реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Технология социальной работы с пожилыми людьми

оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.

Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения

в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за

питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости

от размера получаемой пенсии.

При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация

посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако

положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения

пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться

услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности

пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших

заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны

сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение

года все желающие могли посещать центр два и более раз.

В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их

семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному

передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского

учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.

В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской

помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.

Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России

службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание

прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное

участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе,

подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.

2.2 Беседа с клиентом

Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать

социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа

с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение)

или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам,

сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и

пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е.

мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и

терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем,

как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные

чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые

послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

К основным навыкам, необходимым для введения беседы, относятся такие

10 принципов [13, с.122]. Вначале информировать клиента о продолжительности

беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться

быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу;

постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения

суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки

социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале

избегать вопросов, на которые можно ответить "да"или "нет"; не говорить, не

домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться

справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент

напряженно думает).

Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой,

как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях,

обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь

четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-

встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при

этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже

отрицание их может дать работнику какой-то "ключ". Надо обращать внимание

на несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек

может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или что

клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.

Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед

тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели,

временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или

отрицательное развитие взаимоотношений [13, с.125]. Рассмотрим последние

аспект подробнее. Первая встреча социального работника и клиента помимо

чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление

заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный

работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселить в

клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы

и формы работы [13, с.125]. Если не принимать эти факторы во внимание, то

управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается

негативная реакция со стороны клиента.

Иногда социальные работники переживают, что порой они сталкиваются с

необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы сказать, какая помощь

им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее. Одной из причин этого

является то, что встреча с незнакомым человеком может вызвать чувство

стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение зависимости. Социальный

работник не должен выявлять интимные, вызывающие смущение или пугающие

факты о клиенте или о себе самом, поскольку это может вызвать негативную

реакцию клиента.

Практики часто бывают расстроены, если те, кто пользуются их услугами,

не являются на встречу после первой беседы [13, с.142]. Исследования

показывают, что около 50% обратившихся за помощью не возвращаются для

участия во второй встрече. Причем даже если первая беседа привела к

положительным результатам, то существует и множество других причин неявки

на вторую встречу. Например, для кого-то первой беседы оказалось

достаточно, кто-то не хочет продолжительного вмешательства в свою жизнь,

кто-то предпочитает обращаться в случае необходимости и т.д.

Удачные беседы не зависят только от содержания разговора, важно, если

к работнику после этого интервью относятся как к человеку, способному

понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и как социальный

работник реагирует на субъективные чувства клиента и использует их в

рабочих отношениях. Интервью считается успешным, если работник попытается

устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Если клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми,

речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы

общения. Но даже и опытные работники порой предвосхищают события или

додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально.

Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку,

если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то

удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы.

Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоит

рассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, и т.д.,

так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам:

люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о них

поспешные выводы.

Задавание "хороших"вопросов. Тема задавания вопросов как навыка

межличностного общения весьма актуальна [13, с.150].

Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или

помогает в помощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросов в

подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или

дружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Слова

здесь менее важны, чем тон и манера говорящего.

Задавание большого количества вопросов может выглядеть как допрос, а

слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.

Неопытные люди часто избегают задавать "зондирующие"вопросы, если

клиент догадывается к чему клонится разговор.

Другим барьером может служить слишком частое задавание вопроса,

начинающегося с "почему", т.к. оно подразумевает, что клиент должен

объяснять свое поведение, это приводит к заниманию им оборонительной

позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со слова "что", т.к. он может

выявить информацию, полезную для обоих участников разговора, например,

вместо того, чтобы спросить старую женщину почему она боится выходить из

дома, лучше спросить: что, по ее мнению, может произойти, если она выйдет

из дома.

Умелое использование вопросов - это нечто мало изученное в практике

социальной работы. Оно очень важно, т.к. это не только сбор информации, но

и один из путей начала процесса изменения.

Репортерский тип вопросов порой может достичь успеха, если перед

корреспондентом намеренно выдвигают аргументы оппонента с тем, чтобы

привести к изменению. Другими способами использования вопросов, которые

подразумевают изменение как конечную цель, является построение их таким

образом: "Возможно это неправильно, но...", "Я не совсем понял ...", все

они стимулируют отступление клиента от обычной схемы поведения и

рассмотрение новых возможностей. Чтение нотаций или преждевременные советы

нежелательны и не применяются опытными помощниками. В случае возникновения

неловких моментов не нужно заострять на них внимание, можно к ним вернуться

позже, когда клиент уже справился с конкретной проблемой, или спросить об

этом же, но позже, когда он избавится от смущения.

Другим типом задавания "хороших" вопросов является так называемый

"круговой опрос". Он применяется в семейной терапии и позволяет оценить

взаимодействие и функционирование в рамках семьи путем предоставления

одному из членов семьи возможности прокомментировать взаимоотношения двух

других членов, их поведение. Круговой опрос выявляет различные позиции

участников, дает новую информацию о том, как третья сторона видит

взаимоотношения между двумя другими членами семьи [13, с.153].

Гипотетические вопросы типа: "А что было бы, если ...?"могут еще более

прояснить ситуацию, а вопросы, когда предлагается описать идеальное решение

проблемы (с позиции клиента) могут предложить решение проблемы. Вопросы,

ставящие проблему, предпочтительнее готовых ответов. У людей обычно свои

взгляды на вещи и свои идеи.

Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами:

1. Симпатия или понимание - попытка видеть мир глазами другого

человека.

2. Уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы

передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

3. Конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируют максимально

четко понимал проблему.

4. Знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя.

5. Искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с

клиентом.

6. Сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий

момент встречи [15, с.177].

Представляют особую трудность для начинающих социальных работников

умение определить, какие у них могут встретиться сложности в общении и,

соответственно, какие навыки необходимо продолжать практиковать.

Исходя из этого, при работе с клиентами социальному работнику можно

дать следующие рекомендации:

- необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин

поведения человека;

- иметь навык межличностного общения;

- умело задавать вопросы;

- пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Таким образом, изучив данный раздел, автор считает, что социальные

работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать. Обретение навыков

посещения клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания

вопросов, решения проблем, планирования действий - все это далеко не

просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть заботливым

и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и

методы работы.

2.3 Оценочный анализ и ведение записей

Важной чертой работы с отдельными клиентами, в частности с пожилыми

людьми, является оценочный анализ. Оценочный анализ - это продолжительный

процесс, целью которого является понимание людей во взаимосвязи с

окружающей их средой: это основа планирования того, что необходимо сделать,

чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека или окружающей

его обстановки [13, с.192]. Навык проведения оценочного анализа, получения

результатов зависит от административного таланта социального работника в

совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для такой работы

нужен человек, который может организовать, систематизировать и

проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко

чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой

конкретной ситуации. Основные данные, такие как факты, очень важны, но не

менее важны мысли, чувства и интуиция социального работника.

Иногда начинающие путают термины "оценка"и "оценочный анализ". Разница

между ними заключается в том, что оценочный анализ представляет собой

исследовательский процесс изучения, а не просто оценку, т.е. не составление

досье на кого-то для представления в суд, а длительный процесс постоянного

накопления данных, включающий анализ мыслей, чувств клиента для того, чтобы

сформулировать план его "лечения".

Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать

по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей, т.е.

автор разрабатал модели, разделяющие цели и средства. Хорошие практические

результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не

узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Такой более широкий

подход позволяет увидеть недостатки системы услуг и возможно, устранить их.

Разумеется, анализ такого рода в отношении пожилых людей может побудить к

усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество

их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится. Иллюстрацией этому может

быть такой пример: группа старых людей, которые пренебрегали едой оттого,

что у них не было аппетита или они не могли готовить себе сами, или

забывали поесть, стали собираться вместе в доме помощи по месту жительства,

где им выдавались обеды, и эта служба была создана специально для них.

В реальности, конечно, следование принципу удовлетворения потребностей

невозможно, если не хватает ресурсов. В социальной работе мы всегда

находимся в ситуации, когда потребности превышают средства, поэтому многие

службы при оказании помощи придерживаются принципа приоритета.

Исследования, касающиеся того, что должно быть выявлено в процессе

оценочного анализа показывают, что, в зависимости от конкретных

обстоятельств данного клиента, собирается большой объем информации

социального, психологического, экономического, политического и духовного

плана, характеризующей сущность индивида.

Оценочный анализ -это процесс отбора, организации, разделения на

категории и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и

тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания

возможных услуг. Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка,

ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.

Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного

отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует проводить

перекрестные проверки данных.

Исходя из этого можно рекомендовать:

1. Развивать в себе самоконтроль при рассмотрении полученных данных.

2. Быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или

властью и выступать против их мнения, если это необходимо.

3: Рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны

наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.

Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью обслуживания людей

является создание ориентированных на конкретного человека мобильных

структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг

независимыми, добровольными и государственными организациями, он также

ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами

разного рода. В связи с этим, менеджер (тот, кто руководит работой с

конкретным клиентом) организует и координирует проведение

междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых

людей, это может происходить на дому, в дневном центре или больнице.

Ведение записей, ранее считавшееся рутинной обязанностью, отнимающей

время от контрактов с клиентами, начинает признаваться как основное умение,

причем в ведении записей, где возможно, принимают участие и клиенты. В

записях фиксируются водные факты, свидетельства, чувства, решения,

предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный

анализ и значимая информация. Они могут принимать форму детального отчета,

обстоятельного обобщения каждого факта и контакта, форму для записей, в

которой записывается закодированная информация, или могут включить в себя

длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.

Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг.

Одной из трудностей для начинающих социальных работников является

определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться.

Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает

качественной информации.

Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации;

доступные и необходимые источники и ресурсы; краткосрочные, средне-, и

долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам: документ

оценки, карта мониторинг, формы для периодических записей, информация о

расходах. Документ оценки может быть создан для сохранения баланса между

структурной заранее закодированной информацией и для записей личных

характеристик каждого клиента пожилого возраста. Его шесть секций

охватывают такие основные записи как: возраст, адрес, источник обращения,

формальные и неформальные контакты, включая информацию от помощников по

дому и государственных служб, жилищные и финансовые условия и также такие

детали как отопление, канализация, выплаты; возможность справляться с

основными ежедневными обязанностями: уход за собой, работа по дому;

физическое и умственное здоровье отражается в пятом и в шестом разделах,

сюда обычно относится и невозможность двигаться, головокружение,

недержание, интеллектуальная неполноценность, отношение клиента к помощи,

включая услуги неформальных помощников [13, с.250].

Карта мониторинга состоит из одного листа, на котором изображена

матрица - 7 дней недели. По вертикали - дни недели, по горизонтали

-критические периоды дня, такие как часы приема пищи, время сна.

Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для

проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период

кризиса или перемен. В них входят детали, касающиеся самих проблем и

достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального

работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные

ресурсы.

Четвертым документом является Информация о расходах. Это запись,

израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за

помощь на дому, "обед на колесах", дневной уход и уход в учреждениях. Эта

информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая

страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого

года.

Итак, в ходе исследования, автором было выявлено, что оценочный анализ

– это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации

данных, а ведение записей начинает признаваться как основное умение, где

возможно, принимают участие их клиенты.

з

Заключение

Целью курсовой работы являлось выявление социальных проблем пожилых

людей. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого анализ

результатов позволяет сделать следующие выводы:

1) социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их

проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных

точек зрения – хронологической, социологической, биологической,

психологической, функциональной и т.п.

2) из исследования видно, что наиболее острой проблемой является

ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.

3) в ходе исследования было установлено, что отделения дневного

пребывания пользуются большой популярностью у людей пенсионного

возраста.

4) в работе была исследована структура системы учреждений социального

обслуживания. Важнейшей задачей которой является поддерживание

уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях,

содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.

5) главной целью обслуживания людей является создание ориентированных

на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный

работник организует предоставление услуг независимыми,

добровольными и государственными организациями, он так же

ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и

агентствами разного рода.

6) установлено, что долгожитель и его семья – одна из актуальнейших

проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в

частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни общественными, ни

правительственными мерами направленными на укрепление социальной

защиты народонаселения; еще в меньшей степени - медицинскими

путями.

7) выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан,

необходима высокая подготовка персонала в области психологии,

социологии, педагогики, а так же социальных работников.

Таким образом, подведя итог исследования, автор достиг поставленной

цели, выявил социальные проблемы пожилых людей, решив следующие задачи:

1) определил основные социальные проблемы пожилых людей.

2) исследовал проблемы взаимодействия социального работника и пожилого

человека.

3) выявил основные формы обслуживания граждан.

4) изучил ведение беседы социального работника с клиентом.

5) анализировал приоритетные направления социального работника с

пожилым человеком.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты,

основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию

социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным

работником и клиентом для выполнения совместной работы.

Изучение поставленных в исследовании проблем, выводы, к которым

подвели его результаты, дают основания сформулировать следующие

рекомендации:

1 правительствам всех стран в области социальной поддержки пожилых

людей:

- разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым

укрепляя связь между поколениями;

- защитить пожилых людей от экономических потрясений;

- обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для

престарелых;

2 социальному работнику при работе с клиентами необходимо:

- реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать

уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

- иметь навык межличностного общения;

- пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Таковы некоторые рекомендации, направленные на совершенствование

условий жизни пожилых людей.

Список использованных источников

1 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.

– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296с.

2 Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф.

Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. -400с.

3 Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной

реабилитации нетрудоспособных граждан – М.: ЦИЭТИН, 1991. -135с.

4 Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-

технологический институт, 1999.-320с.

5 Возраст мудрости – возраст созидания / Программа развития ООН. – М.,

1999. -75с.

6 Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -304с.

7 Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Общая теория реформ. Теория и практика

организации проведения реформ – М., 1995. -123с.

8 Человек и труд, 1996, №11. – 55с.

9 Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых / Под ред. В.К.

Степанова. М.: Стройиздат, 1989.-213с.

10 Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. Т.7. – СПб.,

1987. -350с.

11 Баранова М.Н., Черносвитов Е.В. Неврозоподобные состояния в

общесоматической практике. Тбилиси, 1990. – 240с.

12 Толстой Л. О старости СПб., 1906. – 180с.

13 Социальная работа с пожилыми. – Институт социальной работы. – М.,

1995. – 334с.

14 1 Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное

пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. –340с.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.