реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Юридическая техника и язык права (на примере правовых актов органов государственной власти Нижегородской области)

преамбула, как правило, завершается постановляющей фразой или же целиком

состоит из постановляющей фразы, например: «Правительство Нижегородской

области постановляет: ...». М.В.Зеленов называет такие фразы формулярами

или формулами.[25] В постановляющей фразе слово «постановляет» следует

выделять разрядкой и завершать двоеточием. Выделение слова «постановляет»

путем его подчеркивания, написания прописными буквами, жирным шрифтом или с

абзацного отступа нежелательно.

Часть правового акта — наиболее крупный структурный элемент,

использующийся только в больших по объему систематизированных нормативных

правовых актах типа кодекса. Как правило, кодексы имеют две части (общую и

особенную), а иногда и третью (заключительную). Части подразделяются на

разделы.

В случае принятия кодекса по частям частью называется весь принимаемый

единовременно крупный фрагмент кодекса, составляющий весь текст

соответствующего закона. При этом часть такого рода может и не

подразделяться на разделы.

Раздел правового акта чаще всего подразделяется на главы. Однако в

необходимых случаях раздел может включать подразделы, состоящие из глав.

Разделы используются в крупных по размеру правовых актах.

Заголовочная часть раздела состоит из обозначения вида структурного

элемента без сокращения, порядкового номера раздела и его заголовка,

например: «Раздел 1. Общие положения».

Подраздел правового акта в качестве структурного элемента используется

довольно редко.

Необходимость в подразделе возникает в случаях, когда в крупном разделе

нормативный материал тематически распределяется на два или более достаточно

больших фрагмента, которые в свою очередь тематически делятся на

относительно большие элементы. В таких случаях раздел делится на

подразделы, а последние — на главы.

Заголовочная часть подраздела состоит из обозначения вида структурного

элемента без сокращения, порядкового номера подраздела и его заголовка,

например: «Подраздел 1. Основные положения».

Глава правового акта относится к числу самых распространенных

структурных элементов. Большинство более или менее крупных законов состоят

из глав. Главы, как правило, делятся на статьи. В некоторых случаях главы

состоят из параграфов, подразделенных на статьи.

Заголовочная часть главы состоит из обозначения вида структурного

элемента без сокращения, порядкового номера главы и ее заголовка, например:

«Глава 7. Заключительные положения».

Параграф правового акта в отличие от главы в качестве структурного

элемента нормативного правового акта используется редко (хотя, пожалуй,

именно параграф является символом юридического текста).

Заголовочная часть параграфа состоит из обозначения вида структурного

элемента словом без сокращения или символом «§», порядкового номера

параграфа и его заголовка, например: «Параграф 1. Принятие законов

референдумом» или «§ 1. Принятие законов референдумом».

Статья (пункт) правового акта является основным первичным структурным

элементом правового акта, из которого формируются более крупные структурные

элементы. С наименованием «статья» рассматриваемый структурный элемент

используется в законах, а с наименованием «пункт» — в других правовых актах

за редким исключением.

К последним относится, например, Регламент Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации, который, не являясь законом,

имеет статьи, а не пункты.

Статья (пункт) правового акта содержит как минимум одно нормативное

(или ненормативное) положение (предписание). Статья может включать пункты.

Статья правового акта, не разделенная на пункты, может состоять из одного

абзаца текста или из частей и подпунктов.

Заголовочная часть статьи состоит из обозначения вида структурного

элемента без сокращения порядкового номера статьи и ее заголовка. В

отдельных случаях заголовок статьи отсутствует. Заголовочная часть пункта,

как правило, состоит из его порядкового номера (без указания вида

структурного элемента и заголовка).

Пункт статьи правового акта является сравнительно новым структурным

элементом нормативного правового акта. Деление статей законов на пункты

вошло в законодательную практику СССР и РСФСР примерно с начала девяностых

годов XX века.

Пункты статьи образуются не менее чем одним начинающимся с абзацного

отступа предложением и нумеруются в пределах данной статьи арабскими

цифрами с точкой (без включения в порядковый номер пункта статьи

порядкового номера данной статьи). Пункты статьи не имеют заголовков и

обозначений вида структурного элемента.

К сожалению, рассматриваемые структурные элементы не имеют однозначного

устойчивого наименования. В Конституции Российской Федерации[26], в

некоторых других законах они именуются частями. Однако в подавляющем

большинстве федеральных и региональных законов эти структурные элементы

обозначаются все же как пункты. Именно это наименование и следует считать

предпочтительным (тем более что имеется и другой структурный элемент

статьи, именуемый частью).

Делить статьи на пункты желательно, особенно в тех случаях, когда

статья включает значительное количество нормативных положений. Пункты

статьи могут состоять из частей и подпунктов. В таких случаях пункт статьи

текстуально состоит из двух и более абзацев.

Часть статьи (пункта) правового акта, часть пункта статьи правового

акта образуются одним абзацем или несколькими абзацами одного предложения и

не имеют порядковых номеров.

Часть статьи (пункта), часть пункта статьи правового акта могут

состоять из одного абзаца или нескольких абзацев текста, а также из

подпунктов.

Подпункты статьи или пункта, (а также пункта статьи, части статьи или

пункта, части пункта статьи) правового акта образуются абзацами одного

предложения, отделяемыми друг от друга точкой с запятой и пронумерованными

в пределах этого предложения арабскими цифрами со скобкой справа без точки.

Нумерация подпунктов буквами (например, а), б), в) и т.д.) нежелательна.

Абзац текста правового акта — любой фрагмент текста правового акта,

заключенный между абзацным отступом (красной строкой) и окончанием

предложения либо другим абзацным отступом.

Чаще всего абзацами образуются ранее рассмотренные структурные

элементы, имеющие специальные наименования: статья (пункт), пункт статьи,

часть статьи, подпункт. Однако в ряде случаев отдельно взятый абзац может

не иметь специального наименования, например, в случае, когда статья

образована несколькими непронумерованными абзацами одного предложения,

отделяемыми друг от друга точкой с запятой (такую форму имеют перечни и

перечисления). Именно в этих случаях абзац выступает в качестве

структурного элемента и ссылку на такой «безымянный» абзац в нормативных

правовых актах следует обозначать словом «абзац» (без сокращения).

Разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи (пункты) правового акта

должны, а части правового акта могут иметь порядковые номера.

Порядковые номера структурных элементов текста правового акта

проставляются арабскими цифрами. Использование для нумерации структурных

элементов римских цифр и букв в принципе возможно, но нецелесообразно, так

как римские цифры более сложны для восприятия и воспроизведения в печатном

виде, а буквы неудобны для нумерации пунктов (подпунктов), количество

которых превышает число букв, а также при ссылках на пункты и подпункты,

так как требуют заключения в кавычки. Статьи (пункты) правового акта должны

иметь сквозную нумерацию в пределах всего правового акта.

Новым статьям (пунктам) правового акта, которыми дополняется ранее

принятый правовой акт, целесообразно присваивать номера, состоящие из

номера статьи (пункта), после которой располагаются новые статьи (пункты),

и присоединенных через дефис дополнительных порядковых номеров начиная с

первого.

Такой способ более удобен, чем широко практиковавшийся ранее способ,

при котором к старой статье добавлялся значок «1» (прим) и т.д.

По вполне понятным причинам совершенно недопустимым стоит считать

своеобразный способ внесения изменений в правовые акты, используемый в

технико-юридической практике органов власти Нижегородской области, когда,

например, совместным постановлением Правительства Нижегородской области и

ОБЛСОВПРОФа от 18 июня 2002 года № 133/01/235-А-208 раздел 2 Соглашения

между вышеуказанными организациями дополняется пунктом 2.7, в то время как

пункты 2.7 - 2.18 предлагается считать соответственно пунктами 2.8 -2.19.

