![]() |
|
|
Шпоры по ТГП к ГОСАМэколог, и др. по сроку действия- постоянные, временные. 75.Систематизация закон-ва: понятие,виды.. Это – деятельность по приведению норм. актов в единую упорядоч. сис-му. Кодификация – деят-ть правотворческ. органов гос-ва по переработке однородных НПА и создание на их базе нового сводного систематизир-го НА для соответ. отра-сли права. Формы кодифик. актов – основы зак-ва – акт федер. уровня, котор. содержит наибол. важные общие нормы по предмету совмест. ведения федерац. и субъек-тов, которые развиваются в актах субъекта федер. кодексы –сводный акт, подробно регулир. опрдел. сферу обществ. отношений и подлежащий непосредст. приме-нению. Он стоит во главе НА соответ. отрасли (ГК, УК). Чаще состоит из – общей –базовые принципы отросли, особенной –детально регламентир. институты и подинст. регулир-ой отрасли. уставы, положения – определ. пра-вов. положе-ние органов, организ-ий (ЦБ РФ), либо рег-ламент. некот. виды деят-ти (военская служба), регулир. не столь важ- ные для всего общества сферы отношений. Инкорпорация – объединен. НПА определенного уров-ня в сбор-ники или собрания зак-ва. (без изменен. содер-жан, в определен. порядке –алфовит, хронол, предмет). Проводит ее систематизи-щий орган (мин-во юстиции). Официальная –компетент. орган, сборники имеют офи-циальн. хар-р, выступает формой опубликов. действ-их НПА, хотя не явл. источником права (Собрание актов Президента, Правит-ва) . Неофициальная – внешняя обработка зак-ва гражданами, организ. без спец. полно-моч.на то правотвор. органов (справочники для учите-лей, работников ПО). Консолидация – объединен. нескол. НПА дейсвующ. в одной области общ. отнош., в единый сводный НПА без изменения содержан. Осуществ. компетент. органам гос- ва и является разновидностью правотворчества. В результ. систем-ии устраняются противоречия между правов. нормами, отменяются или изменяются устарев-шие нормы и создаются новые, более совершенные, облегчает использование норматив. материала. 76. Правотворчество: понятие, принципы, виды Это –деят-ть гос. органов, направлен. на совершенст-ие закон-ва путем создания новых АН, изменен, отмены устаревших. Сущность – возведение гос. воли в закон, т.е. форму юр. предписаний, имеющ. общеобяз. значение Принцип: Демократизм – обеспечение активн. участия населения в правотвар- ве, учет обществ. мнения при раз-работ. и принятии НПА, отражение пожеланий тех, кого коснутся нормы принимаемого акта. Законность – учет иерархии прав.норм, соблюдение процесс. правил приня-тия, принятие в пределах компетенции правотвор. органа Гуманизм – чел-к в центре законод-ой деят-ти, направле-нность правотворч. акта на обеспе-чение и защиту прав и свобод личности, максим. удов-летвор. матер. и духов. потребностей. Научность- использование достижений науки, приемов и методов научного анализа, научная обоснованность правотворчества. Гласность- открытость правотвор-ого процесса для общественности, публика- ция в печати, обсуждение в СМИ. Тщательность подго-товки пректа – использование отечествен. и зарубежного опыта, результатов социолог., политологическ., психоло. исследований. Виды: 1.Референдум (народ), 2.Законот-ворчество (правотвор- во гос. органов – ФЗ, закон. орга-нов субъек.), 3.Подзаконное правотворч-во (отдел. долж. лиц –Президента, главы субъек., министра), 4. Локаль-ное правот-во (орган. мест. самоупр), 5. Правот-во общест. организ., 6. Договор. пративотвор-во (деят-ть гос. органов по заключен. норматив. договоров – между федер. и ее субъек.) 79.Правоприменение. Правоприм-ый процесс Это– властная деят-ть компетент. гос. органов по реализ. прав. норм относит. конкретных случаев и опред. лиц. Признаки: осущ. уполном. гос. органами и долж. лица-ми; соблюден. про-цесс. формы; установлен. суб.