реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

такого взаимодействия;

2. Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным

работником;

3. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-

розыскных мероприятий;

4. Ознакомление следователя с данными полученньштг-ипфл-тивно-

розыскным путем.

Рассмотрим их более подробно:

1. Создание следственно-оперативных групп . Следственно- оперативная

группа - наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и

оперативно-розыскных аппаратов9. К основным признакам, характеризующим СОГ

можно отнести: общность целей про • изводимых процессуальных и оперативно-

розыскных действий; согласованность планирования этих мероприятий;

самостоятельность деятельности каждой из взаимодействующих сторон; быстроту

использования следователем полученной оперативно-розыскным путем информации

и постановку им новых задач; использование при проведении оперативно-

поисковой работы данных, полученных при расследовании

_________________________________________________________________

8 М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР. -1993. -С. 14.

9 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие (под ред.

Кожевникова И.Н. Научный редактор Качанова А.Я.). М. Изд. «Спарк», -1997.

-С. 223.

14

деда10. Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное

использование сил и средств подразделений следствия, опер работников,

экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб

под руководством следователя.

Взаимодействие следователей и оперативных работников в СОГ происходит

несколькими путями:

1. на основе согласованных планов проведения оперативно-розыскных и

следственных действий;

2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда оперативный

работник, входящий в СОГ проводит оперативно-розыскные действия, а также

(по разовым поручениям следователя) отдельные следственные действия

(обыски, выемки, осмотры);

3. при подготовке и проведении следственных действий (розыске и

вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний

на месте и т.п.)11.

54% опрошенных следователей расценивают работу в следственно-

оперативных группах как наиболее предпочтительную форму взаимодействия с

работниками оперативно-розыскных аппаратов, а 52% работников уголовного

розыска предпочитают взаимодействовать со следователем только на основе

согласованного плана совместных следственных и оперативно- розыскных

действий. Такую позицию оперативных работников можно объяснить тем, что

участие в СОГ требует от них более четкой и результативной работы, т.к.

контроль со стороны следователя за результатами их работы в СОГ заметно

выше, чем пори работе по согласованному плану12.

Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при

возбуждении уголовного дела по оперативно-розыскным материалам с момента

осмотра места происшествия, так и после возбуждения уголовного дела, когда

выясняется групповой характер совер-

____________________________________________________________________________

______________________________________

10 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации

деятельности). Учебное пособие. -М., Академия МВД СССР- -1989. -С. 5.

11 Петелин Б.Я. Указ. Работа. - С. 6.

12 Там же.

15

шенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявления

соучастников и обстоятельств дела оперативно-розыскным путем. СОГ обычно

создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел,

приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников

органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений.

Например, прокурор Краснодарского края старший советник юстиции Селюков

А.И., рассмотрев материалы уголовного дела .No 62900 установил:

12 февраля 1998 года около 21 часа в домовладении №41 по ул. Чехова

г. Сочи были обнаружены трупы гр-н Левшина С.В. и

Титова О. Н. со следами насильственной смерти (множественными ог-

нестрельными ранениями).

По данному факту следователем прокуратуры центрального района г.

Сочи было возбуждено уголовное дело. 15.02.98г. данное дело было принято к

производству отделом по расследованию особо важных дел прокуратуры

Краснодарского края.

Принимая во внимание сложность данного дела, большой объем

предстоящей следственной и оперативно-розыскной работы, руководствуясь ч.З

ст.129, ст.211 УПК РСФСР, постановил:

1. Создать следственно-оперативную группу по расследованию

уголовного дела в следующем составе:

- старший следователь отдела по расследованию особо важных

дел прокуратуры Краснодарского края Лавров В.Г.; .

- следователь прокуратуры Центрального района г. Сочи

Сиротинов М.Н.;

- зам. начальника отдела УБОП при УВД Краснодарского края

майор милиции Орехов В.Н.;

- ст. о/у ОУР центрального РОВД ст. лейтенант милиции Егоров Н.С.

- о/у ОУР центрального РОВД ст. лейтенант милиции Туз С.А.

16

2. Руководство следственно-оперативной группой возложить на старшего

следователя отдела по расследованию особо важных дел

прокуратуры Краснодарского края Лаврова В.Г.13.

Работой СОГ на основании приказа начальника ОВД или прокурора

руководит следователь. Это положение распространяется и на старшего

оперативного работника по руководству оперативно-розыскной работой, когда в

составе группы насчитывается несколько оперативных сотрудников14.

Следователь - руководитель следственно-оперативной группы выносит

постановление о создании СОГ и указывает в нем фамилии следователей и

оперативных работников, участвующих в расследовании дела. При этом

следователь выполняет две функции: процессуальную (по сбору

доказательственной информации) и организаторскую (по руководству работой

членов группы). Поэтому его работа должна оцениваться по этим направлениям.

Он определяет линию деятельности группы, совместно с ее членами

согласовывает план следственных действий, распределяет работу между членами

СОГ, получает от оперативных работников оперативно-розыскную информацию и

намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую помощь

членам группы и контролирует ход выполнения плана, проводит рабочие

совещания не реже 1 раза в неделю, дает оценку промежуточным и конечным

результатам работы.

Старший оперативный работник, как член следственно-оперативной группы

ведет разработку плана проведения оперативно-розыскных мероприятий по делу

и контролирует его выполнение, систематизирует оперативно-розыскную

информацию и своевременно передает ее руководителю группы; лично участвует

в проведении поисковой и оперативно-розыскной работы15.

13 Архив прокуратуры Краснодарского края, надзорное производство по

уголовному делу № 62900/98.

14 Инструкция «по организации взаимодействия подразделений и служб органов

внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» Утл. Приказом МВД

РФ № 334 от 20.06.96.

15 Петелин Б.Я, Следственно-оперативные группы (вопросы организации

деятельностиО- Учебное пособие. -М-, Академия МВД СССР. -1986. -С. 9.

17

Результаты работы следственно-оперативной группы зависят как от

эффективности совместной деятельности (анализа, планирования, оценки

полученных материалов), так и от эффективности деятельности каждого ее

работника.

При этом должна соблюдаться дифференцированная оценка работы

следователей и оперативных работников. Задачей оперативных работников

является постоянное оперативное обеспечение расследования путем сбора

информации о возможных источниках получения доказательств о событии

преступления и о лице его совершившем. Задачей следователя является сбор

доказательств по делу, в том числе: и. с помощью быстрого использования

оперативной информации. Так, представитель уголовного розыска - оперативный

работник после осмотра места преступления должен провести по квартирный

обход, опросы, другие поисковые действия, чтобы выявить очевидцев и

свидетелей происшествия. И если кто-то из свидетелей остался не

установленным, то ответственность за это несет оперативный работник. Если

же следователь, получив данные о том или ином свидетеле, избрал

неправильную тактику допроса и не сумел получить от него правдивых

показаний, то это недостаток в деятельности следователя16. Поэтому работу

СОГ целесообразно строить с учетом профессиональной подготовки и опыта

следователей. Более опытным следователям следует поручать работу по

отдельным эпизодам преступления, а менее опытным ~ выполнение отдельных

следственных действий. Это положение можно отнести и к оперативным

работникам.

Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным

работником. Взаимодействием в этой форме является предоставление друг другу

информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следственных

действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может

осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

_________________________________________________________________

16 Там же. -С. 6.

18

Используя информацию, полученную оперативно-розыскным путем,

следователь в первую очередь должен в необходимых пределах ознакомить с

имеющимися в деле материалами сотрудников органа дознания, работающих над

раскрытием данного преступления. Это позволяет согласовать, скоординировать

совместные действия в соответствии с новой информацией, иначе оперативно-

розыскные меры будут направлены на выполнение уже известных обстоятельств,

а вопросы подлежащие исследованию могут оказаться без выяснения17.

Изучение дел и опрос практических работников показали, взаимный обмен

информацией является необходимой и эффективной формой взаимодействия при

установлении лица, совершившего преступление. Однако на практике она

применяется не слишком часто. При опросе только 15% следователей и 10%

оперуполномоченных уголовного розыска указали, что они всегда располагают

оперативной и следственной информацией; 73% следователей и 83%

оперуполномоченных уголовного розыска - иногда, а остальные(12% и 2%) - не

располагают. При этом 95% следователей и 98% оперуполномоченных считают,

что обмен оперативной и следственной информацией способствует установлению

лица, совершившего преступление.

Между тем только 44% следователей и 45% оперуполномоченных уголовного

розыска при опросе отметили, что они сообщают взаимодействующим с ними

лицами полученные ими сведения18.

Согласованное планирование следственных действий и оперативно-

розыскных мер. В качестве организационно-тактической формы взаимодействия

следователя и оперативного работника планирование следственно-оперативных

мероприятий относится, как правило, к подготовительному, организационному

этапу, на котором согласовываются и фиксируются организационно-тактические

и правовые вопросы взаимодействия. При этом учитывается роль и место каждой

взаимо-

17 Вологин С.М-, Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперативного

работника уголовного розыска и

эксперта криминалиста при установлении лица, совершившего квартирную кражу.

-М., ВНИИ МВД СССР. -

1985.-С.18.

18 См. Указ. работу. -С. 15.

19

действующей стороны19. Данная форма взаимодействия может быть использована

как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на любом этапе

расследования преступления.

Инициатива в согласованном планировании в равной степени принадлежит

как следователю, так и оперативному работнику. Это обусловлено тем, что в

соответствии с ч.4 ст. 119 УПК РСФСР обязанность принятия необходимых мер

по раскрытию преступлений возложена как на оперативного работника, так и на

следователя. Поэтому оба они заинтересованы в объединении своих усилий.

Однако, во всех. случаях, ответственность за совместное планирование

возлагается на следователя как организатора и руководителя коллективной

деятельности по расследованию преступлений.

Сущность совместного планирования заключается в том, что органы

дознания и следствия разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий,

направленных на решение конкретных задач, которые отражаются в плане

следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Единый

согласованный план рассматривается руководителем следственного, а также

оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа

внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в

производстве которого находится дело. Разработка плановых мероприятий -

совокупность организационно-тактических мер, направленных на подготовку и

решение поставленной задачи. Она позволяет взаимодействующим сторонам с

учетом научно-методических рекомендаций по уголовному делу, имеющегося

опыта и сложившейся практики вырабатывать наиболее рациональные пути

достижения конечного результата. При этом стороны распределяют имеющиеся

в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и задачи, намечают

наиболее оптимальные и приемлемые приемы и методы их решения,

обеспечивают необходимый уро-

_________________________________________________________________

19 Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как

организационная система/Советское государство и право. -№ 7. -1977. -С. 43.

20

вень готовности своих работников к выполнению намеченных мероприятий.

Выполнение плана контролируется следователем, начальниками

следственного и оперативного подразделений. Они обязаны еженедельно

обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение плановых мероприятий

оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как

план, утвержденный начальником органа внутренних дел становится

управленческим распоряжением20.

В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включается также

совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных

версий и определение путей их проверки.

Ознакомление следователя с данными, полученными оперативно-розыскным

путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем

сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в

тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю

материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и

способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает

следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм

преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в

конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследования.

Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и

принять по ним решение в сроки, установленные ст. 109 УПК РСФСР21.

Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения

уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на

признаки преступления22, в том чис-

________________________________________________________________

20 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2 -М., «Спарк». -1997. -С. 234.

21 Взаимодействие следователя с оперативными работниками ОВД: Метод.

Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР. -1981. -С. 46.

22 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в

расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД № 334 от

20.06.96.

21

ле: время, место, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства,

сведения о лицах, причастных к преступлению.

Если содержащиеся в оперативных материалах данные не позволяют

принять решение о возбуждении уголовного дела, следователь (начальник

следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением

обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий,

подлежащих выполнению для устранения пробелов23. Выполнив указания

следователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как

и при первоначальном их направлении.

Если же принимается решение о возбуждении уголовного дела следователь

и оперативный работник составляют совместный план, в котором помимо

следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяснению

оперативным путем, а также сроки и конкретные исполнители,

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является

одним из важнейших условий для успешного расследования и раскрытия

преступлений. Оно строится на принципах законности, организующей роли

следователя в проведении расследования, самостоятельности органа дознания в

выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и

непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и

организационной. Взаимодействие обеспечивает наиболее эффективную,

организованную и плодотворную работу следователя и органа дознания,

позволяет экономить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных

органов.

_________________________________________________________________

23 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М., «Спарк». -1997. -С. 232.

22

глава 2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении

уголовного дела

Общность и сложность стоящих перед органами дознания и

предварительного следствия при раскрытии преступлений на начальном этапе

расследования задач определяет необходимость теснейшего между ними

взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами

взаимодействие между следователем, оперативным работником и дежурной частью

начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о

преступлении, подследственном следователю24.

В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей,

деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами.

Дежурная часть призвана по поступлении сообщения о совершении или

готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на

этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников,

эксперта-криминалиста и др. Специалистов и их незамедлительный выезд для

осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и

задержании преступника.

В настоящее время дежурные части оснащены необходимой техникой,

транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, электронной почтой,

укомплектованы подготовленными кадрами сотрудников, что позволяет на

высоком профессиональном уровне сразу же~ по поступлении сигнала о

преступлении целеустремленно использовать и координировать усилия всех

служб, непосредственно осуществляющих работу по его расследованию. В связи

с этим подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или

готовящихся преступлениях поступает в первую очередь непосредственно в

дежурные части ор-

_________________________________________________________________

24 Вопросы расследования преступяений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, А-Я.

23

ганов внутренних дел. Преобладающий источник получения ими информации о

преступлениях - письма, заявления граждан, сообщения должностных лиц и

представителей общественных организаций. По данным исследования,

проведенного ВНИИ МВД, все это составляет свыше 80% от всей исходной

информации о преступлениях25.

В большинстве случаев, заявления граждан и должностных лиц о

совершенных или готовящихся преступлениях, поступают в дежурные части в

устной форме, как правило по телефону. Такие сообщения фиксируются на

специальную телефонную запись "02", которая храниться в дежурной части в

течение месяца26.

При непосредственном обращении граждан в дежурную часть, каждое

заявление о преступлении заносится в книгу учета № 1 заявлений и сообщений

о преступлении, в которой отмечается число, время, от кого и о чем

поступили (в органах прокуратуры также имеются журналы учета заявлений и

сообщений о преступлениях, в которые заносятся сведения, поступившие к

следователям и прокурорам). При этом в обязательном порядке оформляется

протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального

законодательства, а заявителю выдается уведомление о принятии заявления.

Как только заявление или сообщение будет подтверждено следственно-

оперативной группой с места происшествия. Оно регистрируется в Журнале о

совершенных преступлениях27 .(Телефонные сообщения также регистрируются в

этих книгах).

Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рассмотрение

начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления

возбуждать уголовное дело, провести проверку в порядке ст. 109 УПК.

Провести досудебную подготовку материалов.

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

25 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие,

тактика. -М-, -

1992.-С.32.

26 Инструкция "О порядке приема, регистрации, учете и разрешении заявлений

и сообщений, в органах и учреждениях внутренних дел и др. информации о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.