реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Студенчество и его социальная роль в жизни общества

Студенчество и его социальная роль в жизни общества

Содержание

Введение 2

Студенчество как социальная группа 4

Справка из энциклопедии 4

Путь в студенты 8

Студенчество в период реформирования российского общества 11

Дифференциация студенчества 11

Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции 12

Социальный облик студенчества 90-х годов 13

Социальный статус и самочувствие студента 13

Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов 16

Юноши и девушки о времени и о себе 18

Профессиональное самоопределение студентов 20

Материальные ценности студентов 20

Формирование личности специалиста 21

Мотивы получения высшего технического образования 24

О рынке труда выпускников 26

Трудоустройство молодых специалистов 26

Выпускник вуза и его будущая специальность 27

Новые формы обучения специалистов 28

Планы выпускников на предстоящую деятельность 29

Заключение 30

Список литературы: 31

Введение

Так как я сама являюсь студенткой, проблемы выбора темы курсовой работы

у меня не возникло, тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе

и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество,

определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся

отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее

увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим

образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых,

возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных

функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим

источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью,

которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Сразу хочу оговориться, что в данной курсовой я рассматривала проблемы

лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей

учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей

при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки

своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.

В философско-социологической литературе проблема студенчества начала

активно разрабатываться в 60-е гг. Различные аспекты этой проблемы, такие,

как социальные источники пополнения студенчества, особенности различных его

профессиональных групп, высшая школа как канал социальных перемещений,

рассматривались такими исследователями, как Дмитриев А.В., Иконникова С.Н.,

Колесников Ю.С., Лисовский В.Т., Рубин Б.Г., Рубина Л.Я., Руткевич М.Н.,

Саар Э.А., Титма М.Х., Филиппов Ф.Р. и др.

За основу своей курсовой работы я предпочла взять книгу В.Т. Лисовского

и А.В. Дмитриева «Личность студента». Данная монография посвящена анализу

факторов, влияющих на формирование личности студента и подготовку молодого

человека к будущей ответственной деятельности специалиста высшей

квалификации.

Так же мой выбор пал на известный среди социологов журнал «СоцИс» за

1997-1998 гг. В этих журналах достаточно широко освящена проблема

современного студенчества. Здесь также приводятся в пример многочисленные

исследования, опросы студентов различных вузов страны, факультетов и

курсов, что во многом облегчает работу.

В своей курсовой работе я использовала высказывания различных

отечественных и зарубежных социологов, психологов и философов, авторство

которых можно увидеть в сносках.

В первой главе своей работы я попыталась дать определение терминам

студент и студенчество, использовав при этом выдержки из различных книг, в

том числе и энциклопедии. Здесь же дается определение студенчества, как

социальной группы. Далее я сочла нужным рассмотреть мотивацию абитуриентов

при поступлении в вуз.

Во второй главе я сопоставила экономические преобразования,

происходящие в российском обществе и то, как они отражаются на состоянии

всех социальных институтов, в том числе и высшей школы. Тут же можно

сказать о том, что на этапе учебы уже происходит дифференциация студентов,

связанная не с положением их родителей, а с собственной активностью.

Складываются группы, занимающие объективно и субъективно различные позиции

в экономической сфере. Изучение уровня дифференциации данной группы

молодежи является актуальным, так как ее структура является прообразом

структуры той части населения, которая имеет высшее образование.

О социальном самочувствии и занимаемом статусе студента можно узнать из

третьей главы курсовой работы. Здесь также рассмотрены политические,

нравственные и культурно-досуговые интересы молодежи. Юноши и девушки

нового поколения высказывали свое мнение о нынешнем времени и о себе, о

социальной справедливости в обществе, о войне, о том хотят ли они уехать за

границу или же их вполне устраивает жизнь на родине и т. д.

В четвертой главе освещаются проблемы выбора той или иной специальности

молодым человеком. Из данной главы также можно узнать мотивы получения

высшего технического образования. Причем здесь приведено в пример

исследование, проведенное среди технических вузов Башкортостана, из

которого было выявлено, что далеко не все студенты собираются в будущем

работать по своей специальности.

В пятой главе можно найти ответ по поводу трудоустройства студентов в

современной кризисной ситуации в России, о том, какие качества должны

присутствовать у современного специалиста. Здесь идет сопоставление мнений

работодателя и студента, причем не всегда их взгляды совпадают. Особенно

высокие требования к своим служащим предъявляют банки, коммерческие фирмы;

госбюджетная сфера в этом менее требовательная. Но большинство студентов

все же хотят работать именно в частном секторе, видя в нем больше свободы

для самореализации своих профессиональных способностей.

Итак, кто же они – студенты?

Студенчество как социальная группа

Справка из энциклопедии

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий,

занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного

заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц,

занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин

«студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и

преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей

(магистр, профессор и др.) – только учащихся.

Студенчество – учащиеся высших учебных заведений.

Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-

демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью,

половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.;

определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию

социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть

молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими

особенностями.

Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно

с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне

неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием

капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль

студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только

источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само

составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая

стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных

барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для

состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям

значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось

высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной

жизни.

Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в

положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах

повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их

удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных

группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается

концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более

многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую

элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному

происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре

студенчества, в частности увеличивается количество женщин.

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно,

материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и

образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу.

Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает

у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание,

специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и

усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-

профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется

и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-

просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства,

студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение

студенчества и его специфические проблемы определяются характером

общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-

экономического и культурного развития страны, включая и национальные

особенности системы высшего образования.

Но в настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного

определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о

характере и специфике труда студенчества.

Понятие «студенчество», данное в книге ростовских социологов Б.Рубина и

Ю.Колесникова «Студент глазами социолога», заключается в следующем:

«Студенчество – это мобильная социальная группа, целью существования

которой является организованная по определенной программе подготовка к

выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и

духовном производстве»[1].Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что

студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза,

которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится

к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. «Студенчество, -

пишут Б.Рубин и Ю.Колесников, - как социальная группа функционирует в

системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства,

предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому

главной формой производства является обучающе-образовательная

деятельность»[2].

Другой исследователь, А.Н.Семашко, пишет, что «было бы неправильным

рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию

статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми

характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной

группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам»[3].В

подтверждение своих доводов Семашко приводит следующие признаки: выполнение

в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная

детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и

самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические

социально-психологические черты и системы ценностей.

В отличие от авторов книги «Студент глазами социолога» Семашко, выделяя

студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия,

вызванные источниками формирования студенчества. С другой стороны, автором

подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы не

«множественность» происхождения не сглаживалось определенным образом единой

социально-функциональной его природой и единством других признаков.

Представляют определенный интерес определения студенчества, данные

А.С.Власенко и Т.В.Ищенко. А.С.Власенко пишет: «Студенчество – это особая

социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований

общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым

общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и

подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в

большинстве случаев единственным занятием»[4].

Т.В.Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является

составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество –

особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в

своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного

уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.

Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются:

характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении,

усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли,

определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его

принадлежностью к молодому поколению – молодежи»[5].

Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе

общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к

выполнению функций интеллигенции. не участвуя постоянно в производстве

материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично

участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в

форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой

специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни,

труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных

ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в

избранной сфере материального или духовного производства является главным,

хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей

с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем

студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи,

обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество – это довольно мобильная социальная группа , его состав

ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число

выпускаемых специалистов.

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще

несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как

отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной,

образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число

передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование

специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою

мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что

вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это

служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального

продвижения.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда –

учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует

выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм

коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с

различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в

вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно

высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск

смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в

обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу

недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда

явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут

переходить к бездумному критицизму.

Психологом Ю.А.Самариным были отмечены следующие противоречия, присущие

студенческому возрасту:

1. Социально-психологическое. Это противоречие между расцветом

интеллектуальных и физических сил студента и жестоким лимитом

времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших

потребностей.

2. Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно

жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного

профиля. Это противоречие дидактического характера, оно может вести

к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами

учебного процесса.

3. Огромное количество информации, поступающее через различные каналы,

расширяет знания студентов и вместе с тем обилие этой информации

при отсутствии достаточного времени, а подчас и желания на ее

мысленную переработку может вести к известной поверхности в знаниях

и мышления и требует специальной работы преподавателей по

углублению как знаний, так и умений и интересов студентов в

целом.[6]

Для наиболее полной характеристики студенческого возраста необходимо

учитывать и некоторые наиболее полные общие социально-психологические

особенности, присущие молодежи. Так, например, И.И.Мечников указывает на

две главные отличительные черты юности. Во-первых, в юности при нормальных

условиях жизни инстинкт самосохранения не достаточно обнаруживается.

Поэтому юноши часто рискуют из-за пустяков, не заботясь о последствиях

своих поступков. Часто в основе этих поступков лежат возвышенные мотивы, но

не менее часто юноши растрачивают себя на поступки, достойные всякого

осуждения. Молодость – это возраст бескорыстных жертв, но и разнообразных

злоупотреблений.

Недооценка жизни как блага приводит к тому, что в юности у человека

могут возникнуть пессимистические настроения. И.И.Мечников пишет, что,

«подведя итоги ощущениям счастья и горя… юношество уменьшает ценность

первых и преувеличивает тяжелые ощущения вторых»[7].Во-вторых, юности

свойственна некоторая природная дисгармония. Так, желания и стремления

развиваются ранее, чем воля и сила характера, и в таких условиях юноша не

всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние устремления и

желания. И в этом плане он схож с ребенком, который стремится взять все,

что видит перед собой. «Молодые люди, - замечает Мечников, - Формируют свои

требования от жизни рано, когда еще не способны судить о реальном

соотношении явлений жизни, они не понимают, что силы их далеко не

достаточны для осуществления их стремлений, так как воля есть одна из

наиболее поздно развивающихся способностей человека»[8].Поэтому некоторые

молодые люди чувствуют себя несчастными от бессилия удовлетворить свои

желания. Отсюда нередко возникает упомянутый выше скептицизм.

Очень широки и многообразны социальные роли, присущие ранней юности. 15-

17 лет: старшеклассник, выпускник школы, слушатель подготовительных курсов

при вузе, абитуриент, студент вуза, учащийся техникума или профессионально-

технического училища. Юношеский возраст – это период наиболее интенсивного

созревания личности. В это время начинается переход от детства к зрелой и

ответственной позиции взрослого человека.

Положение о том, что основным критерием социальной зрелости выступает

достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной

профессии, является еще не достаточным. Формирование социальной зрелости –

это многомерный процесс постепенного включения молодежи в социальную жизнь:

завершение образования, приобретение стабильной профессии, трудовая

активность, возможности выполнять организаторские и руководящие функции,

исполнение воинской обязанности, наличие политических прав, ответственность

перед законом, возможность заключать брак и воспитывать детей и т. д.

Это один из завершающих этапов процесса формирования личности, в ходе

которого индивид, усваивая социальный опыт, приобретает соответствующие

социальные качества и подготавливается к вступлению в общественную жизнь в

качестве ее активной силы. Достижение социальной зрелости личности есть

показатель ее способности выполнять в обществе необходимые социальные

функции. Социальная зрелость – это главная стадия человеческой жизни,

включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественно-

политической деятельности, стадия максимального проявления творческой

активности личности.

Путь в студенты

Стремление к высшему образованию характерно для всех социальных групп

молодежи. Не случайно в высшей школе встречаются группы молодежи из семей

служащих, рабочих, интеллигенции. В вузе происходит своеобразная

«переплавка» социального состава в слой инженерно-технической, естественно-

научной и гуманитарной интеллигенции. Однако это не означает, что не

следует принимать мер к регулированию социального состава студенчества.

Существуют определенные различия в возможностях приобретения знаний у

жителей городов и сел, в уровне подготовки к конкурсным экзаменам, в

жизненном опыте, общей культуре, устойчивости интереса к специальности.

«Путь в студенты» начинается значительно раньше, чем студенческая

жизнь. Социологи постоянно фиксируют широко развитое стремление стать

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.