор рациональной

последовательности, ни прогрессирование нагрузок. В свою очередь, границы

доступного раздвигаются на основе реализации принципов систематичности и

прогрессирования.

Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть

реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства

принципов достигается наибольшая действенность каждого из них.

Вполне очевидно, что действенность любого педагогического средства

зависит во многом от метода его применения. Специфические методы

физического воспитания неотделимы от физических упражнений. Но никакое

обучение и воспитание не мыслится без методов, связанных с применением

всеобщих педагогических средств — слова и сенсорно-образных воздействий

(«наглядности»), причем в процессе физического воспитания эти методы

приобретают свои особенности. Учитывая это, следует охарактеризовать в

целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые в

процесс физического воспитания.

методы физического воспитания

1. Структурные основы методов физического воспитания

1.1. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического

воспитания

Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет

избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

«Нагрузкой» в физических упражнениях называют величину их воздействия

на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и

субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде

всего количественную меру воздействия физических упражнений. Нагрузка

непосредственно сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма

(энергетических ресурсов) и с утомлением. Последнее же неизбежно связано с

отдыхом, во время которого развертываются восстановительные процессы,

обусловленные нагрузкой. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к

восстановлению и повышению работоспособности.

Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности. Если

рассматривать отдельное физическое упражнение как некоторый воздействующий

фактор, то понятие объема нагрузки будет относиться к длительности

воздействия, его «протяженности во времени», суммарному количеству

выполненной физической работы и тому подобным параметрам. «Интенсивность»

же нагрузки будет характеризоваться силой воздействия в каждый данный его

момент, напряженностью функций, разовой величиной усилий и т. п. Общая

нагрузка нескольких физических упражнений может быть определена,

соответственно, по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в

отдельных упражнениях.

Между предельными показателями объема и интенсивности нагрузки

существуют обратно пропорциональные соотношения. Максимальные по

интенсивности нагрузки могут длиться лишь от долей секунды до нескольких

секунд. Предельные же по объему нагрузки могут иметь лишь относительно

невысокую интенсивность. Чем выше интенсивность какого-либо упражнения, тем

меньше возможный объем нагрузки, и наоборот.

Если говорить об ответных реакциях организма на заданную нагрузку, то

она характеризуется той или иной степенью мобилизации его функциональных

возможностей, т. е. величиной физиологических, биохимических и других

рабочих сдвигов, происходящих в организме во время выполнения упражнений.

Между этой «внутренней стороной нагрузки» и ее внешними параметрами

существует определенная соразмерность: одни и те же по внешним параметрам

нагрузки связаны практически с одними и теми же величинами функциональных

сдвигов; чем больше нагрузка по своим внешним параметрам, тем значительнее

сдвиги в организме; чем меньше она, тем меньше сдвиги. При различных

состояниях организма такой соразмерности не наблюдается. В этом случае

неодинаковые по внешним параметрам нагрузки могут давать сходные эффекты,

и, наоборот, одни и те же по внешним параметрам нагрузки—сопровождаться

различными функциональными сдвигами.

Нагрузка в различных методах физического воспитания бывает

стандартной—практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый

данный момент упражнения — и переменной—меняющейся по ходу упражнения.

Целесообразность использования нагрузок обоих типов вытекает из принципов

методики физического воспитания.

Структура методов физического воспитания определяется в значительной

мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный (перманентный)

либо интервальный (прерывистый) характер. Отдых как составной элемент

методов физического воспитания может быть пассивным (относительный покой,

отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на

какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление).

Активный отдых при известных условиях дает лучший эффект восстановления,

чем пассивный. Часто обе эти формы отдыха сочетаются, причем в начале

интервала между частями нагрузки дается активный отдых, а затем—пассивный.

Длительность интервала между частями нагрузки при различных методах

устанавливается согласно преимущественной направленности воздействий и

закономерностям протекания восстановительных процессов. Возможны интервалы

трех типов: ординарные, жесткие и экстремальные.

Эффект, достигаемый с помощью того или иного интервала, непостоянен.

Он меняется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при

использовании определенного метода. С другой стороны, в зависимости от

особенностей задаваемых интервалов отдыха существенно меняется эффект как

отдельной нагрузки, так и всего занятия. Интервалы отдыха являются в

рассматриваемом отношении столь же важными компонентами методов физического

воспитания, как и нагрузка, причем каждый из интервалов названного типа

бывает в соответствующих условиях необходимым и оптимальным.

Итак, задаваемая нагрузка (параметры ее объема и интенсивности,

порядок повторения, изменения и сочетания с отдыхом), а также особенности

интервалов отдыха имеют существенное значение для характеристики методов

физического воспитания. Конкретные особенности того или иного метода во

многом определяются именно особенностями избираемого способа регулирования

нагрузки и отдыха.

1.2. Возможность различных подходов к освоению и регламентации двигательных

действий

Наряду с указанными способами регулирования нагрузки и отдыха в

методах физического воспитания воплощаются рациональные подходы к освоению

двигательных действий и определенные формы их общей регламентации

(организации и регулирования).

Возможны два противоположных подхода к освоению двигательных действий:

с первоначальным расчленением их на составные элементы и без расчленения

(т. е. сразу в целостном виде). Оба эти подхода целесообразны в зависимости

от особенностей изучаемых действий (их сложности или простоты), уровня

предварительной подготовленности занимающихся и других условий. Точно так

же и при воспитании физических качеств бывают необходимы как относительно

избирательные, так и целостные воздействия на различные функциональные

свойства организма.

Что касается способов общей регламентации деятельности при выполнении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.