реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Управление персоналом

Тесты на физические способности используются для отбора кандидатов на

должности, не требующие квалификации, но предполагающие затраты ручного

труда. Они могут быть элементом предварительного испытания на рабочем

месте, когда кандидат попадает в реальную обстановку потенциальной работы.

Другим вариантом проверки физических возможностей является соответствующим

образом составленный вопросник, учитывающий требования рабочего места.

Тесты на умственные способности (общие и специальные) позволяют

проверить уровень умственного развития, грамотность, умение оперировать

числами, общаться, квалификацию, опыт, ожидания и проч.

Имитационные тесты моделируют реальные условия работы.

Но наибольшим доверием пользуются комплексные тесты, в состав которых

входят сотни, а порой тысячи вопросов, а также различные специальные виды

испытаний.

Все тесты должны быть валидными, т.е. соответствовать своему

назначению, и надежными, обеспечивающими сходные результаты при повторном

тестировании.

Как уже отмечалось, тестирование целесообразно проводить несколько раз

и в разные дни, сравнивая затем результаты, поскольку в разные дни они

могут быть неодинаковыми; при этом тесты неплохо предварительно

«обкатывать» на работающих.

Предполагается, что лицо, успешно прошедшее тестирование, так же

хорошо будет действовать в реальных условиях. Как показывает практика,

тесты наиболее эффективны для отбора специалистов неуправленческих

профессий.

Преимущество тестирования заключается в оценке состояния кандидата в

данный момент, а основной недостаток связан с высокими издержками. Кроме

того, тесты слабо выявляют позитивные качества людей по сравнению с

негативными. Как показывают исследования, надежность общих тестов,

применяемых в случаях, подобных описанному, составляет менее 50%.

Помимо тестирования в качестве инструмента отбора персонала в западных

фирмах популярны графические (экспертиза почерка) и

астрологические методы. Они рискованны, ненадежны и поэтому имеют

вспомогательный характер.

Необходимо не только выбирать наиболее надежные методы отбора, но и

учитывать их воздействие на претендентов. Наиболее подходящие кандидаты,

столкнувшись с неприемлемыми для них методами, могут обидеться и «хлопнуть

дверью», поскольку по процедуре отбора судят об организации в целом. Так,

поведение интервьюеров часто является решающим фактором согласия или

несогласия принять работу.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА

Понятие и виды оценки персонала

Эффективная оценка персонала играет огромную роль в управлении им,

являясь основой множества процедур: приема на работу (здесь она позволяет

снизить текучесть кадров на 90%), внутренних перемещений, увольнений,

зачисления в состав резерва на выдвижение, материального и морального

стимулирования, применения санкций, переподготовки и повышения

квалификации, контроля персонала, совершенствования организации

управленческого труда, приемов и методов работы, улучшения структуры

аппарата. Отсутствие надежных систем оценки может привести к тому, что

организация потеряет способного работника и приобретет неспособного.

Процедуру оценки можно классифицировать по нескольким направлениям.

1. По объекту, т.е. по тому, что оценивается:

1) деятельность (сложность, эффективность, качество, отношение к ней и

проч.);

2) достижение цели, количественный и качественный результат,

индивидуальный вклад и вклад в общие итоги подразделения и организации в

целом;

3) наличие у работника тех или личных иных качеств (знаний, навыков,

черт характера), степени их выраженности и овладения сотрудником теми или

иными функциями.

2. По источникам, на данных которых базируется оценка:

1) документы (автобиография, резюме, характеристика, проверочное

сочинение), на основании изучения которых может быть дана оценка с

надежностью, как считают специалисты, 0,2;

2) результаты кадровых собеседований (интервью);

3) данные общего и специального тестирования;

4) итоги участия в дискуссиях;

5) отчеты о выполнении производственных заданий или поведении в

специальных ситуациях;

6) графологическая и физиогномическая экспертизы;

7) астрологические прогнозы.

3. По способам осуществления процедуры оценки с использованием

сведений, полученных из данного источника.

4. По критериям, в соответствии с которыми происходят оценка и выбор

лучшего или худшего показателя.

5. По субъектам (кандидат или работник, осуществляющий самооценку; его

коллеги, руководители, подчиненные, члены специальной комиссии).

6. По степени охвата контингента. Здесь различают его глобальную

оценку — в целом и локальную, относящуюся к группе лиц или отдельному

человеку.

7. По периоду. Можно оценивать человека не только за определенный

календарный срок, но и за время работы в организации, подразделении, данной

должности.

Основными принципами эффективной оценки считаются направленность на

улучшение работы; тщательная подготовка; конфиденциальность; всестороннее

непредвзятое обсуждение итогов работы (или испытания), деловых и личных

качеств человека, их соответствия должности, перспектив на будущее;

разумное сочетание похвалы и критики; надежность и унифицированность

критериев, достоверность методов.

Методы оценки должны соответствовать структуре организации, характеру

деятельности персонала, целям, стоящим перед оценкой, быть простыми и

понятными, предусматривать использование количественных показателей

(оптимально 5—6), сочетать письменные и устные задания.

Методы оценки подразделяются на традиционные и нетрадиционные. Первые

сфокусированы на отдельном работнике вне организационного контекста и

основываются на субъективном мнении руководителя или окружающих. Сегодня

все более широко внедряются нетрадиционные методы, основанные на том, что

сотрудники оцениваются в рамках группового взаимодействия, где в результате

имитации конкретной деятельности они могут полностью раскрыть себя и свои

способности. При этом учитываются достижения группы в целом, а также

степень развития и освоения субъектом новых навыков.

Методы выполнения оценочных процедур

В предыдущей главе рассматривалось, какие именно процедуры

используются для выявления необходимых качеств претендента. Здесь нам

предстоит познакомиться с тем, с помощью каких методов эти процедуры

выполняются.

Метод стандартных оценок состоит в том, что руководитель заполняет

специальную форму, характеризуя каждый аспект работы сотрудника. Этот метод

прост и доступен в применении, но поскольку оценка руководителя всегда

субъективна, для повышения ее обоснованности форма может заполняться

сотрудником службы персонала, который предварительно всесторонне обсуждает

с руководителем работу аттестуемого. Такая практика обеспечивает

единообразие оценок в рамках организации, способствует преодолению

субъективизма, хорошо воспринимается работниками, но требует значительных

затрат.

Метод анкет и сравнительных анкет в простейшей форме основывается на

наборе вопросов и описаний. Оценивающий ставит галочку против каждой

характеристики или оставляет пустое место. В усложненном варианте оценка

каждой позиции происходит по шкале от «отлично» до «плохо», а общей оценкой

результативности становится сумма оценок. Вариантом метода анкет может быть

заполнение последних не только руководителем, но и подчиненным с

последующим их сравнением группой экспертов, которые формируют комплексную

оценку деловых и личных качеств.

Анкеты могут содержать такие оценочные параметры, как

производительность, качество работы (тщательность, аккуратность, точность,

понимание ее особенностей); личные свойства (общительность и проч.);

характер взаимоотношений в коллективе (с коллегами, начальниками,

подчиненными) и умение совместно работать ради достижения общих

результатов; надежность (точность, аккуратность, соблюдение рабочего

графика); инициативность (склонность к самостоятельной работе, смелость);

уровень квалификации и знаний (специальных, экономических, управленческих);

организационные навыки (умение планировать, координировать,

контролировать); психологические качества (самостоятельность,

принципиальность); общественная активность.

В известной американской компании «Контрол Дейта» для менеджеров

среднего уровня устанавливаются следующие критерии оценки: навыки

планирования и координации, управления в кризисных ситуациях,

администрирования, обучения подчиненных, контроля за их деятельностью и

делегирования полномочий, общительность, обеспечение здорового морально-

психологического климата, координация усилий и кооперация в использовании

организационных ресурсов, представительство вне организации, настойчивость

в достижении целей, приверженность целям и политике организации, отношение

к новому и т.п. Все эти факторы конкретизируются и тесно привязываются к

должностным обязанностям.

Считается, что в базовом перечне качеств их общее число не должно

превышать 30—33, иначе оценить их будет практически невозможно даже

опытному специалисту, хорошо знающему работника.

Метод вынужденного выбора заключается в том, что эксперты выбирают

наиболее подходящую для работника характеристику из заданного набора

(например: общительность, опыт работы, умение планировать, организация

личного труда, наблюдательность и проч.).

Описательный метод предполагает последовательную обстоятельную

характеристику достоинств и недостатков работника и может комбинироваться с

предыдущим.

Метод решающей ситуации, используемый в основном при оценке

исполнителей, основывается на описаниях «правильного» и «неправильного»

поведения работников в определенных ситуациях, а затем распределении их в

рубрики в зависимости от характера работы, С ними как с эталоном

сопоставляется поведение оцениваемого работника.

Метод шкалы наблюдения за поведением также основывается на его оценке

в решающих ситуациях, но предполагает фиксацию того, сколько раз и каким

образом человек вел себя в них.

Метод шкалы рейтингов поведенческих установок предполагает заполнение

анкеты, содержащей 6—10 важнейших характеристик работы, формулируемых как

оцениваемым, так и экспертом на основе анализа 5—6 решающих ситуаций.

Эксперт оценивает квалификацию работника исходя из этих характеристик и

сообщает ему итоговый рейтинг. На основе этих оценок делаются прогнозы на

будущее.

Оценка методом комитетов заключается в том, что работа человека

обсуждается в группе. Она разделяется при этом на отдельные составляющие и

оценивается по каждой из них. В результате составляется список действий,

оцениваемых как успешные и неуспешные, на основе сопоставления которого с

требованиями к сотруднику или должности выносится окончательное заключение

с учетом «цены» достижений.

Метод независимых судей представляет собой оценку человека лицами,

которые с ним не были прежде знакомы (5—7 человек), на основе

«перекрестного допроса».

360-градусный метод оценки состоит в том, что сотрудник оценивается

всеми, с кем контактирует в процессе работы. При этом заполняются общая и

особая для каждого уровня экспертов формы. Однако этот метод потенциально

конфликтен.

В качестве примера метода оценочного интервью можно привести

«четырехфакторное интервью», практикуемое в США14. Оно имеет форму

целенаправленного собеседования, в рамках которого проверяются: интеллект

(критичность, логичность, сообразительность, воображение, продуктивность);

мотивация (интересы, ценности, увлечения); темперамент (настойчивость,

решительность, самообладание, общительность, замкнутость, эмоциональность);

опыт (образование, навыки).

В рамках структурированного интервью всем претендентам задаются одни

и те же, связанные с предстоящей работой вопросы, а ответы оцениваются на

основе заранее разработанных и вытекающих из содержания работы критериев

(например, в баллах).

Ситуационное интервью состоит в том, что претендентам предлагаются

описания одинаковых ситуаций, а после задаются вопросы об их возможных

действиях. Оценка происходит на основе тех же принципов, что и в предыдущем

случае. Недостатки метода состоят в сложности и больших затратах на

подготовку, неуниверсальном характере ситуаций, а также в поощрении

ответов, соответствующих традициям организации, что препятствует появлению

людей с новыми идеями.

Метод моделирования ситуации, чаще всего применяемый в оценочных

центрах, позволяет сделать оценку более обоснованной и объективной. Он

заключается в создании искусственных, но близких к реальным условий работы

и управленческих ситуаций (подбор деловых бумаг, интервьюирование,

разработка проектов документов и проч.). Критериями оценки при этом

являются способность организовывать и планировать, решительность, гибкость,

устойчивость к стрессам, стиль работы.

Метод групповых дискуссий предполагает, что сотруднику приходится

участвовать в обсуждении проблемы и отстаивать свою точку зрения в группе

из 9—-15 человек. Дискуссия записывается на пленку, и потом ей дают оценку

специалисты — менеджеры, стоящие выше на несколько уровней управления,

поскольку непосредственные руководители склонны необъективно относиться к

подчиненным, давать им тенденциозные оценки, а у высших руководителей для

этого нет оснований. Кроме того, они лучше понимают требования должности.

Метод интервьюирования, наоборот, состоит в том, что испытуемому

предлагается провести собеседование с несколькими «кандидатами на работу» и

соответственно решить вопрос. Он ориентирован на проверку умения правильно

оценивать и подбирать работников.

Часто оценка сотрудников проводится в специальных «оценочных центрах»,

где не только всесторонне изучают работников и их управленческие

способности, но и определяют программу тренировок для их развития и

совершенствования. Впервые такие центры были созданы в американской

компании АТТ с целью выявления качеств людей, важных для данной

организации.

Центры оценки персонала — специальные независимые структуры или

разовые мероприятия, организуемые в рамках фирм на коммерческой основе. Они

привлекают к работе руководителей, практиков и психологов, способных

выявить тонкости поведения, которые могут не заметить посторонние. При их

участии и под их руководством предварительно отобранная группа из 10—12

человек проходит в течение 2—3 дней тестирование по специальной программе.

Тесты приближены к реальным ситуациям и составляются так, чтобы можно было

предложить много вариантов ответа, из которых лишь один — правильный.

В любом упражнении каждый кандидат оценивается порознь несколькими

людьми, затем они совместно обсуждают баллы, личные впечатления и выносят

общую оценку.

Цикл проверки кандидатов в центрах оценки выглядит примерно следующим

образом:

1. Игра по распределению ограниченных материальных и финансовых

ресурсов со сменой условий.

2. Дискуссия о продвижении в должности воображаемого работника, в

рамках которой каждый защищает «своего подопечного». Она показывает

способность данного лица убеждать других.

3. Принятие в ограниченное время решений по вопросам, входящим в

компетенцию должности, которую предположительно займет аттестуемый.

4. 30-минутное интервью с лицами, «поступающими на работу» в фирму.

5. Анализ ситуаций в группах по 4 человека по различным проблемам

управления персоналом: разрешение конфликтов, продвижение по службе,

поощрение.

6. Анализ управленческой информации и выполнение роли консультанта.

Заключение центра оценки строится развернуто с подробным перечислением

качеств личности, характера, способностей, степени готовности к принятию

должности, пригодности для последующего продвижения, стиля руководства,

навыков, квалификации.

Результаты оценки представляются в виде доклада администрации

направившей их фирмы. Затраты на оценку каждого сотрудника в центрах

доходят до 4—5 тыс. долларов, что обусловлено высокими расходами на

создание программ и привлечение специалистов, особенно если мероприятие

«выездное».

Надежность рекомендаций центров, по мнению специалистов, составляет

85—90%. Считается, что позволяют снизить число ошибок при принятии кадровых

решений, облегчают выявление способных людей, концентрируют внимание

кадровых служб на качествах, важных для занятия вакантных мест.

По итогам оценки в западных фирмах принято проводить беседы с

сотрудниками. Существует три основных подхода к таким беседам.

1. «Расскажи — продай». Работнику сообщаются результаты оценки и

даются конкретные рекомендации, как улучшить работу. Этот подход

целесообразен, когда работник уважает руководителя, желает исправить

недостатки, но не представляет, как и что нужно делать.

2. «Расскажи — послушай». Работнику сообщаются результаты оценки и

дается возможность высказать собственное мнение. Этим снижается его

сопротивление, улучшается отношение к руководителю, увеличивается

вероятность изменить взгляды.

3. «Решение проблемы». Работника в процессе беседы стимулируют

заниматься своим ростом и развитием, однако это может натолкнуться на его

нежелание и недостаток у него идей.

В то же время есть мнение, что чем в меньшей степени работнику

сообщаются результаты оценки, тем она эффективнее.

Оценка результатов работы сотрудников предприятия приведены в таблице

3.

Для определения основных критериев оценки персонала на крупных

предприятиях, например, в фирме Бош, ведутся листы оценки персонала

(таблица 4).

Определение величины оценки

Проблема определения конкретной величины оценки имеет две стороны:

измерение и выведение окончательного результата. Измерение осуществляется

на основе сравнения двух объектов между собой (недостатки —

многоступенчатость и субъективность) или с каким-то третьим объектом,

играющим роль эталона (здесь измеряется степень отклонения от него), либо,

путем определения частоты проявления каких-то качеств в серии испытаний.

Окончательная оценка может быть представлена следующими способами:

1. Путем включения результатов измерений объекта в те или иные

эталонные группы, например соответствующих и не соответствующих неким

установленным требованиям (способ заданной группировки).

2. Путем представления в определенной последовательности

(ранжирования) в соответствии со степенью проявления требуемых качеств.

Сегодня от прямого ранжирования сотрудников отказываются, переходя к более

сложным методам: развернутой качественной характеристике; набору

стандартных рейтинговых характеристик типа «да», «нет»; «соответствует»,

«не соответствует», «трудно сказать»; «слабо выражено», «средне выражено»,

«ярко выражено» и проч. Их величина или доля подсчитывается экспертом в

соответствии со степенью выраженности тех или иных качеств, которые он сам

выбирает из предлагаемой совокупности, наиболее точно характеризующих

оцениваемого сотрудника. Оценка может быть точечной и интервальной,

например, в интервале 0—1/3 работник не отвечает требованиям; 1/3—2/3 — в

основном удовлетворяет им; 2/3—1 — справляется успешно.

3. Путем определения суммы баллов, присвоенных соответствующим

качествам сотрудника на основе мнений экспертов или иным способом.

У балльных оценок есть немало недостатков, поэтому к их результатам

необходимо относиться осторожно. В частности, эксперты могут неодинаково

понимать их принципы, а качества аттестуемых истолковывать по-разному;

предвзято относиться к ним. Все это в значительной мере влияет на рейтинг.

Кроме того, оценки, выраженные в баллах, с трудом воспринимаются.

4. Путем выведения набора самостоятельных коэффициентов,

характеризующих различные качества, и отражения их величины с помощью точек

на шкале, соединенных прямыми линиями (система графического профиля

работника).

5. Путем построения многоквадрантной матрицы.

Рассмотрим теперь методы определения конкретной оценки персонала,

основывающиеся на одном или комбинации нескольких перечисленных подходов.

Одним из наиболее простых является метод оценки с помощью

иерархической последовательности. Аттестуемых работников в результате

специальных наблюдений располагают в последовательности, определяемой

степенью присутствия у них того или иного качества, оцениваемого в баллах,

например от 1 до 8.

Метод классификации заключается в том, что эксперт распределяет

работников поочередно от лучших к худшим по какому-то общему критерию.

В больших группах (более 20 человек) ранжировать таким образом

работников трудно, особенно по сложным показателям. Для облегчения

применяются агрегированные классификации, когда сначала выбираются лучший и

худший работник, затем — лучший и худший из оставшихся и т.п.

Метод сравнения по парам основывается на том, что имена оцениваемых

работников наносятся на карточки, которые затем попарно сравниваются с

установленным критерием, и эксперт выбирает из пары карточку того, кто

более ему отвечает. Затем подсчитывается число раз, когда работник был

лучшим в паре, и результаты представляются в виде индекса количества

предпочтений по сравнению с числом оцениваемых работников. Полученные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.