![]() |
|
|
Шпаргалка по общей теории права| | |голосование. | | | |Далее идет подписание | | | |и обнародование. | |35. Систематизация |2. Методология – учение о |14 Функции гос-ва – | |нормативно-правовых актов |методах. Это прежде всего |основные направления | |- деятельность, |область философских |его деятельности по | |направленная на |знаний. Между тем |решению стоящих перед | |упорядочение всего массива|отдельные науки вносят |ним задач. Понятие не | |нормативно-правовых актов,|свой вклад в развитие |только политическое и | |с целью преодоления |методологии. Слово «метод»|управленческое, но и | |противоречий между ними и |употребляется: для |юридическое, так как | |сделать их более |обозначения особого |оно осуществляется в | |доступными для |способа мышления, |правовых формах. | |потребителя. |позволяющего постигнуть |Признаки государства: | |Систематизация |изучаемую реальность |а. Территориальная | |нормативно-правовых актов |(эмпирический, |организация населения | |начинает осуществляться |дедуктивный, индуктивный);|и осуществления | |еще на стадии их |для характеристики |публичной власти в | |опубликования в |философских позиций и |территориальных | |официальных газетах, |принципов на которых они |пределах; б. Публичная| |журналах или вестниках. В |базируются; для |власть (не совпадает с| |этих изданиях они |обозначения технических |обществом, но | |располагаются по |приемов, способов, этапов |выступает от его | |определенной системе (в |исследования фактов, |имени); в. | |зависимости от их |судебной практики. Метод –|государственный | |юридической силы, от |это свод принципов, правил|суверенитет; г. | |органа их принявшего, их |для построения и |Неразрывная связь | |юридической природы - |обоснования научных |государства и права | |нормативные - |знаний, а также |Внешние (оборона | |ненормативные и т.д.), |совокупности приемов, |страны,сотрудничество | |каждому акту присваивается|операций для изучения |с иностр гос-вами) | |свой номер. Помимо |гос-ва и права. Метод – |Внутр (формирование и | |указанной выше первичной |это прежде всего |охрана правопорядка) | |формы, существует два |философская концепция, | | |основных вида |определяющая отношение к | | |систематизации: |познаваемой | | |инкорпорация и |действительности. | | |кодификация. | | | |Инкорпорация - эта такая | | | |деятельность по | | | |систематизации, когда | | | |нормативные правовые акты | | | |обобщаются в различные | | | |сборники. Критерии, по | | | |которым в них подбирается | | | |материал, могут быть | | | |различными: предмет | | | |регулирования (труд, | | | |семья, молодежь), | | | |хронология, когда акты | | | |располагаются | | | |соответственно времени их | | | |принятия и т.п. | | | |Особенность инкорпорации | | | |как формы систематизации в| | | |том, что при создании | | | |инкорпорированных | | | |сборников, нормативные | | | |правовые акты могут | | | |подвергаться только | | | |поверхностной обработке, | | | |содержание их изменяться | | | |не может. Вместе с тем, | | | |допускается публикация в | | | |извлечениях, или если в | | | |текст нормативного | | | |правового акта внесена | | | |поправка отдельным актом, | | | |то в публикуемый текст | | | |можно включить эту | | | |поправку, указав в ссылке | | | |на ее официальный | | | |источник. | | | |Инкорпорация может быть | | | |официальной и | | | |неофициальной. | | | |Неофициальной | | | |инкорпорацией могут | | | |заниматься любые субъекты,| | | |результат этой | | | |деятельности не является | | | |обязательной для | | | |потребителя, т.е. на эти | | | |сборники нельзя ссылаться | | | |как на официальные | | | |источники (например, | | | |каждый студент-юрист в | | | |процессе подготовки к | | | |занятиям пользуется | | | |хрестоматиями по истории | | | |государства и права, по | | | |истории политических и | | | |правовых учений, по праву | | | |отдельных государств). В | | | |некоторых случаях | | | |инкорпорация может носить | | | |официальный характер, | | | |например, принятие | | | |законодательным органом | | | |Свода законов, или | | | |официозный - инкорпорация | | | |проведена | | | |неправотворческим | | | |государственным органом | | | |(например, Министерством | | | |юстиции РФ). | | | |Разновидностью | | | |инкорпорации является | | | |консолидация. В этом | | | |случае происходит | | | |объединение множества | | | |нормативных правовых | | | |актов, связанных общим | | | |предметом регулирования, в| | | |единый укрупненный акт. | | | |Этот вид систематизации | | | |является, как правило, | | | |этапом в переходе от | | | |инкорпорации к | | | |кодификации. | | | |Высшим уровнем | | | |систематизации является | | | |кодификация - она носит | | | |только официальный | | | |характер. В отличие от | | | |инкорпорации, кодификация | | | |осуществляется достаточно | | | |редко, она проводится | | | |тогда, когда возникает | | | |потребность в существенном| | | |обновлении или изменении в| | | |правовом регулировании | | | |больших сфер общественных | | | |отношений. | | | |66. Верховенство права |19. Субъективное право – |26. Термин источник | |Правовое государство - |мера возможного или |права употребляется в | |такое гос-во, которое |действительного поведения |разных смыслах: | |строится на следующих |субъектов, обеспеченная |документы, в кот-х | |признаках: Верховенство |юридическими обязанностями|содержаться нормы | |права. Правовая регуляция |других лиц. Субъект – |права (офиц. издания);| |общественных отношений. |индивиды или организации, |философские основы или| |Формальные юридические |которые на основании |социальные факторы | |гарантии прав и свобод |юридических норм могут |права; как | |человека и гражданина. |быть участниками |исторический памятник.| |Принцип разделения |правоотношений, то есть |ИП- это способ | |властей. |носителями субъективных |установления норм | | |прав и обязанностей. |права, внешнии форма | | |Объект – реальное благо, |нормы права. | | |на использование или |Классификация ИП. | | |охрану которого направлены|Исторически известны | | |субъективные права и |след. виды ИП: обычай,| | |юридические обязанности. |обычное право, | | |Объективное право – |правовой обычай; | | |совокупность правил |Судебный прецедент; | | |поведения, выраженных в |Нормативные акты; | | |законах и других |Нормативно-правовой | | |нормативных актах. |договор; Доктрина. | |27. Правовой обычай – |36. Система права – |56. Система права – | |такой обычай, соблюдение |обусловленное характером |внутреннее строение | |которого обеспечивается |общественных отношений |(структура) права, | |принудительной силой |внутренне строение права, |отражающее объединение| |гос-ва. Признаки обычая: |выраженное в объединении |и дифференциацию | |Давность; Непрерывность |составляющих его норм |юридической нормы. | |действия; Обязательность |права в институты, |Система | |обычая; Разумность обычая.|подотрасли и отрасли |законодательства – | |Обычное право – это |права. Отрасль права – |совокупность | |фактические и однообразно |регулирует однородную |нормативно-правовых | |соблюдаемые, хотя гос-вом |сферу общественных |актов, в которых | |и не предписанные, правила|отношений (например, |объективируются | |массового поведения. |гражданское право). |внутренние | | |Подотрасль права – |содержательные и | | |обособленная часть отрасли|структурные | | |права, которая регулирует |характеристики права. | | |особо крупные | | | |подразделения общественных| | | |отношений, входящих в | | | |сферу отношений, | | | |регулируемых отраслью | | | |права (например, авторское| | | |право). | | |47. Реализация права – |48. Признаки |58. Законность – | |осуществление юридически |правоприменительного |комплексное, | |закреплённых и |процесса: Деятельность по |политико-правовое | |гарантированных |применению права имеет |явление, отражающее | |государством возможностей,|государственный хар-р; |правовой характер | |проведение их в жизнь в |Наличие акта |организации | |деятельности людей и их |правоприменительной |общественно-политическ| |организаций. Формы |деят-ти; Правоприм. |ой жизни, органическую| |реализации права: |деят-ть осуществляют |связь права и власти, | |Соблюдение – реализация |только уполномеченные на |права и государства. | |запрещающих норм права. |то органы, лица; |Также можно сказать, | |Это пассивное воздержание |Специальная |что законность – | |субъекта правовых |законодательно-установленн|общественно-политическ| |отношений от совершения |ая процедура. Применение |ий режим, состоящий в | |действий, кот-е запрещены |права – властная |господстве права и | |законом. Исполнение – |деятельность компетентных |закона в общественной | |совершение активных |органов и лиц по |жизни, неукоснительном| |действий, предусмотренных |подготовке и принятию |осуществлении | |законом в качестве |индивидуального решения по|предписаний правовых | |обязательных. |юридическому делу на |норм всеми участниками| |Использование – форма |основе юридических фактов |общественных | |реализации, при которой |и конкретных правовых |отношений, | |осущ-ся как активная, так |норм. Стадии: 1. |последовательной | |и пассивная деятельность |Установление фактических |борьбе с | |по осуществлению своих |обстоятельств юридического|правонарушениями и | |правомочий. Применение – |дела (место, время, |произволом в | |комплексная, властная |причинная связь – |деятельности | |деятельность специально |отношение между деянием и |должностных лиц, в | |уполномоченных субъектов, |наступившим последствием);|обеспечении порядка и | |которая сочетает различные|2. Правовая квалификация -|организованности в | |поведенческие акты. |Выбор и анализ правовой |обществе. С понятием | | |нормы, подлежащей |законности тесно | | |применению; 3. Толкование |связано другое понятие| | |юр. нормы. В зависимости |правопорядок, то есть | | |от объема бывают |основанное на праве и | | |буквальное, расширительное|законности организация| | |и ограничительное. |общественной жизни, | | |Принятие решения по делу |отражающая | | |и документальное |качественное состояние| | |оформление. Стадии 1 и 2 –|общественных отношений| | |подготовительные, а 3 – |на определённом этапе | | |заключительная (основная).|развития общества. | | |Круг обстоятельств очень | | | |широк. Сущность | | | |юридической оценки | | | |обстоятельств состоит в | | | |том, чтобы выбрать именно | | | |ту норму, которая по | | | |замыслу законодателя | | | |должна регулировать | | | |рассматриваемую ситуацию. | | | |Содержание решения | | | |определяется его | | | |обстоятельствами. | | |59. Правосознание – |62. Признание естественных|63. Нормы морали | |совокупность представлений|прав человека в |(нравственности) – | |и чувств, выражающих |деятельности государства |правила, | |отношение людей к праву и |(соответствие внутреннего |складывающиеся в | |правовым явлениям в |законодательства |соответствии с | |общественной жизни. Виды |общепризнанным нормам и |представлениями людей | |правосознания: а. По |принципам международного |о добре и зле, | |носителям (индивидуальное,|права; Верховенство и |справедливости и | |групповое, массовое, |прямое действие |несправедливости, | |общественное); б. По |конституции). |чести и бесчестии и | |уровню (обыденное, | |так далее. | |профессиональное, | |Соотношение норм права| |научное). | |с социальными нормами | | | |имеют в виду: а. | | | |Единство (содержание | | | |социальных норм | | | |обусловлено уровнем | | | |культурного и | | | |экономического | | | |развития общества); б.| | | |Различие | | | |(устанавливаются по | | | |критериям: по | | | |происхождению, форме | | | |выражения, сфере | | | |действия, степени | | | |детализации, способу | | | |обеспечения, | | | |тенденциям развития); | | | |в. Взаимодействие. | |37. Подотрасль права – |3. Классификация методов |17. Позитивное право | |совокупность юр. норм, |правовых наук. |(ПП) это система | |регулирующих обособленный |А)1. Общенаучные методы – |формально-определенных| |РОД общ. отношений. Напр-р|философские |общеобязательных норм,| |гражданское право имеет |мировоззренческие |установленных или | |подотрасли: жилищное, |принципы, идеи, которые |санкционированных | |семейное и т.д. Иногда они|используются при изучении |гос-вом. Такое | |перерастают в отрасли. |общественных явлений. 2. |определение называют | |Отрасль права – это |Частнонаучные методы – |нормативным | |отдельно выделившаяся |приемы сбора, анализа, |определением ПП. | |КАТЕГОРИЯ общ. отношений. |истолкования фактического |Признаки ПП: | |Они отличаются друг от |материала. Б) Философские |Системность; | |друга особым методом и |и конкретные методы; В) |формальная | |предметом изучения. |Универсальные и |определенность (нормы | |Предмет каждой отрасли и |специальные методы. В |ПП должны иметь | |есть общественные |общественных науках все |определенную форму | |отношения. По методам |классификации условны. С |(акты, законы)); | |правового регулирования |древних времен |общеобязательный | |отрасли подразделяются на |используется |хар-р; нормативность | |императивные и |рационалистический и |(упорядочение общ. | |диспозитивные. |эмпирический методы. |отношений при помощи | |Императивный – метод |Рационализм – от |правовых норм); | |регулирования когда |латинского разум – это |обеспеченность права | |отношения между субъектами|фил. направление, |принудительной силой | |строятся на основе власти |признающее разум основой |гос-ва. ПП | |и подчинения. |познания. Эмпиризм – опыт-|складывается из | |Диспозитивный – |направление в теории |объективного и | |горизонтальный метод, |познания, который признает|субъективного права. | |когда субъекты |основным источником знания| | |равноправны. В отличие от |– чувственный опыт. | | |отрасли права, отрасль |Метод дедукции и индукции.| | |законодательства не имеет |Дедукция – от общего к | | |отдельного предмета и |частному. Индукция – от | | |отличается только особым |частного к общему. | | |методом. |Диалектика (вести беседу) | | | |Сократ, Гегель, Маркс. | | | |Гегель считал, что | | | |противоположности в | | | |сознании, а Маркс – в | | | |природе. Социологический | | | |метод – гос-во и право | | | |изучаются в связи с | | | |общественностью. | | | |Исторический метод – | | | |рассмотрение развития во | | | |времени и пространстве. | | | |Выделяется в общей теории | | | |права метод, выработанный | | | |в системе юр. наук – | | | |формально-юридический или | | | |нормативно-догматический | | | |или технико-юридический. | | |44. Субъекты ПО – это | | | |участники ПО, которые | | | |определяются гос-вом как | | | |носители субъективных прав| | | |и обязанностей. Субъекты | | | |ПО должны обладать след. | | | |качествами: 1) | | | |Правоспособность – | | | |установленная законом | | | |способность лица обладать | | | |субъективными правами. | | | |Наступает с момента | | | |рождения. 2) | | | |Дееспособность – | | | |способность лица | | | |непосредственно своими | | | |действиями самостоятельно | | | |осуществлять субъективные | | | |права и юрид. обязанности.| | | |3) Деликтоспособность | | | |(разновидность | | | |дееспособности) – | | | |способность лица нести юр.| | | |ответственность за | | | |совершенное | | | |правонарушение. Виды СП: | | | |Физ. лица (граждане РБ, | | | |иностранцы, лица без | | | |гражданства); Организации | | | |и социальные общности (юр.| | | |лица). Юрлицами признаются| | | |организации имеющие | | | |обособленное имущество и | | | |несущие ответственность по| | | |своим обязательствам. Они | | | |могут от своего имени | | | |приобретать имущественные | | | |и личные права, быть | | | |истцом и ответчиком в | | | |суде, иметь свой баланс и | | | |смету. | | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |