реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Законодательная техника, терминология

Принятый в указанном порядке федеральный закон в течение пяти дней

направляется Председатель Государственной Думы Президенту РФ для

подписания и обнародования.

Если Президент РФ в течение 14 дней со дня поступления

федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь

рассматривает данный федеральный закон. Федеральный закон, отклоненный

Президентом РФ, передается Советом Государственной Думы на заключение в

ответственный комитет, который рассматривает в течение 10 дней мотивы

решения Президента РФ об отклонении федерального закона, принятого

Государственной Думой.

По итогам рассмотрения ответственный комитет вносит проект

постановления Государственной Думы, в котором может рекомендовать

Государственной Думе один из следующих вариантов решения:

а) принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом

РФ;

б) согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять

федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;

в) принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ;

г) создать специальную комиссию для преодоления возникших

разногласий и предложить Президенту РФ и при необходимости Совету

Федерации направить для работы в ней своих представителей;

д) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции (ст. 134

Регламента Государственной Думы).

Процесс подготовки и принятия законов не следует отождествлять

только с парламентом, поскольку в нем участвуют и исполнительная

власть, и Президент РФ, и субъекты Федерации. Существенна роль

политических партий, различных социальных "групп давления", а также

влияние научных концепций. Необходимость согласования различных

социальных интересов побудила к поиску новых форм взаимодействия, не

использовавшихся в прежние годы.

Распоряжением Президента РФ в октябре 1994 г. создана

объединенная комиссия по координации законодательной деятельности. В

состав комиссии вошли депутаты Государственной Думы и члены Совета

Федерации, представители Президента РФ и Правительства РФ, министерств,

ведомств, профсоюзов, председатели федеральных судов: Верховного Суда

РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, и, кроме этого, ведущие ученые –

юристы и экономисты. Возглавляет комиссию Первый заместитель

Председателя Государственной Думы.

Объединенная комиссия рассматривает проблемы законотворчества на

ранних стадиях законодательного процесса, зачастую еще до внесения

законопроекта в Государственную Думу. Вопросы, которые выносятся на

обсуждение, можно условно разделить на две группы. К первой нужно

отнести крупные проблемные вопросы, например, касающиеся подходов к

формированию программы законопроектной работы Государственной Думы на

текущую сессию, проблемы рассмотрения в Государственной Думе

законодательных инициатив субъектов Федерации, законодательное развитие

в социальной сфере и др. Ко второй группе относится рассмотрение

концепций конкретных за- конов и перспектив их рассмотрения.

8.Опубликование федерального закона.

Закон действует, когда он известен людям и реализуется ими

осознанно. Вот почему важен конституционный принцип: "Законы подлежат

официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и

обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не

опубликованы официально для всеобщего сведения (п. 3 ст. 15)

Конституции РФ.

Его реализации посвящен ФЗ О порядке опубликования и вступления в

силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов

палат Федерального Собрания СЗ РФ, 1994, М 8, ст. 801. Приведем его

наиболее важные заложения. Датой принятия федерального закона считается

день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой

принятия федерального конституционного закона считается день, когда ан

одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном

Конституцией РФ.

Должный процесс издания закона заканчивается именно

опубликованием. Поэтому указанный Федеральный закон в ст. 3

устанавливает жесткие сроки для опубликования должным образом принятых

и подписанных федеральных и федеральных конституционных законов и актов

палат Федерального Собрания. В мире давно и прочно утвердилась традиция

обнародования законодательных актов, приобретшая форму правового обычая

или закрепленная в нормативном акт. Именно оглашение закона и делает

возможным существование принципа: "Незнание закона не освобождает от

обязанности его исполнять". В самом деле, государство огласило

законодательный акт, т.е. создало условия для ознакомления населения с

нормативными предписаниями, уже сами люди должны следовать

установленным правилам, а если им не хватает информации или знаний, та

приложить усилия для получения более полных сведений о соответствующих

нормах, обратившись к специалиста

Официальным опубликованием федерального конституционного закона,

федерального закона считается первая публикация его полного текста в

"Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

В соответствии с изменениями, внесенными в упомянутый федеральный закон

в 1998 г., к числу официальных источников отнесена также «Парламентская

газета». Таким образом, по смыслу закона первая публикация

соответствующего акта в одном либо в другом печатном издании и

порождает правовые последствия для признания его вступившим в силу. На

практике же большинство федеральных законов публикуются и в "Российской

газете", и в Собрании законодательства Российской Федерации.

"Российская газета" выходит оперативнее, но Собранием законодательства

Российской Федерации удобнее пользоваться. Поэтому каждое из

официальных печатных изданий по-своему необходимо и играет свою роль.

Федеральные конституционные законы, федеральные, законы, акты

палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей

территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их

официального опубликования, если самими законами или актами палат не

установлен другой порядок вступления их в силу.

9.Текст закона.

Необходимо строго соблюдать требования к оформлению проектов

законов. Как уже упоминалось, проекты законов представляются к

рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки,

развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих

законов, их места в системе действующего законодательства, а также

ожидаемых социально-экономических и иных последствий их применения. При

представлении проекта, реализация которого потребует дополнительных

материальных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое

обоснование.

Проект закона должен содержать положения о целях и задачах

закона, о распределении компетенции преступление между

Российской Федерацией и субъектами Федерации, о действующих в

данной сфере актах, регулирующих отношения по предмету закона,

конкретные законоположения.

В проект включаются положения только по теме, обозначенной в его

заголовке.

Законы имеют следующие формальные реквизиты:

а) наименование формы акта: "Федеральный закон", "Кодекс

Российской Федерации" и т.д.;

б) заголовок, в краткой форме обозначающий предмет регулирования

закона;

в) дату и место принятия закона;

г) подпись Президента РФ.

Обратим внимание на преамбулу – вводные положения, разъясняющие

цели и мотивы издания акта, его основные задачи, - как правило,

помещается в проектах наиболее важных законов. Нормативные предписания

в преамбулу не включаются.

Нормативные положения закона излагаются в виде статей, имеющих

единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами для всего проекта. К

статьям проекта, как правило, даются заголовки, в которых обозначается

предмет регулирования соответствующей статьи.

Крупные законы в зависимости от объема и характера нормативного

материала могут содержать разделы и главы. Разделы, главы и отдельные

статьи и закона располагаются в последовательности, обеспечивающей

логическое развитие закона, переход от общих положений к более

«конкретные примечания к статьям допускаются в исключительных случаях,

когда соответствующее предписание носит вспомогательный характер и его

нецелесообразно помещать в текст статьи.

Должна быть обеспечена точность и определенность формулировок,

используемых в законе. Закон должен излагаться простым, ясным языком,

по возможности короткими фразами. Не допускаются образные сравнения,

эпитеты, метафоры. Нецелесообразно использование устаревших и

многозначных слов и выражений, терминов, не являющихся

общеупотребительными. Термин должен употребляться в законе только в

одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.

В проекте закона целесообразно давать нормативные определения

терминов (законодательные дефиниции), имеющих важное значение в его

контексте, а также расшифровку юридических, технических и других

специальных терминов. Ведь будущий закон рассчитан на широкое

применение и касается большого круга должностных лиц и многих граждан.

Не следует включать в текст закона (за исключением преамбулы)

общие рассуждения, лозунги, призывы, декларации и т.п.

В качестве обязательного элемента в законе должны быть

предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающие его

соблюдение в зависимости от регулируемой законом сферы отношений: меры

поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.д.

Ссылки в одних статьях на другие статьи закона, а также на ранее

принятые законодательные акты или их статьи следует применять в тех

случаях, когда необходимо показать взаимную связь положений закона или

избежать повторов.

Включать в текст проекта общие отсылки к действующему

законодательству типа "по действующему законодательству", "в

соответствии с действующим законодательством" и т.п. следует лишь в

исключительных случаях.

Наименования упоминаемых в проекте органов, организаций и других

субъектов приводятся в полном соответствии с их официальным

наименованием, предусмотренным в уставах, положениях и других актах.

Возможно приведение сокращенного наименования органа,

организации, другого объекта после первого полного его воспроизведения

(по форме: "далее именуется ...").

Кроме того, закон должен быть написан особым языком, с

использованием особой лексики. О ней я расскажу во второй части своей

работы.

2.Терминология

1.Понятие термина. Его признаки.

Вопрос о терминологии существует в любой специальной отрасли

знания; и чем такая отрасль специфичнее, тем более остро этот вопрос

стоит. В юриспруденции проблема терминологии достаточно актуальна. Чем

совершеннее законодательство, тем более четко и глубоко оно регулирует

общественные отношения, тем большее значение приобретает проблема

терминологии. Без терминов, т. е. слов точного значения, имеющих один

четко очерченный смысл, невозможно добиться максимальной точности

изложения законодательной мысли. Они делают законодательство более

компактным, избавляют его от пространных описаний

Термин – это слово (или словосочетание), обозначающее специальное

понятие и имеющее точную сферу смыслового использования. Основными

признаками термина являются: 1) адекватность отражения содержания

понятия, смысловая однозначность, 2) логическая соотнесенность его с

другими родовидовыми терминами (родовидовая системность), 3)

профессиональный уровень практического употребления (терминология

техническая, химическая, медицинская, спортивная и т. д.)

Термины в отличие от иных слов направлены на четкое отображение и

выражение социально организованной действительности (наука, техника,

политика, право и т. д.), имеют социально-обязательный характер'. Они

лишены эмоциональной окраски, объективны, строги и устойчивы.

По сравнению с основной массой слов термин более точен. Он

непосредственно соотносится с обозначаемым понятием. В структурном

отношении термин может состоять из двух и более слов (словосочетание),

которые составляют неразрывное, достаточно мотивированное смысловое

единство и, обозначая определенное понятие, не употребляются друг без

друга («юридическое лицо», «значительный ущерб», «повреждение здоровья»

и т. д.).

Наряду со смысловой однозначностью термину присущ и другой

характерный признак – стилистическая нейтральность. В нем нет

экспрессивности, эмоциональной окрашенности при обозначении предмета.

Для него главное – логическая и предметная направленность, а не

эстетические украшательства и субъективные интонации.

Профессиональное использование терминологии обеспечивает ее

информативную качественность, определенную стабильность знаковых

систем. Скажем, словосочетание «причинение вреда» в обыденной жизни

понимается поразному, что вполне естественно. Для юриста же в

обобщенном терминологическом значении это есть не что иное, как

основание возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 4 ГК

РСФСР). Решая то или иное конкретное дело, судья, например, будет

исходить из определенных в законе общих оснований ответственности за

причинение вреда (ст. 444 ГК РСФСР), а также руководствоваться

нормативами, содержащими в себе видовые характеристики (вред,

причиненный в состоянии необходимой обороны; вред, причиненный в

состоянии крайней необходимости; вред, причиненный несовершеннолетним;

вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, и т. д.).

Какие-либо отступления от закона при толковании указанных нормативов в

правоприменительной практике недопустимы.

Нерасторжимая связь юридических понятий и соответствующих им

терминов проявляется в том, что упорядочение правовой терминологии,

решение ее функциональных проблем невозможны без достаточно глубокой

научной разработки юридических понятий, их логического анализа и

точного определения. Если юридические понятия определены недостаточно

ясно, о точной, совершенной терминологии не может быть и речи. Как

верно отмечал академик В. В. Виноградов, всякие «попытки упорядочении

терминов без предварительного анализа понятий, которые ими выражаются,

остаются безрезультатными».

Понятие – это отражение явлений объективной действительности в их

существенных признаках, мысль, выражающая сущность явления. Термин

представляет понятие в соответствующей знаковой форме, является его

носителем, внешним символом. Жесткая связь между понятием и термином не

всегда очевидна. Понятие едино, а термин, как мы уже знаем, может

обозначать и разные понятия, быть многозначным. Одно и то же понятие

может обозначаться разными терминами. Термин может остаться прежним, в

то время как обозначаемое им понятие с течением времени может

претерпеть те или иные изменения, порой довольно существенные.

Юридический термин – это слово, которое употреблено в

законодательстве, является обобщенным наименованием юридического

понятия, имеющего точный и определенный смысл, и отличается смысловой

однозначностью, функциональной устойчивостью.

Юридическая терминология способствует точному и ясному

формулированию правовых предписаний, достижению максимальной

лаконичности юридического текста'. Занимая в принципе незначительный

объем нормативного текста, юридическая терминология представляет собой

его базу, основной смысловой фундамент.

Важной чертой юридических терминов как средств профессиональной

коммуникации является их тесная связь с мировоззрением и идеологией

властвующего класса, с различными политическими и юридическими

теориями, научными направлениями, правовым опытом. Из судебной практики

средневековья явились, например, такие термины, как «феодал» и

«феодализм», ставшие впоследствии обозначением типа определенной

общественно-экономической формации. В среде ростовщиков родился термин

«капитал», вошедший в арсенал экономической науки. Термин «республика»

во времена Ж.-Ж. Руссо использовался во Франции в значении государства

вообще. Слово «крестьянин» в челобитных и т. д.

Основной фонд юридической терминологии cодержится в наиболее

важных законодательных актах. Именно они определяют терминологические

эталоны, на них ориентируются правотворческие органы, издавая

подзаконные акты. Конституция – источник основополагающих юридических

терминов.

Системность, т. е. внутренняя согласованность обусловленная

логикой самого права,– важная черта юридической терминологии.

Юридические термины составляют сложную органическую систему, находятся

между собой в разнообразных связях. Взаимозависимость терминов

заключается в том, что из одного, представляющего собой гнездовое

слово, образуются устойчивые словосочетания, отражающие близкие

понятия. Например, посредством термина «право» образуются такие

словосочетания-термины, как «правоотношение», «правосознание»,

«правонарушение», «правомочие», и др. От термина «иск» происходят

связанные с ним термины «истец», «исковое производство», «исковая

давность», «исковое заявление» и др. В законодательстве широко

применяются термины, обозначающие общие понятия и более конкретные,

которые берут за основу общий термин, но добавляют к нему какой-либо

квалифицирующий признак (например, купля-продажа – купля-продажа

строения; пенсия – пенсия по старости). Присущи законодательству

термины, образованные из нескольких самостоятельных слов

(судоустройстно, отказополучатель и т. д.). Необходимо также отметить,

что в законодательстве по сравнению с бытовой лексикой больше терминов,

значение которых в определенной степени имеет условный характер и

требует дополнительных объяснений (например, термины «исковая

давность», «юридическое лицо», «недвижимое имущество»).

Одной из характерных черт юридической терминологии является её

общераспространенность. Самые разнообразные общественные отношения

являются предметом правового регулирования. Практически нет такой сферы

жизни, которой бы прямо или косвенно не касалось право, Поэтому в

нормативных актах используются и бытовая лексика, и номенклатура

производственных изделий, и наименования различных услуг, словарный

состав самых различных отраслей знания (медицины, техники, космонавтики

и т. д.).

Постоянство словарного запаса законодательства, противодействие

неоправданным языковым новшествам – необходимое условие его

стабильности. Однако это не означает, что в словаре законодателя не

происходит каких- либо изменений. Подавляющее же большинство терминов,

используемых в законодательстве, остается, как правило, неизменным и не

претерпевает каких-либо существенных модификаций. Вместе с тем

некоторые из терминов не находят законодательного употребления, так как

исчезают отношения, породившие их (например, термины «поражение прав»,

«батрачество», «оседлость»). Одни термины заменяются другими, более

точными («народные дружины» вместо «бригад содействия милиции»,

«обязательное страхование» вместо «окладного страхования» и т. д.).

Появляются новые термины: «общественный обвинитель», «передача на

поруки», «бытовой прокат» и т. п., а недавно – «коллективный трудовой

спор (конфликт) », «коммунальная собственность» и др.

2.Классификация терминов.

К сожалению, к настоящему времени отсутствуют ясные, научно

отработанные принципы и критерии логической спецификации юридических

терминов с учетом их практического значения в той или иной сфере

правовых отношений, без чего любая классификация выглядит весьма

условно, схематично, неполно. Очевидно, можно классифицировать

терминологию, используемую в законодательстве, например, по

вертикальному и горизонтальному принципам. На вершине вертикальной

терминологии будет терминология, закрепленная в Конституции, Основах

законодательства. В сущности, это есть общеправовая терминология,

которая системно объединяет термины, так или иначе функционирующие во

всех отраслях законодательства, выражая и обозначая понятия широкого

обобщенного значения (социалистическое государство, государственный

орган, должностное лицо, общественная организация, компетенция,

правомочия, законодательство, закон, решение, неприкосновенность

личности, законные интересы и т. д.). Горизонтальная терминология

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.