реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы государственного регулирования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ

обязательного страхования в целом. Соответствующие нормы законопроекта

лежат в двух основных областях.

Первая часть указанных норм касается дополнительных требований к

лицензированию страховщиков. Первое требование состоит в необходимости

наличия у страховщика региональной сети, обеспечивающей рассмотрение

требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществление на

территории всех субъектов Российской Федерации (статья 21). Данное

положение направлено на реализацию предусмотренного пунктом 4 статьи 931 ГК

РФ права потерпевшего предъявить непосредственно страховщику требование о

страховой выплате по обязательному страхованию. Законопроектом (пункт 1

статьи 13) предусматриваются меры, обеспечивающие реализацию указанного

права на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания

(нахождения) потерпевшего. Второе дополнительное лицензионное требование

заключается в отсутствии в течение не менее 2 лет серьезных нарушений

законодательства (пункт 3 статьи 21).

Вторая часть норм, затрагивающих вопросы обеспечения надежности и

устойчивости страховщика, касается повышенных мер контроля за финансовым

состоянием страховщиков и принятия мер по обеспечению исполнения

обязательств по договорам обязательного страхования в случае нарушения его

финансовой устойчивости. При отзыве лицензии у страховщика, договоры

обязательного страхования могут быть переданы другому страховщику по

инициативе Агентства (статья 23). Помимо этого, Агентство осуществляет

функции по оперативному мониторингу финансового состояния страховщиков

(пункт 4 статьи 21, пункт 3 статьи 24) и наделено правом при наличии

достаточных обстоятельств ходатайствовать об ограничении, приостановлении и

отзыве их лицензии, а также обращаться в арбитражный суд с иском о

признании страховщиков банкротами (пункт 4 статьи 24 законопроекта).

При этом, законопроектом решается ряд задач:

обеспечение своевременного рассмотрения требований потерпевших и

полного осуществления страховых выплат; обеспечение финансовой устойчивости

деятельности страховых организаций по обязательному страхованию;

недопущение недобросовестной конкуренции и преднамеренного банкротства;

обеспечение равных конкурентных условий для деятельности общефедеральных и

региональных страховых организаций; обеспечение мер по ведению единой

статистики и обеспечению информационного взаимодействия с государственными

органами и Агентством; обеспечение мер по финансированию Агентства.

Законопроектом предусматриваются дополнительные требования к

деятельности страховщиков по обязательному страхованию в части мер по

ведению единой статистики (статья 30), осуществлению информационного

взаимодействия с органами внутренних дел Российской Федерации (статья 31) и

с иным страховыми организациями (статья 15).

11. Учитывая обязательность страхования и широкий круг обязанных лиц,

в законопроекте значительно внимание уделяется мерам контроля за

исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию, за

обеспечением исполнения положений по ведению статистики и расчету страховых

тарифов, по обеспечению финансирования Агентства и иным вопросам.

Практика введения аналогичных законопроектов в ряде стран показывает,

что несовершенные меры контроля разваливают всю систему гарантий

потерпевшим. Наиболее ярким и свежим является пример Украины.

Статьей 2 вводного законопроекта предусматривается внесение в

Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения»

ряда изменений и дополнений, суть которых заключается в запрете

эксплуатации транспортного средства на дорогах общего пользования при

отсутствии обязательного страхования. Аналогичное положение непосредственно

закреплено и в статье 33 законопроекта. Исходя из этого положения, контроль

за наличием обязательного страхования предполагается осуществлять при

регистрации и организации ежегодного технического осмотра транспортных

средств, при лицензировании деятельности, связанной с их эксплуатацией, а

также при осуществлением контроля на дорогах. Контрольные полномочия

реализуются соответствующими государственными органами в рамках их

компетенции по вопросам допуска транспортных средств к эксплуатации,

контроля за соблюдением правил дорожного движения и осуществления

лицензирования.

Нарушение требований об осуществлении обязательного страхования влечет

ответственность, установленную законодательством. Кроме того, проектом

вводного закона (статья 2) вносятся дополнения в Кодекс РСФСР об

административных правонарушениях, которыми устанавливается ответственность

лиц, осуществляющих управление транспортными средствами без документов,

свидетельствующих об осуществлении обязательного страхования, а также на

владельцев транспортных средств, в отношении которых обязательное

страхование не осуществлено. Статьей 2 проекта вводного закона

предусматривается наделение органов милиции соответствующими полномочиями.

В целях обеспечения контроля, законопроектом предусматривается

осуществление обязательного страхования отдельно в отношении каждого

транспортного средства, введение единой формы страхового полиса по

обязательному страхованию, а также специального знака, предназначенного для

размещении на транспортном средстве в целях осуществления визуального

контроля (статья 15). Кроме того, страховые организации предоставляют в

органы внутренних дел Российской Федерации данные о договорах обязательного

страхования, с целью организации последующего учета в рамках информационных

систем.

Предусмотренные статьей 31 законопроекта нормы в части организации

информационного взаимодействия призваны регламентировать его порядок,

вопросы создания и использования соответствующих информационных ресурсов и

не допустить дискриминации в доступе к этим ресурсам. Международная

практика показывает необходимость подобного регулирования, что становится

все более актуальным в связи с глобальным повышением роли сетевых

информационных ресурсов.

Одним из важных положений законопроекта является комплекс мер,

направленных на организацию ведения единой статистики (статья 30).

Статистические данные являются единственным основанием для расчета

страховых тарифов, что, в свою очередь, требует обеспечения точности и

полноты статистических данных. Учитывая, что статистика складывается из

данных страховых организаций и Агентства, по произведенным им выплатам,

именно Агентство осуществляет сбор и обобщение статистической информации.

Законопроектом (статьи 24, 30, 31) Агентство наделяется необходимыми для

этого полномочиями. При этом важно иметь в виду, что представление

страховщиками статистики осуществляется на основании заключаемых с

Агентством договоров, и соответственно, указанные функции Агентства не

имеют формального отношения к ведению официального статистического учета,

находящегося в ведении предусмотренных законодательством органов

исполнительной власти.

12. Статьей 32 законопроекта оговаривается право Правительства

Российской Федерации в предусмотренном законодательством порядке принимать

решения о вступлении России в европейскую систему «Зеленой карты», а также

в иные подобные системы. Учитывая, что содержание обязательств, связанных с

членством в указанных системах, определяется их внутренними актами,

законопроектом предусматривается единственное требование, заключающееся в

неущемлении прав потерпевших в Российской Федерации при осуществлении

страхования в рамках международных систем страхования.

В целом, в законопроекте учтены практически все замечания субъектов

законодательной инициативы на предыдущие редакции проектов по данному

вопросу, а также проведена его значительная доработка на основе изучения

международного опыта.

2. Предварительные итоги и проблемы принятия закона

Первые инициативы о введении в СССР обязательного страхования

автогражданской ответственности появились несколько десятилетий назад –

называются даже 20-е годы нашего века. Мало кто знает, кстати, что эта

идея имеет 77-летнюю историю. В 1924 году Совнарком впервые рассматривал

вопрос о введение в стране обязательного страхования автогражданской

ответственности. В конце 60-х, а затем в начале 80-х годов эта проблема

обсуждалась на Коллегии Совмина СССР, однако соответствующий закон так и не

был принят, в то время, когда широко шел процесс принятия законов об

обязательном страховании автогражданской ответственности в Европе. В 1992

году законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности

владельцев транспортных средств был принят в первом чтении Верховным

Советом РФ. В 1994 году документ аналогичного содержания был внесен в

Госдуму правительством. Начиная с этого момента его различные версии

постоянно находятся в повестке дня нижней палаты парламента. Дважды, в 1996

и 2000 годах Госдума отклоняла законопроект.

Работа над проектом Федерального закона “Об обязательном страховании

гражданской ответственности владельцев транспортных средств” в российском

парламенте идет до сих пор. Пять лет обсуждения в Думе принесли

законопроекту "Об обязательном страховании гражданской ответственности

владельцев транспортных средств" репутацию одного из самых непроходных,

дело сдвинулось с мертвой точки только лишь в прошлом году, когда закон

приняли в первом чтении. Этому предшествовала долгая история редакции и

рассмотрения закона. Цель этого документа, по замыслам его составителей,

состоит в том, чтобы создать юридические основы для реальной защиты прав

пострадавших от дорожно-транспортных происшествий на возмещение вреда,

причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании

транспортных средств иными лицами. Законопроект призван защитить интересы

потерпевших в ДТП, обеспечив возмещение причиненного им вреда. С

юридической точки зрения, он устраняет противоречие между провозглашенной

Гражданским кодексом РФ повышенной ответственностью владельцев транспортных

средств и фактической необеспеченностью этой нормы конкретными правовыми

инструментами.

Разумеется, предлагая парламенту законопроект, о котором идет речь,

создатели не собирались изобретать велосипед. По сути, уже давно во всем

цивилизованном мире для защиты прав потерпевших в ДТП используется именно

механизм обязательного страхования гражданской ответственности владельцев

транспортных средств. Имеешь автомобиль — будь любезен внести определенную

сумму денег в некий фонд финансовых гарантий. В Европе, например,

соответствующий закон не принят пока только в России и Армении. Хотя в

нашей стране вопрос о его введении обсуждался не раз на протяжении

нескольких десятилетий. И предшественники из Государственной Думы второго

созыва проделали весьма серьезную работу над составлением такого документа.

Продолжая их дело, была переработана и дополнена редакция проекта, над

которым они работали. В тексте законопроекта учтены замечания Правительства

РФ, субъектов Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека,

депутатов Государственной Думы, многочисленных организаций и граждан. В

целом, в результате доработки законопроект был дополнен большим числом

конкретных норм, защищающих права владельцев транспортных средств и

потерпевших. Он более полно учитывал экономические и территориальные

особенности страны, содержал конкретные меры по практической реализации

определенных им принципов.

В чем суть правового механизма, предлагаемого законопроектом? Этот

механизм предусматривал скоординированную деятельность страховых компаний и

Федерального автотранспортного гарантийного агентства (ФАГА). Первые

обеспечивают потерпевшим выплаты по обязательному страхованию. Агентство же

предоставляет им компенсационные выплаты в тех случаях, когда невозможно

взыскать ущерб с причинителя вреда.

Определяя оптимальное соотношение между размером страхового взноса и

предоставляемой страховой защитой, разработчики проекта исходили из

принципа разумной достаточности гарантий и опирались на средние показатели

доходов граждан, а также на данные об определяемых судами размерах

возмещения по соответствующим основаниям. Причем с целью установления

оптимального соотношения законопроектом были определены страховые суммы

отдельно по возмещению вреда жизни или здоровью, а также имущественного

вреда. Предельная величина страховой выплаты в части возмещения вреда жизни

и здоровью в данной редакции составила 80 тыс. рублей на одного

потерпевшего, а по возмещению вреда имуществу — 60 тыс. рублей. При этом

если в результате ДТП вред был причинен нескольким потерпевшим, указанные

суммы увеличиваются до 120 и 80 тыс. рублей соответственно.

По предложению Правительства РФ, учтенному в законопроекте, на первом

этапе предполагалось осуществить обязательное страхования только в

отношении вреда жизни или здоровью потерпевших. Такая мера позволила бы

более мягко регулировать размер страхового взноса с учетом статистических

данных и других реалий.

Кто в соответствии с данным законопроектом обязан страховать свою

гражданскую ответственность в качестве владельца транспортного средства?

Владельцами признаются собственники транспортных средств, арендаторы, а

также лица, владеющие транспортным средством на праве хозяйственного

ведения, оперативного управления или на ином законном основании. Вместе с

тем, гражданское законодательство относит к владельцам транспортных средств

не каждого, кто ими фактически управляет. Так, не являются владельцами

лица, управляющие транспортным средством в силу исполнения своих трудовых

или служебных обязанностей. Согласно статье 1068 ГК РФ ответственность за

причиненный в этом случае вред несет работодатель. Аналогично, в

соответствии со статьей 697 ГК РФ, ссудодатель отвечает за вред,

причиненный третьему лицу в результате использования транспортного

средства, предоставленного его пользователю (ссудополучателю) в

безвозмездное пользование. Очевидно, что в последнем случае на

ссудополучателя не может распространяться обязанность по страхованию,

поскольку отсутствует объект страхования — ответственность.

В связи с изложенным выше представляет интерес текст статьи 4 проекта

“Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской

ответственности”, который выглядит следующим образом:

“1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке,

установленных настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, за свой

счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской

ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни,

здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию распространяется на владельцев всех

транспортных средств, используемых на территории Российской Федерации, за

исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

2. Обязанность по страхованию наступает с момента возникновения права

владения транспортным средством (при его покупке, получении в хозяйственное

ведение или оперативное управление, аренде, и т.п.) и предусматривает

обязанность владельца транспортного средства по заключению договора

обязательного страхования и обеспечению непрерывности обязательного

страхования в течение всего срока владения транспортным средством.

В случае, если сделки с транспортным средством подлежат нотариальному

удостоверению или государственной регистрации, обязательное страхование

осуществляется лицом, приобретающим право владения транспортным средством,

до нотариального удостоверения или государственной регистрации

соответствующих сделок.

3. Обязанность по страхованию не распространяется на владельцев

следующих транспортных средств:

а) имеющих максимальную конструктивную скорость не более 20 км/ч;

б) приводимых в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб.

см, за исключением прицепов;

в) не подлежащих государственной регистрации в органах внутренних дел

Российской Федерации, за исключением транспортных средств,

зарегистрированных в иностранных государствах.

4. Обязанность по страхованию не распространяется на владельца

транспортного средства, ответственность которого застрахована в

соответствии с настоящим Федеральным законом иным владельцем этого

транспортного средства”.

Законопроектом предусматривалось, что тарифы будут определяться с

учетом объекта страхования и характера страхового риска на основании

определенной статистики. Эта норма была призвана не допустить произвольного

понижения или повышения тарифов по иным основаниям, чем степень риска, так

как в противном случае обязательное страхование может превратиться в

косвенный налог.

Весьма важно то, что в соответствии с законопроектом разделение

тарифов по категориям должно производиться с учетом следующих факторов:

региональных особенностей, характеристик транспортного средства и характера

его использования (например, юридическими лицами, гражданами в личном

пользовании, ограниченного использования по кругу лиц либо по времени) и

т.д. В частности, документ предлагал учитывать совершение владельцем

транспортного средства в предшествующий период грубых нарушений правил

дорожного движения или ДТП, повлекших осуществление страховой выплаты.

Такая система повышающих и понижающих коэффициентов была призвана

обеспечить соответствие между уплачиваемым страховым взносом и степенью

риска, а с точки зрения безопасности дорожного движения — являться

финансовым стимулом безопасного поведения на дорогах.

Наконец, законопроектом предусматривалась жесткая регламентация

допустимой величины прибыли страховщиков, а также структуры страхового

тарифа. Данные нормы направлены на снижение стоимости страхования, исходя

из его социальной значимости. При этом необходимо отметить, что подобные

положения содержатся в соответствующих законодательных актах многих стран.

Особого внимания заслуживают те положения законопроекта, в

соответствии с которыми компенсационные выплаты потерпевшим в счет

возмещения вреда жизни или здоровью осуществляются по ущербу, причиненному

скрывшимися либо незастрахованными владельцами транспортных средств, как и

в случае банкротства страховой организации, обязанной осуществить выплату.

Благодаря институту компенсационных выплат, система обязательного

страхования приобретает завершенность и позволяет обеспечить эффективную

защиту прав потерпевших во всех случаях.

Компенсационные выплаты осуществляются из средств ФАГА. Формирование

финансовых ресурсов, необходимых для производства компенсационных выплат,

производится за счет отчисления страховщиками части получаемых ими средств

от взносов автовладельцев. Речь идет о компаниях, получивших лицензию на

этот вид страхования и заключивших соответствующий договор с ФАГА.

Осуществление компенсационных выплат является, кстати, хоть и главной,

но не единственной функцией ФАГА. В его обязанности входит также прием

уведомлений от потерпевших о страховых случаях и информирование их о

страховщиках, которым потерпевшие могут направлять требования о страховой

выплате. Кроме того, Агентство осуществляет контроль за предоставлением

страховщиками статистических данных по обязательному страхованию и сведений

об их финансовом состоянии; ходатайствует о приостановлении, ограничении и

отзыве лицензий страховых компаний в случае нарушения ими законодательства

РФ; обращается в арбитражный суд с заявлением о признании страховщика

банкротом и т.д.

Необходимо отметить, что само Агентство не осуществляет страховую

деятельность. Выплаченные пострадавшим суммы подлежат взысканию с

причинителя вреда (в том числе, если он был обнаружен после произведенной

Агентством выплаты), либо из средств страховщика, находящегося в стадии

банкротства.

В законопроекте большое внимание уделялось требованиям к компаниям,

работающим в сфере обязательного страхования гражданской ответственности

владельцев транспортных средств. В частности, каждая из них должна была

иметь свои филиалы во всех субъектах Российской Федерации. В некоторых

ситуациях она может заключить еще и партнерские отношения с местными

страховыми компаниями, чтобы они регулировали страховые случаи.

Кроме того, страховая компания должна участвовать в создании системы

компенсационных выплат пострадавшим, которые не могут получить

причитающееся им возмещение либо ввиду банкротства страховщика, либо ввиду

того, что неизвестен причинитель ущерба, либо из-за того, что виновник ДТП

не застрахован. Речь идет о том, что компания обязана участвовать в

финансировании ФАГА в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Причем

средства, направленные страховщиками на финансирование Агентства, в

соответствии с законопроектом включаются страховщиками в состав затрат по

производству и реализации продукции (работ, услуг) на основании положений

налогового законодательства Российской Федерации.

Как записано в законопроекте, “необходимым требованием к страховой

организации, обращающейся за лицензией на осуществление обязательного

страхования, является наличие у нее лицензии на осуществление добровольного

страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

При этом, в течение 2 лет, предшествующих указанному обращению, страховой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.