![]() |
|
|
Шпаргалка по общей теории права| | |участников правовых | | | |отношений, | | | |«ИНАЧЕ» - санкция – | | | |описание | | | |неблагоприятных | | | |последствий, | | | |возникающих в | | | |результате | | | |неисполнения | | | |диспозиции (без | | | |санкции норма права | | | |утрачивает | | | |государственно-властны| | | |й характер). | | | |Без гипотезы («ЕСЛИ») | | | |норма бесполезна, без | | | |диспозиции («ТО») | | | |норма бессмысленна (по| | | |сути не является | | | |нормой), без санкции | | | |(«ИНАЧЕ») норма | | | |бессильна. | | | |Такую структуру имеют | | | |логические нормы – | | | |выявляемые логическим | | | |путем общие правила, в| | | |которых воплощены | | | |связи между нормой | | | |предписания, | | | |обладающие полным | | | |набором свойств, | | | |раскрывающих их | | | |государственно-властну| | | |ю структуру. | | | |Норма предписания – | | | |элементарное логически| | | |завершенное | | | |государственно-властно| | | |е нормативное веление,| | | |непосредственно | | | |выраженное в тексте | | | |нормативно-правового | | | |акта. | |53. Пробелы права. |34. Виды норм права. |45. Объект | |Аналогия закона и права. |Норма права зависимости от|правоотношения – то, | |Пробелом права называют |выполняемой функции в |по поводу чего | |отсутствие в законе норм, |механизме правового |возникает | |регулирующих конкретные |регулирования |правоотношение, на что| |общ. отношения. |подразделяется на: |направлены | |Виды причин возникновения |1. отправные нормы, 2. |субъективные права и | |пробелов в праве: |нормы правил поведения. |юр. обязанности его | |причины субъективного |Отправные нормы |участников. Варианты | |характера (связаны с волей|(предписания) определяют |подходов к | |законодателя, его |основы правового |рассмотрению объектов | |компетентностью); причины |регулирования, задачи, |правоотношения: | |объективного характера |пределы, методы, |монолистический (один | |(связаны с изменчивостью |закрепляют правовые |объект правоотношений | |общественных отношений). |категории. |– поведение человека),| |Средства устранения: |Их виды: |плюралистический | |Аналогия права – |1 «нормы – начала» |(существуют различные | |применение к |(конституционные |объекты | |неурегулированному |положения): закрепляют |правоотношений: | |отношению общих принципов |основы экономического, |предметы материального| |права: гуманизма, |политического и |мира (вещи), продукты | |справедливости. |государственного |духовного творчества, | |Аналогия закона – прим. |устройства общества, 2. |личные неимущественные| |сходной по обстоятельствам|«нормы-принципы»: выражают|блага (здоровье и | |юр. нормы. Запрещены в |и закрепляют принципы |т.п.), поведение | |угол. и административном |права, 3. |участников | |праве. |«определительно-установочн|правоотношений | | |ые нормы»: определяют цели|(действия, | | |и задачи отраслей права, |бездействия), | | |правовых институтов, формы|результат поведения | | |и средства правового |участников | | |воздействия, 4. |правоотношений. | | |«нормы-дефиниции» | | | |(нормы-определения): | | | |содержат определения | | | |понятий правовых категорий| | | |(иногда выполняют роль | | | |гипотезы), 5. | | | |«коллизионные нормы»: | | | |устанавливают порядок | | | |разрешения противоречий | | | |между юридическими | | | |нормами. | | | |Нормы правил поведения | | | |непосредственно регулируют| | | |общественные отношения. | | | |Их виды: | | | |по юридическим функциям | | | |права: регулятивные, | | | |охранительные; | | | |по отраслям права: | | | |конституционные, | | | |гражданско-правовые, | | | |уголовные, семейные, и др.| | | | | | | |по способу воздействия | | | |(методу правового | | | |регулирования): | | | |императивные (следование | | | |императивным нормам должно| | | |быть строгим и точным), | | | |диспозитивные | | | |(предоставляют субъектам | | | |правоотношений возможность| | | |регулировать эти | | | |правоотношения через | | | |взаимные соглашения в | | | |пределах, разрешенных | | | |законодательством: | | | |например, нормы Семейного | | | |кодекса), поощрительные | | | |(стимулируют выбор | | | |определенного варианта | | | |поведения предоставлением | | | |льгот или поощрений), | | | |рекомендательные (содержат| | | |описание правил поведения,| | | |целесообразных с точки | | | |зрения государства), | | | |по юридической силе: нормы| | | |законов, нормы подзаконных| | | |нормативных актов, | | | |по кругу лиц: общего | | | |действия (распространяются| | | |на всех субъектов), | | | |специального действия | | | |(распространяются на | | | |отдельные категории | | | |субъектов). | | |49. Акт применения норм |39. Соотношение правовой |68. Гражд. общ-во и | |права (правоприменительный|сис-мы (ПС), сис-мы права |правовое гос-во. | |акт) – индивидуальное |и зак-ва. |Термин гражданское | |государственно-властное |ПС – это |об-во появился в Др. | |решение, вынесенное в |конкретно-историческая |Греции. Обозначалась | |результате решения |совокупность права |совокупность людей, | |конкретного юр.дела. |(законодательства), юр. |сообщество граждан. | |Его признаки: принимается |практики и господствующей |Гегель заимствовал и | |компетентным органом, |правовой идеологии |развил этот термин. | |должностным лицом, |отдельного гос-ва. Выделяю|Семья – тезис, гражд. | |уполномоченной |след виды прав. систем: |общество – антитезис, | |общественной организацией,|Романо-германская; |гос-во – синтез. | |носит обязательный |Англо-саксонская, |Изначально семья, | |характер, |англо-американская или |затем появляется | |индивидуализирует норму |сист-ма общего права; |общество (оно имеет | |права применительно к |Религиозные и традиционные|собственность и т.д.),| |конкретным лицам и |правовые системы; |гос-во – следующий | |конкретной ситуации, как |Социалистическая. |этап развития, | |правило имеет |Критерии, по которым |наивысшая форма. | |документальную форму, |делятся ПС: |Концепцию Гегеля Маркс| |выступает юридическим |Источники права; Правовая |использовал по-своему:| |фактом. |идеология; Методы и |общество > гос-во > | |Виды правоприменительных |способы реализации права. |гражданское общ-во. От| |актов: по субъекту |ПС включает в себя и СП и |Маркса признаками | |правоприменения: |СЗ. СП и СЗ отличаются по |гражд. общ-ва | |акты законодательной |первичным элементым: СЗ – |становятся | |власти, акты |нормативно-правовой акт, а|саморегуляция и | |исполнительной власти, |СП – норма права. По |самоуправление. | |акты правосудия, акты |времени возникновения СП |Общество существует | |контрольно-надзорных |вторична и базируется на |внутри гос-ва. | |органов, |СЗ. Их нельзя назвать ни |Высокоразвитое общ-во | |по отраслевой |взаимопоглащающими, ни |называют гражданским. | |принадлежности: акты |взаимосовпадающими. |В этом обществе есть | |уголовного права, акты | |демократические и | |гражданского права, и | |правовые институты. | |т.д., | |Такое общ-во считают | |по форме внешнего | |необходимым для | |выражения: документально | |построения правового | |оформленные акты, | |гос-ва. | |конклюдентные: действия, | | | |символы, | | | |по наименованию: указ, | | | |постановление, решение, и | | | |т.д. | | | |60. Правовая культура |61. Соотношение права и |12. Форма | |включает в себя |закона. |государственного | |правосознание, кот-е в |Неоднозначные понятия. |устройства - это | |свою очередь состоит из |Самое большое различие в |национальное и | |правовой психологии и |позитивистских и |административно-террит| |идеологии. Психология и |естественно-правовых |ориальное строение | |идеология бывают высокого |концепциях. В |государства, которое | |и низкого уровня. Бывает |позитивистских конципциях |раскрывает характер, | |только высокая правовая |право и закон практически |взаимоотношений между | |культура. По своему |совпадают. Право выступает|его составными | |понятию она не может быть |как совокупность законов. |частями, между | |низкой. Виды ПК: ПК |Термин «закон» |центральными и | |индивида; ПК группы; ПК |употребляется как в |местными органами | |общества и гос-ва вцелом. |шировом так и в узком |государственного | |Правовая культура – |смысле. В широком – любой |управления, власти. | |обусловленное всем |норм. акт. В узком – закон|В отличии от форм | |социальным духовным, |– особый вид нормативного |правления организация | |политическим и |акта, применяемый высшим |государства | |экономическим строем |представительским органом |рассматривается с | |качественное состояние |гос-ва или народом на |точки зрения | |правовой жизни общества, |референдуме и обладающий |распределения | |выражающееся в достигнутом|высшей юрид. силой. В |государтвенной власти | |уровне развития правовой |естественном праве это |и государственного | |деятельности, юридических |разные понятия. Закон |суверенитета в центре | |актов, правосознания и в |выступает как акт |и на местах, их | |целом и в уровне правового|выражения воли |разделение между | |развития субъекта |законодателя, который |составными частями | |(человека, различных |может соответствовать |государства. | |групп, всего населения), а|праву, закреплять |Форма государственного| |также степени |естественные права |устройства показывает:| |гарантированности |человека, а может иметь |из каких частей | |государством и гражданским|произвольный неправовой, |состоит внутренняя | |обществом свобод и прав |несправедливый характер. |структура государства;| |человека. | |каково правовое | |Правовая идеология – | |положение этих частей | |представления взгляды, | |и каковы | |понятия, убеждения, | |взаимоотношения этих | |теории, концепции о | |органов; как строятся | |правовой действительности.| |отношения между | |Представляет собой | |центральными и | |систематизированные знания| |местными | |о конкретных правовых | |государственными | |явлениях. Правовая | |органами; в какой | |психология – оценки, | |государственной форме | |чувства, эмоции, | |выражаются интересы | |настроения людей в | |каждой нации, | |правовой действительности.| |проживающей на этой | |Так как правосознание одна| |территории. По форме | |из форм общественного | |государственного | |сознания, представляет | |устройства все | |собой совокупность | |государства можно | |взглядов, идей, концепций,| |подразделить на три | |оценок, чувств, эмоций | |основные группы : | |людей во всей юридической | |унитарное; | |действительности. | |федеративное; | | | |конфедеративное. | | | |3.1 Унитарное | | | |государство - это | | | |единое цельное | | | |государственное | | | |образование, состоящее| | | |из | | | |административно-террит| | | |ориальных единиц, | | | |которые подчиняются | | | |центральным органам | | | |власти и признаками | | | |государственной | | | |независимости не | | | |обладают. Унитарное | | | |государство | | | |характеризуется | | | |следующими признаками:| | | |унитарное устройство | | | |предполагает единые, | | | |общие для всей страны | | | |высшие исполнительные,| | | |представительные и | | | |судебные органы, | | | |которые осуществляют | | | |верховное руководство | | | |соответствующими | | | |органами; на | | | |территории унитарного | | | |государства действует | | | |одна конституция, | | | |единая система | | | |законодательства, одно| | | |гражданство; составные| | | |части унитарного | | | |государства (области, | | | |департаменты, округа, | | | |провинции, графства) | | | |государственным | | | |суверенитетом не | | | |обладают; унитарное | | | |государство, на | | | |территории которого | | | |проживают небольшие по| | | |численности | | | |национальности, широко| | | |допускает национальную| | | |и законодательную | | | |автономию; все внешние| | | |межгосударственные | | | |сношения осуществляют | | | |центральные органы, | | | |которые официально | | | |представляют страну на| | | |международной арене; | | | |имеет единые | | | |вооруженные силы, | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |