реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Студенчество и его социальная роль в жизни общества

самочувствии студентов.

Судя по результатам исследования, каждый пятый студент уже имеет

собственное жилье (квартиру, частный дом). Это естественно, ибо половина

опрошенных живут с родителями, имея право на жилплощадь, и еще 7% являются

непосредственными собственниками жилья.

На вопрос о «частной собственности», точнее, о наличии в собственном

распоряжении некоторых предметов – товаров длительного пользования,

выступающих в данном случае в качестве «знаков статуса», получены следующие

ответы: из числа престижных вещей, символизирующих статус индивида в

современной молодежной субкультуре, были отмечены наличие в своем

распоряжении автомобиля, видео- и телеаппаратуры, компьютера. Не обошла

молодежь и новые формы «вложения капитала»: у половины студентов

классического и педагогического университетов имеются ценные бумаги и

драгоценности (дорогие ювелирные изделия и т. д.), которые более чем у

третьей части всех студентов считаются необходимым атрибутом материального

статуса. В ряде вузов используются кредитные карточки при получении

стипендии через банковские депозиты.

То, что материально-бытовой статус студента находится в процессе

становления и оформления, это очевидно. С чисто юношеским эгоизмом студент

ориентирован пока только на себя. Об этом говорит хотя бы тот факт, что

такая статья расходов, как помощь родителям, оказывается в нижней части

шкалы.

В то же время самоопределиться в бытовой сфере у части студентов

связано с наличием собственной семьи. Студенческие семьи (т. е. семьи, в

которых студентом является хотя бы один из супругов) нуждаются в поддержке

– это бесспорный факт.

Плохое социальное самочувствие значительной части студентов вызвано не

решаемыми социальными проблемами. Степень тревожности девушек-студенток

значительно выше, чем у юношей. Всех одинаково волнует плохое материальное

положение. Но по перспективам – возможная безработица, плохая забота о

досуге, друг о друге – настроение девушек заметно хуже, чем мужчин,

которые, в свою очередь, больше беспокоит дополнительный заработок.

Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов

Вес и значимость молодежи как субъекта политических перемен (что далеко

не всегда связано с ее реальным участием в этих переменах) осознается

представителями различных политических сил – от правящих до оппозиции. И

этот интерес побуждает к изучению проблемы «молодежь и политика».

Как и других групп молодежи, политика не является приоритетной сферой

интересов и потребностей современных студентов, хотя они и испытывают

определенное влияние политических событий в стране на свою жизнь.

Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится

ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность

современной молодежи имеет «избирательный» характер и проявляется от случая

к случаю.

Сегодня, когда выполнение общественных поручений, членство в

политической организации перестало быть индикатором социальной активности,

многие формы участия студентов в политической деятельности свелись к

минимуму. Причем, как обычно бывает, налицо маятниковое движение – от

формального, вынужденного участия («занимаюсь», «выполняю», «состою») – к

неучастию. Надежды на то, что участие станет пусть и гораздо менее

массовым, но осознанным и добровольным, не оправдались. Если же учесть (и

это сегодня становится все более ясным), что в деятельности вузовских

комсомольских организаций были не только негативные моменты

(идеологизированность, заорганизованность, формализм), но и позитивные

(организация учебы, труда, быта и досуга студентов, формирование качеств

лидера и руководителя), то становится понятным: нынешние ориентации

подавляющего большинства студентов будут серьезными препятствиями для

преодоления институционального кризиса в молодежном движении.

Отмеченная тенденция является общераспространенной. Различия по полу

(юноши чуть активнее), по направлению обучения (естественники и экономисты

чуть активнее технарей и гуманитариев), и по вузам мало значимы и лишь

подтверждают общую тенденцию.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная.

Выясняется несостоятельность распространенного в последние годы стереотипа,

когда аполитичность молодежи (факт реальный применительно к участию в

политической деятельности, политических партиях, движениях) переносилась и

на ее отношение к информации о политике. Особенно это недопустимо относить

к студентам-гуманитариям и экономистам, чей интерес к политической

информации выше среднего. Поэтому представляется не совсем оправданным

происшедшее в последние годы свертывание налаженной системы политического

информирования студентов. Этому способствовало и то, что многие кафедры

общественных и гуманитарных наук – под предлогом «деидеологизации»,

«деполитизации» – крайне мало используют потенциал своих базовых курсов и

спецкурсов для систематического информирования студентов по актуальным

политическим проблемам. Однако недопустима односторонность политического

информирования студентов, превращение его в политическую агитацию. В

условиях предвыборной борьбы это может привести к втягиванию студенчества в

политические игры на стороне тех или иных сил. Поэтому включение в уставы

многих вузов положения о недопустимости политической пропаганды в обучении

и воспитании студентов должно неукоснительно соблюдаться.

Большинство студентов отдают предпочтение демократическим реформам.

Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные

последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентаций

сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка

ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и

движений вполне возможны.

Деидеологизация, крушение веры в различные «измы» сказывается на

достаточно широкой поддержке студентами неполитических движений и

объединений, выдвигающих в качестве основной задачи социальную защиту

определенных групп населения. Можно предположить, что немалую поддержку

получило бы у студентов и движение, стремящееся специально выразить и

защитить интересы молодых людей.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее

неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью

властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы.

Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания

переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и

нерешенные проблемы.

Все более значимыми становятся не столько общественные, сколько

личностные ориентиры. Особенно это проявляется в представлениях молодых

людей об успехе в жизни, что и используется социологами как индикатор их

ценностных ориентаций.

В ряду наиболее значимых ценностей:

- дело по душе, интересная работа.

- высокий заработок, материальное благополучие.

- хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность

в интимной жизни, любви. Эти три параметра однопорядковые,

эмоционально окрашенные и личностные. В ответах девушек-студенток

они отмечались чаще.

В целом можно сказать: студенчество становится практичнее,

прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий,

интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей

(Дружба, Любовь, Семья). Обостряется противоречие: как соотнести рыночные

установки (реально – установки «дикого рынка») и общечеловеческие ценности?

Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства,

власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь.

Выясняется, что представления о кризисе идеалов и ценностей молодых

нуждаются в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеологемы, исчезли

политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на

порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более

устойчивой. И это – при всех издержках – позитивный момент.

Неблагоприятные условия досуговой деятельности и отдыха молодежи, а

также недостаточность для нее социально-культурных благ не попали в число

важнейших социальных проблем студенчества. Однако, это свидетельствует не

столько об отсутствии проблемы организации досуга как таковой, сколько о

том, что на фоне происходящих социальных и экономических катаклизмов она

находится на втором плане, уступая место трудностям материального

положения, плохому состоянию здоровья, безработице, опасение за

безопасность родных и близких.

Нет открытия в том, что юноши-студенты в среднем гораздо больше тратят

денег на досуговую деятельность, чем девушки-студентки. Объем расходов у

студентов технического профиля значительно превышает соответствующие

показатели по другим профессиональным направлениям.

Юноши и девушки о времени и о себе

Современный этап в развитии российского общества определен учащейся

молодежью как кризисный.

Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением спада в

экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями в

политике и свободой в нравах. Некоторые студенты утверждали, что развал

преобладает во всем: «начиная с души и кончая экономикой». Отмечается

ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворять основные

потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идет более

осторожное планирование семьи.

В нейтральных оценках фиксировалось: идет «смена красных знамен на

красные пиджаки». Период характеризуется как «демократизированная анархия».

В качестве положительного отмечается уход от догм и то, что «в нравах стало

посвободнее».

Студентами обозначено следующее противоречие: в переходное время

появляется большое оживление в экономике, науке и культуре, но хроническая

нехватка денег все губит на корню. Выплыть экономике, по замечанию

студентов, не дает камень долгов. Отмечается, что жизнь в целом драматична

для общества, уставшего от потрясений XX века.

Переходные эпохи обращают весь энергетический потенциал на пафос

разрушения. Субпассионарии, Отмечал Л.Н.Гумилев, проживают то , что нажили

их пассионарные предки[10]. Кризис общества, распад государства, отмечает

В.Н.Стегний, способствует формированию у личности катастрофического

сознания, вследствие чего в массовом сознании возникло чувство

«экзистенциальной опасности»[11].На зафиксированной стадии переходной

эпохи, в начале реформ, в сознании студенчества преобладал скепсис,

критическое отношение как к прошлому, так и настоящему обществу, а в

развитии реформ – неудовлетворенность настоящим. Однако сейчас моральное

сознание смещается в сторону положительной оценки прошлого и нарастание

скепсиса в оценке настоящего.

Сначала несколько обобщенных оценок мнений учащейся молодежи в целом по

некоторым жизненно важным вопросам современного российского общества и

видения себя в нем.

Студентам предлагалась высказаться об ориентациях на будущее место

работы. По специальности хотят работать каждый второй и третий современный

студент. Намерены работать там, где высокий заработок – в фирмах, в

коммерческих структурах, на рынке, за границей треть опрошенных. Каждый

пятый не знает, где будет работать. Каждый двенадцатый считает, что по

специальности работать не будет. Студенты быстро продвинулись в овладении

новыми стереотипами, молодое поколение свободно от тоталитарного страха.

Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп

обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно,

жить по закону. Наиболее важной ценностью признается «эквивалентность

взаимного воздаяния». За этим у студентов стоит чувство необходимости

вознаграждения за добро и возмездности за зло, а также ценность принципа

оплаты по труду, по таланту, адекватной оценки способностей; верховной

ценностью становится «равенство всех перед законом».

Мнения молодых респондентов о войне.

Вопрос о роли войны в жизни общества в представлении третьего

поколения, отстоящего от Второй мировой войны, опосредованно выявил как

общефилософский аспект осмысления войны, так и особенный:

социологически0ценностный – отношение к войне, и узкоспецифический –

решается ли и насколько качественно проблема конверсии в регионе. Итоги

оказались парадоксальными и неожиданными. Две трети студентов дали

позитивную оценку факторы войны в жизни общества, мотивируя это

возможностью ускорения научных разработок, ростом числа рабочих мест,

концентрацией усилий общества, его сплоченностью и просто неизбежностью

демографического взрыва после войны.

В целом по исследованию в группах по типу морального сознания почти

каждый второй отметил парадокс, состоящий в том, что война – это гибель

людей и в то же время фактор, обусловливающий прогресс техники. Более

нейтральным явилось функциональное определение: «Война -–это противоборство

сторон».

Профессиональное самоопределение студентов

Материальные ценности студентов

Успешность и эффективность профессионального образования может

рассматриваться с позиций отдельной личности, гражданского общества, семьи

и государства. В этих позициях отражаются содержательная и функциональная

стороны образования, их динамика.

Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности. В

пятерке приоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить

свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании

учебы и влияние семейной традиции, советов родителей.

Важное место в мотивации студентов даже в сегодняшних условиях отдается

надежде в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта

ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у

студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%. Он

отражает реальную, ситуативную реакцию на рынок труда, когда ощущается

дефицит специалистов в правовой области и в экономике. Этой же причиной

объясняется обилие рождающихся коммерческих форм образовательной подготовки

по этим специальностям. Но рынок быстро насыщается специалистами со

«скоростной» подготовкой, а дефицит квалифицированных профессионалов

остается. Разброс мнений, естественно, связан с противоречивостью отражения

в молодежном сознании феномена «хорошая работа», соотносимого с престижем

занятия, с гарантиями трудоустройства по специальности, с нормальными

условиями и оплатой труда, с содержанием и творческой наполненностью

профессиональной деятельности.

В число мотивов выбора вузов включен и такой как «стремление продлить

беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание

реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и ниже доля

тех, кто настроен на беззаботный образ жизни.

В среднем 4 из 5 опрошенных студентов своим выбором вуза и

специальности удовлетворены (каждый второй – полностью). Но определенные

различия есть. Меньше, чем в среднем по массиву, неудовлетворенных среди

студентов – юристов и архитекторов. Кроме причин, отмеченных при анализе

мотивации выбора, видимо сказывается и эффект «массовости» профессии. Чем

более распространена профессия (что и влияет на выбор), тем больше

неудовлетворенных, хотя растущая самостоятельность выпускников школ и

трудности поступления в вузы приводят к тому, что число неудовлетворенных

выбором сокращается.

Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к

перспективам. Как же планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза?

В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном

секторе; 42% - в коммерческих структурах, по избранной специальности.

Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах

составляет 1 к 2, по специальности и не по специальности 5 к 1. Именно тут

основная проблема. Студенты в основном удовлетворены профессиональной

подготовкой, но ощущают неподготовленность к работе в коммерческих,

негосударственных структурах.

Около 16% студентов планируют продолжить образование и заняться научно-

исследовательской деятельностью.

Заметим, что развитие науки и фундаментального образования всегда было

делом государства. Сегодня в нашем обществе нет таких коммерческих

структур, которые могли бы конкурировать с государством по инвестициям в

эти сферы. Поэтому вполне естественно, что сокращение государственных

расходов на науку и образование вызвало и отторжение интереса к этим сферам

деятельности. Складывается парадоксальная ситуация, когда государственные

вузы не выполняют государственные задачи – готовить кадры для

фундаментальных направлений науки и образования, т. е. не могут

осуществлять свою важнейшую функцию.

Хотели бы уехать за границу учиться и работать 16% студентов. Доля тех,

у кого планов на будущее нет, составляет 11%.

Формирование личности специалиста

Для учащихся и студентов годы обучения – один из важнейших периодов их

жизни. Это время получения образования, приобретения профессиональной

квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с

условиями и требованиями со стороны общества. Они, в частности, выражаются

в наборе профессий, специальностей и должностей, которые не всегда

достаточно хорошо известны выпускнику школы, абитуриенту, студенту.

Важнейшей стороной профессионального самоопределения как процесса

согласования жизненных планов, склонностей и ценностных ориентаций с

экономическими условиями и социально обусловленными возможностями для

реализации таких планов должно стать экономически и социально эффективное

распределение людей по родам занятий, профессиям, трудовым функциям,

которые они выполняют.

Выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет

собой часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом

своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность

своим делом и положением в обществе, а также местом, занимаемом в

профессиональном мире.

Определенная доля незрелости в профессиональном поведении молодежи,

особенно до перехода от обучения к профессиональной деятельности, вполне

естественна и обусловлена психологически, однако в годы стагнации и кризиса

возникают условия, порождающие широкое распространение среди молодежи

социального и профессионального инфантилизма. Здесь уместно будет упомянуть

о двух полярно отличных подходах к профориентации, отмеченных Д.Сьюпером

(США) еще в 1968 г.[12] По его мнению теория профессиональной ориентации

находится под влиянием экономических и политических факторов. Когда

политическая ситуация спокойна, а экономика находится в равновесии,

господствует подход, акцентирующий значение способностей и интересов

личности в выборе ею профессии. Если же экономическая и политическая

ситуация осложняется, то изменяется и политика профориентации, начинает

преобладать тенденция, благодаря которой политики и руководители различных

рангов склонны относиться к профессиональному самоопределении молодежи не

как к проблеме согласования частных и общественных интересов, а как к

простому перераспределению рабочей силы.

Работа государственной системы профориентации сейчас заметно ослабла, и

управление процессами профессионального самоопределения в школах стало

носить в большей степени стихийный характер, хотя социологи, психологи и

педагоги постоянно говорят о важности школьного периода профессионального

самоопределения молодежи.

В области теорий, объясняющих процессы профессионального развития

личности, произошло отвержение старой парадигмы, с которой раньше были

связаны искания ряда ортодоксальных социологов и психологов. В своих

профориентационных концепциях они односторонне истолковывали процесс

формирования личности, считая учащегося, выбирающего профессию, в основном

пассивным объектом социально организованных воздействий со стороны общества

в лице родителей, учителей и других воспитателей. Так, проф. Е.М.Бабосов

видел процесс образования только как механизм, «ориентированный на

приобщение подрастающего поколения к современному уровню знаний…», что

обеспечивается «многочисленной армией учителей, способных вооружить

учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками»[13]. Речь здесь идет

исключительно о внешнем научении, т.е. о простой передаче знаний и навыков,

но не в создании для учащегося возможностей осуществить самореализацию в

процессе учебной деятельности. Как справедливо отметил чл.-корр. РАН, проф.

А.В.Брушлинский, такая парадигма вполне отвечала принципам, активно

насаждавшимся в отечественной психологии, начиная с 30-х годов: «от

социального к индивидуальному», «от внешнего к внутреннему», «усвоение –

механизм психического развития человека». Правда были в стране и психологи

(прежде всего – С.Л.Рубинштейн), развивавшие теорию деятельности в ином

ключе, не сводя социальность лишь к воздействию общества на индивида[14].

Новая, гуманистическая парадигма, принятая теперь в отечественной

психологии, связана с трактовкой человека как активного субъекта, а «не

пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь

системой реакций, являющегося «винтиком» государственно-производственной

машины, элементом производительных сил, продуктом (т.е. только объектом)

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.