![]() |
|
|
Современная структура рынка труда. Реферат.Современная структура рынка труда. Реферат.ПЛАН Введение I. Понятие рынка труда и сущность заработной платы 1. Особенности рынка труда и динамика заработной платы в России 2. Необходимость и условия перехода к политике «развивающего роста» заработной платы 3. Нормирование труда: необходимость и задачи возрождения 4. Равновесие на рынке труда II. Нерыночные методы регулирования 2.1. Государственное регулирование рынка труда 2.2. Несовершенная конкуренция на рынке труда: модель монопсонии 2.3. Регулирование рынка труда посредством профсоюзов III. Современная структура рынка труда 3.1. Изменения в структуре рынка труда 3.2. Типы и издержки безработицы Заключение Приложение 1 Приложение 2 Список использованной литературы Введение Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду. Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное исследование в общественном производстве. На рынке труда получают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, также мобильность рабочей силы, безработицу. Поэтому формирование и регулирование рынка труда - одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики. Глава 1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА И СУЩНОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. 1.1. Особенности рынка труда и динамика заработной платы в России. Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен. Но ведь труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов - уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободных работников на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных. Так, рост потребности в хороших дорогах вызовет увеличение спроса на услуги дорожных рабочих, а падение спроса на автомобили приведет к уменьшению спроса на услуги автомобилестроителей. Вышеописанная специфика самого товара и формы его купли-продажи на рынке труда предопределяют нижеследующие особенности этого рынка: 1) Большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. 2) Большая роль, которую играют на рынке труда не денежные факторы - сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и другие. 3) Значительное воздействие, которое оказывают на рынок труда различные институционные структуры - профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие. Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены. Под заработной платой в широком смысле слова понимается доход от фактора производства под названием «труд». В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, то есть цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени — часа, дня и так далее. Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. Реальная заработная плата - эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной — от уровня цен на предметы потребления и платные услуги, а также от размеров уплачиваемых работником налогов. В 1991 г., согласно итогам выборочных обследований за октябрь, в нижней (первой) социальной группе средняя заработная плата составила 175 руб. (см. табл. I). Работников и членов их семей, получавших такую заработную плату, вполне можно отнести к бедным слоям населения. Если принять ту предпосылку, что сложившееся в названном году соотношение зарплат работников по децильным группам не менялось в течение всего периода трансформации экономики, а менялся только уровень реальной заработной платы, то в 1992 г. работников с аналогичной и меньшей заработной платой было уже 20 %, в 1994 г. - более 20 %, в 1995 г. - более 40 %, а в 1998 г. - более 45 % (см. табл. 2). При этом одновременно менялся уровень заработной платы работников высшего (десятого) дециля. К 1998 г. он почти сравнялся с уровнем седьмого дециля - 91 %, а заработная плата работников последнего сравнялась с оплатой труда, ранее характерной для второго дециля. Однако наряду с изменением реальной заработной платы менялся и уровень заработной платы работников по децильным группам. Это видно из табл. 3 (составленной на основе данных табл. 1): средняя заработная плата в шести нижних децильных группах существенно снизилась по отношению к средней заработной плате, что, конечно, сказалось в плане расширения границ бедности. Далее, согласно официальной статистике, реальная заработная плата в 1997 г. составляла 53,2 % к уровню 1991 г. С учетом этих обстоятельств составлена табл. 4, свидетельствующая о том, что в 1997 г. более 45 % работников получали заработную плату в размере 151 руб. (в ценах 1991 г.) и ниже. При этом элементарные расчеты показывают, что заработную плату в размере 175 руб. получали примерно 64 % работников; т. е. за период 1991 - 1997 гг. произошло расширение границ бедности с 10 % до 65 %. Финансовый кризис 1998 г. еще более усугубил ситуацию: доля работников с заработной платой на уровне 175 руб. и ниже превысила 50 %, а соответствующая (175 - рублевая) средняя заработная плата исчислялась из совокупности людей, превысившей 80 % работающих. В 1999 - 2000 гг. отмеченное соотношение не могло не ухудшится (ибо последствия августа - 1998 г. наиболее отчетливо проявились именно в 1999 г.). В целом в этот период уже более 65 % россиян получали заработную плату в размере 175 рублей - 91 % и ниже, а соответствующая средняя заработная плата охватывала совокупность граждан, превысившую 95 % работающих. Таким образом, можно утверждать, что динамика заработной платы послужила главным фактором развития бедности в постсоветской России. Что касается основных механизмов этого воздействия, то они, как представляется, сопряжены с: 1) Полным отсутствием защиты заработной платы от инфляции (при декларированной первой в законодательных документах); 2) Резким сужением возможностей работников увеличивать заработную плату путем повышения трудовой активности и эффективности их труда; 3) Появлением в рамках сложившейся экономической модели мотивов к сокращению доли работников в валовом доходе. Каждый из этих трех механизмов заслуживает особого анализа. 1). Приватизация и перераспределение доходов в постсоветской России, как известно, не только сопровождались ростом результативности производства и появлением более эффективного, чем в плановой экономике, собственника, но и, наоборот, переместили собственность и деньги в руки тех, кто менее всего заинтересован в развитии и приумножении производства товаров и услуг, в производительном вложении капитала. Недопущение же социальных катаклизмов обеспечивалось и обеспечивается поддержанием искусственно завышенной занятости, дающей людям некие минимальные возможности существования за счет работы (при падении за годы реформ объемов производства более чем вдвое численность занятых в экономике уменьшилась чуть больше чем на 20 %), постоянным страхом трудящихся лишиться весьма скромных и обесцениваемых инфляцией заработков. Непредсказуемость роста цен способствует постоянной хозяйственной неопределенности и затрудняет достоверное прогнозирование результатов производства. 2). В этих условиях на предприятиях практически исключается гарантированность оплаты труда. Работник находится в обстановке полной неопределенности: он может трудиться лучше, но получить меньше; не исключается и обратное. Работник, следовательно, лишается возможности реально влиять на заработок. Если в прежней (социалистической) системе даже премия превращалась в гарантированную часть заработка (выплачиваемую «механически»), то сегодня даже тарифная оплата работникам либо вообще не устанавливается на столь низком уровне, что всерьез не может рассматриваться в качестве гарантируемой. Отсутствие гарантии, о которой идет речь, нашло отражение и закрепление в действовавшем в то время трудовом законодательстве (КЗоТ РФ и подзаконные акты) в виде различных бестарифных, долевых и иных аналогичных систем оплаты труда. «Труд вне нормы и не в расчете на вознаграждение» стал печальной реальностью в условиях постсоветской экономики. Низкий уровень заработной платы и ее не гарантированность привели к тому, что она не в состоянии выполнять свои естественные - стимулирующие и воспроизводственные - функции и превратилась в своеобразную социальную выплату, в «пособие на содержание», зачастую едва спасающее работников от прямой нищеты. Иллюстрацией этого может служить табл. 6. «Теневые» выплаты «зарплатоподобного» характера достигают в\' настоящее время половины и более по отношению к «честной» оплате труда (см. табл. 7). В целом же невозможность обретения недостаточного для нормальной жизни заработка в рамках основной занятости приводит к возникновению занятости вторичной и даже третичной. Согласно, оценке автора, не менее 25 % работников в настоящее время заняты на двух и более работах. Однако и это зачастую не дает желаемых результатов. Границы бедности не только не сокращаются, но все более расширяются, не смотря на попытки интенсификации трудовых усилий в сферах основной производной занятости. 3). В ходе экономических преобразований («перестройки» и «радикальной реформы») социалистическая нерыночная модель экономики, в которой заработная плата являлась формой доли работника в национальном доходе и неуклонно (пусть и медленно) росла, сначала была трансформирована в модель «рыночно - социалистическую» (хотя, по сути, тоже нерыночную, во всяком случае, не в рыночно - капиталистическую), где зарплата выступала формой определяемой трудовым коллективом доли работника в доходе предприятия, изменявшейся весьма нестабильно, а затем - в несоциалистическую (но тоже отличающуюся от рыночно - капиталистической) модель, когда заработная плата по видимости превратилась в форму стоимости и цены рабочей силы, но реально осталась формой доли работника в доходе предприятия, определяемой, однако, уже новыми собственниками, причем, как правило, чисто произвольно (в том числе по причине фактической ликвидации системы нормирования труда) и предельно ими минимизируемой. Стремление утвердившейся на основе тотально криминализированной приватизации «новорусской» буржуазии к максимальному снижению доли работников в валовом доходе предприятий находит свое количественное выражение в тенденции уменьшения удельного веса заработной платы в денежных доходах россиян (см. табл. 7). 1.2. Необходимость и условия перехода к политике «развивающего роста» заработной платы. Преодоление бедности как социального феномена постсоветской российской действительности, разумеется, невозможно вне обеспечения неуклонного роста заработной платы. Нужен переход к политике роста заработной платы, расширяющего покупательский спрос и стимулирующего рост производства продукции и услуг; политике, содействующей не сокращению, а увеличению массы прибыли. Первое обязательное условие, перехода к такой политике — приостановление и блокирование снижения реальной заработной платы, связанного с ростом цен на потребительском рынке. При разработке соответствующего индексационного механизма важно решить два главных вопроса: 1) как часто следует проводить индексации зарплаты; 2) что должно быть их базой. В мировой практике их периодичность обычно увязывается с достижением определенного порога роста цен, причем в развитых странах этот порог, как уже отмечалось устанавливается на довольно низком уровне - 0,2 %, 0,4 %, 1,0% и 2,0%. Второе непременное условие перехода к политике «развивающего роста» - коренное изменение места минимальной заработной платы в определении уровня и динамики зарплаты в целом. В условиях сосуществования предприятий различных форм собственности минимальная заработная плата способна выполнять весьма важную роль е воспроизводстве рабочей силы: 1) определять и гарантировать получение минимально необходимого, для работника простого труда объема потребления материальных благ и услуг, достаточного для этого воспроизводства; 2) приводить такой объем потребления в соответствии с наличным экономическим потенциалом общества; 3) служить важнейшим фактором реальной дифференциации заработной платы; 4) влиять на структуру заработной платы, на пропорцию в ней между постоянной и переменной частями, а посредством этого - на организацию заработной платы на предприятии; 5) ориентировать общество на минимальный уровень результативности труда, которого оно вправе требовать от работника. Таким образом, минимальная заработная плата является для работников и работодателей важнейшим отправным моментом в их контактах на рынке труда по поводу установления цены рабочей силы. Необходимо принимать срочные меры по превращению минимальной заработной платы в реально значимую величину, что, прежде всего, требует восстановления хотя бы дореформенного ее соотношения с прожиточным минимумом - около 60 % • (причем имеется в виду величина прожиточного минимума в Советском Союзе, а не того, что стал исчисляться Минтрудом России с 1992 г.). Максимальный региональный коэффициент равен 2, реальные же нынешние различия в стоимости минимальной потребительской корзины значительно выше. Если ее стоимость в Ульяновске принять за 1, в Магадане она будет равна 4, в республике Якутии (Саха) - 4,3, а в Приморском крае и Иркутской области - соответственно 2,0 и 2,7. Ясно, что рассматриваемые коэффициенты еще сильнее обесценивают значимость минимальной заработной платы как гарантированной величины. В реально сложившихся условиях, очевидно, не стоит пытаться одновременно вводить новые уровни минимальной заработной платы в бюджетном и частном секторах экономики. Расчеты (см. табл. 8) показывают, что в период до 2010 г. при обеспечении ежегодного прироста объемов производства в 4,5 % достижимо увеличение реальной заработной платы на 8 - 9 % в год, что позволит восстановить последнюю на дореформенном уровне и значительно уменьшить масштабы бедности. 1.3. Нормирование труда: необходимость и задачи возрождения. В своем самом общем содержании, не зависимом от конкретно - исторических систем производственных отношений (от характера последних), нормирование труда - это определение трудовых затрат данного количества и качества (содержания), необходимых для производства или какого — либо преобразования материально — вещественного продукта или услуги. В рыночной экономике, основанной на наемном труде, соответственно - определение объема работ данного качества (содержания), который работник должен выполнить за цену своей рабочей силы; т. е. Норма труда представляет собой эту цену, выраженную в единицах труда. Из этого следует, что в рыночной (рыночно — капиталистической) экономике нет, и не может быть заработной платы без нормирования труда; труд за заработную плату - это, прежде всего оценка фактических трудозатрат и результатов труда с позиций их соответствия нормам труда. Поэтому нынешнее пренебрежение вопросами нормирования труда лишает отношения между работодателем и работником объективной основы и исключает критерий заработанности оплаты труда. Общая направленность соответствующих очевидных и первоочередных действий государства - принуждение и мотивирование работодателей к резкому улучшению постановки дела нормирования труда. В действующем Трудовом Кодексе РФ (вступившем в силу с 01.02.02), вопросы нормирования труда регулируются главой 22 - «Нормирование труда». Хочется надеяться, что с введением нового Трудового Кодекса РФ, исчезнут те негативные моменты, которые имели место при действии КЗоТ РФ. Предназначение трудового законодательства - содействовать появлению и использованию обоснованных норм труда, в которых заинтересованы и работник, и работодатель. Вторая важная и лежащая на поверхности группа мер - резкий рост минимальных гарантий работникам в отношении оплаты их труда. В настоящее время доля тарифной оплаты в заработке работников не бюджетного сектора экономики составляет в среднем 30 %, а доведение ее до. 70 - 75 % неизбежно изменит отношение к нормированию труда. Для бюджетного же сектора изменение ситуации с нормированием труда упирается не в долю тарифа в заработке, а в низкий размер самих тарифных ставок. Важным рычагом повышения тарифных ставок в бюджетном секторе и повышения доли тарифной оплаты во внебюджетном может стать существенный рост минимальной заработной платы. В соответствие с новым Трудовым Кодексом РФ, государство обязано обеспечить основные гарантии по оплате труда работников. В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, включаются: • величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; • величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации; • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; • ограничение оплаты труда в натуральной форме; • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями; • сроки и очередность выплаты заработной платы. Третья группа мер - перестройка моральных и этических представлений о нормах труда: соответствующие заблуждения надлежит полностью рассеять В постиндустриальных координатах, далее, наиболее важной становится специфика потребления рабочей силы, состоящая, в частности, в том, что последняя, потребляясь, меняет форму существования всех видов используемых при этом ресурсов, превращая их в результат производства. Другой востребуемый постиндустриальным обществом аспект специфики потребления рабочей силы - ее развитие, умножение в этом процессе: пока работник трудоспособен и занят в производстве, его трудовые навыки и потенции прогрессируют. Повышение ценности рабочей силы в процессе ее потребления, создает объективную основу для соответствующего установления более высоких норм трудовых обязанностей работника, а значит, и для более рационального использования всех видов производственных ресурсов. В заключение, стоит подчеркнуть: во - первых, надлежит поставить всех работников каждого предприятия в равное положение относительно жесткости всего расширенного круга применяемых норм. Во - вторых, необходимо постепенно переходить от расчета норм на основе «спущенных» сверху нормативов трудовых затрат к их расчету на основе прямого измерения при помощи методов непосредственного наблюдения и анализа фактических трудозатрат на рабочем месте. 1.4. Равновесие на рынке труда. Цены на производительные услуги, то есть услуги труда, капитала и так далее, определяется на основе спроса и предложения. Анализ рынка труда начнем применительно к условиям совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке труда выступают юридические лица и предприниматели, а субъектами предложения - трудоспособные граждане. На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых работников определяется двумя показателями - размером заработной платы и ценностью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта. Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении сравняется с величиной заработной платы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |