реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты по теории гос-ва и права

(1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового

государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты

и положения, стали развиваться демократическое законодательство,

система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации,

Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г.

Верховным Советом РФ была одобрена концепция судебной реформы,

которая направлена на утверждение судебной власти в государственном

механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей

деятельности от властей законодательной и исполнительной. Процесс

формирования правового государства предполагает создание системы

политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы

реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом

и судом, взаимную ответственность государства и личности. Сложившиеся

экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции,

усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в

значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс. Необходимым

фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в

государственной и политической жизни нашего общества, является уровень

политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от

того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в

последнее время не только у граждан, но и у представителей

государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона

всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта

демократического государства. Успешное решение формирования правового

государства невозможно без создания реальных условий для данного

процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня

политического и правового сознания людей; создание единого,

внутренне не противоречивого законодательства; ограничение

вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной

национальной политики и эффективных средств ее реализации. В настоящее

время многие законы еще не приведены в соответствие с Конституцией.

Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных

законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на

состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным

конфликтам, имущественным и территориальным спорам.

6. Правовая система общества: понятие и структура. Основные правовые

системы современности. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных,

согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих

общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень

правового развития той или иной страны или государства.

Структура:. 1) это явления духовного мировоззренческого характера, среди

которых на первом месте стоит юридическая наука. К явлениям

мировоззренческого характера относятся также правовые понятия, правовые

принципы, правовая культура и правовая политика. 2) правовые отношения,

представляющие собой динамику права и форму его жизни. 3) в качестве

цементирующих элементов правовой системы выступают право и выражающее его

законодательство (точнее система права и система законодательства). Именно

вокруг них группируются остальные элементы правовой системы. 4) юридическая

практика. Данный элемент правовой системы связан с деятельностью и

накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан

по изданию и реализации юридических норм. 5) юридическая техника —

совокупность специфических правил и приемов наиболее оптимального правового

регулирования общественных отношений. Юридическая техника делится на

законодательную и правоприменительную. Если говорить о ее блоках, то можно

выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный

(научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и

др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные

связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного

общества. Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему

значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени

воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены

некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.

Правовая система не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся

образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система

может изменяться.

Англосаксонская правовая семья – это совокупность правовых систем Англии,

США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Отличительной чертой

данной семьи считается то, что главным источником права выступает судебный

прецедент, а основными творцами права являются судьи.

Романо-германская правовая семья - совокупность правовых систем

континентальной Европы; Северной Африки; Южной Америки; Японии; России (чья

правовая система близка к романо-германской правовой семье); некоторых

других государств, отличительная особенность которых в том, что основным

источником права в данной правовой семье является нормативно-правовой акт,

которые составляют единую иерархическую систему нормативных актов.

Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран, где

сильное влияние имеет исламская религия - Ирана, Саудовской Аравии, Ирака,

Пакистана, некоторых других государств. Отличительными чертами

мусульманской правовой семьи является то, что: 1) одним из главных

источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в

священных книгах мусульман, - Коране, Сунне, Иджме; 2) в ряде мусульманских

стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование

кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.

Индусская правовая семья охватывает практически все народы, имеющие

индийские корни. Индусское право тесно связано с религией - индуизмом.

Содержание права составляют обряды, верования, различные идеологические

ценности - мораль, философия. Основу индуизма составляет учение о

перевоплощении душ и кастовом делении общества. Согласно этому учению, все

хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают основу

его будущего существования, определяемую моральными качествами истекшей

жизни. Главная черта индусского права — тесная связь с религией.

Обычное право Африки - это право молодых развивающихся государств в

результате особенностей их исторического развития сочетается с

мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще

действует в достаточно широкой сфере отношений. Одна из характерных черт

обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают

в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в

первую очередь идеей примирения. Другая черта африканского обычного права

сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или

сообществ, а не отдельных индивидов.

Славянская правовая семья характеризуется яркой самобытностью, которая

обусловлена глубокими социальными, культурными, государственными началами

жизни славянских народов. Право этой семьи тесно связано с православным

христианством, вследствие чего содержание права несколько сходно с

содержанием Библии. Ведущим элементом славянской правовой семьи является

российская правовая система. Историческими, региональными и юридическими

источниками современного российского права выступают два противоположных

законодательных массива: право Российской империи; советское право. В

состав славянской правовой семьи входят следующие группы правовых систем:

российское право; западно-славянское право.

8. Романо-германская правовая семья, ее основные признаки на современном

этапе развития. Романо-германская правовая семья, или семья

континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.) имеет

длительную юрид.историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых

европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII в. на

базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юрид.науку,

приспособленную к условиям современного мира.

Особенности: 1) нормативно-правовой акт является основным источником

права; 2) нормативно-правовые акты составляют иерархическую систему; 3) во

главе данной иерархической системы нормативных актов стоит конституция

(основной закон) - документ высшей юридической силы, принимаемый обычно

парламентом или народом на референдуме (либо издаваемый монархом); 4)

система права делится на две большие части - публичное право (регулирует

общественные отношения, связанные с осуществлением власти, и т. д.) и

частное право (регулирует вопросы частной жизни граждан); 5) публичное и

частное права делятся на специализированные отрасли права (например,

гражданское, семейное, уголовное, конституционное и др.); 6) во главе

отрасли, как правило, находится комплексный стабильный акт, содержащий

основные положения данной отрасли права и применяемый непосредственно, -

кодекс; 7) главными творцами права являются законодатели, а не судьи; 8)

большое значение имеют подзаконные акты (указы, положения, инструкции и т.

д.), а также доктрина (теория) права, вырабатываемая в университетах и

научных учреждениях; 9) судьи являются не создателями права, а его

применителями.

Юристы признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но что

пробелы эти практически незначительны. В Р-Г юрид.доктрине и в

законодательной практике различают три разновидности обычного закона:

кодексы, специальные законы (текущее законодат-во) и сводные тексты норм. В

Р-Г семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые

юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и вне закона.

Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде,

как последняя понимается в определенную эпоху и в определенный момент. В

наши дни, как и в прошлом, в Р-Г правовой семье доктрина составляет

достаточно активно действующий источник права. Законодатель часто выражает

лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает

подготовленные ею предложения. С развитием международных связей большое

значение для национальных правовых систем приобрело международное право.

Своеобразно положение обычая в системе источников права Р-Г семьи. Он может

действовать не только в дополнение к закону, но и помимо закона. В целом,

за редким исключением, обычай потерял здесь характер самостоятельного

источника права. Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной

практике как источнике права Р-Г семьи. Однако анализ реальной

действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной

практики к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует

все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной

практики, а также значение прежде всего кассационного прецедента.

Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Поэтому судебное

решение, основанное, напр., на аналогии или общих принципах, оставленное в

силе Кассационным судом, может восприниматься другими судами при решении

подобных дел как фактический прецедент.

10. Англо-саксонская правовая система, ее основные черты и особенности

развития. В отличие от гос-в романо-германской правовой семьи, где основным

источником права является закон, в гос-вах англо-американской правовой

семьи основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы,

сформулированные судьями в их решениях. А-А общее право включает прежде

всего группу английского права с характерным для Англии прагматически-

рационалистическим образом мышления, присущим буржуа в таких странах, где

никогда не было мировоззренческих традиций создания глобальных социально-

философских теорий и где в то же время в силу исторических особенностей

развития капитализма сохранилась явная настороженность к высшей власти, к

ее концентрации и поддерживался в противовес ей престиж судебной системы.

Это обстоятельство при определенных условиях нашло свое проявление в жизни

США и прежних доминионов Британской империи. В рассматриваемую семью также

входят Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36 гос-

в – членов Британского содружества. Несмотря на все попытки кодификации,

дополнения и усовершенствования положениями права справедливости, оно в

основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не

исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. В

противовес местным обычаям это право – общее для всей Англии. Оно было

создано королевскими судами, называвшимися обычно Вестминстерскими – по

месту, где они заседали начиная с XIII в. В ходе деят-сти королевских судов

постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в

последующем эти суды. Сложилось правило прецедента, означающее, что однажды

сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех

других судей. Характерные черты правопонимания в этой семье выражается

формулой: «Средство судебной защиты важнее права», т.к. основная сложность

заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в Королевский суд.

В XIV-XV вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла

необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя

королевский канцлер, который стал решать в порядке опред.процедуры споры по

обращениям к королю. В результате наряду с общим правом сложилось право

справедливости. До реформы 1873-1875 гг. в Англии существовал дуализм

судопроизводства: помимо судов, применявших общее право существовал суд

лорда-канцлера. Реформа слила общее право и право справедливости в единую

систему прецедентного права. И сегодня английское право продолжает

оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе

решения конкретных случаев.

Помимо исключительно широких прав судей в создании права и роли судебного

прецедента особенностями англосаксонской правовой семьи являются: 1)

индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов; 2)

приоритет прав человека (защищаемых судом); 3) главенствующая роль

процессуального (доказательственного) права, оказывающего влияние на право

материальное; 4) отсутствие четкого разделения права на частное и

публичное. Его заменяет деление на общее право и право справедливости; 5)

отсутствие отраслевых кодексов; 6) нет резко выраженного деления права на

отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и

частноправовые – гражданские, торговые, уголовные, а также по причине

отсутствия кодексов европейского типа. Доктрина не знает дискуссий о

структурных делениях права. Однажды вынесенное решение является нормой для

всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень

обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда,

рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом

прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на практике

поправка. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства

рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит

применение той или иной прецедентной нормы. Он может найти аналогию

обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще

может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не

регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую

норму, т.е. становится законодателем.

12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами (источниками)

права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источники

права – специальный правовой термин, который употребляется для обозначения

внешних форм выражения юридических норм. Различаются следующие основные

формы (источники права): правовой обычай, юридический прецедент (судебная

практика), нормативно-правовой акт.

Правовым обычаем называется санкционированное гос-вом правило поведения,

которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми

определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

Юридический прецедент – это судебное или административное решение по

конкретному юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение.

Различаются судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента

состоит в том, что ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного

или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при

последующем разрешении подобных дел.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся

нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт

занимает ведущее метсо. Он объединяет в себе общеобязательные правила

поведения, которые создаются и охраняются гос-вом. К нормативно-прав.актам

относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов

исполнит.власти. В отличие от других источников права, нормативные акты

наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного

развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового

регулирования.

13. Унитарная форма гос-венного устройства: понятие и признаки. Форма гос-

венного устройства – это национальное и административно-территориальное

строение гос-ва, которое раскрывает характер взаимоотношений между его

составными частями, между центральными и местными органами гос-венной

власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из каких частей состоит

внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое положение этих частей и

каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся отношения между

центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой гос-венной форме

выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва.

По форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить на три

основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное гос-во – это единое цельное гос-венное образование, состоящее из

административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным

органам власти и признаками гос-венного суверенитета не обладают.

Унитарное гос-во характеризуется следующими признаками: 1) Предполагает

единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и

судебные органы, которые осуществляют верховное руководство

соответствующими местными органами (Франция); 2) На территории унитарного

гос-ва действует одна конституция, единая система закон-ства, одно

гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится

обязательная для всех административно-территориальных единиц общая

налоговая и кредитная политика. 3) Составные части унитарного гос-ва

(области, департаменты, округа, провинции, графства) гос-венным

суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов

самостоятельных воинских атрибутов гос-венности. В то же время местные

органы в унитарном гос-ве обладают известной, а иногда и значительной

самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов

унитарное гос-венное устройство может быть централизованным и

децентрализованным. Принято считать гос-во централизованным, если во главе

местных органов гос-венной власти стоят назначенные из центра чиновники,

которым подчинены местные органы самоуправления. 4) Унитарное гос-во, на

территории которого проживают небольшие по численности национальности,

широко допускает национальную и законодательную автономию. 5) В унитарном

гос-ве все внешние межгос-венные сношения осуществляют центральные органы,

которые официально представляют страну на международной арене. 6) Имеет

единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными

органами гос-венной власти.

14. Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды.

Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы

права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего

характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных

индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к

определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в

реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены

одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания

правоприменительного характера.

Классификация: Один из главных признаков дифференциации всех нормативных

источников – это принадлежность к той или другой отрасли права:

конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д. Другое

основание деления нормативных актов – по субъектам их издания: акты органов

гос-ва; санкционированные гос-вом акты общественных организаций; акты

органа самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления

(референдум). К данной классификации примыкают и более конкретизированные

деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства,

министерства, муниц.органа и т.д. Учитывая неодинаковую роль основных

частей механизма гос-ва, следует особо обратить внимание на акты органов

гос-венной власти и акты органов гос-венного управления. Центральным и

главным является подразделение н-п актов в соответствии с их иерархической

структурой. В данной классификации основным критерием отнесения н-п акта к

тому или другому виду служит его юрид.сила. Юридическая сила указывает на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.