Такой подход к изменению правовых актов мог быть уместен сто или двести

лет назад.

Приведем здесь высказывание известного в свое время юриста

С.Е.Десницкого, который в 1768 году (!) отмечал: «... в Британии и других

европейских государствах [...] ежегодно вновь законы делают, старые

дополняют, поправляют и уничтожают [...] от чего все в законах сделалось

столько обширно и неудобно для общего всех знания, что ныне нарочитые

искусные люди на то везде в правлениях требуются.»[27]

Вернемся, впрочем, в нынешние времена. Новым статьям (пунктам),

включаемым в правовой акт после его последней статьи (пункта),

присваиваются номера, следующие за номером последней статьи. Аналогичным

способом присваиваются номера другим новым структурным элементам текста

правового акта.

Структурные элементы текста правового акта, как правило, должны иметь

заголовки, если иное не следует из устойчивых традиций и особенностей

правового акта. Так, структурные элементы текста статьи (пункта) правового

акта традиционно не имеют заголовков.

Могут, в частности, не иметь заголовков:

1. статьи законов об изменении или отмене ранее принятых законов, а также

законов о введении в действие законов;

2. статьи законов о бюджете и внебюджетных фондах;

3. статьи законов ненормативного характера;

4. пункты нормативных правовых актов.

2.5. Техника и логика изложения правового акта

Каждый правовой акт имеет свою внутреннюю логику. Основные требования к

логике изложения правового акта суть следующие:

при изложении правового акта должны быть соблюдены требования (правила)

формальной логики; оно (изложение) должно быть логически последовательным и

непротиворечивым;

логике изложения правового акта должна соответствовать его структура;

при изложении правового акта должна быть обеспечена полнота и

детализированность правового регулирования;

изложение нормативных положений, регламентирующих однотипные вопросы,

должно быть единообразным (по схеме изложения, степени детализации

регулирования и т.п.).

Хотя большинство ученых полагают, что данные нормы по своей природе не

являются технико-юридическими, можно согласиться с мнением Н.А.Власенко о

своеобразии функционального назначения таких правил, позволяющих

рассматривать их в контексте данной проблематики.[28] Н.А.Власенко

предлагает следующие дополнительные установления:

определенность и однородность регулируемых отношений (предмета правового

регулирования);

недопустимость конкуренции коллизионных правил, в частности

lex posteriori и lex specialis;

беспробельность

минимизация отсылок[29]

Типичная схема общей логики изложения, например, закона может быть

следующей. Логически закон состоит из трех частей: общей (вводной),

основной и заключительной.

Общая (вводная) часть закона (она, как правило, занимает первую главу,

озаглавливаемую «Общие положения») включает нормативные положения,

определяющие:

предмет регулирования закона (отдельная статья);

значение терминов, используемых в законе (отдельная статья);

состав законодательства по предмету регулирования закона (отдельная

статья);

наиболее общие положения закона, в частности, принципы правового

регулирования и субъектный состав соответствующих отношений, классификации

(отдельная статья или группа статей).

Основная часть закона (она в большинстве случаев занимает несколько

глав закона) включает нормативные положения, определяющие:

компетенцию органов государственной власти по вопросам, относящимся к

предмету регулирования закона (отдельная глава или группа статей);

правовые режимы, права и обязанности, порядок осуществления деятельности в

сфере отношений, регулируемых законом (группа глав);

меры ответственности, иные последствия нарушения положений закона (глава

или группа статей).

Заключительная часть закона (чаще всего это последняя глава,

озаглавливаемая «Заключительные положения») включает нормативные положения,

определяющие:

* вступление закона в силу (отдельная статья);

* переходные положения (отдельная статья);

изменения в законодательстве, связанные с принятием закона (отдельная

статья);

необходимость и сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие

с принятым законом (отдельная статья).

В последнее время в правотворческом процессе предлагается использовать

не только аппарат классической логики, но и новые логические средства, в

частности методы деонтической (нормативной) логики.[30]

Положения этого вида модальной логики развивали в своих трудах фон

Райт, А.Ивин и др. Она исследует логические структуры прескриптивного

языка, т.е. языка нормативных, предписывающих высказываний. В деонтической

логике по-новому ставится проблема непротиворечивости законов.

Проанализируем статью 3 Закона Нижегородской области от 18 декабря 1996

года № 59-3 «О социальных гарантиях для выборных должностных лиц местного

самоуправления, глав местных администраций и руководителей администраций

территорий, не являющихся муниципальными образованиями» (в ред. законов

Нижегородской области от 11 февраля 1997 года № 64-3, от 21 июня 2001 года

№ 191-3).

Эта статья предусматривает такую гарантию от необоснованного

привлечения должностного лица местного самоуправления к ответственности,

как невозможность задержания выборного должностного лица местного

самоуправления на территории соответствующего муниципального образования

(кроме случаев задержания на месте преступления).

Таким образом, следуя логике Закона, обнаружение сотрудником милиции,

скажем, мэра города с ножом в руке невдалеке от места совершения убийства в

этом городе не может повлечь за собой задержание градоначальника.

Однако, следуя той же логике, покинув территорию своего города этот мэр

может быть вполне законно задержан. О какой же гарантии может идти речь?

Здесь нарушается требование деонтической логики, выраженное в следующей

символической форме: ~ (Fd ^ Fd), т.е. норма, содержащая запрет совершения

действия одновременно содержит его отрицание (в форме оговорки), и,

следовательно, не может быть истинной.

Вообще нормы о неприкосновенности любых лиц, включая Губернатора, кроме

установленных федеральным законом, по нашему мнению, нуждаются в коренном

пересмотре...

Необходимо сказать несколько слов о такой практике, как воспроизведение

в правовом акте положений других правовых актов. По общему правилу

содержание каждого правового акта должно быть оригинальным. Однако в

отдельных случаях все же возможно воспроизведение в правовом акте положений

других правовых актов. Важно только, чтобы воспроизведение положений других

актов было оправданным и минимальным.

К сожалению, в настоящее время практика дублирования правовыми актами

федерального законодательства вышла за всякие разумные пределы. Без

преувеличения можно сказать, что дублирование стало бичом регионального

законодательства. По нашим оценкам, законодательство Нижегородской области

примерно на четверть дублирует (часто с искажениями) федеральное

законодательство.

При воспроизведении правовых актов рекомендуется придерживаться

следующих правил техники изложения.

В случае необходимости в правовом акте субъекта Российской Федерации

воспроизводятся отдельные положения других правовых актов данного субъекта

Российской Федерации, обладающих более высокой юридической силой, со

ссылкой на такие акты.

В правовых актах субъекта Российской Федерации не допускается

воспроизведение положений федеральных правовых актов, за исключением

случаев, когда такое воспроизведение необходимо для обеспечения

системности, полноты и ясности правового регулирования. При воспроизведении

положений федеральных правовых актов на них делается ссылка.

Положения других правовых актов должны воспроизводиться без смыслового

искажения и таким образом, чтобы было видно, какой именно текст правового

акта является воспроизведением положений другого правового акта.

Подводя итог вышесказанному, следует заключить, что при подготовке

законопроектов могут возникнуть сложные логико-семантические проблемы. В

подобных случаях целесообразно прибегнуть к назначению логической

экспертизы.

2.6. Юридические конструкции как прием юридической техники

Кроме правил построения и оформления правовых актов к содержанию

понятия юридическая техника относят и такую категорию, как приемы и

средства формулирования норм права. Такими средствами являются:

использование юридических конструкций, правовые дефиниции, классификации,

оговорки, примечания, отсылки, правовые символы, правовые аксиомы и

презумпции, а также юридические фикции и преюдиции.

Как было обоснованно отмечено во Введении, нами не ставилась задача

раскрыть сущность и провести анализ всех названных выше средств.

Ограничимся лишь описанием таких приемов, как использование юридических

конструкций и правовых дефиниций.

Под использованием юридических конструкций может пониматься построение

нормативного материала по типу связи между его элементами. Такая связь

характеризуется единством прав, обязанностей и форм ответственности

соответствующих лиц.

Так, например, конструкция «состав правонарушения», используемая, в

частности, в нормативных правовых актах Нижегородской области об

административных правонарушениях, подразумевает совокупность определенных

норм права, используемых для описания вида правонарушения, ограничения

круга лиц, подпадающих под действие данных норм и установления меры

ответственности правонарушителя.

Законодательство Нижегородской области, используя в различных актах

понятие Красная книга Нижегородской области, по сути употребляет, хотя и не

называет такую юридическую конструкцию, как правовой режим.

Подробно сущность юридических конструкций рассмотрена в работе

Т.А.Доценко, где она, между прочим, отмечает, что, хотя сам термин не

является новым для юридической науки, понимается он весьма

неоднозначно.[31] Несмотря на это, требования полноты, целостности,

последовательности, непротиворечивости, простоты и совершенности к

юридическим конструкциям как к идеальным моделям вообще были сформулированы

еще в XIX веке.[32]

Употребление правовых дефиниций подробно рассматривается в параграфе

3.2 данной работы, поскольку они как субкатегория входят, prima facie, в

категорию юридическая терминология.

Глава III. ЯЗЫК ПРАВА

3.1. ЛИНГВИСТИчЕСКАя СТРУКТУРА ТЕКСТА ПРАВОВОГО АКТА. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Наряду с анализом структуры правового акта как правового регулятора эту

структуру можно рассматривать и с лингвистической точки зрения. Первичным

элементом лингвистической структуры правового акта выступает предложение,

состоящее из слов и знаков препинания.

Лингвистическая структура текста правового акта — это структура текста

правового акта, определяемая исходя из его лингвистических (языковых)

характеристик (свойств).

Элементы лингвистической структуры текста правового акта выделяются с

точки зрения языкового построения текста.

Основными элементами текста правового акта, исходя из его

лингвистической структуры, являются:

1) предложение;

2) слово (совокупность слов);

3) знаки препинания.

Лингвистическая структура текста имеет практическое значение для

юридической техники в случаях рассмотрения текста правового акта с точки

зрения соблюдения требований законодательного стиля (и вообще грамотности

текста с точки зрения языка), а также при определении (идентификации)

лингвистических структурных элементов текста правового акта.

Обращение к лингвистическим структурным элементам имеет место, в

частности, при внесении изменений и дополнений в правовой акт.

Так, например, может возникнуть необходимость исключить из текста какое-

либо предложение, слово (слова) или же изменить пунктуацию в предложении

(например, перенести запятую в предложении «казнить, нельзя помиловать»).

Теперь мы готовы перейти к характеристике такого важного понятия, как

законодательный стиль.

Законодательный стиль — это литературный стиль, присущий правовым актам

как письменным литературным произведениям.

Стилистика использует термин «официально-деловой стиль», обозначающий

обобщенное понятие стиля документов. В свою очередь законодательный стиль

является разновидностью официально-документального стиля, который в свою

очередь, отличается от обиходно-делового стиля. Своеобразие

законодательного стиля, отличающее его от художественного,

публицистического, научного и других литературных стилей, предопределяется

природой правового акта как официального акта, выражающего волю субъекта

правотворчества, направленную на регулирование общественных отношений.

Отличительными чертами законодательного стиля и соответствующими им

требованиями к законодательному стилю являются:

1) официальный характер, документальность;

2) нейтральность (отсутствие экспрессивности);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.