реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних

Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних

П Л А Н

|I |Введение……………………………………………………………………………. |3 |

|II |Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних……………. |4 |

| |1. |Общая характеристика…………………………………………………….. |4 |

| | |Понятие несовершеннолетнего………………………………………………… |4 |

| | |Подследственность по делам несовершеннолетних………………………….. |4 |

| | |Профессиональная компетентность лиц, осуществляющих производство| |

| | |по делам несовершеннолетних…………………………………………………….. |6 |

| |2. |Предмет доказывания по делам о преступлениях | |

| | |несовершеннолетних……………………………………………………….. |8 |

| | |Возраст несовершеннолетнего…………………………………………………. |8 |

| | |Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего………………… |10 |

| | |Причины и условия способствовавшие совершению преступления………… |12 |

| | |Данные о взрослых подстрекателях и иных соучастников |13 |

| | |преступления….. |15 |

| | |Выявление умственной отсталости несовершеннолетнего…………………... | |

| |3. |Предварительное (досудебное) производство по делам о | |

| | |преступлениях несовершеннолетних…………………………………….. |18 |

| | |Арест несовершеннолетнего…………………………………………………… |18 |

| | |Отдача несовершеннолетнего под присмотр………………………………….. |20 |

| | |Особый порядок вызова несовершеннолетнего………………………………. |22 |

| | |Участие адвоката (защитника) при производстве по делам | |

| | |несовершеннолетнего…………………………………………………………… |23 |

| | |Участие законных представителей в производстве по делам | |

| | |несовершеннолетних……………………………………………………………. |24 |

| | |Участие педагога в допросе несовершеннолетнего…………………………... |25 |

| | |Выделение дела о несовершеннолетнем в отдельное производство…………|26 |

| | | | |

| | |Ознакомление законного представителя несовершеннолетнего |27 |

| | |обвиняемого с материалами дела производство………………………………. | |

| |4. |Судебное разбирательство по делам о преступлениях | |

| | |несовершеннолетних……………………………………………………….. |28 |

| | |Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних………….|28 |

| | | |30 |

| | |Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного | |

| | |заседания.. |31 |

| | |Участие в судебном заседании законных представителей | |

| | |несовершеннолетнего подсудимого…………………………………………… |33 |

| | |Участие в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних | |

| | |представителей предприятий, учреждений и организаций…………………... |34 |

| | |Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора | |

| | |несовершеннолетнему…………………………………………………………... |37 |

| | |Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с | |

| | |применением принудительных мер воспитательного |40 |

| | |воздействия………………………….. | |

| | |Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с | |

| | |направлением в специальное воспитательное или | |

| | |лечебно-воспитательное учреждение……. | |

| |5. |Семейные суды по делам несовершеннолетних………………………… |42 |

|III|Заключение………………………………………………………………………... |45 |

| |Список использованной литературы…………………………………………... |46 |

В В Е Д Е Н И Е

Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях

несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных,

психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц

не достигших совершеннолетнего возраста.

Включение в УПК главы об особенностях производства по делам

несовершеннолетних соответствует международно-правовым обязательствам

России. Это Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления

правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985 г.).

«Пекинские правила» призваны содействовать повышению воспитательного и

предупредительного значения предварительного следствия и судебного

разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних. В данных

правилах заключены следующие принципы они:

> направлены на то, чтобы любое дело в отношении несовершеннолетнего велось

быстро, без каких-либо задержек;

> предусматривают возможность прекращения дела по не реабилитирующим

основаниям на досудебных этапах с тем, чтобы ограничить негативные

последствия судебного разбирательства и приговора (предание огласки

содеянного, судимость и др.);

> обязывают проводить судебное разбирательство таким образом, чтобы оно

отвечало интересам несовершеннолетнего и обеспечивало ему возможность

участвовать в нем и свободно излагать свои показания;

> требуют, чтобы должностные лица, ведущие производство по этим делам,

обладали соответствующей квалификацией;

> предписывают уважать право несовершеннолетнего на конфиденциальность,

ограждать их от причинении вреда из-за ненужной гласности;

> рекомендуют последовательно проводить принцип соразмерности при выборе

мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, учитывая тяжесть, мотивы

и причины совершения деяния, особенности личности и другие обстоятельства

дела.

Правила производства по указанным делам нацелены:

> на создание дополнительных гарантий полного, всестороннего и объективного

исследования обстоятельств дела,

> выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним,

> реализации ими своих процессуальных прав,

> применения обоснованных и справедливых уголовно-правовых и воспитательных

мер воздействия на несовершеннолетнего с учетом данных о его личности и

содеянного.

Исходя из этих требований, установленный в Уголовно-Процессуальном

кодексе РСФСР порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает

возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение

дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц по защите прав и

интересов детей и т.д.). Также предусмотрен ряд дополнительных гарантий

установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних,

предупредительного воздействия судопроизводства.

Порядок производства по делам несовершеннолетних определяется общими

правилами УПК, и положениями главы 32 (ст. 392 – 402 УПК РСФСР). К их

числу относятся также следующие статьи: п.5 ч.1 ст.5; ст.8; ч.2 ст.18; п.8

ст.34; ч.5 ст.47; п.2 ч.1 ст.49; ч.2 ст.50; ч.3 ст.72; п.4 ст.79; чч.2-4

ст.126; ст.138; ст.234; ч.1 ст.325; ч.2 ст.363 и некоторые другие.

Далее я рассмотрел, в своей работе, сам процесс производства по делам

несовершеннолетних, как на предварительном следствии, так и в судебной

стадии, а так же особенности производства по делам несовершеннолетних.

ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОНЯТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Несовершеннолетним является лицо, которое к моменту совершения

преступления не достигло восемнадцатилетнего возраста. Производство по

делам несовершеннолетних применяется также и в следующих случаях, когда

лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, а к моменту

процессуального действия достигло этого возраста. А также когда часть

преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть - после достижения

совершеннолетия.

Но с момента совершеннолетия правила ст.394, 395, 399, 401, 401.2, 402

не применяются, поскольку на лиц, достигших 18 лет и обладающих полной

гражданской дееспособностью, предусмотренные в этих случаях меры и гарантии

не распространяются.

ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

По всем делам несовершеннолетних обязательно производство

предварительного следствия. Статья 126 УПК РСФСР ранее предусматривала

подследственность этих дел следователям органов внутренних дел. В

соответствии с Законом РФ от 15 декабря 1996 г. существующая редакция этой

статьи предусматривает следующие изменения:

> на следователей органов внутренних дел возложено производство по делам

несовершеннолетних, перечисленных в ч.1 ст.126 УПК РСФСР (то есть по

делам о преступлениях, которые в случаях совершения их совершеннолетними

не требовали бы предварительного следствия);

> предварительное следствие по делам о преступлениях совершеннолетних, по

которым оно обязательно, независимо от возраста обвиняемых, возлагается

на следователей того органа, к общей подследственности которого

соответствующие дела относятся;

> в случаях, предусмотренных последней частью ст.126 УПК РСФСР,

подследственность дел, обвиняемыми по которым являются как

несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица, определяется прокурором.

Выше перечисленное распространяется и на случаи, когда преступление было

совершено в несовершеннолетнем возрасте, но к моменту производства лицо

достигло совершеннолетия.

«Если в поступившей жалобе по делу частного обвинения содержится

просьба о привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетнего...

судья, возбудив уголовное дело, обязан направить его прокурору для

производства предварительного следствия»[1].

Орган дознания также вправе возбудить дело о преступлении

несовершеннолетнего и производить по нему неотложные следственные действия

в рамках ст.118, 119 и ч.1 ст.124 УПК РСФСР. Но дознание не вправе

прекратить такое дело, а обязан передать его следователю.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ПО

ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В данной части курсовой работы хотелось бы отметить вопрос о

профессиональной компетентности лиц, осуществляющих производство по делам

несовершеннолетних. Международно-правовые документы предусматривают

необходимость обеспечить профессиональную компетентность лиц,

осуществляющих производство по делам несовершеннолетних.

Лица, в компетенцию которых входит принятие решений в отношении

несовершеннолетних, могут иметь самую различную квалификацию. Все эти лица

должны иметь минимальную подготовку в области права, социологии,

психологии, криминологии и наук о поведении. Это требование имеет столь же

важное значение, как и организационная специализация и независимость

компетентного органа власти.

Профессиональная квалификация является необходимым элементом для

обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в

отношении несовершеннолетних. Поэтому необходимо улучшить набор,

продвижение и профессиональную подготовку персонала и обеспечить его

необходимыми средствами, которые позволяли бы ему соответствующим образом

выполнять свои функции.

В целях достижения беспристрастности при отправлении правосудия в

отношении несовершеннолетних следует избегать любой дискриминации на

политической, социальной, половой, расовой, религиозной, культурной или

любой другой основе в отношении отбора, назначения и продвижения персонала

в системе правосудия по делам несовершеннолетних.[2]

«На практике применяется специализация следователей, прокуроров и

судей по делам несовершеннолетних. В частности, по этим делам рекомендуется

вызывать народных заседателей из числа педагогов и иных лиц, имеющих опыт в

воспитании молодежи; дела данной категории целесообразно рассматривать под

председательством одних и тех же наиболее квалифицированных судей»[3].

«Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает

необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения

и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики,

социологии, психологии»[4].

ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В соответствии с международными принципами в области прав и свобод

человека особые правила производства по делам о преступлениях

несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от

необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела,

на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего

правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности,

так и с обстоятельствами преступления. С этой целью законом определены

обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях

совершенными несовершеннолетними (ст. 392 УПК РСФСР).

Статья ст. 392 УПК РСФСР детализирует некоторые положения ст.68 УПК

РСФСР. Пленум Верховного Суда РФ, обратил внимание судов[5]:

> на обязательность полного, всестороннего и объективного выяснения данных

о личности обвиняемого;

> выяснение условий его жизни и воспитания;

> изучение мотивов преступления;

> о причинах и условиях, способствовавших его совершению, в том числе о

действиях взрослых, вовлекавших подростков в совершение преступлений либо

создававших для этого благоприятные условия.

ВОЗРАСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Уголовно-процессуальный закон (ст. 392 УПК РСФСР) придает важное

значение доказыванию точного возраста несовершеннолетнего.

Правила установленные в главе 32 УПК применяются по делам лиц, которые

к моменту совершения преступления не достигли восемнадцатилетнего возраста.

Аналогичный порядок производства по делам несовершеннолетних применяется

также следующих случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения

18 лет, а к моменту процессуального действия достигло этого возраста. А

также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть

- после достижения совершеннолетия. «При рассмотрении дел этой категории

следует учитывать, что участие защитника... обязательно с момента

задержания, ареста, предъявления обвинения и в судебном разбирательстве,

независимо от того, достиг ли обвиняемый, совершивший преступление в

возрасте до 18 лет, к этому времени совершеннолетия. Это правило относится

и к случаям, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых

совершено им в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения

совершеннолетия»[6].

Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и

дня. Лицо считается достигшим возраста 14, 16, 18 лет по истечении суток,

на которые приходится дата рождения, т. е. со следующих суток. Эти данные

устанавливаются копией свидетельства о рождении (метрика), паспортом либо

протоколом осмотра свидетельства о рождении (паспорта). При противоречии

между данными о возрасте необходим запрос по месту регистрации рождения.

При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным

получить их копии (дубликат), а также в случае сомнений относительно

подлинности документов, удостоверяющего возраст несовершеннолетнего,

назначается судебно-медецинская экспертиза (ст.79 УПК РСФСР).

На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены

следующие вопросы:

> каков в настоящее время возраст представленного для обследования

подозреваемого (обвиняемого);

> достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения

преступления (должно быть указано число, месяц, год и время суток) 14-

летнего, 16-летнего, 18-летнего возраста.

На разрешение экспертизы нельзя ставить вопрос о соответствии уровня

развития подростка его паспортному возрасту или возрасту уголовной

ответственности, так как компетенция судебных не позволяет им

диагностировать реальный уровень психического развития несовершеннолетнего

(психологический возраст подростка)[7].

«В случае установления возраста экспертизой за дату рождения

принимаются последние сутки года рождения, установленного экспертизой. Если

экспертиза определяет возраст максимальным и минимальным количеством лет,

то за дату рождения принимаются последние сутки года рождения,

соответствующего минимальному возрасту»[8].

Данные о возрасте несовершеннолетнего способствуют:

> установлению личности обвиняемого и решению вопроса о возможности

привлечения его к уголовной ответственности (ст.20 УК РФ);

> определению возможности совершения конкретного деяния с учетом физических

данных несовершеннолетнего (например: оказать реальное сопротивление

взрослому, совершить насильственный половой акт и т.д.);

> скорейшему практическому осуществлению вопроса об особом порядке

судопроизводства по уголовному делу;

> учету возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе

выполнения следственных действий;

> обеспечение применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах

наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, о

применении принудительных мер воспитательного воздействия и др.

ВЫЯСНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется для

всестороннего изучения физического и психологического состояния подростка,

уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его

характера.

Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности

несовершеннолетнего, необходимы:

> для установления мотивов преступления;

> для изучением обстоятельств, связанных с отношением несовершеннолетнего к

содеянному;

> для принятие мер по предупреждению совершения других преступлений;

> для изучения ответственности родителей или воспитателей.

При изучении условий жизни несовершеннолетнего в семье, следователю и

суду, необходимо обращать внимание следующее:

> кто фактически занимается воспитанием несовершеннолетнего;

> где и в качестве кого работают родители

> имеет ли обвиняемый имущество или самостоятельный заработок и в каком

размере;

> каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи.

«Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье

формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы,

отношение к труду»[9].

При выяснении условий учебы или работы следователь и суд

устанавливают:

> в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний;

> в каком классе и какова успеваемость, поведение;

> принимал ли участие в общественной жизни школы;

> с кем дружит;

> применялись ли к обвиняемому меры воспитательного характера и за какие

проступки.

Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал,

выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли

это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией

по делам несовершеннолетних.

В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его

связи, времяпрепровождение, круг знакомых отрицательно влияющих на

подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно

знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого

времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он

добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения.

Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом.

Существенное значение имеют следующие обстоятельства:

> совершал ли он раннее преступления, когда и какие;

> за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был

осужден;

> где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;

> находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько

времени;

> состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

> привлекался ли к административной ответственности.

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению

преступления, собираются данные относительно:

> источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек

(отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное

нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и

т.д.);

> обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и

непосредственно толкнули на преступление;

> обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и

совершения преступления, а также способствовавшие к формированию

преступных групп и их антиобщественной деятельности.

> устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, наркотиков,

других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их

употреблением;

> источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления;

> выясняются мотивы преступления, в том числе специфические возрастные

мотивы (кража, угон машины для того, чтобы "показать себя", и т.д.) или

мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами.

Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие

рецидиву в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и

общественности. «Так, если несовершеннолетний совершил повторное

преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия

наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.