![]() |
|
|
Разработка конструкции и технология изготовления дублирующего устройства управления учебным автомобилемусилия ноги на педаль идет на дополнительное закручивание пружины, обозначим через Fпр эту часть усилия ноги. Fпр = 0,25F = 0,25 ? 19 = 2,5 кГс = 25 Н Вращающий момент ,который дополнительно закручивает возвратную пружину: Тпр = Fпр ? L = 25 ? 0,28 = 7 Н?м 4.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВАЛА. Вал предназначен для передачи вращающего момента от дополнительных педалей сцепления и тормоза к основным. Валы предназначены для передачи вращающего момента и поддержания деталей на них, в отличие от оси, которая вращающий момент не передаёт. Валы работают на кручение и изгиб, оси только на изгиб. При проектном расчете вала известны : - крутящий момент Т или мощность Р ; - частота вращения n ; - нагрузка и размеры основных деталей, расположенных на валу (например, зубчатых колёс ,а в данном случае дополнительных педалей). Требуется определить размеры и материал вала. Валы рассчитывают на прочность, жесткость и колебания. Основной расчетной нагрузкой являются моменты Т и М , вызывающие кручение и изгиб. Влияние сжимающих или растягивающих сил обычно мало и не учитывается. Расчет осей является частным случаем расчета валов при Т = 0. Для выполнения расчета вала необходимо знать его конструкцию (места приложения нагрузки, расположения опор и т.п) В то же время разработка конструкции вала невозможна без хотя бы приближенной оценки его диаметра. На практике обычно используют следующий порядок проектного расчета вала: Предварительно оценивают средний диаметр вала из расчета на кручение при пониженных допускаемых напряжениях : d =3? (T/ (0,2[?])) Обычно принимают [?] = ( 20 … 30 )МПа Требуемый диаметр вала: d ? 3?(65?103 / (0,2 ? 25)) = 23,513мм Окончательный диаметр вала будет установлен при расчете шлицевого соединения. Проектный расчет вала. d?23,513мм 4.3. РАСЧЕТ ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ. Задаемся для шлицевого соединения прямоугольного профиля числом зубьев z = 36 ,так как наименьший диаметр вала должен быть больше или в крайнем случае равен 23,513мм; то номинальный внутренний диаметр отверстия в ступице должен быть около 24мм , а средний или делительный диаметры шлицов будут лежать в пределах dср?d?=24,5 … 25,5мм при модулях m=0,2 … 1,5мм принятых для шлицев треугольного профиля по нормам автомобильной и тракторной промышленности. Требуемый модуль для шлицев m=d? /z=(24,5 … 25,5)/36=0,68 … 0,708мм Принимаем для шлицевого соединения стандартный модуль m=0,7мм. Номинальный делительный диаметр шлицов – зубьев треугольного профиля d? =m·z=0,7 · 36=25,2 Угол впадин по нормам принимают d?b=90є ,так как передача вращения осуществляется боковыми гранями шлицов ,по которым происходит центрирование соединения, угол вершин зубьев по нормалям следует принять 2?=80є . Шаг зацепления: Pt= ?·m = 3.14·0,7 =2,199мм Толщина зуба (шлица) по делительному диаметру при 2?=80є St=(Pt ·2?)/(2?b+2?)=(2,199 ·80є)/(90є+80є)=1,0218мм Ширину впадины втулки по делительному диаметру Lt= PT - St = 2,199 – 1,0218 = 1.177мм Диаметр впадин зубьев во втулке dа2=d?+1,6m=25,2+(1,6 · 0,7)=26.31мм Диаметр вершин зубьев вала da1=d? +1,25m=25,2+(1,25·0,7)=26,05мм Радиальный зазор между вершиной зуба и впадиной втулки c1=0,5(dа2-dа1)=0,5(21,31-26,05)=0,13мм Требование c?0,2m=0,2·0,7=0,14мм выполнено. Диаметр впадин зубьев (шлицов) у вала df z=d?-1,8m=25,2-1,8?0,7=23,917мм Диаметр вершин зубьев у втулки df 2=d?-1,5m=25,2-1,5?0,7=24,15мм Радиальный зазор между вершенной зуба втулки и впадиной вала c2=0,5(df 2-df 1)=0,5(24,15-23,9)=0,125мм Уточняем средний расчетный диаметр зуба dср=(da1 -da2)/2=(26,05+24,15)/2=25,1мм Длина поверхности контакта зубьев принимаем равной длине ступицы втулки lст=31мм За расчетную длину принимаем lр=31мм Шлицевые соединения выходят из строя из за повреждений рабочих поверхностей : износа, смятия, заедания. Основными напряжениями, разрушающими шлицы являются напряжения смятия. Условием прочности соединения будет ссм ? [?см] Допускаемые напряжения [?см] зависят от материалов вала и втулки, их термической обработки Расчет шлицевых соединений проводят обычно как проверочный. ?см=2Т/(de?z?h?L??) Где h – высота поверхности шлицев. h = (dа1 - df2)/2 = (26,05 – 24,15)/2 = 0,9мм , ? – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между шлицами ? = 0,7 … 0,8 Длярасчетов принимаем среднее значение ? = 0,75 ?см = (2 ?65?103)/(25,1?36?0,95?30?0,75) = 67,3 МПа Условие прочности выполнено: ?см<[?см] = 110МПа Расчет шлицевых соединений регламентирован ГОСТ 21425 – 75 , Которым следует пользоваться при более точных расчетах. 4.4. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВОЗВРАТНЫХ ПРУЖИН. Материал для пружин должен иметь высокие и стабильные свойства. Делать пружины из материалов низкой прочности нецелесообразно. Масса геометрически подобных пружин при заданной нагрузке и упругом закручивании обратно пропорциональна квадрату допускаемого напряжения. Это связано с тем, что пружины из менее прочного материала в целях сохранения заданной жесткости приходится делать повышенных диаметров и, следовательно, витки их нагружены большими моментами, чем пружины из более прочных материалов. Эффективность применения высокопрочных материалов для пружин связана также с меньшей концентрацией напряжений в пружинах, чем в деталях с различными переходами, и меньшими размерами сечений витков. Основными материалами для пружин являются: высокоуглеродистые стали 65, 70, 75, 80; марганцовистые 55ГС, 65Г; кремнистые 50С2, 60С2, 60С2А, 70С3А; хромомарганцовистые40ХГ, 50ХГА; хромованадиевая 50ХФА; кремневольфрамистая 65С2ВА и кремнийникелевая 60С2Н2А. Для пружин, работающих в химически активной среде, применяют проволоку из бронз ,БрКЗМц1, БрО4ц3. Диаметры проволоки стандартизированы ГОСТ 14958 – 75, материал для пружин оговорен ГОСТ 14959 – 75. Высокоуглеродистые стали наиболее дешевы и имеют широкое распространение для пружин с размерами до 15мм. Марганцовистые,.кремнистые и хромомарганцовистые стали обладают более высокими механическими свойствами, лучшей прокатываемостью, что позволяет их успешно использовать для пужин с размерами сечений витков до 20мм, а хромомарганцовистые – до 30мм. Хромованадиевая сталь характеризуется высокими механическими свойствами, особенно высоким пределом выносливости, теплостойкостью и хорошими технологическими свойствами, поэтому ее применяют для особенно ответственных пружин, в частности для клапанных пружин двигателей внутреннего сгорания. Во избежании коррозии пружины кадмируют или покрывают другой коррозийно стойкой пленкой. Пружины с небольшим размером сечения проволоки до 8мм изготавливают холодной навивкой, пружины с большим сечением проволоки навивают в горячем состоянии. Большинство пружин холодной навивки изготавливают из проволоки, прошедшей термическую обработку до навивки, а после навивки пружину подвергают только отпуску. Все пружины горячей навивки и наиболее ответственные пружины холодной навивки, в частности, из большинства легированных сталей, подвергают закалке в горячем состоянии. Проволока стальная углеродистая для пружин холодной навивки без последующей закалки, имеющая наибольшее применение в машиностроении, регламентирована по ГОСТ 9383-75, проволоку диаметром до 8мм выпускают трех основных классов: нормальной прочности-3 класс; повышенной прочности-2 класс; высокой прочности- 1 класс. Возвратные пружины будут находиться на валах, связывающие дополнительные педали тормоза и сцепления с основными. Пружины имеют особые прицепы для придания пружине закручивающего момента. По своей конструкции пружины кручения аналогичны пружинам растяжения и сжатия; только их во избежание трения навивают с небольшим просветом между витками в пределах 0,4 … 1,5мм. При нагружении пружины в каждом сечении действует момент М , равный внешнему моменту Т , закручивающему пружену. Вектор этого момента направлен вдоль оси пружины, который раскладывается на момент, изгибающий виток МИ=М?cos ?, и момент Т=М?sin ?. В связи с тем, что в пружинах кручения также , как и в пружинах растяжения и сжатия, угол подъема витков мал, обычно менее 12 …15є , поэтому допустимо вести расчет витков только на изгиб с моментом МИ = Т и пренебречь кручением. Наибольшее напряжение изгиба витков, имеющее место на внутренней поверхности. и условие прочности: ?мах=(K?M)/ WИ ? [?И] Коэффициент К учитывает кривизну витков, то есть учитывает поправку к формулам изгиба прямого бруса. Приближенно поправку на кривизну для пружин с витками круглого сечения К=(4?С – 1) / (4?С - 4) ; где С – индекс пружины, отношение среднего диаметра пружины D к диаметру проволоки d. Податливость пружины прямопропорциональна ее индексу С, поэтому для увеличения податливости пружины следует принимать индекс возможно большим; практически, для расчетов назначают в пределах С = 4 … 12 Для расчетов принимаем среднее значение С = 7. Поправка на кривизну пружины К = (4?С - 1) /(4?С - 4) = (4?7 - 1) / (4?7 - 4) = 1,125 Для навивки пружины используем проволоку из качественной горячекатаной рессорно-пружинной стали 60С2ВА, с содержанием 0,2% кремния, 0,6%углерода, 1% вольфрама. Температура закалки 850єС, среда охлаждения - масло, температура отпуска 420єС. Механические характеристики: -предел прочности ?в=1900МПа, -предел текучести ?т=1700МПа, -относительное сужение ?=20%, -относительное удлинение ?=5%. Допускаемое напряжение на изгиб принимаем с коэффициентом запаса прочности s=1,2 по отношению к пределу текучести [?И]=?т /s =1700/1,2=1416МПа?1400Мпа Момент сопротивления изгибу для проволоки круглого сечения WИ=?d3 /32?0,1d3 Требуемый диаметр проволоки для пружины определим из условия прочности на изгиб. ?И=(К?М)/0,1d3 ?[?И], Откуда d?3?((к?М)/(0,1?[?И]))=3?((1,125?7?103)/(0,1?1400))=3,83мм По ГОСТ 14958-75 принимаем проволоку диаметром 4мм. Угол закручивания пружины в радианах может быть определен как угол взаимного упругого наклона концевых сечений бруса длиной L, равной суммарной длине витков пружины под действием чистого изгиба моментом М. ?=(М?L)/(E?J)=(М???D?i)/(E?J) Основной момент инерции площади сучения проволоки J=(??d4)/64=(3,14?44)/64=12,566мм Средний диаметр пружины D=c?d=7?4=28мм Модуль упругости первого рода для сталей Е=2,1?105 МПа. Задаемся углом закручивания пружины ? = 30° при расчетном моменте М=7·103 Н·мм Величина закручивания пружины в градусах ? = ?·? / 180 = (3,14·30°) / 180=0,524 рад. Потребное число витков пружины определим по условию, что при возрастании момента от установочного Mmin до Мmax пружина должна получить заданный угол ? = 30°. Величина установочного момента – момента предварительного закручивания пружины при установке механизма на автомобиль M min? 0.75 M max=0.75·7=5.25Н·м Требуемое число витков пружины i = (?·E·J) / (?·D(М мах – M min)) = = (0.524 ·2.1·103·12.566) / (3.14·28(7·103 – 5.25·103))=9.76 Принимаем число витков пружины i = 10. Длина развернутой пружины без учета зацепов L ? 3,2D·i = 3,2·2,8·10=898мм. Длина пружины : L0=i·t=10·5,5=55мм , где t – шаг витков пружины t = d+?= 4+1,5=5,5мм. ?=1,5мм – зазор между витками пружины. Полная длина пружины с учетом зацепов L = 62мм. Длин развернутой пружины с учетом длин зацепов L = 978мм. После навивки пружины заневоливают. Для этого их подвергают пластическому деформированию под нагрузкой того же знака, что и рабочая, но вызывающая напряжения выше предела упругости. В результате заневоливания нагруженные волокна получают остаточные деформации. В свободном состоянии пружины наружные волокна, взаимодействуя с внутренними, получают остаточные напряжения обратного знака по отношению к рабочим, что повышает несущую способность пружины на 20-25%. 4.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНИМАЛЬНОЙ ШИРИНЫ РЫЧАГА ПЕДАЛЕЙ. Рычаги педалей будут изготовлены из стального листа толщиной 6мм. Лист 6 ГОСТ 19903-78; лист 35 ГОСТ 1050-74. Механические характеристики тали 35 после термической обработки: Предел прочности ?в=560МПа Прел текучести ?т=280МПа Твердость НВ 156 Относительное удлинение ?=15% Относительное сужение ?=45% Предел выносливости при симметричном цикле изгиба ?-1=0,43?в=0,43·560=240МПа Допускаемые напряжения на изгиб при коэффициенте запаса прочности на выносливость при изгибе s=1,5 [?]=?-1/s=240/1,5=160МПа Максимальная допустимая ширина листа для изготовления рычагов педалей из условия прочности на изгиб ?и=М/W?[?] Изгибающий момент на рычаге педали Ми=F·L= 100·0,28=28Н·м Момент сопротивления изгибу для прямоугольного сечения W=b·h2 /6 Где h=6мм – толщина листа для изготовления рычагов. ?и=M/W=6М/(b·h2)?[?] откуда, требуемая минимальная ширина листа: b?6М/(h2[?])=(6·28·103)/(62·160)=23мм. В наиболее опасном сечении рычаги педалей имеют ширину 46мм, то есть рычаги педалей достаточно прочны. 4.6.ЭКСПЛУАТАЦИЯ И МОНТАЖ Назначение изделия 1. Дополнительные педали предназначены для учебной езды и сдачи квалификационного экзамена в ГИБДД МВД России на получение права управления автотранспортным средством. 2. Дополнительные педали устанавливаются в правой части автомобиля и предназначены для инструктора учебной езды. Технические характеристики 1. Вес, кг 5,5 2. Габаритные размеры, мм высота 160 ширина 200 длина 956 3. Максимальное усилие на дополнительную педаль тормоза, 20кгс 4 Основные размеры и составная часть дополнительных педалей (на чертеже) Состав изделия 1. В комплект дополнительных педалей входит оборудование с таблицей 2. Возможна замена отдельных комплектующих изделий на аналогичные по техническим параметрам. |Наименование |Кол. на один |Примечание | | |учебный автомобиль| | |Сборная часть | 1 | | |конструкции |компл. | | |Кронштейн к рулевой | 1 | левый | |колонке | | | |Кронштейн к перегородке | 1 | правый | |моторн. отсека | | | |Выключатель ВК 343 ТУ | 1 | | |37.701-75 | | | |Выключатель ВК 407 ТУ | 2 | | |37.003.477-76 | | | |Звуковая сигнализация РС| 1 | | |508 ТУ 37.003.074-76 | | | |Провод ПГВА-1,5 ОСТ | 3м | | |6.05.05.003 | | | |Болт М6х20.58.016 ГОСТ | 3 | | |7798-70 | | | |Шайба 6.02.016 ГОСТ | 3 | | |11371-70 | | | Устройство, работа и монтаж. 1. Дополнительные педали состоят из педалей, валов, передающих вращение от этих педалей, кронштейнов крепления к кузову, нажимных элементов на штатные педали. 2. При нажатии штатных педалей автомобиля дополнительные педали остаются неподвижными. 3. Дополнительные педали фиксируются на валах стопором, позволяющим быстрое снятие их с вала. 4. На передающих вращение валах установлены концевые выключатели, которые включают и выключают плафон салона и звуковую сигнализацию. Данная сигнализация применяется при сдаче квалификационного экзамена в ГИБДД. 4.1. Принципиальная электрическая схема световой и звуковой сигнализации и подключение ее к бортовой сети автомобиля показаны на рисунке [pic] |Поз. обознач |Наименование |Количество |Примеча-ние | |EL1 |Плафон ПК 140-Б ТУ |1 |Входит в | | |337.003028-88 | |комплект | | | | |автомобиля | |HA |Звуковая |1 | | | |сигнализация РС508 | | | | |ТУ 337.003.074-76 | | | |SA1 |Выключатель ВК343 ТУ|1 | | | |37.003.701-76 | | | |SB1,SB2 |Выключатель ВК407 | | | | |ТУ37.003.477-76 | | | |SB3 |Выключатель ВК407 | | | | |ТУ37.003.477-76 | | | Устройство и работа Механизм дополнительных педалей состоит из корпусов 1 и 2 соответственно, с прикрепленными к ним кронштейнами 3 и 4. В корпусах шарнирно установлены оси 5, 6 и 7, на которых расположены пружины кручения, один конец которых установлен в корпус 2, а другой во втулки 8, вращением которых производится натяжение пружин, при этом втулки 8 закрепляются шплинтами с осями 5, 6 и 7. Для ограничения вращательного движения оси снабжены упорными болтами 9, контактирующие с упорами 10 корпуса 1. На штатную педаль сцепления 11 крепится сухарь 12, снабженный роликом 13, который контактирует с профильным рычагом 14, установленным через шлицевое соединение на валу 5. На штатную педаль тормоза 15 крепится компенсатор 16 посредством планок 17 так, чтобы ролик 18, закрепленный на рычаге 19 и установленный через шлицевое соединение на валу 6, располагался на нижней части компенсатора 16. На концах осей 5 и 6 в правой части механизма через шлицевое соединение устанавливаются дополнительные быстросъемные от нажатия пружин 21 педали сцепления 1 и тормоза 2. В исходном положении дополнительных педалей выключатель 4 должен быть нажат кулачком 23. Монтаж Механизм дополнительных педалей корпусами 1 и 2 устанавливается соответственно на кронштейны 3 и 4, при этом кронштейн 3 крепится одним отверстием к оси штатных педалей, а другим отверстием к корпусу кронштейна рулевой колонки. Корпус 2 крепится к кронштейну 4, а тот, за кожухом отопителя салона, крепится к перегородке моторного отсека болтом М6 через предварительно просверленное отверстие 0,7 мм. Техническое обслуживание 1. Техническое обслуживание конструктивных элементов дополнительных педалей проводится одновременно с проведением плановых технических обслуживании учебного автомобиля (а также, по мере необходимости) и заключается в: • периодической обработке графитовой смазкой отверстий для валов в кронштейнах крепления к кузову; • проверке и регулировании зазора между штатными педалями и приводом от дополнительных педалей; • проверке работоспособности световой и звуковой сигнализации. 5. КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ И ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ УЧЕБНОГО АВТОМОБИЛЯ Контрольный осмотр перед выездом и ежедневное техническое обслуживание автомобиля проводится в целях обеспечения исправного состояния и надлежащего внешнего вида автомобиля. При контрольном осмотре выявляются неисправности, оказывающие влияние на безопасность движения автомобиля, причем особое внимание уделяется выявлению таких неисправностей, при кторых эксплуатация автомобиля запрещена. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств приведен в Приложении к утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации совместно с Правилами дорожного движения Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Правилами дорожного движения запрещено движение автомобиля при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (при движении с прицепом), негорящих фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, а также при недействующем со стороны |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |