![]() |
|
|
Исполнение уголовных наказанийстремлении позитивно изменить личность преступника, отбывающего уголовное наказание, то это означает, что к самому понятию «исполнение наказания» следует применять в известном смысле расширительное толкование. То есть к его пониманию нужно подходить не только с юридических, социальных, политических, экономических позиций, но и с позиций социально-нравственных, охватывающих психологические и педагогические аспекты, выходящие за рамки сугубо исполнительных функций»[31]. В.А. Никонов разделяет цели наказания на цели-результаты (общая и частная превенция) и цели-средства (исправление осужденных). «Нам кажется, - пишет он, - было бы более логичным назвать в статье закона сначала цели- результаты , и уже затем наиболее желаемые средства их достижения»[32]. Цель-исправление осужденных в УК РСФСР 1960 года звучала как «исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития». «Исполнение наказания, дополненное мерами исправительно-трудового воздействия и специального принуждения, направлено на осуществление целей исправления и перевоспитания осужденных, а также специального (частного) предупреждения»[33] - пишет Н.А. Стручков. По его мнению, «карательно- воспитательный процесс представляет собой разновидность социально- воспитательного процесса, применяемого по отношению к гражданам, ставшим правонарушителями и потому нуждающимся в особом воздействии»[34]. Против целей исправления, как правило, высказываются два аргумента: первый - исправление осужденного - это средство достижения частно- предупредительной цели; второй аргумент - труднопознаваемость критериев исправления[35]. Такие возражения, как нам кажется, не принципиальны. «Исправить преступника - пишет Н.А. Стручков, - значит подвергнуть изменению к лучшему отдельные его взгляды, привычки, навыки»[36]. При этом, воздержание от совершения новых преступлений может и не предполагать таких изменений, а, например, действовать под угрозой наказания. А цель исправления, это цель- стимул (ориентир), к которому должна стремиться уголовно-исполнительная система, стратегия ее деятельности. Она оправдывает существование государственных органов и учреждений, также как и совокупности всех мер, применямых к осужденным. Иными словами, исправление осужденных - это основа пенитенциарной доктрины. «Воспитательная функция наказания, закрепленная в уголовно-исполнительном законодательстве в соответствующей отрасли права, в целом, должна иметь первостепенное значение. Только при этих условиях мы будем говорить о правовых гарантиях, обеспечивающих основное гуманное требование: при отбывании наказания, главным фактором должна быть личность осужденного, сам человек, совершивший преступление»[37]. Избирая методологическую основу концепции наказания, мы остановились на синтезе классической и социологической школ. Признавая свободную волю субъекта, мы признаем рациональность теории наказуемости, а, следовательно, презумируем возможность исправления. Совершенно справедливо высказывание Г.П. Байдакова, о том, что «сохранение в законодательстве целей исправления не может ставится под сомнение тем фактом, что существует рецидивная преступность. Во-первых, недостижение этой цели свидетельствует не о ее принципиальной несостоятельности, а лишь о сегодняшней ограниченности средств ее достижения. Во-вторых, признание неисправимости преступника не соответствует ни принципу гуманизма, ни возможностям человека выбирать определенное поведение»[38]. Поднимая проблему соотношения наказания и исправления, следует согласиться с мнением А.В. Шамис: «именно при исполнении наказания происходит наибольшее влияние на правовое и нравственное обоснование наказания, социально-правового положения личности в обществе, характера, устойчивости общественного строя, экономических и политических полномочий государства. Все эти социальные и правовые категории имеют определенную нравственно-воспитательную окраску и сами по себе влияют на формирование исправительных функций по исполнению уголовных наказаний, учреждений, его исполняющих»[39]. 2. Политика государства в области исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных на различных этапах развития российского государства, проблемы ее развития и совершенствования. Вопрос любого исследования надлежит считать нераскрытым, если при рассмотрении проблемы не были освещены исторические аспекты исследуемого явления. Проследить исторические связи объекта изучения - это означает не только охарактеризовать совокупность детерминированных историческим развитием преобразований, но и определить, что способствовало этому развитию, благоприятствовало его становлению. Задачей данной главы настоящего исследования является систематизация изменений в осуществлении функций государства по исполнению уголовных наказаний и исправлению осужденных, в период с 70-х по 2000 гг. Используя методологию исторического и сравнительного анализа, автор предпринял попытку обобщения тех изменений в функционировании пенитенциарной системы, которые стали возможными вследствии глобальных политико-экономических и идеологических перемен в социальном укладе нашего государства. Хронологические границы автор определил исходя из соотношения состояния исправительной системы в период с 70-х по 2000 гг. В первой части настоящей главы будет рассмотрен период с 70-х по начало 90-х гг. Во второй части - период с начала 90-х по 2000 гг. 1. Период с 70-х по начало 90-х гг. Вопрос о новой кодификации исправительно-трудового законодательства был поставлен на шестой сессии Верховного Совета СССР четвертого созыва в 1957 году, а затем на второй сессии Верховного Совета СССР пятого созыва в декабре 1958 года. Тогда же были определены и формы новых законодательных актов - Основы исправительно-трудового законодательство Союза ССР и союзных республик и исправительно-трудовые кодексы союзных республик. Однако в отличии от уголовного законодательства и законодательства об уголовном судопроизводстве подготовка третьей кодификации исправительно-трудового законодательства затянулось более чем на десятилетие. В этот период деятельность исправительно-трудовых учреждений не регламентировалась законами в собственном смысле слова. Она регулировалась подзаконными, в основном ведомственными нормативными актами. Так, деятельность одних мест лишения свободы регламентировалась утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 августа 1961 года; Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах[40]; трудовых колоний для несовершеннолетних - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1968 года[41], отбывание лишение свободы в ИТК - поселениях - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 года[42]. Порядок исполнения исправительных работ, ссылки и высылки регулировался ведомственными инструкциями МВД СССР. Вопрос о принятии Основ обсуждался на шестой сессии Верховного Совета СССР седьмого созыва 11 июля 1969 года. Для их принятия потребовалось внести соответствующее дополнение в Конституции СССР 1936 года: Верховный Совет принял Закон «О дополнении статьи 14 Конституции (Основного Закона) СССР»[43]. Одновременно был принят Закон «Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик»[44]. Вслед за утверждением Основ в союзных республиках активизировалась работа по подготовке проектов исправительно-трудовых кодексов. ИТК РСФСР был утвержден восьмой сессией Верховного Совета РСФСР седьмого созыва 18 декабря 1970 года введен в действие с 1 июня 1971 года[45]. Принятие нового исправительно-трудового законодательства потребовало пересмотра целого комплекса ведомственных нормативных актов в области исполнения наказаний. Практика применения нового законодательства выявила целый ряд его недостатков, а происшедшие в конце 80-х гг. существенные социально-политические, экономические и правовые изменения в обществе поставили на повестку дня вопрос о реформе законодательства в области исполнения уголовных наказаний[46]. В законодательстве, теории и практике превалировал явно выраженный «пенитенциарный» уклон, что вело к недооценке мер, не связанных с лишением свободы, препятствовало поиску и реализации действенных альтернатив этому наказанию. Отсутствие эффективной системы альтернативных мер, в числе прочих причин, несомненно, побуждало судебные органы неоправданно широко применять реальное лишение свободы. В середине 80-х годов законодатель пошел по пути создания единого законодательного акта об исполнении всех уголовных наказаний. Главные усилия в тот период были сосредоточены на проекте общесоюзных Основ уголовно-исполнительного законодательства. Но его подготовка в 1983 году по решению бывшего руководства МВД СССР была прекращена. Между тем с каждым годом становилось все более острой необходимость нового законодательства[47]. В 1985-86 гг. проводилась подготовительная работа, анализ и систематизация законодательных и подзаконных актов, предложений, высказанных в печати. Возобновилась работа над проектом общесоюзных Основ в 1986 году во ВНИИ СЗ под руководством профессора Н.А. Стручкова. В 1987 году авторский коллектив в составе Н.А. Стручкова, А.С. Михлина, И.И. Шмарова подготовил концепцию Основ уголовно-исполнительного Союза ССР и союзных республик; она обсуждалась в институте Прокуратуры СССР и во ВНИИ МВД СССР. После 1990 года новое исправительно-трудовое (уголовно- исполнительное) законодательство разрабатывалось в рамках российской системе права. Помимо становления правовой базы, представляется интересным рассмотрение изменений пенитенциарной системы. Исправительно-трудовые колонии признавались основным видом ИТУ для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. Это отражало фактически сложившееся к тому времени положение. Так, в 1968 году в колониях отбывали наказание 99,7% осужденных к лишению свободы[48]. Вид исправительно-трудового учреждения с соответствующим режимом, в котором осужденный отбывал наказание, определялся судом на основании ст. 24 УК РСФСР. Порядок направления осужденных в ИТУ устанавливался МВД СССР. Исправительно-трудовые колонии подразделялись по видам режима. В числе охраняемых колоний выделялись колонии