реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России

- 120, погорельцы - 100 и т.д.

Для пенсионеров и инвалидов, частично или полностью утратившим

способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями,

являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального

обслуживания, при центрах открыты Отделения социально-медицинского

обслуживания на дому (ОСМО). До последнего времени, работу данных

отделений частично брал на себя персонал общества Красного Креста. На

данный период времени в отделениях социально-медицинского обслуживания на

дому на учете состоит 1548 человек (26 отделений).

К видам услуг, предоставляемых отделением относятся:

- оказание экстренной доврачебной помощи;

- проведение медицинских процедур (измерение температуры тела,

артериального давления, наложение компрессов, обработка пролежней, раневых

поверхностей, выполнение очистительных клизм);

- осуществлений подкожных и внутримышечных введений лекарственных

препаратов в соответствии с назначением лечащего врача;

- оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым

гражданам (обтирание, обмывание, гигие-нические ванны, стрижка ногтей,

причесывание);

- кормление ослабленных граждан;

- другие социальные и бытовые услуги, оказываемые в надомных

условиях.

Медицинские сестры отделения осуществляют свою работу во

взаимодействии с учреждениями здравоохра-нения, к которым прикреплены

обслуживаемые граждане. Учреждения здравоохранения в свою очередь

обеспечивают по договоренности медицинских сестер инструментарием,

медикаментами, перевязочными материалами, другими материалами и предметами

медицинского назначения, необходимыми для общего ухода и оказания

доврачебной помощи, не связанной с применением сильнодействующих

препаратов, и оказывают медицинским сестрам организа-ционно-методическую

помощь.

Для оказания доврачебной помощи отделение должно располагать

минимальным набором лекарственных препаратов (за исключением наркотических

и сильно-действующих) и перевязочных средств.

Выполнение медицинскими сестрами отделения обслуживаемым

гражданам плановых медицинских назна-чений производится только по

назначению лечащего (участкового) врача.

При рассмотрении функций основных структурных подразделений ЦСО

можно сказать о том, что со временем сеть центров социального обслуживания

будет более разнообразной, чем сейчас. Но, несомненно, что какие-то

учреждения этого типа будут играть главенствующую роль в административном

округе и нести универсальные функции. Такие учреждения можно условно

назвать окружными, головными, базовыми и т.п. Они должны иметь в своем

составе весь набор структурных подразделений по социальному обслуживанию

населения округа и заниматься организационно-методической работой. Все же

остальные центры муниципальных округов могут быть узкопрофильными, иметь

неполный набор структурных подразделений (в зависимости от потребностей

населения) и в функциональном плане подчиняться окружному центру. Эта

схема, возможно, неидеальна, но на наш взгляд вполне логична.

Кроме обязательных функций, ЦСО приходится решать и дополнительные

задачи, в частности по организации бесплатного питания малоимущих

москвичей. В соответствии с решением Правительства Москвы ежемесячно

выделяются ассигнования на питание 24550 остро нуждающимся гражданам. В

настоящее время стоимость одного обеда 25 руб., а стоимость путевки на 24

обеда - 600 руб. (она периодически индексируется). Основные получа-тели

этих путевок – одинокие пенсионеры и инвалиды с минимальными размерами

пенсий. Однако, из них лишь 38% (около 15 тыс. человек) находятся на

обслуживании в отделе-ниях социального обслуживания на дому, а остальные -

дополнительный для центров контингент. Предприятия общепита, на которые

возложено непосредственное обеспе-чение малоимущих граждан горячим

питанием, заинтересованы только в одном: как бы выжить. И поэтому они

"накручивают" непомерные наценки, в результате чего пенсионер получает в

два раза меньше продуктов, чем запланировано Правительством Москвы.

На наш взгляд, было бы более правильным передать эти функции

муниципалитетам, в ведении которых нахо-дятся предприятия общественного

питания, и на местах решить вопрос о льготном налогооблажении таких

столовых. Участие же ЦСО должно быть только в одном - "поставка"

предприятиям общепита нуждающегося контингента. Достаточно было бы иметь в

муниципальном округе одно подобное предприятие и малоимущие получали бы то,

что им положено в полном объеме. А сегодняшняя ситуация напоминает

"театр абсурдов": со столовой взимается огромный налог в городской бюджет,

из которого в дальнейшем выделяются средства на бесплатное питание. В

обороте крутятся миллионы рублей, а посетитель столовой выходит из нее

полуголодным.

Для выхода из сложившейся ситуации и поддержки малообеспеченных

граждан, одним из вариантов решения проблемы стало торговое и бытовое

обслуживание по сниженным ценам.

Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9

февраля 1999 г. N 87 "О развитии сети торгового и бытового обслуживания по

сниженным ценам для малообеспеченных граждан" утверждена Программа

развития сети торгово-бытового обслуживания по сниженным ценам для

малообеспеченных граждан в учреждениях социальной защиты и торгового

обслуживания в системе АООТ "Ветеран" в которой предусмотрено:

- организация торгово-бытового обслуживания для малообеспеченного

населения по сниженным ценам в учреждениях социальной защиты

- расширение сети магазинов системы АООТ "Ветеран" и улучшение

деятельности этого акционерного общества

- активное привлечение благотворительных и ветеранских организаций

к участию в организации торгового и бытового обслуживания ветеранов и

инвалидов.

По состоянию на 01.12.99г. в Комплексных центрах социального

обслуживания "Соколиная Гора" и "Новогиреево" торговое обслуживание уже

осуществляется. Проводится работа по обслуживанию торговых помещений в 2

центрах социального обслуживания - "Восточное Измайлово" и "Вешняки"

Восточного административного округа, а также принимаются и другие меры,

направленные на реализацию указанной Программы.

С Департаментом потребительского рынка и услуг ведутся переговоры

о содействии в открытии пунктов бытового обслуживания в ЦСО.

В свою очередь деление территорий в г.Москве на административные

и муниципальные округа повлекло за собой образование новой инфраструктуры,

потребовало иных подходов к организации социального обслуживания

населения. Возникла необходимость максимального приближения различных

видов социальной помощи к жителям муниципальных округов.

В связи с чем возникла необходимость внедрения инновационных форм

социального обслуживания не только для пенсионеров и инвалидов, но и для

других граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

По предложению Управления социальной защиты населения Юго-

Восточного округа был создан Экспериментальный комплексный центр

социальной защиты. В центре предусмотрены комплекс помещений для

социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, семей с

детьми-инвалидами, отделение социальной реабилитации, проведение досуговых

мероприятий и др.

В задачу центра входит не только обслуживание населения

муниципального района "Марьино", но и отработка новых форм и методов

обслуживания населения, для последующего их внедрения в работу центров

социального обслуживания всех административных округов.

Одним из направлений работы центра является содействие развитию и

укреплению семьи как социального института, улучшению социально-

экономических условий жизни, показателей социального здоровья и

благополучия семьи и детей, установлению гармоничных внутрисемейных

отношений.

Для выполнения этих задач, помимо работы традиционных отделений

(ОСО, ОДП, ОССО, ОСМО), в центре планируется создать и другие формы

социального обслуживания:

1. Кризисное отделение помощи женщинам и детям, подвергшимся

насилию . Отделение предназначено для оказания различных видов помощи,

женщинам и детям, подвергшимся насилию, находящимся в кризисной ситуации.

Целью создания отделения является оказание психологической,

юридической, педагогической, социальной и другой помощи, женщинам и детям,

находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья

состоянии и подвергшимся психофизическому насилию.

Отделение создает необходимые условия для обеспечения максимально

полной-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье,

привлечение различных государственных органов и общественных объединений к

решению вопросов социальной помощи женщинам и детям.

Отделение имеет свой "телефон доверия" для оказания экстренной

психологической помощи.

Для наиболее разносторонней помощи отделение развивает,

поддерживает контакты и взаимодействует с органами здравоохранения,

образования, внутренних дел и другими организациями и учреждениями, в

целях эффективной социальной поддержки женщинам и детям, попавшим в

экстремальную ситуацию.

2. Для оказания помощи инвалидам по социальной реабилитации,

направленной на устранение или компенсацию ограничений их

жизнедеятельности, вос-становление социального статуса инвалида в центре

открыто Отделение социальной реабилитации .

Реабилитационное отделение проводит прежде всего выявление и учет

инвалидов, нуждающихся в реабилитации; реализует индивидуальные программы

реабилитации инвалидов в части социально-средовой ориентации и социально-

бытовой адаптации; оказывает инвалидам, а также членам их семей

консультативно-правовую помощь по вопросам социальной защиты инвалидов;

проводит оздоровительно-реабилитационные мероприятия; проводит санитарно-

просветительскую работу с целью решения вопросов возрастной адаптации.

Отделение организуется для обслуживания не менее 10 граждан.

Продолжительность пребывания в Реабили-тационном отделении граждан

определяется характером и срокам необходимым для них оздоровительно-реабили-

тационных мероприятий.

На сегодняшний день это единственный госу-дарственный центр в

котором кроме предоставления услуг пожилым гражданам и инвалидам,

оказывается бесплатная психологическая и социальная помощь молодым

инвалидам и женщинам попавшим в беду.

В заключение хочется сказать о том, что сфера социальной

защиты малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери и

т.д.) в нестационарных формах развивается в сложных условиях, в первую

очередь, в связи с недостаточным ее финансированием. Положение

усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан, требующих

социальной поддержки, а также тем, что органы социальной защиты населения

на местах все в большей степени вынуждены брать на себя несвойственные им

функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию

граждан.

Однако, несмотря на все трудности в целом по г.Москве удалось не

только сохранить сеть нестационарных учреждений, но и в определенной мере

расширить ее.

Хотя система социального обслуживания населения развивалась бы

гораздо успешнее, если бы было меньше нерешенных вопросов, как в правовом,

так и в орга-низационном планах.

Прежде всего, до настоящего времени не разработана государственная

концепция социальной защиты населения, отсутствуют законодательная база

и нормативные акты по социальному обслуживанию пенсионеров и инвалидов,

многодетных, неполных и других семей. Существующие же немногочисленные

документы по данной проблеме нередко иногда "тормозят" процесс оказания

социальной помощи.

Налаживается обеспечение компьютерами и другой вычислительной

техникой, но только в одном направлении: пенсионное обеспечение. Центрам

социального обслужи-вания компьютеры практически не выделяются в

централизованном порядке Минсоцзащиты России и не приобретаются

Комитетом социальной защиты населения Москвы, причина в основном сводится

к недостатку финансирования. В связи с этим, в ЦСО практически не ведется

работа по сбору и анализу данных о населении, и введения полученной

информации в компьютеры. Все это сказывается на качестве планирования и

проведение тех или иных социальных программ. Сейчас расслоение общества

настолько велико, что учесть все группы социально незащищенных людей, а тем

более отдельные семьи, старыми методами нереально.

Органы исполнительной власти, создавая центры социального

обслуживания, как государственные учреждения, предназначенные для оказания

поддержки населению, с первого дня существования ставят их в унизительное

положение, вынуждая выкручиваться и искать или просить помощь для себя.

Почему центры финансируются из бюджета частично: на заработную плату

работников, ремонт, оборудование и хозяйственные расходы? Но ведь есть

еще питание посетителей, культурно-массовые мероприятия, срочная

социальная помощь и другие направления деятельности ЦСО, которые требуют

стабильного бюджетного финансирования. На данный период времени

московским центрам помогает Отделение Пенсионного фонда по г.Москве. А

завтра возможностей этой организации хватит только на выплату пенсий, что

сейчас и происходит в ряде регионов Российской Федерации, т.к.

предприятия останавливаются и поступления денежных средств существенно

сокращаются. Какой же выход? Неужели придется закрывать ЦСО, в условиях,

когда количество нуждающихся в социальной поддержке резко возрастает в

результате полного или частичного прекращения деятельности предприятий?

Что касается заработной платы руководителей центров, то тут

возникает множество проблем и вопросов, и не столько из-за ее размеров,

сколько из-за принципов установления должностных окладов. Во внимание

прини-мается всего лишь один критерий: количество обслу-живаемых

пенсионеров и инвалидов на дому, да и то с неприемлемой разбивкой по

категориям. Совсем не учитываются другие условия: наличие и мощность

отделения дневного пребывания, отделения срочного социального обслуживания,

мини-пансионата, филиала и т.д. В итоге, директор ЦСО, не имеющий в

структуре центра ничего, кроме ОСО, обслуживающих чуть больше 1000

человек, получает такую же зарплату, что и директор ЦСО с ОСО,

обслуживающими 2000-4000 человек, да еще имеющий полный набор структурных

подразделений. Отсутствие материальной заинтересованности руководителей, в

определенной степени, не способствует более быстрому развитию структурных

подразделений центров и качеству обслуживания пожилых людей.

Если еще год назад в центрах социального обслуживания велись

журналы с записью желающих устроиться на должность социального

работника, то сейчас ситуация в корне изменилась: резко возросла текучесть

кадров. Причина - низкая заработная плата. Не говоря даже о физической

нагрузке, социальному работнику в психологическом отношении порой непросто

бывает обслуживать своего подопечного, в подавляющем боль-шинстве

получающего пенсию в 1,5-2 раза превышающую оценку нелегкого труда. В

аналогичном положении нахо-дится и административно-хозяйственный персонал

ЦСО: бухгалтеры, кассиры, водители, сторожа и др.

В этой системе еще довольно многое не совершенно. Но можно с

уверенностью сказать, что центры социального обслуживания и социальные

работники нужны пожилым людям. Так же люди пожилого возраста нужны нам:

их пройденный жизненный опыт, их оптимизм и уверенность в том, что все

уладится и будет лучше - все это нам необходимо, чтобы не забыть для чего и

ради чего мы живем на Земле.

Задачей всего общества и социальных работников, в частности,

является сделать так, чтобы у пожилого человека не возникло чувство

отчужденности, ненужности. И этого можно достичь окружив человека теплом и

заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и

интеллектуальный потенциал.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, социальная работа с пожилыми

совершенствуется и этому в немалой степени способствует профессиональная

подготовка кадров.

В 1995 году десять российских вузов осуществили первый выпуск

профессиональных социальных работников, которым вручены дипломы специалиста

социальной работы.

Начиная с 1991г. сеть высших учебных заведений России, ведущих

подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе, постоянно

расширялась. Если в 1990/91 учебном году таких вузов было 8, то в 199/98

учебном году - 81. Подготовку специалистов по социальной работе

осуществляли также 9 средних специальных учебных заведений.

По состоянию на начало 1998г. среди учебных заведений, занятых

подготовкой и переподготовкой кадров для системы социальной защиты

населения, было 10 государственных академий, 62 государственных

университета, 9 институтов социального и гуманитарного профиля, 1

учебный центр.

Значительный вклад в обучение, подготовку и переподготовку

специалистов по социальной работе, а также обеспечение научно-

методической и учебной литературой вносит Московский государственный

социальный университет (МГСУ).

Большую научно-исследовательскую работу развернул созданный в

1994г. Институт социальной работы. В стране выпускается ряд периодических

изданий по проблематике социальной работы. Систематически проводятся

научные и научно-практические конференции международного, всероссийского и

межрегионального уровня.

Все это свидетельствует о том, что процесс становления социальной

работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана

целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из

актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.

Однако еще немало проблем и нерешенных вопросов.

Чрезвычайно остро стоит проблема кадров. Вот только одна цифра:

на 89 территориях России в социальной сфере трудится более 400 тыс.

человек. Многие из них получили узкопрофильное профессиональное образование

(медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют подготовки

социального работника.

В МГСУ действуют курсы повышения квалификации для практических

социальных работников. Но прием на них небольшой: 25 человек. При МГСУ

открыты также курсы по переподготовке преподавателей социальной работы.

В числе актуальных проблем подготовки социальных работников на наш

взгляд стоит отметить следующие:

1. Более тесная связь обучения выпускников с их будущей

профессиональной деятельностью. Ведь специфика теории и методики социальной

работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений.

Без такого единства не может состояться социальный работник.

2. Подготовка социальных работников, которая наряду с получением

общих знаний и умений предусматривает и узкую специализацию с учетом

объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной

защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог, специалист

по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание

универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает

возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на

рынке труда.

3. Расширение географии подготовки социальных работников. Сейчас

высшее образование получают в 55 субъектах Российской Федерации из 89.

Конечно, эта задача может быть решена лишь со временем.

4. Обновление существующих программ, создание новых, подготовка

учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным

обновленным Государст-венным стандартом.

5. Конституирование социальной работы как новой дисциплины. Это

позволит осуществлять подготовку социальных работников высшей квалификации,

без чего успешное развитие этого актуального направления невоз-можно.

6. Получение, хранение и распространение социальной информации.

Необходимо решить проблему оформления социального и юридического

статуса социальных работ-ников, определить их права, гарантии

деятельности, ввести данную специальность в штатное расписание всех служб и

учреждений.

В сфере социальной защиты населения должность специалиста по

социальной работе введена в штатное расписание девяти видов учреждений.

Такая должность введена также в системе учреждений комитетов по делам

молодежи. Вопрос о ее введении в учреждения здравоохра-нения,

пенитенциарной системы находится в стадии решения.

Актуальной остается проблема отбора лиц, избравших эту профессию.

Как в подготовке социальных работников, так и в содержании

социальной работы необходимо прежде всего (не игнорируя все полезное и

ценное за рубежом) опираться на традиции своей страны, менталитет народа,

особенности образа жизни населения России.

Таким образом,

1.Существующая сеть ЦСО в столице можно и должно развивать, не

останавливаясь на достигнутом, делая социаль-ное обслуживание еще более

доступным и эффективным.

2. Системе социального обслуживания необходимы соответствующее

материально-техническое обеспечение и базы данных по группам

населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

3. Слабое финансирование.

4. Несоответствие выполняемого объема труда и оплаты работников ЦСО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от

того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети.

Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения

проблем пожилых людей зависит будущее страны, и устойчивое социальное

развитие.

Рассматриваемые в дипломной работе проблемы лиц пожилого

возраста и инвалидов требуют незамедлительного решения.

Число пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни

снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях

системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное

значение.

Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям

населения - одна из важнейших задач государства в период становления

социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация

усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной

власти, исполни-тельных органов, исследователей, общественных объеди-

нений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и

укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей

гарантированный государством уровень социальной защиты.

Старение населения России, приблизившееся к критическому рубежу,

вовлекает государство в решение вопросов перераспределения ресурсов в

пользу пожилых людей, как особой группы населения, эффективного обеспечения

их социальной защищенности в период реформирования экономики.

Правительство Москвы исходит из того, что результативная и

взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения

реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общественно-

политической ситуации.

В рамках дипломной работы сложно осветить все проблемы и

тенденции в развитии системы социального обслуживания слабо защищенных

слоев общества. Проведенное исследование позволяет обобщить поднятые

вопросы следующим образом:

1. Социальная защита населения должна быть одним из главных

направлений государственной политики.

2. Необходимо продолжать работу по совершенст-вованию

законодательно-нормативной базы, ввести стандар-ты по организации

социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал

страны и зару-бежный опыт.

3. Социальная наука должна более активно заниматься

прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных

управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в

исследованиях в большей степени опираться на практический материал.

4. Эффективную систему социального обслуживания нельзя создать

без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по

группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

5. Финансирование центров социального обслужи-вания, как

государственных учреждений, нацеленных на защиту населения, должно быть

гарантированным и произ-водиться за счет бюджета.

6. Необходимо пересмотреть подходы к оценке труда руководителей

центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре оплаты труда

социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров.

7. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми

позволит сделать социальное обслужи-вание более доступным для каждого

нуждающегося москви-ча. Для развития сети учреждений и оказания более

эффек-тивной помощи населению, необходимо привлекать не только

государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими

структурами и благотво-рительными фондами, путем тесного сотрудничества со

средствами массовой информации и коммуникации.

Важность проведенных исследований подтверждает рост числа людей

пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке, а существующая

система не спо-собна в полной мере защитить их и требует дальнейшего

совершенствования.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Конституция Российской Федерации. М.,1993.

2. Федеральный закон РФ от 10.12.95г. N195 "Об основах социального

обслуживания населения в Российской Федерации".

3. Федеральный закон РФ от 17.05.95г. N122 "О социальном

обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

4. Федеральный закон РФ от 24.11.95г. N181 "О социальной защите

инвалидов в Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 12.01.95г. N5 "О ветеранах".

6. Постановление Правительства Москвы от 11.06.96г. N502 "О

территориальном перечне гарантированных государством социальных услуг,

предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями

социального обслуживания г.Москвы".

7. Программа пенсионной реформы от 20 мая 1998г.

8. Распоряжение Правительства Москвы от 08.11.95г. N1101-РП "О

порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому".

9. Комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на

2000г.-Москва-2000г.

10. Альперович В.А. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997.

11. Гуманизм на практике - опыт работы ЦСО "Раменки" - МГСУ, ЦСО

"Раменки"-М.1995.

12. Дмитриев А.В. - Социальные проблемы людей пожилого возраста М.

1980

13. Жуков В.И. Реформы в России. М.: Союз-1997.

14. История социальной работы в России/ Энциклопедия социального

образования. т.VI/ Под ред.Жукова В.И., М.1998

15. Настольная книга специалиста - Социальная работа с пожилыми М.

1995.

16. Павленок П.Д. Введение в профессию "Социальная работа" -

Москва.: Инфра-М. 1998

17. Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор

социальной сферы. Научно-теоретический сборник N 3 М. 1996 Союз.

18.Российская энциклопедия социальной рабо-ты/М.1997, т.II

19. Социальные льготы и гарантии для жителей Москвы. М.: Агар.1996.

20. Сборник нормативных и инструктивных документов по вопросам

деятельности ЦСО г.Москвы М.:1998 Агар.

21. Социс – М – Наука, 1996г.

22. Социальное обеспечение N1-М.1997.

23. Теория и практика социальной работы: отечественный и

зарубежный опыт - т.1 и 2- Москва-Тула-1993.

24. Теория и методика социальной работы - ч.1 и 2-М.: Союз 1994

25. Теория и практика социальной работы под ред. Холостовой Е.И.,

Москва -1999.

26. Уход за престарелыми на дому. Пособие для патронажных

работников. М.1998.

27. Шапиро В.Д.. Человек на пенсии.М.1980.

1 Теория социальной работы/ Под. ред. Е.И.Холостовой, М., 1999 – с.52

2 Жуков В.И. Реформы в России – М. : Союз – 1997 – с.253

3 История социальной работы в России/ Энциклопедия социального образования.

т.VI/ Под ред. Жукова В.И., М.1998 – с.108

4 Российская энциклопедия социальной работы, М.1997 т.II.- с.63

5 Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста/ М.1980 – с.25

6 Котельникова Г.П. Популярная энциклопедия пожилого

человека. М. 1997-с.68

7 Котельникова Г.П. Популярная энциклопедия пожилого

человека. М. 1997-с.54

8 Жуков В.И. Реформы в России – М. : Союз – 1997 – с.254

9 Постановление Правительства Российской Федерации «Программа пенсионной

реформы в РФ» от 20 мая 1998 года // Российская газета. 1998. 26 мая.

10 Постановление Правительства Российской Федерации «Программа пенсионной

реформы в РФ» от 20 мая 1998 года // Российская газета. 1998. 26 мая.

11 Постановление Правительства Российской Федерации «Программа пенсионной

реформы в РФ» от 20 мая 1998 года // Российская газета. 1998. 26 мая.

12 Об основах социального обслуживания населения в РФ. Федералный закон РФ

// Экономика и жизнь. 1996. № 1 . с. 20.

13 Федеральный закон РФ от 17.05.95 №122 «Осоциальном обслуживании граждан

пожилого возраста и инвалидов».

14 Альперович В.А. Социальная геронтология – М.1997. с.23

15 Альперович В.А. Социальная геронтология – М.1997. с.23

16 СОЦИС-М-Наука-1996г.- N3 с.27

17 Жуков В.И. Реформы в России – М. : Союз – 1997 – с.256

18 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О

Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год"

20 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О

Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год"

21 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О

Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год"

22 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О

Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год"

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.