прав, юр.обязан-тей, ответ-ти при нарушении; принятие инди-вид. правов. решения. Необходи-ти возникает: 1. когда предусмотр. права и обяз. не могут возникн. и реализов-ся без издания влас-тного решения – реализ-я права на образов-е, необход. решение руков-ля ВУЗа; 2. определ. препятствия для использов-я права – купил дом, а др. лица препястсвую его праву владения; 3. юр. обязан. не испол-ся доброво-льно – договор поставки, арбитраж, суд, принудит. поря-дке; 4.совершено правонаруш. и нужно определить меру юр. ответ-ти – преступление, суд, нормы УП. Стадии 1. Установлен. фактич. обстоят-тв дела – сбор фактов не-обход. для вынесе. решения, их анализ и оценка. Устано-влен. фактич. обстоят-т должно быть обоснованным и законным (преступление –что, кто, где и когда, способ и мотив). Устанавли. с помощ–свидет. показаний, иследов. док-в, предметов, экспертизы и др. данных. 2.Определен. юр. основы дела- выбор и анализ юр. нормы подлеж-ей применению. Анализ– уяснение ее содержания и провер-ки действия во времени, простр-ве, по лицам. Выбрать норму значит дать оценку фактич. обстоят-ам. 3.Вынесе-ние решения– убедившись, что фактич. обстоят- ва уста-новлены правильно, полно, достоверно, им дана правиль юр. оценка и НП применима к данному делу - издание компетент. органом правопремен. акта в форме пригово-ра, приказа, распоряжен. Объявляется заинтерес. лицам. Начинается процедура реализации права. 80.Правоприменит. акты: понятие и виды Это – офииц. правов. докум-т, содержащ. индивид. гос-но-властное предписание компетент. органа, котор.выно- сится в результ. разрешен. конкрет. юр. дела. Признаки индивид. властный хар-тер (обязат. для определ. лиц и охран. принуд. силой гос-ва);- д.б. законными (опираться на конкрет НП – ст. УК); - издаются в установл. законом форме и имеют точное наименование (н-р: акты ПО-суд, прокуратура- должны иметь вводную, описательн, моти-вировоч, резолютив. часть; Приговор, приказ, постановл, распоряж.) Виды: классиф. по издавш. их субъектам: 1.акты представит. органов власти (постанов. ГД о наз-начен Председат. ЦБ); 2. исполнит. (Указ президента о назначен. федер. министра); 3. правоохран. органов (прокуратуры, суда, арбитража); 4. акты гос. контроля (пос-тановлен. налог. органа, таможни). по харак-ру правов. воздействия 1. регулятивные – устанавл. конкр. юр. права и обяз. при правомер. поведен. (приказ о прие-ме на работу); 2. охранитель-ые – при совершен. пра-вонаруш. (приговор суда по угол. делу); по значению- 1. основной (решение суда по существу дела) 2. вспомо-гательный (определение о принятии дополнит. исковых требований). 81.Пробел в праве и способы преодоления Это- отсутствие правов. нормы при разрешен. конкрет-ных жизнен. случаев, котор. д.б. разрешены на основе права. Причины- отставание зак-ва от развития жизни и упущения при подготовки НПА. Ликвидация 1. Изда-ние компет. органом недостающ. НП – процесс длитель-ный, не позволяющий оперативно реагировать на потре-бности прав. регулирования; 2. Заполнение пробела правоприменителем – по анало-гии – определен. сходст- ва м/у различ. явлениями или предметами. Аналогия закона – решение конкрет. юр. дела на основе применение нормы, котор. данное отнош. непосредст. не регулирует, а регулирует сходные, родст-вен. отношения. Аналогия права – если не применима аналогия закона, принимается решение на основе общих принципов и смысла права. Данные способы имеют место в правоприм. практике, однако запрещены в администр. и уголов. праве (преступление только, то котор. предусм. угол. закон. как таковое) 82.Юр. коллизии и способы их разрешения Это- противореч. м/у ПА, регулир-щими одни и теже общ. отношен. Они вносят в правов. сис-му несогласов, дефектность, создают неудобства в правоприменении затрудняют пользование. Причины- устаревание, появ-ляются новые не отменяя старые и действуют одноврем., недостаток опыта законодателя, низкое качество законов непоследовательная систематизация. Виды – 1. Констит. и др НПА (Конст); 2.закон и подзак. акт (закон); 3. общефедер. и актами субъект. федер. (если в пределах ведения, то субъекта, если нет, то ..); 4.м/у актами одного органа,но в разное время (послед-й); 5. м/у разными органами (более выс. юр. силой); 6. м/у общим и спец. НА (если одним органом – специал., если разными – общий). Способы- 1. Принятие нового НА; 2. Отмена старого; 3. внесение изменений в действующ.; 4.систематизац-я закон-ва; 5. референдум; 6. деятельность Конст. суда; 7. толкование; 8. переговорный процесс через согласи-тельные комиссии. 83.Толкование права: понятие, виды, способы Это- деят-ть компетен. гос. органов, общест. организ, отдел. граждан по разъяснению значения НПА. Оно включает: деятельность по разъяснен. и результат разъя-снен.- интерпретированный НПА. Цель – единообраз. понимание и применение НПА, уяснить для себя и раз-ъяснить др. Способ – совок. однородных приемов и пра-вил толков-я, основываю-ся на однородных средствах и аргументах. Грамматический – основан на знании языка, точном толковании значения слов, терминов, использов. правил словоупотребления, синтаксиса, морфологии. Систематический- определ-ся ее место в сис-ме права (отрасли, институте) и установлен. смысл правов. нор-мы, сопоставляя ее с др. НП и установл. логич. связи с ними (УП - нарушен. правил вождения боевой техники – нормы излогающ. данные правила); Исторический – учитывая обстоят-ва возникнов, истор. условия принятия нормы, цели и задачи; Логический- разъяснение исходя из ее содержания, используя логические приемы и ана-лиз др. норм не прибегая к др. средствам толков-я. Цель- придание абстрактно сформулир. норме конкретн. смысл Виды. Результат толкования оценив-ся по объему– соот-ношен. содерж-я истолкованной нормы с первоначал. текстом. Буквальное- содержание нормы (дух) в результ. толкования совпадает со смыслом текста (буква) прав. нормы при простом прочтении; Распространенное- (дух) содержание оказыв-ся шире ее непосредст. текстов. вы-ражения (констит. статья- судья подчиняется только за-кону- все НПА при осуществ. правосудия); Ограничен-ное- содержание нормы становится уже ее первоначал. текста (увольнение); от статуса субъекта: официаль-ное- компетент. органами, обязат. для всех кто применя-ет эту норму. Аутентическое- кто издал тот и толкует (парламент); Дилигированное- не принимавшим НА (пра-вительсво-мин. финансов); Казуальное- применимо к отдел. случаю, делу и не влечет юр. последст-ий для сходных дел (Постановлен. Пленува ВС по конкр.делам) Нормативное- носит общий характер, обязателен при применен. права (руководящ. разъяснен. Пленума .. по применен. закона). Неофициальное- любой субъект, не явл. обязат. для иных субъектов, позволяет лучше по-нять НП. Основано на профессионализме и авторитете толкователя (научные учреждения, ученые, адвокаты, др. – Комментарии к Кодексам, законам) 84.Правоотношения: понятие, признаки, виды Это- общест. отношен, в котор. стороны свяаны м/у со-бой взаимными юр. правами и обязанностями, охраняем гос-ом. Признаки: 1. складыв-ся на основе прав. норм (все отношения, регулир. НП – правоотношен, где пре-дусмотрен. модель поведения, другие регул. нормами морали, традициями, обычаями); 2. взаимным. правами и обязан. (продавец-покупатель); 3. сознательно-волевой хар-р (реализация предостав. права и обязан. сознател. действиями); 4. Гарантир-ся и охраняются гос-ом (созда-ет условия для реализации, принимает принудит. меры к их обеспечению). Классифик-я: 1. По отрослям –конст. (права и свободы чел-ка), администр. (в сфере гос. упра-влен), гражданс- правов. (аренда), уголов (ответ-ть за преступ.) и др; По содержан.- регулятивные (на основе НП и договора) и охранит. (гос. принуждение, юр.ответ) По харак-ру- процессуал. (возбужд. уг.дела, ведение сле-дствия) и материал. (по существу– трудовые, финансов) По степени определенности- абсолютные (м/у субъктом и всеми остальн. – отношен. частн. собственности), относительн. (м/у конкрет субъектами–арендат-р и арен--ль); По количеству участник.- простые (2 субъекта-куп-ля-продажа), сложные (сбор подписей на референдум); По продолжит.- моментальные(мена), длительные (арен-да); По харак-ру- активные (совершение положит. дейс-твий –оказание услуги по дог- ру), пассивные (осуществ. запретов, пассивн. обязанностей - владение имуществом) 85.Понятие и виды субъектов правоотношен. Это- участники правов. отношен.обладающ. суб. права-ми и юр. обязан. Виды: Индивид. (граждане, иностр, апатриды, бипатриды) и коллектив. (гос-во, гос. и негос. организац) субъекты. Мера участия субъектов правоот- нош. определ- ся их правоспос. и дееспособ. Правоспос.- способность иметь юр. права и нести юр. обязан. (с рож-дения). Дееспособн.- способность лица своими действ. осущест. свои права и обязан. Она зависит от возраста (полная 18лет, частичная 14-18 лет), состояние здоровья (недееспособн.-решен.суда, ограничен– злоупотреб-ние). Иностр. и лица без гражд. как участники правоотнош. приравнив. к гражданам, с некотор. ограничениями – избирать и быть избран-ым в представ. органы власти, занимать определ. гос. должности, служить в ВС. Коллектив. праводееспособ. ограничив. целями и задача-ми ради котор. создаются. Дееспособ. выражается в дей-ствиях определ. долж. лиц, выступающ. от имени всей организации. Специфич. участник –гос-во. В гос.- право-вых и админист.-правов. отношениях занимает ведущее место – осуществ. борьбу с преступностью, регулир. уго-ловно-правов. отношен., представляет страну на между-народ. арене и др. Гос. и негос. организ. различаются в зависим. от того какие функции осуществляют–публичн. и частные. Гос. организ носят публич. хар-ер, они суще-ствуют не зависимо от воли его членов (правительство, суд). Негос. – строют свою деят-ть на частно-правов. на-чалах, преследует частные цели (коммерч. банк) и интересы членов и могут прекратить свое существов. по воли этих лиц. 86. Понятие и виды объектов правоотношений Это то на что направлен. права и обяз. субъектов, по по-воду чего они вступают в юр. связи. Субъекты ступают в правоотношения ради удовлет. своих интересов, эта цель достиг-ся посредством прав и обяз., обеспечивающих получение определ. благ. Сущ. 2 подхода к пониманию: 1. объект- только действия субъекта, поступки людей (объектом правоотношен. дог. купли-продажи- поведе-ние участников по продаже и приобретению; трудов. отношения- действия администрации по приему и опла-та труда). 2. объекты весьма разнообразны- материал. блага (ве-щи, ценности, имущ-во); нематер. блага (жизнь, здоров. достоинст., честь); продукты духовного творчества (про-изведения лит-ры, мызыки, науки, комп. программы); результаты действия участников правоотнош. (договор перевозки, строительн. подряда); ценные бумаги и док-ты (деньги, акции, диплом, аттестат) 87.Содержание правоотношений Прав. отнош.- общ. отнош. м/у лицами связанными взаим. правами и обязан., охраняем. гос-ом. Граждан. общество предполагает – права одних удов-летвор. по средством обязан. других. Объем и пре-делы суб. прав и юр. обяз. определяется нормами права. Суб. право– предостав. и охраняем. гос-ом возможность субъекта по своему усмотрению удовлетвор. интересы предусмот. объектив. правом. Проявляется в 3 разновид-ях: 1. Положит. поведен. управомо-ного при удовлетвор. своих интерес. (фермер, наркот. культур.) Гос-во не до-пускает злоупотреблен. правом, по средствам привлеч. к ответствен. 2. Возможности требовать управомоч-м субъектом определ. поведения от обязанных при удовлет. своих интересов (покупатель-продавец, передача товара) 3. Возможность обратится к гос. органам за защитой наруш. прав (суд) т.е. принудительная реализация. Юр. обязан. – предусмот. закон-ом необходимость должного поведения участника отношений в интересах управомоч. субъекта. Выражается в: 1. Необходимости совершать активн. положит. действия в пользу управомоч. лиц (Продовец-покупотелю-товар). 2. Необходимость воздержания от действий запрещен. НП (нор.права) Т.О. содержание суб. права образует мера дозволенного поведения, а содержание обязан-ти – мера должного необходимого поведения. 88.Юридические факты. Фактичес. состав. Юр. факты – это те, обстоят-ва, с которыми НП связы-вает возникновен., изменен., прекращ. право-отношений. Основная классиф. юр. фактов по волевому признаку: События – обстоят-ва , природ. явления, возникнов. которых не зависит от воли чел-ка. Действия - , которые стали результатом воли и сознания чел-ка. Действия м.б. –Правомерными – соответ. НП. = Юрид. акты – действия людей, гос. органов, имеющих целью достижения правового результата (заключ. брака) = Юр. поступки – действия вызывающ. правов. послед-ствия, независимо от того, осознавал ли субъект их зна-чение, стремился к достижен. правовог. результата (письмо- опубликование-авторские права) Неправомерными (правонарушение)– нарушать требова-ние НП, приносить вред общ-ву и гос-ву. =Проступки-деяние средней и небольш. обществен. опасности (адменистр., гражд-правов., материал., дисцип.) Преступление – особо опасное противоп. волевое деяние предусмот УК РФ, влекущ. уг. ответ. и угол. наказание. По функциям классиф.: - правопораждающие, правопрепятствующ.; правообразующ, изменяющ., прекращающ.; главные и подчиненные; оформленные и неоформленные и др. Фактичес. состав – система юр. фактов, порождающих в сосок. юр. последствия. Например: назначение на долж. судьи РФ: - гражданство, 25 лет, юр. образов., юр. стаж, отсутствие факторов препятствующ. назначению, решение квалиф. комиссии, указ Президента о назначении. 89.Правонарушение: понятие и виды Это – противоправ., общест. опасное, виновное дияние, которое причиняет вред личности, интерес. общ-ва и гос-ва и влечет юр. ответ. Признаки: 1. поведение, выраж-ся в действии или бездейств., которое противор. НП. 2. Виновное поведение – осознавало и разумно руководило. Вина – психич. отношение к своему поведен. Выражается в умысле- предвидит и желает наступлен. вредных последствий. Неосторожность- самонадеянность- предвидел и расчитыв. избежать. небрежность –не предвидел, а должен был. 3. Причинение вреда гражданам, общ-ву, гос-ву. 4. Обществен. опасность – в соотв. с ней осущ. классиф. на преступ. и проступки. 5. Применен. мер гос. воздействия – юр. ответ-ть. Элементы – объект- на что.,субъект- кто. ,объек. сторон. –внешние признаки, суб. стор.-внутр. признаки. Виды Преступлен. - особо опасное противоп. волевое деяние предусмот УК РФ, влекущ. уг. ответ. и угол. наказание. Проступки – деяние средней и небольш. обществен. опасности в разных сферах. Адменистр. –посяг-во на общест. порядок, в области испол. и распор. деят- ти; Гражд-правов. – правонар-е в сфере имущест. и неимущ. отношений; Дисцип –правонар. в сфере служебн. отношений. 