общего, усиленного, строго и особого режима[49]. В соответствии с ч.1 ст.62 ИТК РСФСР (ст.24 УК РСФСР) в колониях общего режима должны были отбывать наказания мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за преступления, не являющиеся тяжкими, а также женщины, осужденные к лишению свободы, кроме признанных особо опасными рецидивистками, и женщин, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке амнистии или помиловании. ИТК усиленного режима предназначались для содержания мужчин, впервые осужденных за тяжкие преступления (ч.1 ст.63 ИТК РСФСР). В них по решению суда могли направляться другие осужденные к лишению свободы мужчины, за исключением признанных особо опасными рецидивистами и осужденных, которым наказание в виде смертной казни было заменено лишением свободы в порядке амнистии или помиловании. В колонии строго режима направлялись не признанные особо опасными рецидивистами мужчины, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы (независимо от наличия судимости), мужчины, совершившие особо опасные государственные преступления, а также женщины, совершившие особо опасные государственные преступления либо признанные особо опасными рецидивистками, и женщины, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии[50]. Колонии особого режима предназначались для осужденных мужчин - особо опасных рецидивистов, мужчин, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии (ст.65 ИТК РСФСР). Изменения произошли и с системой исправительно-трудовых колоний - поселений. В период принятия Основ исправительно-трудового законодательства и ИТК РСФСР они предназначались для содержания лиц, «твердо вставших на путь исправления», переведенных туда из колоний общего, усиленного и строго режимов в порядке, предусмотренном ст.51 ИТК. В 1985 году появляется новый вид исправительно-трудовых колоний- поселений. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1985 года и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 сентября 1985 года[51], в колонии - поселения направлялись также лица, осужденные впервые за умышленные преступления, указанные в абзаце ч.4 ст.24 УК РСФСР. Воспитательно-трудовые колонии (ВТК) подразделялись на колонии общего и усиленного режима. Согласно ст.75 ИТК РСФСР 1970 года ВТК общего режима предназначались для содержания всех осужденных и несовершеннолетних женского пола и несовершеннолетних мужского пола, осужденных впервые за преступления, не являющиеся тяжкими. В ВТК усиленного режима ранее отбывали наказания несовершеннолетние мужского пола, а также осужденные за тяжкие преступления, а после Указа от 18 сентября 1985 года последняя категория в ВТК усиленного режима уже не направлялась[52]. Режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы с 70-х по 90-е гг. в своей основе был определен Положением об ИТК и тюрьмах 1961 года, установившим все основные его содержательные характеристики. В Положении был определен правовой статус помещений камерного типа, порядок и условия перевода туда осужденных. Положение закрепило основные права и обязанности осужденных, установило четко определенные нормы питания для различных категорий лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Основы исправительно-трудового законодательства и ИТК РСФСР относили режим отбывания наказания к основным средствам исправления и перевоспитания осужденных. Понятие режима законодателем не определялось. Основные требования режима определялись в ст.22 ИТК РСФСР: обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор над ними с тем, чтобы исключить возможность совершению ими новых преступлений или других антиобщественных поступков; точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей; различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденных. Правовые основы режима исполнения лишения свободы складывались не только из норм Основ и ИТК РСФСР, но и из широкого комплекса подзаконных (ведомственных) актов. К числу средств обеспечения режима в местах лишения свободы в период 70-х по начало 90-х гг. можно отнести меры предупреждения и пресечения правонарушений, которые могли применяться как к осужденным, так и к иным лицам, вступающим в контакт с осужденными; меры поощрения; меры взыскания; изменение условий содержания в пределах одного ИТУ; изменение условий содержания в результате перевода осужденного из одного ИТУ в другое. Следует согласиться с мнением А.И. Зубкова, который пишет, что «пожалуй, не одна из мировых пенитенциарных систем не была столь жестко ориентирована на использование труда осужденных, как советская»[53]. В 80-е годы труд осужденных применялся в производстве, относящемся более чем к тридцати отраслям и подотраслям народного хозяйства, среди которых ведущее место занимала лесозаготовительная промышленность, машиностроение, металлобработка, швейная промышленность. Согласно ч.1 ст.39 ИТК РСФСР труд лиц лишенных свободы, должен был оплачиваться в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, существующим в народном хозяйстве. Вместе с тем действовало правило, по которому начисление заработка осужденным осуществлялась «с учетом частичного возмещения ими расходов по содержанию исправительно- трудовых учреждений». Практически это означало введение так называемых понижающих коэффициентов, при применении которых, заработная плата, начисляемая осужденным, оказывалась значительно меньше той, которую получали за соответствующую работу свободные граждане. Вопросы политико-воспитательной работы регулировались ст.44 ИТК РСФСР которая закрепляла основные формы политико-воспитательной работы: трудовое соревнование, разъяснение советского законодательства; агитационную и пропагандистскую работу; культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу; индивидуальную работу. Подводя итог характеристике исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных, следует подчеркнуть закрытый тип пенитенциарной системы того времени. «Тюремный организм» представлял собой изолированное образование, к работе которого не допускались средства массовой информации, представители общественности и международные правозащитные организации. Объективные условия того времени определили природу всех общественных отношения, в пределах которых исполнялось (отбывалось) уголовное наказание. Своего рода «оттепель» пенитенциарная система СССР стала претерпевать с демократизацией общественных отношений, признанием ценностью прав и свобод человека, либерализацией уголовно-исполнительной политики и гуманизацией процедуры назначения и исполнения наказаний. 2. Период 90-х - 2000 гг. Нормотворческая деятельность, касающаяся реорганизации уголовно- исполнительной системы, условий ее функционирования и обращения с осужденными, была весьма активной: за время 1991 по 1999 гг. было принято свыше сорока различных нормативных актов (законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ). Это был, пожалуй, самый насыщенный по уровню нормотворческой работы период, что обуславливалось потребностями гуманизации и приведения порядка и условий содержания осужденных в соответствие с требованиями международных стандартов, перехода к рыночным отношениям и стабилизации уголовно-исполнительной системы. Первыми в ряду нормативных актов, направленных на реорганизацию уголовно-исполнительной системы были Указы Президента России: от 30 ноября 1991 года «Об изменениях в системе оплаты труда осужденных и лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях МВД РСФСР», от 12 октября 1992 года «О приватизации в органов внутренних дел Российской Федерации». Эти нормативные акты отменили 50-ти процентные удержания из заработка осужденных и запретили к приватизацию предприятий, учреждений и организаций ОВД[54]. 22 апреля 1994 года Указом Президента «О сокращении численности внутренних войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации» функции охраны учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов от внутренних войск МВД РФ переданы учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы. Существенные изменения произошли с принятием Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно- процессуальный кодекс РСФСР». Закон привел российское исправительно- трудовое законодательство в соответствие с нормами международного права. Впервые осужденным была гарантирована свобода совести и вероисповедания, разрешено посещать места лишения свободы служителям культа различных конфессий для отправления религиозных обрядов, ряд других нововведений[55]. Законом Российской Федерации от 17 декабря 1993 года «О внесении изменений в ст.24 Уголовного кодекса РСФСР» было введено положение, согласно которому при замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно могло быть назначено пожизненно; этим Законом было положено начало функционирования учреждений, предназначенных для содержания лиц, отбывающих лишение свободы пожизненно. Закон Российской Федерации от 18 февраля 1993 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции» отменил такие виды наказаний, как ссылка, высылка, условное осуждение (условное освобождение) с обязательным привлечением к труду. Изменения, внесенные Законом к Российской Федерации от 6 июля 1993 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР и Исправительно- трудовой кодекс РСФСР», были также достаточно существенными. Им были ликвидированы исправительно-трудовые колонии усиленного режима, а осужденные, в них содержащиеся, были переведены в колонии с более легким режимом. Особенно значимым для развития уголовно-исполнительной системы в новых условиях ее функционирования был Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Этот нормативный акт определил организационно- структурное построение уголовно-исполнительной системы, деятельности ее звеньев[56]. 21 декабря 1996 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно- трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации». В связи с тем, что новый УК РФ вступал в действия с 1 января 1997 года, для его успешного применения необходимы были соответствующие изменения сферах процессуальной и уголовно-исполнительной деятельности. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |