реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Студенчество и его социальная роль в жизни общества

студентом в жизненных планах молодежи, оканчивающей среднюю школу. Конечно,

жизнь внесет поправки в эти планы. Однако, это свидетельствует о том, что

доминирующей ориентацией является ориентация на умственный труд и связанное

с этим стремление получить высшее образование. Для молодежи продолжение

образования является большой социальной, моральной и психологической

ценностью.

Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных

средств воздействия – мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и

т. д.

С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию и среднему

специальному образованию приводит к тому, что собственные возможности,

склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной

профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том ,

чтобы избираемая профессия соответствовала твоим склонностям и

способностям, когда главным и определяющим становится принцип: «Не важно в

какой вуз поступать, лишь бы поступить».

Сейчас вуз для большинства школьников представляется очень высокой

ценностью. Стремление молодежи в вузы, сопровождается столь высоким

конкурсом, что он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в

сельской школе.

Несомненно, что успех работы вуза по подготовке высококвалифицированных

специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения

студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в вуз молодого

человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной

осведомленности о будущей специальности, характере деятельности,

необходимых способностях и умениях, социальных и психологических

требованиях, предъявляемых специалисту.

Несомненно, что выпускникам школ очень важно знать спрос на различные

профессии в ближайшие 10-20 лет.

Ведь было бы неправильно выбирать вуз или техникум, исходя лишь из

конъюнктуры, сложившейся в момент поступления, ибо спрос на те или иные

профессии может резко измениться. В результате дефицитные и избыточные,

более престижные профессии могут частично или даже полностью поменяться

местами.

Социальный опыт молодежи, оканчивающей среднюю школу, нередко

оказывается еще узким и ограниченным. Не секрет, что даже самая совершенная

система образования и воспитания не в состоянии подготовить молодого

человека к реальной жизни в такой степени, чтобы он без иллюзий и колебаний

усвоил комплекс функций взрослого человека. Несомненно, что более глубокое

знакомство с жизнью меняет сложившиеся у молодого человека представления:

то, что совсем недавно представлялось обыденным и неинтересным, оказывается

на самом деле важным и привлекательным, и , наоборот, то поверхностное,

наносное, что казалось главным, начинает постепенно отходить на задний план

и теряет первоначальный ореол.

В этот период идеалы и жизненные планы теряют присущую юношескому

возрасту некоторую абстрактность и становятся более надежным (хотя и

несколько «приземленным») ориентиром, необходимым для конкретной

практической деятельности. И по мере того, как человек утрачивает

непомерные притязания, он начинает ценить реальную красоту и радость жизни.

Вот почему в более зрелом возрасте нередко происходит пересмотр

юношеских стремлений и мечтаний, переосмысливание жизненных планов. И этот

процесс, хотя он происходит довольно болезненно и не без потерь, в принципе

закономерен.

Однако часть абитуриентов при выборе специальности не затрудняет себя

тем, чтобы поглубже познакомиться с теми возможностями, которая сулит

избираемая профессия. И дело не только в том, что на некоторые редкие

специальности и специализации очень большой прием, но и в поверхностном

знакомстве абитуриентов с ними.

Очень важно уже с I курса при организации воспитательной работы

формировать у студентов глубокое, заинтересованно-положительное отношение к

своей профессии, устойчивую социальную ориентацию.

По мнению уральского социолога Ф.Р.Филиппова, понятие социальной

ориентации может быть рассмотрено в различных смыслах. В самом широком

смысле социальная ориентация означает осознание индивидом самого себя как

частицы элемента социальной общности. В узком смысле социальная ориентация

означает осознание индивидом своей связи со средой происхождения и его

ожидания относительно будущей социальной «позиции», т. е. места и роли в

той социальной группе, членом которой он намерен стать[9]. Вот почему

важнейшим моментом социальной ориентации являются жизненные планы.

Конечно, в юношеском возрасте сделать правильный выбор нелегко. Тем

более, если человек ничего не знает о своей будущей профессии. Ошибки здесь

неизбежны. Вот почему важным средством регулирования выбора профессии

молодежи является профессиональная ориентация.

Очень важно знать не только свою будущую работу, но и самого себя.

Конечно, никакая наука не может сказать абсолютно точно, что лишь эта и

только эта профессия подходит человеку, а остальные не должны быть

предметом его желаний. Ведь не редко бывает, что человек имеет неплохую

способность выполнять несколько профессий. Вот почему важно назвать одну

или несколько профессий, в которых он может добиться наибольшего успеха со

своими способностями, склонностями, особенностями характера, психическим

складом. Необходимо также и предостеречь молодого человека от выбора тех

профессий, которые явно противопоказаны ему.

Студенчество в период реформирования российского общества

Дифференциация студенчества

Радикальные социально-экономические преобразования в нашем обществе

оказали неоднозначное воздействие на высшую школу. С одной стороны, она

получила мощный импульс к модернизации и развитию. Постепенно

преодолеваются противоречия между новыми запросами общества и высшим

образованием, его содержательной, технологической и организационными

структурами. И это имеет, безусловно, глубокий позитивный смысл. В вузах

запрещена идеологическая деятельность, расширилась их академическая

свобода, самостоятельность, модернизируются (хотя и медленно)

специальности, их номенклатура. Увеличивается выпуск специалистов по

остродефицитным профессиям: экономистов, юристов, социологов и т. д.

Появились платные формы высшего образования (что в целом поощряет здоровую

конкуренцию между вузами).

Порой эти процессы протекают небезболезненно, поскольку это вызывает

переструктурирование внутри высшего образования: у одних вузов,

специальностей престиж резко повышается, у других – падает, усиливается

социальное расслоение как внутри студенчества в целом, так и между

студентами (что особенно важно) различных типов вузов, факультетов и

специальностей. И это неизбежные последствия, сопровождающие модернизацию

высшей школы.

С другой стороны, отсутствие четкой государственной политики в области

образования, необходимых инвестиций в него, неоправдавшиеся надежды на

коммерциализацию вузов приводят к разрушительным дисфункциональным

последствиям для высшего образования. Можно сказать, происходит его

«обескровливание». Это и резкое сокращение численности преподавателей,

научных сотрудников вузов, вызванное катастрофически низкой зарплатой,

падением жизненного уровня, утратой некогда высокого социального престижа,

старение кадров; постепенное разрушение их трудовой мотивации, размывание

социально-статусных и профессиональных стандартов поведения. В

неудовлетворительном состоянии материальные компоненты учебного процесса:

учебные корпуса, оборудование, библиотечные фонды.

Таким образом противоречивое взаимодействие позитивных и деструктивных

процессов создают сложную , и даже драматическую ситуацию в российском

высшем образовании.

Раскрывая социальный облик студенчества, следует учитывать и глубокие

изменения, произошедшие в самом обществе: трансформацию его основных

институтов, стратификационных характеристик, основных смыслообразующих

ценностей. Все эти процессы (и в обществе в целом, и в высшей школе) по-

своему преломляются в жизнедеятельности студенчества. Меняются

взаимоотношения студентов с государством (невостребованность многих

специальностей , отсутствие обязательного распределения и «отработок» после

окончания вуза и т. д.), с преподавателями, с родителями. Это приводит к

тому, что современное студенчество становится все более разнородным.

Прилежные студенты («ботаники») мирно уживаются с теми, кто об учебе

вспоминает лишь перед экзаменами; «предприимчивые», чьи подработки дают

возможность жить безбедно уже в студенческие годы – с «романтиками», для

которых важна творческая самореализация; почти исчез тип студента-

общественника.

Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции

Проблема воспроизводства студенческой молодежи может рассматриваться в

различных аспектах. Поскольку студенчество формируется из молодых

представителей различных слоев, то в периоды трансформации социальной

структуры общества оно может служить индикатором этих процессов.

Само оно также является их активным участником: ведь высшее образование

выполняет функцию индивидуальной и/или групповой социальной мобильности и

воспроизводства слоев, занимающихся высококвалифицированным и сложным

трудом.

Анализ социальной структуры студенчества важен и в аспекте социальной

справедливости, т. к. показывает доступность высшего образования для

различных слоев, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех».

Но есть еще и социокультурный аспект этой проблемы: в какой социальной

среде имеются оптимальный материальные и культурные условия для

формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего

образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования

академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый

предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных

слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего

образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет),

другие – менее конкурентоспособными.

Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в

настоящее время? Каковы основные социальные источники пополнения? Остаются

ли они достаточно эгалитарными или имеет тенденцию к элитаризации? В чем

выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как

осуществляется его воспроизводство?

Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых

(безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т. е.

социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой

общества выглядит как более благополучная, является структурой

«улучшенного» типа. Во-вторых, социальный состав студенчества достаточно

пестрые: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты,

появившиеся в ходе реформ (владельцы собственного дела, предприниматели). В-

третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей

специалистов с высшим образованием. В-четвертых, среди студентов

значительно уменьшилась доля детей рабочих и вспомогательного персонала. В-

пятых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя

– молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя –

владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.

Важной особенностью социального состава студенчества является высокая

занятость родителей в государственном или негосударственном секторе

экономики. Почему этот фактор считается дифференцирующим студенчество

признаком? Дело в том, что у людей, связанных с частным сектором, жизненные

перспективы, ожидания и установки, уровень жизни кардинально иные, чем у

слоев, «завязанных» на госсектор. Еще одна линия расслоения студенчества

«пролегла» между вузами: оказалось, что разные вузы «аккумулируют»

студентов из разных стран далеко не одинаково. Конечно, и раньше были вузы,

отличавшиеся как престижностью, так и «элитарностью» (т. е. высокой долей

студентов выходцев из рядов советской элиты). Однако сейчас список

элитарных вузов пополнился.

Наряду с экономическим положением родительских семей, с начала 90-х

годов начал «работать» еще один фактор стабилизации уровня жизни студентов:

дополнительные заработки. Они приобрели настолько массовый характер, что,

по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как

наряду с учебной они становятся второй основной деятельностью студенчества.

Прямой связи с уровнем жизни семьи студента не наблюдается, т. е.

подрабатывают как остронуждающиеся, так и те, кто отметил высокий уровень

жизни.

Вероятно, дополнительные заработки становятся новым стандартом

поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т. е.

выполняют не только свою прямую функцию).

Социальный облик студенчества 90-х годов

В ближайшем будущем политические настроения молодежи, как и то, с

какими политиками она будет связывать свои ожидания, во многом станет

зависеть от ее социального статуса, социокультурных установок и ценностей.

Отсюда следует необходимость изучения ее самых различных групп, слоев и

отрядов. Однако пока разные социальные группы молодежи изучаются

социологами неравномерно. Основное внимание выделяется выпускникам средней

школы и студентам педагогических вузов, и гораздо менее представлены в

исследованиях многие другие профессиональные отряды студенчества, а также

молодые выпускники вузов.

Исследование было проведено весной 1995 г. среди студентов вузов

Свердловской области. Методом анкетного опроса изучались такие проблемы

студенческой жизни, как материальное положение, уровень профессионального и

социального самоопределения, политическая активность, свободное время,

взаимоотношения с различными студенческими организациями.

Выбор в качестве объекта исследования студентов 3 курса обусловлен тем,

что к этому времени адаптационный период завершен, влияние довузовских

факторов менее значительно, актуализируются профессиональные интересы и

перспективные жизненные планы.

Социальный статус и самочувствие студента

При рассмотрении статусной позиции студенчества обычно акцент делается

на «переходность», «маргинальность» группы, занятой деятельностью по

подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся

особыми формами социальной активности, характерной не только для

обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые

она готовится в вузе.

В отечественных работах не всегда учитывается, что годы студенчества –

вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет

и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах

деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно-образующих

факторов и определяет модель социального поведения этой общественной

группы. Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу

дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование родителей) и

приобретенных, достигнутых человеком к настоящему моменту его жизни.

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти

неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки:

такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в

технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев. Процесс феминизации

высшего образования остается «стихийно стабильным», хотя ситуация

социального наполнения безработицы (большинство незанятых – женщины с

высшим образованием) давно требует регуляции.

Как показывает исследование, в технических вузах приток студентов из

родного города стал больше, чем ранее. С одной стороны, их «стартовая

позиция» во многом выгоднее: теснее связь с семьей, нет необходимости

испытывать трудности жизни в общежитии, легче определиться с будущим местом

жительства. С социальной же точки зрения эта часть вузовской молодежи

оказывается менее динамичной и самостоятельной, ее статус надолго остается

зависимым от положения родительской семьи. И в самоопределении через вуз

элемент личной инициативы проявляется немного позже.

Студенты из малых и средних типов поселений, как правило, возвращаются

в родные места, хотя в настоящее время это можно считать вынужденной

акцией. Выявленное в прежних исследованиях желание закрепиться в более

развитых типах поселений сегодня не обеспечивается гарантиями

трудоустройства. Отсюда – увеличение в перспективе миграционной подвижности

молодежи не только в связи с потребностью в высшем образовании, но и в силу

необходимости обретения в будущем более стабильной социальной позиции.

Говорить о социальном статусе студентов в зависимости от социальной

принадлежности родителей весьма затруднительно в условиях перекомпозиции

всей социальной структуры. В исследованиях был взят один признак –

образование, связь которого с фактором выбора вуза была всегда сильной.

Более важными являются те статусные характеристики, которые

складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит

дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной,

научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности.

Изучение этой дифференциации важно потому, что ее структура отчасти

предопределяет будущий социальный статус специалистов и является прообразом

распределения в социальной структуре группы населения с высшим

образованием. Ясно, что традиционные и новые слои российского общества уже

воспроизводятся с участием этой молодежи.

Особенностью современного студенчества является то, что процесс его

включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и

профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых

материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и

путем выбора форм социального взаимодействия. Процесс формирования

молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного

статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или

менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда

накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений

студенчества.

Насколько успешны попытки современных студентов обрести собственный

материально-бытовой статус? Основным источником доходов для студентов по-

прежнему является помощь со стороны родителей и близких. Семейной поддержки

вообще не имеют 6% от опрошенных студентов, а каждый пятый, не отрицая

наличия таковой, просто не считают ее существенной. Второй по значимости

источник – стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного

источника средств к существованию могут назвать ее лишь 1/3 студентов

(различия между вузами здесь несущественны).

Весьма существенным источником является заработная плата, которую

сегодня имеют 13% студентов. Утрачивают значение в качестве источников

средств к существованию стройотряды. Их роль сегодня стала сопоставима с

прибылью от перепродажи товаров, теневого бизнеса и других «новых» видов

получения доходов, хотя официально в наличии разовых заработков признается

каждый десятый студент.

Существенны различия по полу. Дополнительный доход имеет каждый пятый,

но среди юношей это 27%, а среди девушек – 14%, т. е. вдвое меньше.

Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных

помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно

для 52% юношей и 21% девушек. В отличие от прежних лет, когда летний труд в

стройотряде мог обеспечить средства для нескольких месяцев нормальной

жизни, сегодня главное для молодежи – уже в вузовский период найти

постоянный заработок и сохранять трудовые отношения в период обучения.

Для того, чтобы снять негативные последствия необходимого отключения от

учебы на заработки, можно обратить внимание на связь дополнительной работы

с получаемой в вузе подготовкой. У половины «подрабатывающих» студентов

такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности

однозначно указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12% используют свои

профессиональные знания частично. Интересно, что в тех вузах, где студенты

идут на «приработки» реже, они в большей степени согласуют это со своей

будущей профессией.

Расходы студентов, естественно, связаны с удовлетворением

первоочередных потребностей, в число которых входят: питание, рекреационные

занятия, покупка одежды. У каждого четвертого студента основная часть

средств идет на оплату жилья, у каждого пятого – на приобретение учебных

принадлежностей. В то же время тенденция приема в вузы местной молодежи

оборачивается тем, что 2/3студентов не нуждаются в затратах на жилье, на

приобретения товаров длительного пользования, финансирование летнего

отдыха, ибо опираются на поддержку родительской семьи.

Трудно однозначно выявить и оценить такие статьи расходов, как «для

досуга» и «на каникулы». Без специального анализа не ясно, связанно ли это

с содержанием программы досуговой деятельности или же тем, что свободное

время уходит не на развлечения, а в основном на приработки, что косвенно

подтверждается значительным количеством тех студентов, у которых нет вообще

затрат на свободное времяпрепровождение.

Развитие материально-бытового статуса студентов связано с их отношением

к предметно-вещному миру, всегда существенному в самосознании и

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.