реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних

обусловлено необходимостью использовать, в связи со сложностью такого

допроса, данные педагогики и психологии при его подготовке, проведении,

фиксации показаний. Поэтому отсутствие педагога в таких случаях может

создать сомнение в достоверности показаний»[19].

Положения ст.397 УПК РСФСР применяются в отношении лиц, не достигших

шестнадцатилетнего возраста к моменту допроса. О вызове педагога вправе

ходатайствовать законные представители или защитник.

Вызываемый педагог должен по роду работы заниматься обучением и

воспитанием несовершеннолетних того же возраста, что и допрашиваемый.

Участие работника органов внутренних дел в качестве педагога не

допускается.

Перед началом допроса у педагога выясняется, нет ли обстоятельств,

обусловливающих невозможность его участия в допросе (к их числу относится,

в частности, конфликт с подростком или его семьей). Следователь знакомит

педагога с обстоятельствами дела, относящимися к допросу, и с данными о

личности несовершеннолетнего. Педагогу разъясняется, что он должен помочь

правильному ведению и протоколированию допроса, установлению контакта с

обвиняемым, что он вправе с разрешения следователя задавать вопросы, причем

отведенный вопрос заносится в протокол, а также делать замечания о ходе

допроса, просить о дополнении или внесении поправок в запись показаний.

Если следователь сочтет их необоснованными, они фиксируются перед подписью

педагога. Обсуждение этих вопросов производится в отсутствие обвиняемого.

Также педагогу разъясняются его обязанности и ответственность по ст.133.1

УПК РСФСР.

В конце допроса педагог высказывает свое мнение не о правдивости

показаний, а о ведении допроса и записи показаний. Перед его подписью может

быть сделана отметка: "Участвовал в допросе и по его ведению замечаний не

имею. Протокол прочитан лично. Содержание протокола соответствует

показаниям".

В заключении хотелось бы отметить, что участие педагога может

оказаться целесообразным и при других процессуальных действиях, в ходе

которых даются показания (объяснения) обвиняемым.

ВЫДЕЛЕНИЕ ДЕЛА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМ В ОТДЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Данные правила, предусмотренные ст.396 УПК РСФСР, преследуют цель

ускорить производство по делу несовершеннолетнего, а также пресечь влияние

взрослых соучастников и создать условия для выяснения обстоятельств, на

которые закон предписывает обратить особое внимание.

Вопрос о выделении дела решается после того, как собраны достаточные

данные о том, в каких преступлениях участвовал несовершеннолетний и какова

его роль в каждом случае. Если в группе со взрослыми привлечено несколько

несовершеннолетних, дело может быть выделено о каждом из них или о них

совместно. В отношении обвиняемого, дело о котором еще не выделено или не

представляется возможным выделить (ч.2 ст.396), особое внимание должно быть

уделено изоляции его от влияния взрослых обвиняемых, включая судебное

заседание.

«Как правило, можно выделить дело о несовершеннолетнем, участвовавшем

лишь в некоторых эпизодах преступной деятельности взрослых или выступавшем

в качестве пособника. Если же несовершеннолетний участвовал в большинстве

преступлений взрослых, а равно если взрослый был организатором,

подстрекателем преступления несовершеннолетнего, вопрос о выделении дела

решается с большой осторожностью. Он не может быть решен без учета

необходимости всесторонне выяснить характер преступной деятельности и

степень ответственности каждого из обвиняемых»[20].

Основания выделения дела излагаются в постановлении об этом, а

основания, исключившие такую возможность, - в обвинительном заключении.

Материалы о личности, условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего

(документы о возрасте, характеристики, протоколы допроса родителей и т.д.)

приобщаются к выделенному делу в подлинниках. При появлении в основном деле

новых материалов, касающихся несовершеннолетнего, эти материалы

дополнительно приобщаются к выделенному делу. При рассмотрении в суде

выделенного дела целесообразно истребовать для обозрения основное дело.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО С

МАТЕРИАЛАМИ ДЕЛА

При объявлении несовершеннолетнему об окончании предварительного

следствия и предъявления ему для ознакомления материалов дела должен быть

допущен законный представитель обвиняемого, если он ходатайствует об этом.

Право, предусмотренное ст. 398 УПК РСФСР разъясняется законному

представителю. Исходя из ст.58 УПК РСФСР, законному представителю

сообщается о месте и времени ознакомления обвиняемого с материалами дела.

Если имели место попытки родителей (заменяющих их лиц) помешать

установлению истины, участие этих лиц в ознакомлении с материалами дела

может быть признано нецелесообразным. Об этом выносится мотивированное

постановление. Аналогично решается вопрос, если установлено, что законный

представитель в ходе ознакомления с делом учиняет такие попытки.

Отдельное от обвиняемого ознакомление законного представителя с

материалами дела при окончании следствия не предусмотрено.

СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ПО ДЕЛАМ

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Производство в суде первой инстанции по делам о преступлениях

несовершеннолетних осуществляется в соответствии с главами 20-25 УПК РСФСР

с учетом особых правил, предусмотренных ст. 399 – 402 УПК РСФСР.

Председатель суда, в который поступило дело о преступлении

несовершеннолетнего, обеспечивает его рассмотрение под председательством

опытного судьи, специализирующего в этом направлении. Поскольку дела о

преступлениях несовершеннолетних рассматриваются коллегиально, в составе

судьи и двух народных заседателей (ст.15, 35 УПК РСФСР), судья обязан (по

возможности), решить вопрос о включении в состав суда народных заседателей

из числа педагогов или иных лиц, имеющих опыт работы с подростками и

знающие детскую и юношескую психологию.

В порядке, предусмотренном ст. 228 УПК РСФСР, судья также принимает

решение об обязательном участии в судебном разбирательстве защитника

несовершеннолетнего обвиняемого и, при наличии к тому оснований, о

рассмотрении дела в закрытом судебном заседании (ч.2 ст.18 УПК РСФСР).

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО СЛЕДСТВИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Проведение полного, всестороннего и объективного судебного

разбирательства по делам несовершеннолетних во многом определяется

эффективностью организации и ведения судебного следствия по данной

категории дел.

При рассмотрении каждого дела о преступлении несовершеннолетнего

судами используются тактические научные положения и рекомендации. Так, в

соответствии с требованиями УПК судебное следствие начинается оглашением

обвинительного заключения. Председательствующий, опросив подсудимых,

понятно ли им предъявленное обвинение, выясняет у каждого из них, признают

ли они себя виновными и желают ли дать мотивированный ответ.

Затем суд устанавливает порядок исследования доказательств.

Какие показания следует заслушивать и исследовать первыми -

несовершеннолетних подсудимых, потерпевших или свидетелей? Если по делу

несколько подсудимых и в преступной группе имеется явный лидер, кого

заслушать раньше? Подобные вопросы уголовно-процессуальный закон не решает.

Однако это вопросы ведения судебного следствия.

Само понятие "судебное следствие" предполагает наличие и использование

ряда методов и приемов исследования имеющихся фактов, обусловливает

применение определенной тактики. Таким образом, судебное следствие,

применение в его ходе тактических методов и приемов признается

законодателем неотъемлемой составляющей уголовного процесса. «Необходимость

разработки специальных тактических приемов, применяемых судом по делам

несовершеннолетних, обусловлена тем, что судебное разбирательство не

является лишь утверждением или отрицанием выводов предварительного

следствия, а представляет собой решающую и основную стадию уголовного

процесса, которая имеет помимо общих свои цели и задачи.»[21]

Центральная часть данной стадии - судебное следствие - это

самостоятельное, всестороннее, полное и объективное исследование всех

обстоятельств дела.

Как одну из основных задач судебного следствия следует назвать

непосредственное исследование судом всех имеющихся по делу доказательств.

Его особенности обусловлены самой сущностью, ролью и значением стадии

судебного разбирательства, которой свойственны принципы публичности,

гласности, процессуального равноправия сторон.

Тактические рекомендации, составляющие основу ведения судебного

следствия и применяемые в судебном разбирательстве, должны обеспечивать

тщательное, всестороннее, полное и объективное исследование всех

обстоятельств дела, способствовать установлению объективной истины по делу,

обеспечивать постановление законного и обоснованного приговора. В то же

время в судебном процессе могут применяться не любые тактические

рекомендации, приводящие к установлению объективной истины, а только

соответствующие требованиям законности и этики.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает особый

порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних, учитывая их

возрастные и психологические особенности, недостаточный жизненный опыт,

эмоциональную неустойчивость, недооценку общественной опасности своих

действий и тяжести их последствий. В свою очередь тактика ведения судебного

следствия по конкретному делу несовершеннолетнего должна строиться с учетом

того, что внешнее поведение подростка нередко отражает действие тех

причинных факторов, которые лежат в его основе.

Далее в своей работе, я рассмотрел некоторые вопросы ведения судебного

следствия по делам несовершеннолетних.

УДАЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДСУДИМОГО ИЗ ЗАЛА СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

Если в судебном разбирательстве предстоит исследовать обстоятельства,

могущие отрицательно повлиять на несовершеннолетнего (например, при

обсуждении недостойного поведения родителей, обстоятельств совершения

соучастниками подростка других преступлений и т.д.), суд, выслушав мнение

защитника, законного представителя несовершеннолетнего и заключение

прокурора, вправе своим определением удалить несовершеннолетнего из зала

заседания на время исследования таких обстоятельств. Определение выносится

в порядке ч.3 ст.261 УПК РСФСР.

