реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Таможня

Таможня

Таможенное дело и таможенная политика России.

История таможенного дела и таможенной политики России.

В настоящее время, в эпоху коренных изменений в экономике России,

либерализации внешнеэкономической деятельности и восстановления функции

таможни как регулятора внешнеэкономических связей изучение таможенно-

правовых отношений как предмета и в целом таможенного дела как объекта

правового регулирования отрасли таможенного права следует проводить не

только на основе произошедших в последнее десятилетие глобальных перемен в

этой сфере, но и опираясь на многовековой опыт и традиции российской

таможни в ее далеком прошлом. При этом особое внимание следует обратить на

труды Д. И. Менделеева, К. Лодыженского, Н. Н. Шапошникова, А. И. Потяева,

Л. Н. Маркова, Ю. Г. Кисловского и ряда других ученых.

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и

торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его

зарождения определить вряд ли возможно, но, как утверждают историки, уже в

Ш веке до н. э. в городе Тарифа (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис,

на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые

составлена таблица, в которую вносилось название товара, его единицы

измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через

Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок

и величину пошлины была названа в честь города — «тариф». С тех пор

таможенный тариф стал для государства одним из важнейших инструментов

пополнения казны (а ныне — государственного бюджета).

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период

существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с

продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на

перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых

или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки

и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В

Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены

«осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние

заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за

покровительство, оказываемое купцам.

Большое влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-

татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга»,

т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать

пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и,

естественно, «таможенник» — служилый человек, взымавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в Киевской Руси и других

государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность всегда

была в удовлетворении потребностей государственной казны посредством

взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей.

А по мере того, как складывалось само понятие торговых пошлин и

сопутствующих им торговых сборов за право купли-продажи товаров,

формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или невзимания (т. е.

формировались таможенные правила), создавалась и развивалась таможенная

служба, обустраивались таможни. Со временем все эти меры получили свое

организационное, правовое и дипломатическое (международно-правовое)

закрепление.

Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли,

посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на

формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране. Тем

самым она обеспечивала животворное воздействие торговли на политическую,

экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на

становление общероссийского рынка, включение его в сферу

межгосударственного обмена. Прогрессивные по своему характеру эти процессы

со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской

государственности, объединения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы,

создания централизованного российского государства, установления и развития

его международных связей.

В начале XVI века, когда завершилось создание Московского государства,

предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте

таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы и о

порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже, в Таможенной Новгородской

грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г., наряду с росписями о ставках

пошлин с товаров, впервые было отражено требование о ведении таможенных

книг. Постепенно складывалось таможенное законодательство, и

упорядочивались процедуры его применения.

По мере становления и развития в России централизованного государства

развивалась и его таможенная охрана (прототип современных таможенных

органов), основной задачей которой являлся сбор пошлин для пополнения

государственной казны.

К середине XVII века таможни имелись практически во всех городах и

иных крупных поселениях, а в больших городах (в Москве и др.) их было по

нескольку. Формирование таможен и их укомплектование служилыми людьми

(таможенниками) в то время осуществлялось двумя способами.

Первый способ именовался «верным» способом исходя из того, что

таможенная служба строилась на безвозмездной основе — «служба на веру»: к

выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества,

посадских людей и уездных крестьян, они принимали присягу и на

безвозмездной основе в течение определенного срока отбывали повинность.

Возглавляли таможни так называемые «таможенные головы» — представители

купечества, назначаемые на должность царским указом. Суть деятельности

таких таможен сводилась к следующему: намечалась определенная сумма пошлин

к сбору за год и если по итогам г. суммы собранных пошлин превышали ранее

намеченную величину, то таможенные головы и иные служилые люди поощрялись.

Вторым способом формирования таможен и сбора пошлин в те времена была

«сдача таможен на откуп»: заинтересованное лицо заранее вносило в

государственную казну определенную сумму денег, равную среднему сбору

таможенных пошлин за несколько прошедших лет, получало за это «таможню на

откуп» и далее в течение г. собирало все пошлины в свою пользу, формируя

при этом штат таможни на свое усмотрение.

Какой из этих способов пополнения казны за счет таможенных пошлин был

более приемлемым и эффективным, сказать однозначно трудно. В обоих способах

были и свои плюсы, и свои минусы.

Бурное развитие таможенное дело в России получило в период

царствования Петра I. Этому способствовало бурное развитие промышленности,

мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю,

многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь

русским товарам в Европу. Активизировалось развитие внешней торговли, в чем

немалую роль сыграл таможенный тариф 1724 г. Таможенная политика России

тогда носила явную протекционистскую направленность. Высокими таможенными

пошлинами (до 75 % с цены) облагались товары, производство которых в России

было уже освоено или налаживалось (это железо, парусина, шелк, воск, сухие

кожи и др.). На товары, не производимые в стране, пошлина была умеренная

(от 4 до 10 %), вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3 %, за

исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для

российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен.

Свидетельств влияния российской таможенной политики на международные

отношения, международную торговлю очень много. Впечатляет исторический факт

о том, что Наполеон избрал в качестве повода для вторжения в Россию

принятый ей в 1811 г. таможенный тариф, сорвавший, по существу,

установленную им экономическую блокаду Англии.

Немало в истории и так называемых «таможенных войн». Примером могут

служить взаимоотношения России и Германии в период 1893—1894 гг., когда в

течении полугода эти страны в отношении друг друга трижды поднимали ставки

ввозных таможенных пошлин. Причиной этого послужило непредоставление

Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров.

При всей сложности и противоречивости исторического пути российской

таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная

политика в России сложились как важнейшая сфера экономической политики

государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты

национальных интересов.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на

ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период

развития нашего государства.

После революции 1917 г. Советское правительство начало национализацию

и монополизацию внешней торговли. Кроме этого, рано весьма скептически

отнеслось к таможенной системе царской России и принялось усердно ее

реформировать. В период «военного коммунизма» даже высказывались

предложения о закрытии таможенных учреждений за ненадобностью.

К началу 30-х годов функции таможенных органов принципиально

сократились, а численность их работников существенно уменьшилась. В

конечном итоге практическая реализация ленинской идеи государственной

монополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто

формальным инструментом регулирования внешней торговли, что и продолжалось

вплоть до 1990 г., когда в СССР начались демократические преобразования,

затронувшие и таможенную службу. Более полувека (с 1930 по 1990 год)

таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

использовались в незначительной мере, уступив место политическим и

идеологическим факторам.

И лишь начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации

внешней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников

внешнеэкономической деятельности, вновь стали расширяться функции и задачи,

стоящие перед таможенными органами. В это время были предприняты попытки

трансформировать таможенную службу государства-монополиста в новую

управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных

условиях, в результате чего приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон

СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существенные изменения в

организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом

регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.

Моментом начала формирования и развития современного таможенного дела

в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых

государств, становление новой российской государственности, либерализация

внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение

и в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали

необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с

существующими реалиями.

Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской

Федерации.

Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает

довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и

внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в

стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер

и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного

российского общества.

Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика,

а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской

Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей,

таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения

таможенной политики в жизнь. Это определение хотя и носит законодательный

характер (оно содержится в ст. 1 ныне действующего Таможенного кодекса РФ

1993 г.), но все же недостаточно полно и точно его характеризует, не

охватывает целый ряд важных составных частей таможенного дела, которые на

самом деле входят в него в качестве самостоятельных блоков. В частности,

ничего не сказано о ведении таможенной статистики и Товарной номенклатуры

внешнеэкономической деятельности, о правоохранительной деятельности

таможенных органов и пр.

Кроме того, содержащееся в ст. 1 ТК РФ определение оставляет

невыясненным вопрос о содержании таможенной политики и ее месте в структуре

таможенного дела: почему, по каким основаниям таможенная политика включена

в качестве составной части в понятие таможенного дела? В Таможенном кодексе

СССР 1991 г., например, таможенная политика не включалась в понятие

таможенного дела, а рассматривалась отдельно и трактовалась весьма кратко —

как составная часть внешней и внутренней политики СССР. В действующем же

Таможенном кодексе РФ определена как часть таможенного дела, хотя

зафиксированные в ст. 2 ТК РФ содержание и цели этой политики далеко

выходят за рамки таможенного дела.

По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются, в том числе

регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики

России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие

таможенного дела должна входить не таможенная политика, а средства ее

реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров

и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление

и др.

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в

собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность

специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно,

прежде всего, как деятельность.

В последние два-три года в Государственном таможенном комитете РФ при

участии специалистов Российской таможенной академии разработан Проект

нового Таможенного кодекса России, который более емко, чем действующий

Таможенный кодекс, характеризует понятие таможенное дело — это сфера

деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику

страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через

таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств»

взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.

Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской

Федерации (п. «ж» ст. 71). Это означает исключительное право государства на

выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой

является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной

территории и централизацию таможенного дела в стране.

Единство таможенной территории и таможенного дела конкретизировано в

ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не

допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо

препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых

средств».

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить

следующим образом:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных

средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры

внешнеэкономической деятельности;

8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере

таможенного дела.

Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является

условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и

тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в

совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и

правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела: достигаются посредством

пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при

перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу

Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством

установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые

через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления

запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи

разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите

государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и

здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей

общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в

обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с

незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации

Наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и

археологического достояния и т. д.

Законодательство о таможенном деле. Основные понятия, используемые в

законодательстве о таможенном деле.

На территории Российской Федерации действует единое таможенное

законодательство. Его единство обусловлено отнесением таможенного дела к

федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только

нормами единого федерального законодательства.

Термин «таможенное законодательство» следует рассматривать в широком

смысле этого слова, когда «законодательство» охватывает не только

Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные

нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы

Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые

акты Государственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно

либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают

Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные

акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны

соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе».

К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Таможенном

кодексе РФ, а неясность на этот счет формулировки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко

приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного

кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих

правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве

правовых конфликтов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешают

подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм

права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную

позднее.

Таможенное дело тесно связано с международными отношениями.

Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и

практикой — основное направление развития таможенного дела России на

современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В

интересах развития и укрепления международной экономической интеграции

Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими

государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает

соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного

права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета

международного договора над внутренним российским таможенным

законодательством, т. е. если международным договором установлены иные

правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными

актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются

правила международного договора.

Нормы таможенного законодательства имеют и некоторую специфику своего

действия во времени: по общему правилу в таможенном деле применяются акты

законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных

документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев,

предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами (ч. 2

ст. 5 ТК РФ). При незаконном перемещении товаров и транспортных средств

через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения

товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день

установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и

транспортных средств через таможенную границу принято считать дату

обнаружения таможенного правонарушения.

В таможенном законодательстве используется ряд специфических таможенно-

правовых терминов, таких как, например, «таможенная территория»,

«таможенная граница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина»

и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как «товары» и

«транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое

специфическое толкование.

Таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная

территория, территориальные и внутренние воды, а также воздушное

пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской

исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные

острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает

исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша,

находящаяся в пределах ее границ. Территориальные воды — это прибрежные

морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего

отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.