реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология. Социология Эмиля Дюркгейма

Социология. Социология Эмиля Дюркгейма

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

«Социология. Социология Эмиля Дюркгейма»

Авторизованный реферат по курсу

«Социология »

Фамилия, имя, отчество студента

Номер зачетной книжки

Руководитель (преподаватель) проф. Борисова О.А.

Рецензент ____________________________

З/О

МОСКВА - 2001 год

Содержание

Содержание 2

Введение 3

О принципах социологии и ее истории 5

Значение для социологии ее истории 6

Общество 9

Социология в системе социальных наук 12

Социология Эмиля Дюркгейма 15

Биография 15

Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии

17

«Социологизм» как философское обоснование социологии

20

В поисках социальной солидарности: от теории

разделения труда к теории религии 26

Общая схема дюркгеймовского описания механической и

органической солидарности в соответствии с

определенными типами обществ (по С. Люксу) 27

Итоги и выводы 33

Литература: 37

Введение

Предметом именуют совокупность понятий, при помощи которых данная наука

описывает объективную реальность. Физики, изображая материальный мир,

употребляют понятия гравитации, электрического взаимодействия,

капиллярности энергии и множество других терминов, которые вы усвоили из

школьного курса. Они описывают предмет физик.

А как представляет общество современная социология? Его основой служит

социальная структура – совокупность социальных институтов, социальных ролей

и статусов. Семья, производство, религия, образование, армия,

собственность, государство – фундаментальные институты общества, возникшие

в глубокой древности и существующие по сию пору. В зачаточной форме семья

появилась у наших обезьяноподобных предков и постоянно совершенствовалась

на протяжении 500 тысяч лет. Человек и созданное им общество возникли 40

тысяч лет назад, армия и государство – 10 тысяч. Приблизительно в то же

время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, в

начале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Самым древним

институтом считается производство – ему около 2 миллионов лет. Именно тогда

предок человека взял в руки орудие труда.

У общества, как и у людей, множество потребностей. Но всегда

потребности общества и отдельных индивидов совпадают, но когда такое

происходит, мы говорим о фундаментальных потребностях. Они удовлетворяются

при помощи регулярной, систематической деятельности миллионов людей,

специализирующихся на выполнении каких-то важных функций. Добывание средств

существования, обучение молодого поколения, защита общества от врагов,

воспроизводство людей, сохранение в обществе порядка – фундаментальные

потребности, в удовлетворении которых заинтересовано большинство населения.

Так было раньше, есть сейчас и будет продолжаться. Стандартизованная форма

осуществления социальной функции для поддержания общественного

воспроизводства и удовлетворения какой-то одной фундаментальной потребности

называется социальным институтом.

Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обучать,

воспроизводить, защищать и т.д. Функция и роль тесно связаны. Учитель,

передающий свои знания ученикам, - это не только конкретный человек, но и

социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Меняются люди,

выполняющие ту или иную функцию, но сама она остается. Социальных ролей у

одного человека несколько: он мужчина, человек зрелого возраста, спортсмен,

рабочий, муж, родитель. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки

миллионов – в роли учителя, сотни тысяч – в роли офицера. Меняются люди, но

роли остаются. Сохраняются и социальные статусы. Статус – социальное

положение, позиция человека в обществе. Одни статусы принадлежат ему от

рождения, например, национальность, другие приобретаются в ходе

социализации (обучения культурным нормам и ролям), скажем, статус

президента коммерческого банка. Статусы можно сравнивать. Говорят, что

статус банкира выше статуса почтальона.

У одного человека множество разных статусов, но точно так же один

статус может занимать множество людей. Сколько в российском обществе прежде

было дворян, крестьян, рабочих, полицейских, извозчиков, мужчин, членов

Государственной Думы? Со временем исчезают одни социальные позиции и

выражающие их социальные роли и появляются другие. Общество меняется,

меняется и его структура. Например, исчезли с исторической карты России

такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые роли

– космонавт, тракторист, стюардесса.

О принципах социологии и ее истории

Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и

состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело

и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и

эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология

глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов

и сфер социальной жизни: морали, права, политик, семьи, средств массовой

коммуникации и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных

дисциплин принадлежит и история социологии.

В чем заключаются задачи этой дисциплины? Известно, что всякая история

отвечает, в сущности, на пять вопросов: Что было? Где было? Когда было? При

каких обстоятельствах? Почему?

Применительно к истории социологии ответить на эти вопросы – значит

дать представление о том, что думали ученые определенных стран и эпох об

обществе, о путях его изучения, а также о том, в каких условиях они об этом

думали и почему они думали так, а не иначе. Иными словами, задача историка

социологии – просто рассказать, «как было дело» в рассматриваемой им науке.

Задача эта, однако, отнюдь не просто. Даже ответ на первый из

перечисленных вопросов: «Что было?» - требует решения ряда проблем. Как

определить, что относится к этой науке, что – к другой, а что вообще к

науке не относится? Какие имена, школы, направления, понятия, теории,

методы наиболее важны и, следовательно, должны присутствовать в истории

социологии, а какие нет?

Очевидно, что представление о том, что такое история, социологии, явно

или неявно предполагает представление о том, что такое собственно

социология. В зависимости от того, что мы относим к социологии, мы

очерчиваем ее пространственные и временные границы, т.е. определяем, где и

когда имеет место ее история.

Значение для социологии ее истории

Существует одна особенность социологии как гуманитарной науки,

вследствие которой история играет в ней значительно более важную роль, чем

в науках естественных. Она состоит в том, что старые знания, теории, методы

здесь не вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью и навсегда. Если

речь идет о каких-то действительно серьезных научных достижениях, то

невозможно сказать, что чем они новее, тем они значительнее. Это роднит

социологию и, шире, гуманитарное знание с искусством, с художественным

творчеством, где также невозможно выстраивать произведения разных эпох на

разных ступенях некой единой лестницы достижений, утверждая, например, что

Пикассо «выше» Рафаэля, Лев Толстой «глубже» Шекспира и т.п.

Ничто значительное в социологии не умирает. Оно может «впадать в сон»,

иногда даже в «летаргический», надолго выпадая из сферы актуального

научного знания. Но наступает время, когда научное сообщество вновь

обращается к, казалось бы, навсегда похороненным идеям, и они вновь

пробуждаются к жизни, актуализируются, становятся современными. А многие из

очень старых идей вообще постоянно находятся в научном обращении. Идеи

«социологов» такого далекого прошлого, когда еще и социологии, собственно,

не было, по сей день остаются актуальными, действующими, работающими.

Например, идеи Аристотеля (IV в. до н.э.), Августина Блаженного (IV-V вв.),

Ибн Хальдуна (XIV-XV вв.), Ш.Монтескье (XVII-XVIII вв.) и сегодня

представляют отнюдь не только «исторический» интерес. Очевидно, что каждая

эпоха в развитии социологии по-своему, по-новому интерпретирует,

«прочитывает» старые идеи, но при этом, подвергаясь новому прочтению, они

все-таки остаются самими собой.

Из сказанного следует, что именно история социологии не только

позволяет «жить» старым идеям, не только не дает им «умереть», но и

«омолаживает» их. Благодаря истории безгранично расширяется диапазон

социологических знаний, понятий, теорий, методов, из которых может

осуществляться выбор в процессе научной деятельности. Решая какую-то

научную проблему, социолог всегда, осознанно или неосознанно, соотносится с

определенной традицией социологической мысли. История помогает ему делать

это осознанно, позволяя понять, где действительно новое, где хорошо или

плохо забытое старое и как с помощью того и другого решать научные

проблемы.

Таким образом, историко-социологическое знание, будучи самоценным, в то

же время играет эвристическую роль, служит средством получения нового

знания и способствует формированию науки будущего. Здесь еще раз

подтверждается справедливость утверждения Байрона: «Прошлое – лучший пророк

будущего».

Более того. Если исходить из того, что наука – это весь массив научного

наследия, непрерывно пополняемого и обновляемого, в том числе и на наших

глазах, то тогда оказывается, что в известном смысле история социологии –

это сама социология.

История социологии исследует различные формы изменений научного знания:

эволюционные, происходящие в рамках одной и той же парадигмы, и

революционные, связанные со сменой парадигм в социологии. Она прослеживает

не только инновационные процессы в сфере научного знания, но и процессы

рационализации знания, приводящие к становлению научной классики.

Конкуренция и конвергенция социологических теорий недавнего и отдаленного

прошлого, их взаимовлияние, характер их распространения и восприятия – все

это входит в предмет истории социологии.

История социологии изучает как внутринаучные, так и вненаучные факторы

развития социологического знания. Среди вненаучных следует особо выделить

разнообразные социальные факторы.

Социально-историческая обстановка, социальные группы, нормы, ценности,

институты оказывают прямое и косвенное влияние на процесс социологического

познания. Поскольку социология непосредственно включена в объект своего

изучения - общество и представляет собой средство, с помощью которого оно

познает само себя, исследование социальных факторов социологического

познания особенно важно. Отсюда тесная связь и частичное совпадение истории

социологии с такими дисциплинами, как социология познания и социология

социологии.

Основополагающую роль в развитии науки, в частности социологии, играет

личность ученого. Поэтому значительное место в истории социологии занимает

изучение комплекса факторов, связанных с этой личностью. К ним относятся

особенности его биографии, психологические черты, ценностные ориентации и

т.д. Разумеется, главное в истории социологии – логика самого

познавательного процесса, а не обстоятельства жизни и свойства личности

того или иного социолога. Но и без знания отмеченных обстоятельств и

свойств эту логику часто трудно или невозможно понять.

Английский философ А.Уайтхед утверждал, что наука, которая не может

забыть своих основателей, погибла. Этим он хотел подчеркнуть, что наука не

может заниматься повторением старых истин, что она всегда представляет

собой творчество, в результате которого рождается новое знание. Безусловно,

это так. Но наука, забывшая своих основателей, также обречена на гибель.

Вот почему она нуждается в собственной истории, которая является своего

рода биографией, коллективной памятью науки.

История социологии – это коллективная память науки об обществе.

Амнезия, потеря памяти, означал бы, что эта наука прекратила свое

существование или «впала в детство». История в социологии составляет один

из важнейших элементов ее научного, профессионального сознания.

Выше утверждалось, что представление об истории социологии основано на

определенном видении того, что такое социология. Но не менее справедливо и

противоположное утверждение: представление о том, что такое социология,

определяется тем, как осмыслена ее история.

Общество

Термин «общество» используется для обозначения самых различных реалий.

В социологии понятие «общество» имеет более широкое, универсальное

значение. И как отмечал Г.Зиммель, оно имеет смысл очевидно только в том

случае, если так или иначе противопоставляется простой сумме отдельных

людей. Первым признаком общества называют обычно территорию, на которой

происходит консолидация социальных связей. Наша планета предоставила

возможность многим общностям найти свою экологическую нишу для обеспечения

витальных потребностей людей им придать жизнедеятельности индивидов свои

неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и

природным ландшафтом. Территория – это основа социального пространства, в

котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между

индивидами.

Второй отличительной чертой общества является его способность

поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних

взаимосвязей. Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику общества,

социологи расходятся в объединении ее основополагающих причин.

Э.Дюркгейм видел первооснову устойчивости и единства общества в

«коллективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию

губительной силы человеческого эгоизма. Р.Мертон считает, что общество

сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством

населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной

жизнедеятельности. Э.Шиллз убежден, что общество как таковое существует

только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей

территорией и насаждающей общую культуру.

Видимо, нельзя однозначно определить факторы устойчивости общества. На

ранних этапах человеческой истории она достигалась, прежде всего, за счет

межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства,

строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном

влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки. Ф.Теннис

назвал общество, базирующееся на таких принципах, общинной.

Однако по мере роста населения устойчивость связей не могла больше

поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным

стабилизирующим фактором становятся социальные структуры. Под структурой в

социологии понимаются устойчивые социальные образования, связи, отношения.

Это могут быть социальные институты, социальные роли, общности. Их

отличительной особенностью является функциональная целесообразность, то

есть выполнение жизненно важной для общества задачи и относительная

независимость от персонального состава исполнителей. Иными словами,

институт собственности или государства, социальная группа интеллигенции или

профессиональная роль судьи присутствует в обществе постоянно или на

протяжении длительного периода, хотя конкретные люди, обеспечивающие

функционирование этих структур, могут сменяться неоднократно.

Социальные структуры возникают не моментально и не на пустом месте. Они

– результат закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих

первоначально на основе межличностных контактов и взаимодействий. Они –

результат целерационального отбора оптимальных принципов и норм

регулирования совместной жизни, позволяющих индивидам наиболее эффективно

решать свои собственные задачи, достигать свои личные цели. Так, процесс

становления государственности у всех народов растянулся на столетия, прежде

чем принял очертания сложившихся институционных структур, способных

выполнять регулятивно-мобилизующую функцию.

Общество приобретает устойчивость благодаря, прежде всего, таким

свойствам социальных структур, как их относительное постоянство и

функциональная целесообразность. Каждая структура регламентирует и

воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Институт

денег регулирует товарообмен, институт семьи – брачные отношения, социально-

профессиональные общности, поддерживающие разделение труда. Все в

совокупности они обеспечивают преемственность, без которой невозможно

воспроизводство социальных связей.

Третей отличительной чертой общества является его автономность и

высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его

многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия

для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять

последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только

в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью,

зная при этом, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и

одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые навыки и

познакомиться с достижениями науки и культуры. Общество может предоставить

ему возможность сделать головокружительную карьеру и подняться на вершину

социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той

самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять

свое основное предназначение – предоставлять людям такие формы организации

жизни, которые облегчают им достижение личных целей.

Автономность и самодостаточность общества проявляются именно в

отсутствии внешних управленческих импульсов. Общество регулируется и

управляется исключительно теми институтами и организациями и на основании

тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого.

Саморегуляция – важное свойство общества, обеспечивающее его

самостоятельность независимо от размера.

В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Оно

социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся

систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Благодаря

указанному качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, ибо

органично вбирает в себя новые социальные преобразования, институты, нормы,

обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. И сами люди,

связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры,

происхождения, тяготеют к нему. Оно предоставляет им возможность

использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам,

создает неповторимую. Атмосферу духовного единения.

Итак, общество – это универсальный способ организации социальных связей

им социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных

потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и

самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочивания,

упрочнения социальных связей, появление особых институтов, поддерживающих и

развивающих эти связи.

Социология в системе социальных наук

Современное обществознание представляет собой сложную

широкоразветвленную систему знаний: юридическая наука соседствует с

политической экономией, этнография – демографией и т.д. Для всех наук

характерно достаточно конкретное (не философское) осмысление исследуемых

проблем социальной жизни.

Для социологии нет специально отведенной области, она не изучает какие-

либо специфические, присущие лишь для конкретной сферы общественной жизни

явления. Данное обстоятельство определяет не только широту охвата, объем

социологического видения, но и его глубину. Ведь для социологического

познания также характерно стремление постичь природу социальных связей

между людьми по поводу чего бы они ни возникали, законов взаимного

приспособления людей друг к другу, отношений функционирования общества как

целого проявляющегося в любых областях социальной жизни, возникающих как

спонтанно, так и преднамеренно. Речь идет об изучении своеобразных

«первокирпичиков» социальной жизни, из которых выстраиваются затем

отдельные общественные строения, каждое со своей специфической

конфигурацией, функцией.

Во-первых, социология (в данном случае ее конкретные разделы) изучает

процессы, происходящие внутри той или иной подсистемы, прежде всего, с

точки зрения их связи с функционированием общества как целого. Иначе

говоря, происходит отнесение (осмысление) частных социальных явлений к

целому обществу. Обращая внимание на эту особенность социологического

подхода, выдающийся американский социолог Т.Парсонс отмечал, что

социология, в отличие от других социальных наук, «изучает структуры и

процессы, имеющие отношение к интеграции» социальных систем, общества в

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.