реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория организации и системный анализ

уравнений этих законов даст нам математическую модель хотя бы отдельных

элементов или подсистем. Но и в этих, редких, случаях возникают проблемы

не только в плане сложности урав-нений, невозможности их аналитического

решения (расчета по формулам). Дело в том, что в природе трудно обнаружить

примеры “чистого” проявления ее отдельных законов — чаще всего

сопутствующие явление факторы “смазывают” теоретическую картину.

Еще одно важное обстоятельство приходится учитывать при математическом

моделировании. Стремление к простым, элементарным моделям и вызванное этим

игнорирование ряда факторов может сделать модель неадекватной реальному

объекту, грубо говоря — сделать ее неправдивой. Снова таки, без активного

взаимодействия с технологами, специалистами в области законов

функционирования систем данного типа, при системном анализе не обойтись.

В системах экономических, представляющих для вас основной интерес,

приходится прибегать большей частью к математическому моделированию, правда

в специфическом виде — с использованием не только количественных, но и

качественных, а также логических показателей.

Из хорошо себя зарекомендовавших на практике можно упомянуть модели:

межотраслевого баланса; роста; планирования эко-номики; прогностические;

равновесия и ряд других.

Завершая вопрос о моделировании при выполнении системного анализа,

резонно поставить вопрос о соответствии используемых моделей реальности.

Это соответствие или адекватность могут быть очевидными или даже

экспериментально проверенными для отдельных элементов системы. Но уже для

подсистем, а тем более системы в целом существует возможность серьезной

методической ошибки, связанная с объективной невозможность оценить

адекватность модели большой системы на логическом уровне.

Иными словами — в реальных системах вполне возможно логическое

обоснование моделей элементов. Эти модели мы как раз и стремимся

строить минимально достаточными, простыми настолько, насколько это

возможно без потери сущности процессов. Но логически осмыслить

взаимодействие десятков, сотен элементов человек уже не в состоянии. И

именно здесь может “сработать” известное в математике следствие из

знаменитой теоремы Гёделя — в сложной системе, полностью изолированной от

внешнего мира, могут существовать истины, положения, выводы вполне

“допустимые” с позиций самой системы, но не имеющие никакого смысла вне

этой системы.

То есть, можно построить логически безупречную модель реальной системы

с использованием моделей элементов и производить анализ такой модели.

Выводы этого анализа будут справедливы для каждого элемента, но ведь

система — это не простая сумма элементов, и ее свойства не просто сумма

свойств элементов.

Отсюда следует вывод — без учета внешней среды выводы о поведении

системы, полученные на основе моделирования, могут быть вполне

обоснованными при взгляде изнутри системы. Но не исключена и ситуация,

когда эти выводы не имеют никакого отношения к системе — при взгляде на нее

со стороны внешнего мира.

Для пояснения вернемся к рассмотренному ранее примеру. В нем почти все

элементы были построены на вполне оправданных логических постулатах

(допущениях) типа: если студент Иванов получил оценку “знает” по некоторому

предмету, и посетил все занятия по этому предмету, и управление его

обучением было на уровне “Да” — то вероятность получения им оценки

“знает” будет выше, чем при отсутствии хотя бы одного из этих условий.

Но как на основании системного анализа такой модели ответить на

простейший вопрос; каков вклад (хотя бы по шкале “больше-меньше”) каждой

из подсистем в полученные фактические результаты сессии? А если есть

числовые описания этих вкладов, то каково доверие к ним? Ведь управляющие

воздействия на систему обучения часто можно производить только через

семестр или год.

Здесь приходит на помощь особый способ моделирования — метод

статистических испытаний (Монте Карло). Суть этого метода проста —

имитируется достаточно долгая “жизнь” модели, несколько сотен семестров для

нашего примера. При этом моделируются и регистрируются случайно меняющиеся

внешние (входные) воздействия на систему. Для каждой из ситуации по

уравнениям модели просчитываются выходные (системные) показатели. Затем

производится обратный расчет — по заданным выходным показателям

производится расчет входных. Конечно, никаких совпадений мы не должны

ожидать — каждый элемент системы при входе “Да” вовсе не обязательно будет

“Да” на выходе.

Но существующие современные методы математической статистики позволяют

ответить на вопрос — а можно ли и, с каким доверием, использовать данные

моделирования. Если эти показатели доверия для нас достаточны, мы можем

использовать модель для ответа на поставленные выше вопросы.

7 Процессы принятия управляющих решений

Пусть построена модель системы с соблюдением всех принципов системного

подхода, разработаны и “обкатаны” алгоритмы необходимых расчетов,

приготовлены варианты управляющих воздействий на систему. Надо понять, что

эти воздействия не всегда заключаются в изменениях уровня некоторых входных

параметров — это могут быть варианты структурных перестроек системы.

Так вот — все это есть. И что же дальше? Пора и управлять, управлять с

единой целью — повышения эффективности функционирования системы

(однокритериальная задача) или с одновременным достижением нескольких

целей (многокритериальная задача).

Естественно, мы ставим вопрос: “А что будет, если …?” и ожидаем

ответа. Но здесь не следует ожидать чуда, нельзя надеяться на однозначный

ответ. Если к примеру, мы интересуемся вопросом — “к чему приведет

увеличение на 20% закупок цемента?”, то мы должны не удивляться, получив

ответ — “Это приведет к увеличению рентабельности производства кирпича на

величину, которая с вероятностью 95% не будет ниже 6% и не будет выше

14%”. И это еще очень содержательный ответ, могут быть и более

“расплывчатые”!

Здесь уместно в последний раз обратиться к примеру с анализом системы

обучения и ответить на возможный вопрос — а как же были использованы

выводы системного анализа обучения в КГРИ? Ответ одного из соавторов

системного анализа, пишущего эти строки, очень краткий — никак.

Можно теперь открыть еще одну (не последнюю) тайну ТССА. Дело в том,

что судьбу разработок по управлению большими системами должно решать только

ЛПР, и только этот человек (или коллективный орган) решает вопрос

дальнейшей судьбы итогов системного анализа. Важно отметить, что это

правило никак не связано ни с “важностью” конкретной отрасли

промышленности, торговли или образования, ни с политическими

обстоятельствами, ни с государственным строем. Все намного проще —

мудрость отцов-основателей ТССА проявилась, прежде всего, в том, что

неполнота достоверности выводов системного анализа была ими заранее

оговорена.

Поэтому те, кто ведет системный анализ, не должны претендовать на

обязательное использование своих разработок; факты отказа от их

использования не есть показатель непригодности этих разработок.

С другой стороны, те, кто принимают решения, должны столь же четко

понимать, что расплывчатость выводов ТССА есть неизбежность, она может быть

обусловлена не промахами анализа, а самой природой или ошибкой постановки

задачи, например, попытки управлять такой гигантской системой, как

экономика бывшего СССР.

2 Основные понятия математической статистики

1 Случайные события и величины, их основные характеристики

Как уже говорилось, при анализе больших систем наполнителем каналов

связи между элементами, подсистемами и системы в целом могут быть:

( продукция, т. е. реальные, физически ощутимые предметы с заранее

заданным способом их количественного и качественного описания;

( деньги, с единственным способом описания — суммой;

( информация, в виде сообщений о событиях в системе и значениях

описывающих ее поведение величин.

Начнем с того, что обратим внимание на тесную (системную!) связь

показателей продукции и денег с информацией об этих показателях. Если

рассматривать некоторую физическую величину, скажем — количество проданных

за день образцов продукции, то сведения об этой величине после продажи

могут быть получены без проблем и достаточно точно или достоверно. Но,

уже должно быть ясно, что при системном анализе нас куда больше интересует

будущее — а сколько этой продукции будет продано за день? Этот вопрос

совсем не праздный — наша цель управлять, а по образному выражению

“управлять — значит предвидеть”.

Итак, без предварительной информации, знаний о количественных

показателях в системе нам не обойтись. Величины, которые могут

принимать различные значения в зависимости от внешних по отношению к ним

условий, принято называть случайными (стохастичными по природе). Так,

например: пол встреченного нами человека может быть женским или мужским

(дискретная случайная величина); его рост также может быть различным, но

это уже непрерывная случайная величина — с тем или иным количеством

возможных значений (в зависимости от единицы измерения).

Для случайных величин (далее — СВ) приходится использовать особые,

статистические методы их описания. В зависимости от типа самой СВ —

дискретная или непрерывная это делается по разному.

Дискретное описание заключается в том, что указываются все возможные

значения данной величины (например - 7 цветов обычного спектра) и для

каждой из них указывается вероятность или частота наблюдений именного

этого значения при бесконечно большом числе всех наблюдений.

Можно доказать (и это давно сделано), что при увеличении числа

наблюдений в определенных условиях за значениями некоторой дискретной

величины частота повторений данного значения будет все больше приближаться

к некоторому фиксированному значению — которое и есть вероятность этого

значения.

К понятию вероятности значения дискретной СВ можно подойти и иным

путем — через случайные события. Это наиболее простое понятие в теории

вероятностей и математической статистике — событие с вероятностью 0.5

или 50% в 50 случаях из 100 может произойти или не произойти, если же его

вероятность более 0.5 - оно чаще происходит, чем не происходит. События с

вероятностью 1[pic]называют достоверными, а с вероятностью 0 —

невозможными.

Отсюда простое правило: для случайного события X вероятности P(X)

(событие происходит) и P(X) (событие не происходит), в сумме для простого

события дают 1.

Если мы наблюдаем за сложным событием — например, выпадением чисел

1..6 на верхней грани игральной кости, то можно считать, что такое событие

имеет множество исходов и для каждого из них вероятность составляет 1/6

при симметрии кости.

Если же кость несимметрична, то вероятности отдельных чисел будут

разными, но сумма их равна 1.

Стоит только рассматривать итог бросания кости как дискретную

случайную величину и мы придем к понятию распределения вероятностей такой

величины.

Пусть в результате достаточно большого числа наблюдений за игрой с

помощью одной и той же кости мы получили следующие данные:

Таблица 2.1

|Грани |1 |2 |3 |4 |5 |6 |Итого |

|Наблюден|140 |80 |200 |400 |100 |80 | 1000 |

|ия | | | | | | | |

Подобную таблицу наблюдений за СВ часто называют выборочным

распределением, а соответствующую ей картинку (диаграмму) — гистограммой.

Рис. 2.1

[pic]

Какую же информацию несет такая табличка или соответствующая ей

гистограмма?

Прежде всего, всю — так как иногда и таких данных о значениях

случайной величины нет и их приходится либо добывать (эксперимент,

моделирование), либо считать исходы такого сложного события

равновероятными — по [pic] на любой из исходов.

С другой стороны — очень мало, особенно в цифровом, численном описании

СВ. Как, например, ответить на вопрос: — а сколько в среднем мы выигрываем

за одно бросание кости, если выигрыш соответствует выпавшему числу на

грани?

Нетрудно сосчитать:

1(0.140+2(0.080+3(0.200+4(0.400+5(0.100+6(0.080= 3.48

То, что мы вычислили, называется средним значением случайной величины,

если нас интересует прошлое.

Если же мы поставим вопрос иначе — оценить по этим данным наш будущий

выигрыш, то ответ 3.48 принято называть математическим ожиданием

случайной величины, которое в общем случае определяется как

Mx = ( Xi ( P(Xi);

{2 - 1}

где P(Xi) — вероятность того, что X примет свое i-е очередное

значение.

Таким образом, математическое ожидание случайной величины (как

дискретной, так и непрерывной)— это то, к чему стремится ее среднее

значение при достаточно большом числе наблюдений.

Обращаясь к нашему примеру, можно заметить, что кость несимметрична, в

противном случае вероятности составляли бы по 1/6 каждая, а среднее и

математическое ожидание составило бы 3.5.

Поэтому уместен следующий вопрос - а какова степень асимметрии

кости - как ее оценить по итогам наблюдений?

Для этой цели используется специальная величина — мера рассеяния —

так же как мы "усредняли" допустимые значения СВ, можно усреднить ее

отклонения от среднего. Но так как разности (Xi - Mx) всегда будут

компенсировать друг друга, то приходится усреднять не отклонения от

среднего, а квадраты этих отклонений. Величину

[pic] {2 -

2}

принято называть дисперсией случайной величины X.

Вычисление дисперсии намного упрощается, если воспользоваться

выражением

[pic] {2 - 3}

т. е. вычислять дисперсию случайной величины через усредненную

разность квадратов ее значений и квадрат ее среднего значения.

Выполним такое вычисление для случайной величины с распределением рис.

1.

Таблица 2.2

|Грани(X) |1 | | | | | |Итого |

| | |2 |3 |4 |5 |6 | |

| X2 | 1 | | 9| | 25| | |

| | |4 | |16 | |36 | |

| Pi | |0.080 | | | 0.100| 0.080| 1.00 |

| |0.140 | |0.200 |0.400 | | | |

|Pi(X2(1000 | 140 | 320 | 1800| 6400 | 2500| 2880 |14040 |

Таким образом, дисперсия составит 14.04 - (3.48)2 = 1.930.

Заметим, что размерность дисперсии не совпадает с размерностью самой

СВ и это не позволяет оценить величину разброса. Поэтому чаще всего вместо

дисперсии используется квадратный корень из ее значения — т. н.

среднеквадратичное отклонение или отклонение от среднего значения:

[pic]

{2 - 4}

составляющее в нашем случае [pic] = 1.389. Много это или мало?

Сообразим, что в случае наблюдения только одного из возможных значений

(разброса нет) среднее было бы равно именно этому значению, а дисперсия

составила бы 0. И наоборот - если бы все значения наблюдались одинаково

часто (были бы равновероятными), то среднее значение составило бы

(1+2+3+4+5+6) / 6 = 3.500; усредненный квадрат отклонения — (1 + 4 + 9 +

16 + 25 + 36) / 6 =15.167; а дисперсия 15.167-12.25 = 2.917.

Таким образом, наибольшее рассеяние значений СВ имеет место при ее

равновероятном или равномерном распределении.

Отметим, что значения Mx и SX являются размерными и их абсолютные

значения мало что говорят. Поэтому часто для грубой оценки "случайности"

данной СВ используют т. н. коэффициент вариации или отношение корня

квадратного из дисперсии к величине математического ожидания:

Vx = SX/MX .

{2 - 5}

В нашем примере эта величина составит 1.389/3.48=0.399.

Итак, запомним, что неслучайная, детерминированная величина имеет

математическое ожидание равное ей самой, нулевую дисперсию и нулевой

коэффициент вариации, в то время как равномерно распределенная СВ имеет

максимальную дисперсию и максимальный коэффициент вариации.

В ряде ситуаций приходится иметь дело с непрерывно распределенными СВ -

весами, расстояниями и т. п. Для них идея оценки среднего значения

(математического ожидания) и меры рассеяния (дисперсии) остается той же,

что и для дискретных СВ. Приходится только вместо соответствующих сумм

вычислять интегралы. Второе отличие — для непрерывной СВ вопрос о том

какова вероятность принятия нею конкретного значения обычно не имеет смысла

— как проверить, что вес товара составляет точно 242 кг - не больше и не

меньше?

Для всех СВ — дискретных и непрерывно распределенных, имеет очень

большой смысл вопрос о диапазоне значений. В самом деле, иногда знание

вероятности того события, что случайная величина не превзойдет заданный

рубеж, является единственным способом использовать имеющуюся информацию

для системного анализа и системного подхода к управлению. Правило

определения вероятности попадания в диапазон очень просто — надо

просуммировать вероятности отдельных дискретных значений диапазона или

проинтегрировать кривую распределения на этом диапазоне.

2 Взаимосвязи случайных событий

Вернемся теперь к вопросу о случайных событиях. Здесь методически

удобнее рассматривать вначале простые события (может произойти или не

произойти). Вероятность события X будем обозначать P(X) и иметь ввиду,

что вероятность того, что событие не произойдет, составляет

P(X) = 1 - P(X).

{2 - 6}

Самое важное при рассмотрении нескольких случайных событий (тем более

в сложных системах с развитыми связями между элементами и подсистемами) —

это понимание способа определения вероятности одновременного

наступления нескольких событий или, короче, — совмещения событий.

Рассмотрим простейший пример двух событий X и Y, вероятности которых

составляют P(X) и P(Y). Здесь важен лишь один вопрос — это события

независимые или, наоборот взаимозависимые и тогда какова мера связи между

ними? Попробуем разобраться в этом вопросе на основании здравого смысла.

Оценим вначале вероятность одновременного наступления двух независимых

событий. Элементарные рассуждения приведут нас к выводу: если события

независимы, то при 80%-й вероятности X и 20%-й вероятности Y одновременное

их наступление имеет вероятность всего лишь 0.8 ( 0.2 = 0.16 или 16%

.

Итак — вероятность наступления двух независимых событий определяется

произведением их вероятностей:

P(XY) = P(X) [pic]P(Y).

{2 - 7}

Перейдем теперь к событиям зависимым. Будем называть вероятность

события X при условии, что событие Y уже произошло условной вероятностью

P(X/Y), считая при этом P(X) безусловной или полной вероятностью. Столь же

простые рассуждения приводят к так называемой формуле Байеса

P(X/Y)[pic]P(Y) = P(Y/X)[pic]P(X)

{2 - 8}

где слева и справа записано одно и то же — вероятности одновременного

наступления двух "зависимых" или коррелированных событий.

Дополним эту формулу общим выражением безусловной вероятности события

X:

P(X) = P(X/Y)[pic]P(Y) + P(X/Y)[pic]P(Y),

{2 - 9}

означающей, что данное событие X может произойти либо после того как

событие Y произошло, либо после того, как оно не произошло (Y) — третьего

не дано!

Формулы Байеса или т. н. байесовский подход к оценке вероятностных

связей для простых событий и дискретно распределенных СВ играют решающую

роль в теории принятия решений в условиях неопределенности последствий этих

решений или в условиях противо-действия со стороны природы, или других

больших систем (конкуренции). В этих условиях ключевой является стратегия

управления, основанная на прогнозе т. н. апостериорной (послеопытной)

вероятности события

P(X/Y) [pic][pic].

{2 - 10}

Прежде всего, еще раз отметим взаимную связь событий X и Y — если

одно не зависит от другого, то данная формула обращается в тривиальное

тождество. Кстати, это обстоятельство используется при решении задач

оценки тесноты связей — корреляционном анализе. Если же взаимосвязь

событий имеет место, то формула Байеса позволяет вести управление путем

оценки вероятности достижения некоторой цели на основе наблюдений над

процессом функционирования системы — путем перерасчета вариантов

стратегий с учетом изменившихся представлений, т. е. новых значений

вероятностей.

Дело в том, что любая стратегия управления будет строиться на базе

определенных представлений о вероятности событий в системе — и на первых

шагах эти вероятности будут взяты "из головы" или в лучшем случае из опыта

управления другими системами. Но по мере "жизни" системы нельзя упускать

из виду возможность "коррекции" управления - использования всего

накапливаемого опыта.

3 Схемы случайных событий и законы распределений случайных величин

Большую роль в теории и практике системного анализа играют некоторые

стандартные распределения непрерывных и дискретных СВ.

Эти распределения иногда называют "теоретическими", поскольку для них

разработаны методы расчета всех показателей распределения, зафиксированы

связи между ними, построены алгоритмы расчета и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.