реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Управление персоналом

Моделирование поведения менеджера заключается в том, что записываются

или показываются на видео, а затем обсуждаются ситуации и межличностные

проблемы, с которыми сталкиваются руководители (жалобы, интриги,

сопротивление изменениям). После этого несколько человек разыгрывают

сходные ситуации, а остальные следят за событиями и соответственно

реагируют на них или могут предлагать свои ситуации.

Одной из форм деловой игры является ролевая, когда каждому назначается

определенная роль в ситуации (кейсе) и поручается играть ее, реагируя на

игру другого, а одному из участников приходится быть центральной фигурой и

действовать соответственно. В рамках ролевых игр моделируются социальные

ситуации, где участники, выступая в той или иной роли, должны уметь решать

соответствующие проблемы под контролем тренера и коллег для исправления

недостатков повышения социальной компетенции, развития практики общения.

Другой формой деловой игры является «упражнение в корзине для бумаг»

(или «баскетбольная корзина»). Суть ее состоит в том, что обучаемые

ставятся в положение управляющих гипотетической компании и в течение 2—3 ч

должны распределять полномочия, принимать решения, отдавать письменные и

устные распоряжения, отвечать на письма и звонки, общаться с подчиненными,

проводить совещания. Для этого им раздаются необходимые материалы (деловая

переписка и описания), где важные и срочные вопросы смешаны с рутинными.

Упражнения должны содержать как можно больше элементов, характерных для

реальных ситуаций, быть применимыми на практике, демонстрировать значение

усвоенного материала. Это помогает играющим научиться критически

анализировать множество ситуаций и проблем и принимать правильные решения.

Формой деловой игры является также имитация собрания без

председательствующего, где менеджеров оценивают по умению выступать и

настойчивости, а также кадровое собеседование, в рамках которого они

выступают в роли представителей службы человеческих ресурсов.

В то же время у деловых игр есть существенный недостаток: они

формируют навыки решения проблем сегодняшнего, а не завтрашнего дня.

Обучения в Иркутском Государственном Техническом Университете

осуществляется по следующим основным направлениям: обучение для усвоения

новых методов и приемов выполнения трудовой деятельности, обучение для

повышения квалификации. Иркутский Государственный Технический Университет

сотрудничает как с российскими, так и зарубежными учебными заведениями.

[pic]

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Мотивы человеческой деятельности

Мотивация – это внутреннее состояние человека, связанное с

потребностями, которое активизирует, стимулирует т направляет его действия

к поставленной цели.

Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к

труду, необходимость удовлетворения различных потребностей

(под потребностью понимается нехватка чего-то, что вызывает со-

стояние дискомфорта).

Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.) и

социальными (в признании, славе); врожденными (в общении) и при-

обретенными (в обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих

выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности);

материальными и нематериальными.

Выделяется три уровня удовлетворения потребностей: минимальный,

обеспечивающий выживание; нормальный, поддерживающий у работника

способность с должной отдачей трудиться и отражающийся в, потребительском

бюджете; уровень роскоши, когда

удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством

демонстрации высокого общественного положения.

При осознании потребностей у человека возникает желание их

удовлетворить, а следовательно, интерес к тому, что позволит это

сделать.

Интересы классифицируются следующим образом:

1. По содержанию — материальные, духовные, профессиональные и проч.

2. По направленности — на деятельность или на результат.

3. По широте — концентрированные и распределенные.

4. По устойчивости — длительные и кратковременные.

Интересы могут быть обусловлены стремлением человека обладать какими-

то не принадлежащими ему объектами или, наоборот, избежать такого

обладания; получать удовлетворение от уже

имеющегося у него, объекта, который он желает сохранить, или изба-виться от

него вследствие неудобств, которые приносит обладание

им. Например, интересная работа приносит человеку наслаждение,

он готов часто трудиться буквально даром; в противоположном

случае он согласен на все, лишь бы ее не делать.

Однако интересы могут повлиять на поведение людей, стать его

мотивами только в случае реальной возможности их осуществить.

Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества

обстоятельств, «включаются» под влиянием стимулов (лат. -

stimulus - заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных

). Стимулы могут быть внутренними (отношение к делу, моральные

обязательства и проч.) и внешними (действия других людей,

предоставляющиеся возможности).

На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее,

быстрее, добросовестнее, тратят меньше сил, лучше усваивают задания и

знания. Но внутреннее побуждение к действию является ре-

зультатом взаимодействия сложной совокупности потребностей, ко-

торые постепенно меняются, и, чтобы мотивировать, руководитель

должен определить эти потребности и найти способ их удовлетворения.

Из сказанного следует, что добиться желаемого поведения

можно двумя путями: подобрать человека с заданным уровнем внут-

ренней мотивации или воспользоваться внешней.

По содержанию стимулы бывают экономическими и неэкономи-

ческими. Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в

результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получа-

ют определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Они

могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчаю-

т получение прямых (дополнительное свободное время, позво-

ляющее заработать в другом месте).

Однако чисто экономический подход несостоятелен. Как показал

опыт, принцип максимизации собственной выгоды нельзя абсо-

лютизировать, поскольку против него «работают» стремление к бла-

готворительности; эффект насыщения потребностей (даже престижное

потребление действует лишь до определенных пределов); суб-

ъективное восприятие полезности материальных благ, и в частности

нег; психология коллективных действий.

Наконец, при изменении абсолютной величины вознаграждения

уровень притязаний индивида изменяется нелинейно. Сначала он

повышается, поскольку в первую очередь оценивается неполученный доход,

потенциальная возможность заработать который имелась, и рост разрыва

увеличивает притязания. По мере роста вознаграждения индивид начинает

обращать внимание на получаемый

доход, достаточная величина которого его притязания снижает, по-

рождая своего рода феномен компенсаторского поведения. Поэтому

экономическое стимулирование и не дает такого эффекта, который,

казалось бы, от него можно было ожидать.

Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные.

Положительное влияние на мотивацию оказывает, напри-

мер информирование об успехах, планирование профессионального

развития и карьеры, регулярная оценка, продвижение по службе.

Однако четкой грани между экономическими и неэкономическими

стимулами не существует, и на практике они тесно переплетены,

обусловливают друг друга, а порой просто неразделимы. Например,

повышение в должности и связанный с ним рост денежного вознаграждения дают

не только возможность приобретения дополнительных материальных благ, но и

известность, уважение, почет.

-

-

-

-

Исследования показали, что при обладании достаточными средствами 20%

людей не желают работать ни при каких обстоятельствах, из остальных готовы

работать 36% — в случае интересной работы, 36% — чтобы избежать скуки и

одиночества, 14% — из-за боязни

потерять себя, 9% - потому что работа приносит радость. Лишь 12%

людей в качестве основного мотива деятельности имеют исключительно деньги,

в то время как до 45% предпочитают им славу; 35% -

удовлетворенность содержанием работы, а около 15% - власть.

Концепция стимулирования

Целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для

воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добро-

совестность, целеустремленность в деле решения задач, стоящих

перед организацией, и включения соответствующих мотивов назы-

вается стимулированием. Концепция стимулирования основывается

на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него

положительные, отрицательные или нейтральные последствия в за-

висимости от того, как он выполняет порученную работу.

Положительные последствия увеличивают вероятность жела-

тельного поведения; отрицательные - уменьшают; нейтральные-

- ведут к медленному затуханию такого поведения. Но нужно иметь в

виду, что на одинаковые стимулы разные люди реагируют неодина-

ково и с различной степенью интенсивности, а одни и те же резуль-

таты могут быть получены и за счет вознаграждения, и за счет нака-

зания.

Стремясь избежать отрицательных последствий, наступающих

при отклонении от заданных параметров, или заслужить поощрение,

человек сохраняет стабильность поведения или изменяет его в тре-

буемую сторону. Исследования показывают, что поощрение улучша-

ет работу в 89% случаев, а наказание - в 11%, и в 11% - ухудшает;

угрозы же на 99% игнорируются, и, кроме того, они сами по себе

унизительны для обеих сторон.

Воздействие стимулов на текущее поведение людей рассматривает теория

подкрепления, предлагающая такие способы воздействия на людей, как

положительное и отрицательное подкрепление,

гашение и наказание.

Суть положительного подкрепления состоит в том, что поощряются

действия, имеющие позитивную направленность.

-

При отрицательном подкреплении поощряется отсутствие действий

с негативной направленностью, например, прогулов.

Между положительным и отрицательным подкреплением существует

определенная асимметрия. Отрицательное может вызвать не

только желательные, но и непредсказуемые и негативные реакции,

положительное - только желательные.

Гашение, т.е. отсутствие подкрепления отрицательных или положительных

действий, происходит путем их игнорирования, и тогда

они сами по себе затухают.

Наконец, наказанием является прямое воздействие с целью изменения

поведения, направленное на пресечение негативных действий, недопущение их в

будущем и достижение положительных результатов. Оно может иметь вид

материального взыскания (штрафы,

санкции), снижения социального статуса в коллективе, психологи-

ческой изоляции работника, создания атмосферы нетерпимости, понижения в

должности и т.п.

Наказывается конкретный поступок, и мера наказания должна

учитывать специфику совершаемого действия и характер человека.

Наказание должно быть своевременным и немедленно приводиться

в исполнение, но нельзя наказывать находясь в состоянии возбуждения. Кроме

того, за поступок одного человека нельзя наказывать

весь коллектив. Все эти методы должны использоваться в комбинации и

взаимосвязи.

В зависимости от того, что именно необходимо стимулировать

(саму деятельность или ее результат), подкрепление или наказание

могут быть текущими или итоговыми. Текущее подкрепление предназначено для

стабилизации или корректировки в необходимую сторону продолжающейся

деятельности, поэтому при отсутствии ее прекращается.

Практика подкрепления учитывает следующие моменты:

- чем чаше вознаграждение, тем чаше повторение действия;

- если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение,

люди пытаются повторить ситуацию;

- если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать большие усилий;

- когда потребности удовлетворены, активность падает.

Величина подкрепления должна быть минимальной, чтобы постоянно

поддерживать заинтересованность в продолжении нужной

деятельности и при этом не истощать ресурсы организации. Важна

не столько она сама, сколько форма, способ, режим подкрепления.

Так, оно может быть непрерывным, фиксированным (регулярным),

эпизодическим (неожиданным), вариабельным (комбинация того и

другого).

Непрерывное подкрепление предполагает, что оно следует за каж-

дым действием. При постоянном применении это обеспечивает вы-

сокую результативность, но приводит к раннему насыщению потреб-

ностей и гашению поведения или его быстрому изменению, когда

стимулы прекращаются.

Перемежающееся подкрепление состоит в том, что стимул следует

не за всеми результатами, а через строго определенное их число. Оно

дает хороший стабильный эффект в условиях часто и регулярно

повторяющихся действий. При переменном подкреплении стимули-

рование происходит через разное число результатов. Оно способно

привести к сильной постоянной реакции и устойчиво к гашению.

Подкрепление с фиксированным интервалом означает, что сти-

мулирование происходит за первым результатом по истечении опре-

деленного времени. Оно приводит к устойчивой реакции: медленной

и слабой - после стимулирующего воздействия, быстрой и силь-

ной - непосредственно перед ним.

Подкрепление с переменным интервалом предполагает, что сти-

мулирующее действие следует за первым результатом по истечении

случайного отрезка времени. За ним следует сильная, постоянная,

устойчивая к гашению реакция. Иногда целесообразным бывает даже

подкрепление «авансом», обязывающее человека работать лучше.

Эффективное подкрепление всегда должно быть своевременным

и конкретным, чтобы человек знал, с чем оно связано и как ему быть

дальше.

Итоговое вознаграждение (или наказание) связывается с достиг-

нутым результатом, поэтому оно должно отражать истинный вклад

сотрудника, быть справедливым, создавать у него стремление в бу-

дущем работать еще лучше.

Материальное поощрение

В соответствии с трудовым законодательством РФ размер мате-

риального поощрения определяется с учетом результатов труда ра-

ботника, продолжительности его непрерывного стажа работы в ор-

ганизации. Обычно оно распространяется на штатных сотрудников,

а также персонал обслуживающих учреждений социально-бытовой

сферы, проработавших полный календарный год.

Положение о выплате вознаграждения утверждается админи-

страцией и согласуется с выборным профсоюзным органом (если

таковой имеется), а само оно выплачивается после подведения ито-

гов хозяйственной деятельности.

Премия считается неординарным вознаграждением, поскольку

должна выплачиваться лишь в определенных случаях. В частности,

индивидуальную премию целесообразно выплачивать один раз в год,

поскольку это более заметно, иначе она превратится в заработную плату и

лишится исключительности. Исследования показали, что премирование

мотивирует сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы.

-

Основанием

для премирования служат экономия ресурсов, увеличение объемов

реализации и прибыли, снижение издержек, рост курса акций, по-

вышение качества, различного рода научные достижения, успешная

работа по предотвращению тех или иных проблем, исключительные

заслуги перед организацией. Целесообразно заранее определять

процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии

с достижениями сотрудника.

Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора,

ее величина, как в свое время показал Ф. Тейлор, должна составлять не менее

30% основного заработка. Современная практика показывает, что величина

премии на низшем уровне руководства

может быть 10 - 30%, на среднем 10 - 40%, на высшем 15 - 50%.

Премиальные выплаты в зависимости от конкретной ситуации

бывают пропорциональными и непропорциональными достигнутым

результатам. В последнем случае применяются так называемые акцентирующие и

нивелирующие выплаты, а иногда и штрафы. При

акцентировании суммы растут быстрее результата, а при нивелировании -

медленнее. На практике существуют самые различные их

комбинации.

Так, в рамках системы отрицательного стимулирования нивелируются

передовики, а акцентируются отстающие, что позволяет под-

тянуть последних до необходимого уровня. При положительном

стимулировании, наоборот, акцентируются передовики, что выводит организацию

на наивысшие стандарты деятельности.

В западных фирмах с помощью премий стимулируются высокие

количественные результаты (производительность, прибыль), эффективность

использования оборудования, экономное расходование ресурсов, высокое

качество продукции; при этом учитывается как

один, так и несколько факторов. Конкретные показатели по каждому

фактору устанавливаются исходя из условий производства, действующих норм и

нормативов.

В зарубежных системах коллективного премирования вознаграждаются

результаты, связанные непосредственно с производственной

деятельностью, и премии выплачиваются за счет экономии затрат. В

системах участия в прибыли вознаграждение выплачивается за ее

рост за счет всех факторов, и его источником является сама прибыль.

Сегодня в западных фирмах получила распространение практика

«отложенная премий, которые выплачиваются через 2 - 5 лет после

начала выпуска продукции с учетом ее коммерческого успеха и

сохранения прежней рентабельности. Размер такой премии может

быть от 5 до 1000% годового оклада.

Современной формой стимулирования являются участив в

предпринимательства, которое включает участие в управлении, в прибыли, в

собственности. В этом случае доход делится на две части и

заработная плата устанавливается минимальной.

Участив в прибыли, которое применяется на практике с конца XIX

в., прежде всего связано с распределением ее дополнительной

величины, до 75% которой может доставаться персоналу. Осуществляются такие

выплаты обычно ежемесячно, чтобы люди могли на-

глядно видеть конкретные результаты своих усилий. Прибыли могут

выплачиваться как в составе общей заработной платы, так и в виде

дополнения к минимальной. Система участия в прибылях ограниче-

на тем, что не все факторы роста прибыли зависят от работника;

работникам крупных организаций трудно сопоставить свой вклад в

результаты, а, кроме того, есть риск потерять доход. Так что одно-

временно может иметь место и «участие в убытках».

Участие в собственности может обеспечиваться путем продажи

работникам опционов на покупку акций по твердым ценам. Акции

бесплатные, а поэтому выгодны фирме и одновременно привязыва-

ют работников к ней. Еще в 1989 г. в США было 10 000 компаний,

работники которых полностью или частично владели акциями, в том

числе в 1500 -контрольными пакетами. Ежегодно число предприятий с акциями,

принадлежащими работникам, увеличивалось на

600 - 700. Передача акцио-нерной собственности рабочим и служащим в целом

способствует росту качества труда, удовлетворенности

им, увеличению производительности на 1,6%.

С руководителями фирм на Западе обычно заключается конфиденциальный

контракт на срок 3 - 5 лет, предусматривающий выплату твердого оклада и

процента от прибыли. Кроме того, с давних пор

для них практикуются бонусы — крупные единовременные выплаты

из прибыли 1 - 2 раза в год, заинтересовывающие их в том, чтобы

приложить все усилия для ее роста.

В целом система денежных выплат призвана обеспечить боль-

шинству работников желательный уровень дохода при условии

добросовестного отношения к работе и выполнения своих обязан-

ностей. Удовлетворенность материальным вознаграждением, его

справедливым уровнем стимулирует инициативу людей, формирует

у них приверженность организации, привлекает к ней новых членов.

В заключение остановимся на косвенном стимулировании свободным

временем. Его конкретными формами являются сокращенный рабочий день или

увеличенный отпуск, призванные компенсировать повышенные физические или

нервно-эмоциональные затраты организма (например, на транспорте, горных

работах, в сфере образования и проч.); скользящий или гибкий график,

делающие

режим работы более удобным для человека, что позволяет занимать-

ся и другими делами; предоставление отгулов за часть сэкономлен-

ного при выполнении работы времени, пока не получившее в отече-

ственной практике достаточного распространения.

Любая действующая система материального стимулирования

имеет немало недостатков. Так, премии слабо учитывают характер и

сложность труда, не всегда соответствуют личному вкладу, так как

средства, предназначенные для их выплаты, обычно ограничены и

чаще всего распределяются пропорционально окладу. Стимулирование (в том

числе и штрафные санкции) не может охватить весь объем

работ, поскольку многие трудовые функции вообще не фиксируются

в должностных инструкциях и нормативных актах.

Эти и другие недостатки пытаются преодолеть самыми различными

способами. Так, в ряде фирм применяется так называемая

компенсация по принципу кафетерия - система, при которой служащим

позволяется выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных

вознаграждений в соответствии с их потребностями.

Неэкономические способы мотивации

Как уже отмечалось, к неэкономическим способам мотивации

относятся организационные и морально-психологические.

Организационные включают в себя, прежде всего, привлечение

работников к участию в делах организации, которое предполагает,

что им предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как

правило, социального характера. Важную роль играет мотивация

перспективой приобрести новые знания и навыки, что делает работников более

независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в завтрашнем дне.

Мотивация обогащением сдержания труда

заключается в предоставлении людям более содержательной, важной,

интересной, социально значимой работы, соответствующей их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.