реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория анархии и теория правового государства применительно к России

государства можно отнести следующие:

V преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

V выработка высокой политико-правовой грамотности;

V появление действенной способности противостоять произволу;

V разграничение партийных и государственных функций;

V установление парламентской системы управления государством;

V торжество политико-правового плюрализма;

V выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Вот другие определения термина "правовое государство":

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -

обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому

обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом

соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за

правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических

прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.

Понятие "правовое государство" - это фундаментальная

общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права

человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. С

помощью разделения властей государство организуется и функционирует

правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни.

Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в

политической жизни всем направлениям и движениям.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство,

обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

V Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней

и внешней политики.

V Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную

на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

V Располагает специальным государственным механизмом.

V Обладает определенной административно-территориальной организацией на

своей территории.

V Существует благодаря налогам и другим сборам.

V Обладает государственным суверенитетом.

Рассмотрим коротко основы правового государства: экономическую,

социальную и нравственную.

Экономической основой правового государства являются

производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности

(государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других)

как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно

производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный

производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.

Правовое начало государственности реализуется только при наличии

самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права,

равенство участников производственных отношений, постоянный рост

благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет

саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных

граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого

государства находится человек и его интересы. Через систему социальных

институтов, общественных связей создаются необходимые условия для

реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей,

обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие

принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

Конкретно это выражается в демократических методах государственного

управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод

личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства,

терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Это основные характеристики правового государства, которые

раскрывают в общих чертах суть этого понятия. Следует остановиться

подробнее на каждом из слагаемых правового государства.

Остановимся на краеугольном камне государственного аппарата по

теории правового государства: системе разделения властей.

Перед теоретиками права стояла сложная задача: создание такого

государственного механизма, при котором будет сведена к минимуму угроза

установления диктатуры. Так была создана Теория разделения властей. В чем

суть её?

Согласно теории разделения властей смешение, соединение властей

(законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного

лица чревато опасностью установления деспотического режима, невозможна

свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение

авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны

быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках

своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный

контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях

государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и

судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и

судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не

вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в

жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью

полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным,

если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей.

Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для

узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное

функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории

разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти,

действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом

предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так,

президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В

свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении

законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат

Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства,

назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные

международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения

президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о

вынесении ему "импичмента", т. е. об отстранении от должности. "Возбуждает"

же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената

ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний

может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса

разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет

Верховный суд США.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных

демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с

классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное

устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти,

предупреждающим ее концентрацию.

Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации, рассмотрим

принцип разделения властей в России. Статья 10 Конституции Российской

Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации

осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и

судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

самостоятельны". К органам законодательной власти в Российской Федерации

относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума -

две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав

Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации;

местные органы государственной власти. К органам исполнительной власти в

Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации; Совет

Министров Российской Федерации; Высшие должностные лица республик,

избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство

республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации. К

органам судебной власти в Российской Федерации относятся: Конституционный

Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший

Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;

районные народные суды; суды специальной юрисдикции. Федеральное Собрание -

парламент Российской Федерации является представительным и законодательным

органом Российской Федерации. Совет Федерации одобряет законы, принятые

Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если

за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо, если в

течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В

случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать

согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего

закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Государственная Дума принимает законы большинством голосов от общего числа

депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету

Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства,

гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и

гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в

международных отношениях; представляет Государственной Думе предложение о

назначении Председателя правительства; ставит перед Государственной Думой

вопрос об отставке правительства; представляет Государственной Думе

кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка

Российской Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении;

формирует правительство Российской Федерации путем назначения на должность

по предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей

Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет

кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда,

Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора

Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует

Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает ее

руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил

Российской Федерации.

Во времена "перестройки" в стране была создана двухуровневая система

высших органов власти: Съезд Советов и Верховный Совет, председатель

которого являлся главой государства, его главным должностным лицом. При

этом принцип разделения властей был серьезно нарушен: Председатель ВС был

наделен и очень важными полномочиями исполнительной власти. Получалось не

разделение властей, а скорей наоборот, их соединение. Меньше чем через год

от этого пришлась отказаться и перейти к президентской системе. Это был шаг

в направлении разделения властей, а значит и в направлении правового

государства. Но движение по этому пути было прервано в августе 1991 года,

после чего развитие пошло в другом, по сути дела, антидемократическом

направлении. Авторитарные тенденции нашли свое воплощение в Конституции

1993 года. Нарушался принцип разделения властей не только в том, что

касается функции Совета Федерации, который состоит из представителей

исполнительных органов, но наделен большими законодательными полномочиями.

Но, прежде всего потому, что в институте Президента оказалось

сосредоточенны важнейшие функции как исполнительной, так и законодательной

власти[11].

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен

и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными

органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти,

предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и

тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает,

что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по

отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать

доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в

авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть,

подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействована

система "сдержек и противовесов", то государство еще не обязательно

является правовым. Поэтому мы переходим к следующему признаку правового

государства.

В правовом государстве ни один государственный орган,

должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один

человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую

юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как

нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в

виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а

должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать

его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать

в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем.

Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении

руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны

быть информированы о его содержании.

Правовое государство также предполагает правовую устойчивость

Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление.

Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим

долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил

Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации

противоречили природе правового государства и делали нестабильной

внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает

государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно

осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это -

центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской

Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы

в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к

федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и

федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения

Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и

федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации

и субъектов Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с

ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют

собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации

отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов

федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы

и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут

противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные законы не

могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут

противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным

законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует

федеральный закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по следующим

вопросам: о статусе субъекта Федерации, о референдуме, о порядке

деятельности Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе РФ (ст.118,

ч.3), о полномочиях, порядке образования и деятельности КС РФ, о

порядке введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее

местностях (ст.87) и др.

Предусмотрено принятие федеральных законов по вопросам:

реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2;

статуса столицы РФ (ст.70, ч.2), о системе налогов и сборов (ст.70, ч.2),

федерального устройства государства; общим принципам организации

представительных и исполнительных органов, выборов Президента, депутатов

Государственной думы, формирования Совета Федерации и др.

По вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Совета Федерации

(о назначении счетной палаты) и Государственной Думы (акт об амнистии)

каждая палата принимает собственные постановления. По всем другим вопросам,

прямо не отнесенным к компетенции палат Федерального Собрания, возможно

лишь принятие федеральных законов.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения,

которые не противоречат Конституции и обязательны на всей территории

Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает

постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны

к исполнению на всей территории Российской Федерации и основываются на

Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных указах

Президента.

Конституция Российской Федерации - юридическая база всего

законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и

политической организации общества, устанавливается механизм государственной

власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и

значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимо

максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в

правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет

основные положения всех сторон государственной и общественной жизни,

поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы

вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления

в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь.

Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной

степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого

действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц. К

числу таким норм, относятся те, которые закрепляют основные права,

свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться

с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма

реализации указанной группы конституционных норм.

Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной

стороны, и готовность внести в них необходимые исправления и поправки,

вызванные реальной жизненной практикой, с другой, - представляют собой те

правила, которыми должен руководствоваться законодатель. Законодательные

акты, даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и

общественной жизни, часто не отвечают требованиям нормативности и

гарантированности. При таких условиях эти акты не становятся реальными

регуляторами общественных отношений, не приводят к сколько-нибудь

значительному социальному эффекту, несмотря на все призывы и даже борьбу

за соблюдение и применение таких актов. Необходимо установить высокое

качество законодательства, а также установить механизм самореализации

правовых норм, которые будут способствовать становлению правового

государства.

Конкретно-исторический опыт становления и развития правовой

государственности определяется социально-экономическими и политическими

условиями, уровнем общественного правосознания, субъективными факторами,

национальными и историческими традициями. Одним из таких условий является

существование единого правового пространства в границах данного

государства. Ученые-юристы, занимающиеся разработкой проблем правового

государства и связывающие формирование его основ прежде всего с реализацией

принципа верховенства закона как основной общедемократической ценностью,

уделили внимание понятию правового закона, необходимости придания законам,

в том числе и Конституции, прямого действия, упорядочения ведомственного и

локального нормотворчества, создания правовых механизмов, обеспечивающих

их полное соответствие закону. Но реализация этих идей возможна лишь

при наличии единого правового пространства как определяющего условия

становления правовой государственности. "Война законов", начавшаяся с

принятием бывшими союзными республиками Деклараций о государственном

суверенитете, одним из положений которых провозглашался приоритет

республиканского законодательства перед союзным, продолжается. "Полем

битвы" становится правовое пространство Российской Федерации, где идея

государственного суверенитета бывших автономий вновь фокусируется на

признании приоритета законодательства республик, входящих в состав России.

Логическим завершением данного процесса явился парад локальных

суверенитетов, который выражается в принятии конституций республиками, не

соответствующих Конституции Российской Федерации по многим

фундаментальным вопросам (Степное Уложение Республики Калмыкии;

конституции Республики Коми, Республики Башкортостана, Республики Карелия).

А именно: по вопросам нарушения прав и свобод человека (ущемляются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.