![]() |
|
|
Шпоры по ТГП к ГОСАМШпоры по ТГП к ГОСАМ42. Юридический позитивизм. Представители: Бергбом, Шершеневич. Возникла кА оппозиционная «естественному праву». Позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, уст-го, созд-го гос-ом. Гос-во делегирует субъет-ые права и уст-ет юр-ие обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет права и закон. Естественное право объявляется теорет-им домыслом, предпологается создать философию позитивного права, задачей которой д.б. изучение внешнего выражения правовых предписаний. +: возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения структуры нормы права, основание юр. отв-ти, классификация норм и н.п.а. -: ограниченность права от фактических общ. Отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей. 33.Соотношение экономики, государства и права. Экономика – это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Существует два основных подхода к соотношению данных понятий. Согласно первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь можно говорить о приоритетах права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения). Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономика над правом. Политика уже выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями. Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последняя является надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений. Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом. Соотношение между гос-ом и правом проявляется двояко: 1) когда определяющим фактором выступает государство и 2) когда определяющим фактором выступает право. 72.Понятие и виды НПА Это – офиц. юр. док-т изданный гос-ом, устанавлив, изменяющ.,отменяющ. правов. нормы, общеобяз. характер, подкреплен принудит. силой гос-ва. По юр. силе все НПА делят на 2 группы:законы и подзакон.акты Закон- НПА высшей юр. силы, приним. в особом поряд-ке –представ. органом или референд. и регулир. наибо-лее важные общ. отношен. Конституция- основополог. полит. правов. акт, закрепл. конст. строй, права и свобо-ды, форму правлен, гос. устройство. Федер. конст. закон приним. по вопросам предусмотр. в Конст. (о референ-думе, о военном положен, об изменен. статуса). Федер. закон- акты текущего закон-ва посвящен. различным сторонам соц.-экон., полит, духовной жизни общ-ва. Законы субъек. федер.- издаются их представ. органами и распраст только на соответст. террит. Подзакон. акты- правотворческ. акты компетент. орга-нов, котор. основ. на законе и не противор. Указы распо-ряж Президента- в пределах полномочий, в соответ. с Конст., по текущим процедур. вопросам. Постановлен. и распоряжен. Правит.- акты испол. органа, наделены широк. компет. по управлен. обществ. процессами. Приказы, инструкции, положен.министерств, ведомств регулир. отношен. наход. в их компетенц. Решение, пос-тановлен, распоряж.местных органов власти. Локальные НА- предписания для конкрет предприят. (правила внутрен. труд.распорядка) От срока действия – неопредел.-длительн. и временные. От сферы действия – общефедерал, субъект федер., орга-нов местн. самоупр., локальные 28.Понятие правового гос-ва: история и современность. Разработка теории правового гос-ва имеет давнюю историю. Еще древние мыслители занимались поиском разумной, справедливой организации общества и гос-ой власти. Идею единства власти и права развивал греческий мыслитель и гос-ый деятель Солон (6 век до н .э.). Государство. Считал Солон, нуждается прежде всего в законном порядке, поскольку беззаконное представляет собой наибольшее зло для общ-ва. Значение разумных и справедливых законов подчеркивал Платон (427-347 до н.э.). Основоположник античной политической науки Аристотель обосновал идею господства права и правовой законности, а также идею права как критерия справедливости. Наибольшие заслуги в разработке теории правового гос-ва принадлежит немецкому философу И. Канту (1724-1831). Опираясь на теорию естественных, неотъемлемых прав человека, он обосновал необходимость для гос-ва ориентироваться на право во всех своих дествиях. При этом право Кант траковал как справедливость, воплощенную в законах гос-ва, как обеспечение государством естественные права и свободы человека. Правовое гос-во в трактовке этого философа есть идеальная теоретическая модель, которой следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, это сфера долженствования (как должно быть). Другой немецкий мыслитель – Г. Гегель (1770-1831) рассматривал правовое гос- во как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал право и закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе разумно, поэтому гос-во, принимая законы, должно ориентироваться на право как идею свободы и справедливости, как «царство реализованной свободы». Сам же термин «правовое гос-во » ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины 19 в. государствовед Р. Фон Моль. Определенный вклад в развитие правового гос-ва внесли и русские государствоведы: А.С. Алексеев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский и др. Они считали необходимым, чтобы гос-во было связано законом и он был обязателен для власти, чтобы она стояла под правом, а не над ним. Правовое гос-во в настоящее время – такая форма организации власти, которая выражается в максимально полной реализации принципа верховенство закона. ТГП прошла в своем развитии 4этапа: - возникновение идеи необходимости возникновения гос-ва закону. Закон обеспечивает стабильность гос власти, является гарантией от произвола правителя. - нового времени. В работах ученых эпохи просвещения разрабатывается отдельные признаки правового гос-ва. Появляется теория разделения властей, прав человека, первое представление о законности. - в научный оборот вводится термин правовое гос-во, разрабатывается философ. Основа правового гос – ва. Правовое гос-во начинает рассматриваться как форма жизни гр. общ-ва, как цель развития любого гос- ва. - в настоящее время в большинстве гос-а мира основная идея правового гос- ва, закреплена в конституционных актах. 61.Понятие и признаки нормы права Это – установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее общест. отношения. Она опреде-ляет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней (сам избирает вариант поведения) и внешней свободы (действует во вне) в взаимоотно-ниях. Признаки: 1.Устанавлен. и гарантир-ть гос-ом (утверж-дение гос-ом в НПА); 2. Сочетание прав (мера поведения) и обязанностей (ме-ра должного поведения); 3. Формальность (закрепление определен-ым способом в законе, постановлении, указе, приказе и т.д. ); 4. Многократность применения (рассчитано на регулир-ние неопределен. кол- ва жизнен. случаев); 5.Обеспечив-ся мерами гос. принуждения (компетент. органами возлаг-ся юр. ответ-ть) Т.О. НП –явл. регулятором типовых общест. отношений. 62.Классификация норм права НП - установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее общест. отношения. Классиф-я за-висит от их функций:По месту и роли в прав. сис-ме: Учредительные – нормы-принципы, котор. закрепляют основы общественно-полит. строя, полит-ой и правовой сис-мы, права и свободы граждан. Регулятивные – пра-вила-поведения – предоставлен. прав и обязаност. (упра-вомачивающ, обязывающие, запрещающ); Охранител-ые –выпол-ют функцию охраны общест. порядка(УК РФ); Обеспечительные – нормы-гарантии, котор. способству-ют исполнению др. норм; Декларативные - содержат информацию; По методу прав. регулир. Императивные власть-подчинение; Диспозитивные – равные субъекты; Рекомендательные – указывают вариант поведения; По субъектам правотворчества От гос-ва; Народное пра-вотворчество; По сфере действия Общего, ограничен-го (территория, отдел. граждане), локального (на членов отдельных структур); По времени действия – постоян-е и временные; По кругу лиц (всех, отдел. категорий); По степени определенности элементов НП - абсолютно (точно определ. права и обязан. субъектов, условия дей-ствия, последствия несоблюдения), относительно –(воз-можны варианты поведения), альтернативные (несколь-ко вариантов действия, из котор. надо выбрать один с учетом обстоят-ств. 63.Структура нормы права НП - установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее общест. отношения. Структура: Гипотеза – указывает на круг, котор. адресована НП и обстоятельства при котор. реализуется. П-р: гипотеза -сдача в наем имущества – у наймодателя возникает обяз-ть содержания, а у нанимателя право требовать испол-ия обязан-ти. Диспозиция – каким может или должно быть поведение при условиях, предус- мотрен. гипотезой. т.е. содержание прав и обязан-ей лиц.П-р: наймодатель обязан производ. кап. ремонт за свой счет, а нанимат. в случае неисполне- ния обязанности имеет право произвести ремонт и взыс-кать или расторгнуть дог-р и взыскать убытки. Санкция – указывает какая мера гос. взыскания (юр. ответс-ть) применима к нарушителю права, предусмот-ренного диспозиц. П-р: возместить убытки, если добро-вольно отказывается, то компетент. гос. органы приме-няют к нему меры гос. воздействия, котор. обеспечивают исполнение обязательств. Т.О. НП может активно воздействовать на отношения и регулировать их, при единстве и взаимосвязи всех ее элементов, т.к. при отсутствии гипот. – неизвестно к чему и кому применима; диспоз. – превращается в пус-тышку, теряет качество соц. нормы; санк.- лишае ее качества НП т.к. охраняется гос- ом. 64.Соотношение НП и статьи нор. акта НП – установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее общест. отношения. НПА –юр. док-нт устанав., измен, отменяющ. правов. нормы. В статье НПА не всегда присутств. все три элемента НП. Так в ст. Конст. – гипотега и диспозиц. Это говорит о том, что НП и ст. НПА не совпадают. Сущест. основн. способы изло-жен. НП в статьях. Прямой –в ст. излагаются все 3 элемента. Здесь логич-я структура НП совпадает со структур. ст. НПА. Так быва-ет не всегда. Отсылочный – когда содержатся не все элементы, но имеется отсылка к др. родстве-ым статьям этого же НПА, где находятся недостающие сведения. Часто использ-ся в УК ст.117- истязания, диспозиция – если не повлекло последст- вий – указ. в ст. 111 и 112. Бланкетный – статья НПА устанавлив-т лишь ответст-ть за нарушен. определ. правил, однако самих правил в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого НПА. В таких ст. содержится гипотеза и санкция, диспозиц. только называется и содержание ее не раскры-вается.(УК -нарушение правил вождения боевой маши-ны повлекшее тяжел. последств. – наказыв. лишением свободы. Для применен. данной нормы - выяснить какие правила нарушены т.е. обратится к спец. НПА где это закреплено. Т.О. НП не тождествен. статье закона. НП –это логичес-ки завершен. правило поведения, а ст. – это форма его изложения. 65.Понятие и структур. элементы сис-мы права Это – внутреннее строение, которое выражается в един-стве и согласованности действующ. НП и вместе с тем в разделен. права на относит. самост. части в зависим. от содержан. отношен-й. котор. регули-ся НП. Элементы: Правов. норма – базовый первичный элемент, регулир. конкретн. вид общест. отношен. Правов. институт –совок. прав. норм, регулир. определ. вид общ. отношен. По охвату правов. регулир. занимает промежут. положение м/у ПН и отраслью, входит в сос-тав отрасли права (институт наследования в ГП, наказа-ния в УП); Отрасль права – совок. правов. норм и институтов, регулир. определенную, относит. самостоятельную сфе-ру общес. отношений (констит.,гражданская, администр. отрасль). Родственные институты входящ. в одну отрасль могут образовывать подотрасль- промежут-ную совок. норм между правов. инстит. и отраслью, регулир-ий группу близких отношений определенного вида (военно- уголовное право в УП, патентное право вГП) Т.О сис-ма право состоит из отрослей, подотрослей и институтов. 66.Предмет и метод правов. регулирования Правов. регулир.- воздействие юр. средствами на обществ. отношения и поведен. людей. Предмет- та сфера общест. отношен., котор. подвер-гается юр. воздействию. Данный предмет включает в себя 3 основ. группы обществ. отношений: 1. власте-отношения (администрат-правовые); 2. отношения по обеспечению прав и свобод и охране правопорядка (конституционные); 3. отношения по поводу объмена материальн. и нематер. ценностями (гражданско-правов) Метод- способы воздействия отрасли права на определ. вид общ. отношен. Императивный- субординация м/у участниками правоотношен. т.е когда один участник находится в подчинен. положении по отношен. к др.Применяется в публично-правов. отраслях (конст, админист, уголов, финансов); Диспозитивн.- равенство участников, отсутствие м/у ними власть-подчинение. Примен. в частно-правов. сфере (гражданс. право). Способы: дозволение - наделение участников комплек-сом определен. прав (арендатор жил. площади м. ее использовать); обязывание- предписание исполнить определ. действия (должник-кредитор); запрет- возложение обязанности не совершать те или иные действия (арендатор не м. распоряжаться –дарить, про-давать). Т.О. Отрасли права использ. методы правов. воздейств. в различном сочетании в зависим. от характера обществ. отношен. 67.Краткая хар-ка основных отраслей права. Это- совок. юр. норм и правов. инстит. регулир. определ. сферы общест. отношен. Конст. право- централ. место среди остал. отраслей, ее нормы влияют на нормы др. отрослей, главный источник Конст.- ПА высш. юр. силы, опирается на императ. ме-тод регулир-я. Регулир-ет - отношен. по организ. гос. органов власти, определяет их компетенц., гос. устройс-тво, прав. режим, правов. положен. граждан, избират. сис-му и др. ГП- регулир. имущест. и лично неимущ. отношен., диспозитивн. метод, источник ГК; ГПК – ре- гулир.деятел-ть по разбирател-ву и разрешению судам гр. дел (возбуждение, установлен. факт. обстоят-тв, до-казывание, рассмотрение, решение, обжалование), императ.-диспозит. метод, ГПК; УП - регулир. общ. отношен. связанных с борьбой с преступностью (пере-чень дияний -преступлений, определ. понятия угол. ответ-ти, виды и размер наказания), императ. метод, УК. УПК- процедуру угол. судопроиз-ва (привлечен. к ответ, возбужд. угол. дела, расследов, рассмотрен. в суде, вы-несение приговора, обжалование), императ- дисп, УПК; Администр.- в сфере гос. управлен., поддержан. общест. порядка, императ, КоАП; Трудов.- в сфере наемного труда, правоотношен. м/у работ-ом и работ- лем, императив-диспозит, ТК; Семейное- отношения м/у супругами, родит. и детьми (заключ. и растор. брака, имущества супругов, отцовство, материнство), диспозит, СК; Земельное, Экологич., Социального обес-печения, Финансов, Предприним, Коммерческое, Арбитражно- прцессуальное. 68.Частное и публичное право Кроме отрослей в структуре права юр. нормы можно подраздел на 2 больш. группы. Частное право- упорядоченная совок. юр. норм, охраня-ющих и регулир. отношен. частных лиц. Публичное – нормы закрепляющ. порядок деятельности гос. власти и управления. Частное –область свободы и частной иници-ативы, то публичное – сфера власти и подчинения. Частное- отрасли гражданск, предпринимат, трудового, семейного. Публичн. – констит, админстр, уголовн, финансов. Основные критерия разделения: 1. интерес – личный; общественный, гос-ный; 2. предмет прав. регулир. – нормы, регулир. имушествен. отношения; неимущественные. 3. метод правов. регулир. - диспозитив, координир. (ра-венство); императивн. субординацион. (подчинение). 4. субъектный состав – частные лица м/у собой; частн. лица с гос-ом, или гос. органы м/у собой. В правов. гос-ве частные и публичн. права гармонично сочетаются. 69.Материальное и процессуальное право. В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права. Материальное право – совокупность правовых нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права связаны с процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни. Процессуальное право – регламентир. порядок правов. регулир. материальн. отраслей. Состоит из прав. норм, регулирующих отношения, возникающие при рас-следовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальн. формы, необходимые для его существования. 70.Система права и система законодательства Сис-ма права- внутренняя структура права, состоящая из взаимосвяз. норм, институтов, подотраслей, отраслей права. Законодательство тоже имеет свою внутренную структуру – сис-ма действующ. законов и основанных на них подзакон. актов. Их различают по след. основаниям: Сис-ма права Сис-ма закон-ва Первичный элемент НП НПА Выступает в кач-ве Содержания Формы Складывается Объективно Субъективно (в соответ. с сущест. общ. отношен.) (зависит от закон-ля) Имеет Первичный хар-тер Производный (первая служит исходной базой для второй) Строение Горизонт. ..и вертикал. (отрослев) (иерархическое) Они различны и по объему: зак-во, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме зак-ва право оформляется и в юр. обычаях, и нор-матив. договарах и юр. прецедентах), а с др. стороны, включает в себя кроме формулировок норм и др. элеме-нты – преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п. 71.Понятие и виды форм (источники) права Источник права –спец. юр. термин, котор. имеет 3 знач-я - сила котор. образует правов. нормы – это общество и гос-во. Народ источник гос. власти – формирует гос. органы, котор. выражают волю народа – издавая НПА и подкрепляют их принудит. силой. - условия котор. способст. возникнов. норм права – экон. развитие гос-ва, отношение собственности, полит строй, правосознание общества, опыт предыдущ. правотворче-ства юрид. учения, доктрины -источник знаний о праве – гос. документ, котор. и явл. источником права в формально-юрид. смысле. Правов. обычай –правила поведения, сложившееся в процессе самой жизни в результате многократного и длительного примене-я, а затем санкционир-ые и взятые под защиту гос-ом. т.е. гос-во придает им юр. силу и превращ-ет их в официал. юр. док-т.(законы 12 таблиц, Русская правда, ГК РФ предусм. обычаи делов. оборота). Юрид. прецидент – решение судеб. и админист.органа, котор. стало образцом для послед-их решений по таким же делам. Наибольш. распространен. имеет в США, Ка-наде, Англии, Австралии. В РФ характер прецедента имеют разъяснения Пленума Верхов. суда, обязат. для всех судов. Это позволяет компенсировать отставания НП от динамики общест. отношений. НПА –офиц. юр. док-т изданный гос-ом, содержит НП, общеобяз. характер, подкреплен принудит. силой гос-ва. С их помощ-ю устанав., изменяются, дополняются дейс- твующие НП. Иерархия – Конс., законы, подзакон. акты. Норматив. договор – действует непосредственно, обще-обязателен, регулир-т наибол. важные общест. отношен. (Договор об образов. СССР 22г, Федерат. договор РФ 92г) 73.Понятие, признаки и виды законов Это – нормат. акт высш. юр. силы, принимаем. в особом порядке представит. органом или народом на референду-ме и регулир-ий наиболее важные общест. отношен. Признаки – 1.приним-ся спец. упол. органом (ФС, за-кон. органы субъектов), 2.соблюд. процесс. порядка (подготовка проекта, внесение, обсуждение, принятие, подписание, опубликов) 3. регулир. важнейшие общ. отнош. (праваи свободы, вопросы конс. хар-ра, экономи-ки, обороны и безопасности, междунар. отношен. и др.) 4. общеобязат-ть –все гос. органы, долж., физ. и юр. лица. 5.стабильность – изменение и отмена органом его принявш. в соот. с юр. процедурой. 6. выс. юр. сила -иерархия. Классифик. по различн. основаниям: по юр. силе: Конституция- основополог. полит. правов. акт, закрепл. конст. строй, права и свобо-ды, форму правлен, гос. уст-ройство. Федер. конст. закон- приним. по вопросам предусмотр. в Конст. (о референдуме, о военном поло- жен, об изменен. статуса). Федер. закон- акты текущего закон-ва посвящен. различным сторонам соц.-экон, полит, духовной жизни общ-ва. Законы субъек. федер.- издаются их представ. органами и распраст только на соответст. террит. по субъектам законот-ста- закон.органом, референ-м. по предмету правов. регулир.- констит, администр, гражданск, уголов, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |