реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория анархии и теория правового государства применительно к России

права граждан русскоязычного населения на территориях республик);

декларируется приоритет верховенства законодательства республик;

устанавливаются собственные судебные системы (предмет исключительного

ведения Российской Федерации); провозглашается право назначения высших

должностных лиц в республике высшими органами власти республик (приоритет

Российской Федерации); покушение на совместные предметы ведения

Российской Федерации и республик (относят исключительно к ведению

республик).

В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76

и др.) закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и

федеральных законов на всей территории России. Ст.15 гласит: "Конституция

Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и

применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные

правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны

противоречить Конституции Российской Федерации". Согласно статье 72

Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия конституций и

законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев,

областей, городов федерального значения, автономной области, автономных

округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в

совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, единое правовое пространство как необходимое условие

становления и формирования правового государства отсутствует. Необходимо

обеспечить соответствие конституций и законов республик, уставов и иных

нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального

значения, автономной области, автономных округов Конституции

Российской Федерации и федеральным законам. Такую функцию

выполняет Конституционный Суд Российской Федерации. Статья 125

Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд

Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции

Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента

Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства

Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и

иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по

вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской

Федерации и совместному ведению органов государственной власти

Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской

Федерации; договоров между органами государственной власти Российской

Федерации органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов

Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров. А

также разрешает споры о компетенции между федеральными органами

государственной власти, между органами государственной власти Российской

Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

В современном демократическом государстве эффективность

правового закона сопряжена с наличием единого правового пространства, в

котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов,

принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми

действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая

ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат

конституционному контролю. Это означает, что они могут быть

опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности

или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как

соответствующие конституции и иным законам.

Идея единого правового пространства становится национальной. В

странах Западной Европы концепция правового пространства наряду с

концепцией европейского экономического пространства, получает все большее

признание, и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека,

праве убежища, отношениями между правоохранительными органами.

В правовом государстве существуют определенные гарантии

законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это -

социально-экономические, политические, юридические и международные

гарантии. Политические гарантии законности - это прежде всего демократизм

общественного и государственного строя Российской Федерации, политический

и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами

государства. Социально-экономические гарантии законности - многообразие

форм собственности, создание необходимых условий для их развития,

обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство, право

граждан распоряжаться своими способностями к производительному и

творческому труду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и

охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям относятся следующие:

нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех

общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная

деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а

также правоохранительных органов, привлечение к юридической

ответственности должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К

международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций,

специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в

различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы,

где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан,

право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных

прав.

Законность и правовое государство - категории во многом

тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует

безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в

то время как правовое государство предъявляет подобное требование к

государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому

реализация режима правового государства означает торжество закона прежде

всего в деятельности властных структур - государственных органов власти,

управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность

и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную,

объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

Выше много было сказано на счет режима законности. Следует чуть

подробнее остановиться на праве вышеупомянутого государства.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в

условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной

организованности общества, при которой реализуются демократия,

экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права

однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что

жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем

использования власти, а путем нормативного регулирования.

Высшее общественное предназначение права – обеспечивать,

гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать

справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного

действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и

своеволие из общественной жизни, из жизни людей.

Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”,

“правовое”, “справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда

мы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических

нормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость,

четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость[12].

Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы

упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй

воли, согласования позиций в соответствии с установленными законом

принципами, с твердыми критериями правового и неправого. Право, как и

государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную,

“здоровую” жизнь.

Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать

потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем,

издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные

законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды

подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская

теория, “волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой

обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением

государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное

предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.

Государство непосредственно связано с правом и проводит через него

свои установления. Право не существует без государства, оно является его

непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, пораждается

не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –

правотворчества.

Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные

на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и

выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя

структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно,

право ни в коем случае не является универсальным средством организации

государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой

государством.

Политика – это принципиальное направление деятельности государства

относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства,

направление государства, определение форм, задач, содержания его

деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что

они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием,

складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических

сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом

политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования

общественных отношений, которые соответствуют политике государства,

реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными

масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика

охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В

организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как

правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание,

организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать

на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же

напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно

в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же

сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика

является основой права, определяет его главное содержание, опосредует

влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших

средств реализации политики, отражает экономические интересы политических

сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства.

Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как

это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только

ему[13].

Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную

конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить

государство.

На современном этапе развития российского общества

совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни –

одно из направлений его демократизации, что означает возрастание

организующей роли права в отношении государства.

Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона, но и

широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим

законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека

недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно

обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное

значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни

общества и государства. Ее решение предполагает создание государством

надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому

государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего Всеобщая

декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря

1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных

правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на

ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году

состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются

свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и

совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут

произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет

право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный

суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного

вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на

неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п. Она закрепляет и

другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться

всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения

в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на

труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту

от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д.).

В числе международных документов о правах человека также следует

указать Международный пакт о гражданских и политических правах,

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

Конвенцию о правах ребенка.

В закреплении основ правового положения человека и гражданина

большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина,

принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет

новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к

правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и

непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и

гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них

придается юридической защищенности личности, которая немыслима без

презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно

демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с

виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного

преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при

рассмотрении уголовных дел, по которым может быть вынесен смертный

приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В

Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской

Федерации.

Значительное внимание в Конституции РФ уделено личным, гражданским и

политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной

собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной

собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование

своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной,

не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает

создание надежной конституционной базы для продвижения экономической

реформы, стабильного развития рыночной экономики.

К сожалению, в реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы

граждан, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Это выражается в

преступлениях геноцида, различных способах расовой дискриминации,

преступлениях апартеида, военных преступлениях.

Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак

правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо.

Функционируя в условиях плюрализма, различные социальные силы в лице своих

политических организаций ведут борьбу за власть в государстве

цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими

противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно

излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду

и агитацию в пользу своих идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и

олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому

решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической

организации. Отсюда становится понятным, почему государство не должно

навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для

той или иной политической организации.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый

признак правового государства. В недемократическом государстве признается

только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему

права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве,

напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и

должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и

свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии

соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру

привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод

граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53

Российской Федерации).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является

конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры

государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с

документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и

свободы. В правовом государстве признается право каждого гражданина

защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.

ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое

делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь

гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед

государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции Российской

Федерации).

Следует отметить, что концепция Прав человека продолжает

развиваться. Существенной проблемой остается приведение национальных

законодательств и политической практики в соответствие с международными

стандартами Прав человека.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что главным свойством

правого государства должно быть режим законности, из которого вытекает

концепция примата прав человека, неразрывность прав и обязанностей,

верховенства закона, теория разделения властей и ее составная часть:

система сдержек и противовесов.

§3. Гражданское общество.

Понятие “гражданское общество”достаточно старо. Оно имеет свою

неповторимую историю. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса,

Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское

общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и

достоверно.

Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей

прошлого о гражданском обществе.

Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в

согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе).

Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ

имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1)

свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как

подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются

самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество

вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена

всеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных

интересов отдельных индивидов.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой

некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь

постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством[14].

По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность

людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни:

экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено

постоянное поступательное движение общества вперед.

В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено

по-разному. Существует несколько определений этого термина, но основная

идея, конечно же, у них одна.

Гражданское общество - это

V наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или

коллективное владение);

V наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие

интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной

демократии;

V высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.