90.Юр. ответ-ть: понятие и виды Это – возможность наступлен. неблогопр. последствий личного, имуществен. и специал. характера и сами пос-ледст., которые возлагаются гос-ом на нарушителя в со-ответ с процесс. формой. Признаки: наступает за право- нарушение; устанавлив-ся НП; возлагается гос. органа-ми; осущест-ся в процесс. формах. Виды: Материал. – восстановлен. рабочим причиненного ущерба измеряемого в денеж. форме - штраф, документ приказ, в результате – нарушенное право востанав-ся, а данное правоотн-е прекращ-ся. Дисципл. – нарушение учеб-й, трудов, служеб., военской дисциплины, заключ-ся в неблоприят. последст. служеб. харак-ра, меры ответ-ти - предупреждение, выговор, увольнение, оформ-ся приказом. Администр. – правонаруш. не большой обществ. опасно-сти (администр. праступок), выраж-ся штраф, протокол об админ. правонар., составл-ся. долж. лицом и подпис-ся правонаруш-м, решение приним-т суд,судья, ОВД, др. уполном. лица. Граждан.-правов. – нарушен. правов. норм регулир. имущ. и лично-неимущ. отношен.,выраж-ся в востанов. наруш. права и предоставлен. компенсац., решение приним-ся судом. Угол. – за виновно совершенное обществен. опасн. дисние, наказан. за котор. предусм. УК РФ. Харак-ны след. признаки: перечень предусмотр. в УК РФ, возбужд. уг.дела, применен. мер пресечения, право на защиту, только суд, состязат-ть процесса, особая строгость наказания,наличие судимости. Т.О. юр. ответ-ть – важная мера защиты интерес. линости, общества, гос-ва. 91.Принципы юр. ответственности Это – возможность наступлен. неблогопр. последствий личного, имуществен. и специал. характера и сами пос-ледст., которые возлагаются гос-ом на нарушителя в со-ответ с процесс. формой Принципы: неотвратимость -реакция гос-ва в виде юр. ответ-ти за виновное правонар-ие; законность - соблюден. НП при привлечен. к ответ-ти; справедливость - личная отет-ть правонар-ля, не может дважды, запрет обратной силы закона отягчающ. поло-жение; гуманизм – запрет использования пыток, жесток. и бес-человеч. обращ-ия., унижения достоин-ва; виновность - при условии вины - отношение к поведе-нию (умысел и неосторож. –легком. и небрежнос.); обоснов. юр. ответ-ти – установление факта совершения данным лицом, всесторон. и объект. исследован. доказа-ств, наличие всех элементов состава правонар-я, доказа-нность вины. целесообразность – соответст. вида юр. ответ-ти степе-ни общест. опасн-ти. правонаруш-я; индивидуализация – учет личности виновного при привлечен. к юр. ответ-ти. Т.О. юр. ответ-ть – важная мера защиты интерес. линости, общества, гос-ва. 92,Функции юр. ответственности Юр. ответ-ть – возможность наступлен. неблогопр. последствий личного, имуществен. и специал. характера и сами пос-ледст., которые возлагаются гос- ом на нарушителя в со-ответ с процесс. формой Функции: возмездие – цель –наказать виновного, заста-вить его претерпеть неблогоприятн. последств. (лишен. свободы, штраф, увольнение); правовостан-ая - цель- восстановить наруш. право, воз-местить ущерб; специальн. и общая превенция – предупредить и заста-вить по собст. отрицательн. опыту (наказания) не совер-щать в дальнейшем; предупреждение всего общества на примере (зло должно быть наказано); воспитательная - уважение к праву, перевоспитание правонаруши-ля к законопослуш. поведен-ю. Т.О. юр. ответ-ть – важная мера защиты интерес. линости, общества, гос-ва. 93.Исключение, освобож. от юр. ответ-ти Юр. ответ-ть – возможность наступлен. неблогопр. последствий личного, имуществен. и специал. характера и сами пос-ледст., которые возлагаются гос- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |