реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория анархии и теория правового государства применительно к России

общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или

иной институт гражданского общества;

V законообеспеченность населения, то есть функционирование правового

государства;

Предпочтение автор отдает этому определению: гражданское общество -

это такое общество, в котором различные по своей природе объединения

граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь

между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать

личность. То есть при наличии гражданского общества, правительства - это

лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями,

ассоциациями и прочие[15].

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что

многие организации и институты демократического общества не зависят от

правительства для своего существования, законности и авторитета. При

существовании гражданского общества государство выступает выразителем

компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского

общества является право на частную собственность. В противном случае

создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на

тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают

различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы,

блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это

позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан

демократического общества. Посредством участия в этих организациях

разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических

решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом

единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с

государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к

государству.

Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

V Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или

коллективное владение).

V Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие

интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной

демократии.

V Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов

общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или

иной институт гражданского общества.

V Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового

государства[16].

Гражданское общество провозглашает свое доминирующее положение на

государством, объявляя его своим орудием, направленным на совершение

социального компромисса. Что же касается внутреннего содержания, то в таком

обществе должны быть реально воплощены принципы равенства и свободы.

Следует от свойств и сущности понятия перейти к его структуре.

Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных

отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а

также разветвленную систему независимых от государства общественных

институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные

потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны,

постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность,

которую можно выразить следующим образом.

Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д.,

обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные

отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти

потребности реализуются через такие общественные институты, как

профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном

совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует

комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные,

религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень

межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в

рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные

учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют

политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности

в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе

политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень

предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций.

Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп

интересов, политических партий, движений и т.д.

В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс

основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми

руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в

общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно

совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет

основные характеристики как экономической, так и политической его

подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества.

Экономическая и политическая свободы - формы проявления более

фундаментальной свободы человека как члена общества, как самооценкой

личности.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное

пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от

друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества -

цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно,

что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его

личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с

формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав

человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским

обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о

правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как

отдельного человеческого существования на жизнь, свободу, стремление к

счастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что

в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так

и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию.

Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы

каждого человека.

Понимание уровней взаимодействия гражданского общества важно для

построения и понимания будущего такого общества. Важным условием для

формирования гражданского общества так же является осознание всех членов

общества фундаментальных задач гражданского общества. А главная задача –

следовать главным принципам этого общества, которые перечислялись выше.

Многоуровневая организация взаимоотношений элементарных частиц (личностей)

гражданского общества дает возможность наиболее полно реализовать задачи

гражданского общества в нем, путем наибольшего охвата различных социальных

групп.

От уровней взаимодействия в гражданском обществе и принципов следует

перейти к признакам понятия.

Ряд авторов выделяют следующие признаки гражданского общества:

V наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

V самоуправляемость;

V конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

V свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

V всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права

человека на информацию;

V жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе

координации. В отличие от государственного аппарата, который построен

на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения

“младших старшим”.

Существование гражданского общества основывается на определенных

рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых

специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному

обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на

определенном основании, которое построено из материала, не известного

традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться

в условиях этого общества.

В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый

самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же

время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается

достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из

нас хотят в основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого

по-своему”. Однако гражданское общество стремится оберегать людей от

всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это

постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в

обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет

о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на

свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на

свободное объединение в союзы, партии.

Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно

возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из

вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в

интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и

выгоды, для государственной целесообразности.

Исходя из сказанного, можно дополнить к вышеуказанным признакам

гражданского общества следующее:

V возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не

исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества

создаются в интересах самого общества в целом и государственной

рационализации;

V недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами

общества[17].

Гражданское общество – явление эволюционное и закономерное. Его

нельзя просто взять и создать. Требуется усилия многих поколений, для

воплощения теории в жизнь. Оно вырастает из общества традиционного, но в

самом традиционном обществе создаются институты будущего, гражданского

общества. Таким образом, сейчас мы живем в переходном обществе.

Гражданское общество – это не общество минус государство.

Гражданское общество – новое социальное устройство общество, в котором

конфликт «государство-общество» просто отсутствует, за счет специальных

механизмов регулирования сообщества и особого правосознания, источника

политической власти, которым является общество.

§4.Социальное государство.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX —

начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат

объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни

буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа

- принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к

соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан,

Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя

государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого

вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом

они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству,

однако считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая

значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено

принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и

самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства

и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в

период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу

XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить

имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая

социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы

потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства,

требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному

вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-

политической обстановке и начинает формироваться понятие социального

государства, понимание его особых качеств и функций.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все

большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных

государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ

1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции,

Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции,

Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального

государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием

взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего

благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития

идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было

возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих

Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность

политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в

противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества,

правового государства и частной собственности как экономической основы этих

институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике

социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-

экономических условиях социально ориентированная деятельность

социалистического государства могла иметь только патерналистский

(отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии,

гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой

характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть

социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Теория и практика правового государства, как уже отмечалось,

предшествовали идее и практическому воплощению государства социального, и

их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества.

Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его

классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на

принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и

невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к

глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и

классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое

качественное состояние, выполнения новых функций. В наши дни

демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания

правового и социального принципов.

Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом,

когда правители, например, римские цезари, заботились о предоставлении

плебсу «хлеба и зрелищ». Однако о социальном государстве как особой

политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально

ориентированная политика фактически становится основным направлением его

деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того,

социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень

экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена

социальная ориентация государства. В этой связи момент реального

возникновения социальных государств следует отнести к 60-м годам XX в. В

каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального

государства следует связывать с установлением ответственности государства

за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в

дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому

гражданину достойный уровень жизни.

Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально

ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода

политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать

противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное

государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между

свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на

распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости,

сглаживания социального неравенства. Не случайно среди современных

политических движений Запада сложилось своеобразное разделение труда:

консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и политической свободе

- правовом принципе, социал-демократы и близкие к ним либералы - на

сближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы

каждого, то есть на социальном принципе.

Становление социального государства - это процесс не только

экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий

«человеческого» измерения.

С учетом сказанного выше можно сделать вывод, что условиями

существования социального государства и его характерными признаками[18]

являются:

V Демократическая организация государственной власти.

V Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц

государства.

V Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по

перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения

собственников.

V Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в

существовании различных форм собственности со значительной долей

собственности государства в нужных областях хозяйства.

V Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового

государства.

V Существование гражданского общества, в руках которого государство

выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

V Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что

проявляется в разработке разнообразных социальных программ и

приоритетности их реализации.

V Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага,

утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому

гражданину.

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

V Наличие развитого социального законодательства (законодательства о

социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как

это имеет место в ФРГ).

V Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду

следующие обстоятельства:

V Ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой

государства как такового;

V На содержание всех функций социального государства налагает отпечаток

его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы

преломляются через призму целей и задач социального государства, и в

этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции

(общем социальном назначении).

В рамках общей социальной функции можно выделить специфические

направления деятельности социального государства - специфические функции. К

последним, в частности, относятся:

V поддержка социально незащищенных категорий населения;

V охрана труда и здоровья людей;

V поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

V сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов

между различными социальными слоями через налогообложение,

государственный бюджет, специальные социальные программы;

V поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем

предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам,

осуществляющим благотворительную деятельность);

V финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и

культурных программ;

V борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения,

выплата пособий по безработице;

V поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия

государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех

граждан;

V участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и

социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

V забота о сохранении мира в обществе.

Таковы основные характеристики социального государства. Говоря о

таком государстве в рамках проблемы построения правового государства, можно

сказать, что социальная государственность – это социальный аспект правового

государства, который воплотился в ряде современных государств. Сейчас

социальное государство реальность в отличие от правового государства.

Развитие концепции социального государства как раз подготавливает

экономическую и социальную сторону будущего правового государства.

Глава 3. Об особенностях социально-политических реалиях России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.