Временное удаление подсудимого из зала возможно как в подготовительной

части судебного разбирательства, так и в ходе судебного следствия и

судебных прений. Удаление подсудимого из зала единоличным распоряжением

председательствующего не допускается. Суд обязан обеспечить изоляцию

подсудимого от посторонних влияний на время удаления из зала.

О результатах исследования обстоятельств дела в отсутствие подсудимого

председательствующий сообщает ему в тех пределах, которые не нарушают

интересов его правильного воспитания. Подсудимому во всех случаях

представляется возможность задавать вопросы лицу, допрошенному в его

отсутствии.

УЧАСТИЕ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДСУДИМОГО

В судебном заседании должны быть вызваны родители или иные законные

представители несовершеннолетнего подсудимого (ст.399 УПК РСФСР). Законный

представитель, участвуя в судебном заседании, реализует обязанности,

возложенные на него в ст.64, 147, 150, 153 СК РФ, по защите прав и

интересов, несовершеннолетних во всех учреждениях, в том числе судебных.

В список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, обязательно

включается законный представитель - один из родителей, опекун или

попечитель. Если лицо выполняло эти функции на предварительном следствии,

то оно вызывается в этом качестве и в судебное заседание. Суд, однако,

вправе возложить эти функции на любого из родителей с учетом их мнения и

задачи обеспечить защиту интересов несовершеннолетнего. В случае, когда в

судебное заседание явились оба родителя, суд с учетом их мнения и исходя из

задач обеспечения защиты законных интересов несовершеннолетнего, может

права законного представителя в судебном процессе предоставить одному из

них, о чем выносит определение.

Законные представители участвуют лишь по делам лиц, не достигших 18

лет к моменту производства соответствующих процессуальных действий. С

момента достижения лицом совершеннолетия функция законного представителя

прекращается, и следователь, суд ограничиваются допросом родителей, бывших

опекунов и попечителей в качестве свидетелей. Функция гражданского

ответчика, однако, не прекращается.

Разъяснение прав законному представителю целесообразно производить

сразу же после разъяснения прав подсудимому. В суде законный представитель,

своими объяснениями, ходатайствами, вопросами, показаниями способствует

выяснению обстоятельств, характеризующих несовершеннолетнего, условий его

жизни и воспитания, уровня развития; причин и условий, способствовавших

преступлению. Законный представитель не участвует в судебных прениях.

Однако, давая объяснения, заявляя ходатайства, он имеет возможность

сообщить свое мнение о доказанности обвинения, причинах и условиях

преступления, смягчающих обстоятельствах.

Если законный представитель - одновременно и гражданский ответчик, он

пользуется правами гражданского ответчика (ст. 55 УПК РСФСР). «Законный

представитель, привлеченный одновременно в качестве гражданского ответчика

и возместивший соответствующую долю ущерба, не должен рассматриваться как

гражданский ответчик за невозмещенную родителями других несовершеннолетних

обвиняемых долю ущерба»[22].

Суд должен выяснять мнение законного представителя по возникающим

вопросам наряду с мнением других участников судебного разбирательства. При

выяснении мнения о полноте судебного следствия целесообразно напомнить

требования ст. 392 УПК РСФСР.

При необходимости допроса законного представителя в качестве свидетеля

и предупреждении его об ответственности за отказ от дачи показаний и дачу

заведомо ложных показаний ему должно быть одновременно разъяснено его

конституционное право отказа от свидетельствования против самого себя,

супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). «Поскольку

законный представитель, как и потерпевший, не удаляется из зала судебного

заседания вместе со свидетелями, по возможности он допрашивается первым из

свидетелей. При оценке его показаний учитывается, что он присутствовал в

зале и знакомился с делом»[23].

Существуют случаи, когда законный представитель может быть временно

удален из зала (например, если подсудимый боится давать при родителях

показания). После возвращения в зал ему сообщается, что произошло в его

отсутствие. В определении об устранении законного представителя или

ограничении его присутствия должны излагаться конкретные основания для

такого решения; суд может поставить этот вопрос на обсуждение участников

судебного разбирательства.

Если родители (заменяющие их лица) устранены от участия в деле, может

быть вызван представитель органов опеки и попечительства. Он осуществляет

функции законного представителя и в случаях, когда несовершеннолетние не

имеют родителей и проживают одни или у лиц, не оформленных в качестве

опекунов, попечителей. Если несовершеннолетний помещен в соответствии со

ст.123 СК РФ в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без

попечения родителей, любого типа, законным представителем в судебном

разбирательстве является представитель этого учреждения.

Неявка законных представителей подсудимого не приостанавливает

рассмотрение дела, если суд не найдет их участие необходимым.

Законный представитель вправе ознакомиться с протоколом судебного

заседания и подать замечания на него.

УЧАСТИЕ В СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

В целях усиления воспитательного воздействия судебного разбирательства

дел несовершеннолетних, всестороннего исследования обстоятельств

совершенного преступления, наиболее полного выяснения данных,

характеризующих личность и поведение несовершеннолетнего, условий его жизни

и воспитания суд может признать обязательным участие в судебном

разбирательстве представителей предприятий, учреждений и организаций, в

которых учился или работал подсудимый, а так же представителей инспекции

или комиссии по делам несовершеннолетних. Перечисленный перечень

организаций не является исчерпывающим. К иным организациям относятся,

например, органы опеки и попечительства, жилищно-коммунальные,

здравоохранения, социальной помощи и защиты и др., а также общественные

формирования по месту жительства, которые участвуют в воспитательной и

профилактической работе с несовершеннолетними.

Вопрос о вызове представителей решается, как правило, при назначении

судебного заседания. Вызванные или явившиеся представители могут быть по

определению суда оставлены в зале и в случаях, когда дело будет слушаться в

закрытом заседании. Вызов в порядке ст. 400 УПК РСФСР производится по

правилам вызова свидетелей.

Лица, указанные в ст. 400 УПК РСФСР, могут по инициативе суда или по

ходатайству участников судебного разбирательства либо по собственной

инициативе участвовать с разрешения суда в исследовании доказательств в

ходе судебного следствия. Они могут быть и допрошены в качестве свидетелей,

например, для восполнения пробелов в справках и характеристиках,

представленных о несовершеннолетнем соответствующей организацией. Участвуя

в исследовании доказательств, они вправе задавать вопросы, заявлять

ходатайства и т.д. В частности, им предоставляется (путем постановки перед

ними вопросов) возможность излагать суду мнение о подсудимом или его

родителях, о предпринимавшихся мерах предупредительного, воспитательного

характера и о других обстоятельствах.

ВОПРОСЫ РАЗРЕШАЕМЫЕ СУДОМ ПРИ ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРИГОВОРА

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМУ

При постановлении приговора несовершеннолетнему суд наряду с

вопросами, перечисленными в статье 303 УПК РСФСР, обязан обсудить вопрос об

условном осуждении, о назначении наказания, не связанного с лишением

свободы, а также об освобождении от наказания в случаях, предусмотренных

статьей 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает

следующие вопросы (ст.303 УПК РСФСР):

1. имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

2. содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным

законом оно предусмотрено;

3. совершил ли это деяние подсудимый;

4. виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;

5. подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление. В

данной части специально обсуждаются, основания для освобождения виновного

от наказания в соответствии со ст. 92 УК (с применением принудительных

мер воспитательного воздействия). Это правило применяется по делам о

преступлениях небольшой и средней тяжести, совершенных

несовершеннолетним;

6. какое именно наказание должно быть назначено подсудимому и подлежит ли

оно отбытию подсудимым. «При разрешении судом данного вопроса,

необходимо обсудить, не будет ли достаточным назначение наказания

несовершеннолетнему, не связанного с лишением свободы или с применением

условного осуждения. При этом надо иметь в виду, что перечень

обязанностей, которые суд может возложить на условно осужденного, данный

в ст. 73 УК, не носит исчерпывающего характера. С учетом специфики

личности несовершеннолетних и обстоятельств, способствующих их

преступлениям, может оказаться целесообразным возложение обязанностей,

аналогичных указанным в ч.4 ст.91 УК применительно к ограничению досуга и

установлению особых требований к поведению несовершеннолетнего»[24].;

6.1 какой вид исправительного учреждения с соответствующим режимом должен

быть определен подсудимому на основании статьи 58

Уголовного кодекса Российской Федерации при назначении ему наказания в

виде лишения свободы;

7. подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в пользу кого и в каком

размере, а также подлежит ли возмещению материальный ущерб, если

гражданский иск не был предъявлен;

8. как поступить с вещественными доказательствами;

9. на кого и в каком размере должны быть возложены судебные издержки;

10. о мере пресечения в отношении подсудимого.

Решение вопроса об освобождении от наказания с применением

принудительных мер воспитательного воздействия либо о назначении наказания,

не связанного с лишением свободы, либо условного осуждения, происходит не

автоматически.

Выясняются следующие обстоятельства:

> Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в

совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами (ч.2

ст.89 УК РФ).

> Суд с особой осторожностью подходить к смягчению наказания

несовершеннолетним, совершившим преступления, повлекшие тяжкие

последствия, а также несовершеннолетним, ранее осуждавшимся условно и к

мерам наказания, не связанным с лишением свободы, либо освобождавшимся от

уголовного наказания (в том числе в связи с применением мер, заменяющих

уголовное наказание, по амнистии и т.д.).

> Особо осторожно суд подходит к случаям, когда несовершеннолетний

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.