реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России

низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении

работы на дому.

Важной социальной проблемой пожилых людей является постепенное

разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее

поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто

пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не подсилу

справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная

ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на

себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

В условиях нашей страны, когда средняя продолжительность жизни

женщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья, чаще

всего заканчивается женским одиночеством.

Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания,

адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том

числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых

людей людей отличается иногда раздражи-тельностью, обидчивостью,

возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из

дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - но

нужно помнить что помощь нужна не только пожилому человеку, но и его

семье.

Наступление зрелости и старости - неизбежный процесс, но

объективное положение, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации -

являются продуктами социальной среды.

Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту.

Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек.

Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди

нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют

собой специфический объект социальной работы. В России около 23%

населения являются пожи-лыми и старыми людьми, и тенденции увеличения

части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится

очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет

общегосударственное значение.

По данным ООН в 1950г. в мире было 214 миллионов людей старше 60

лет: по прогнозам в 2000г. их уже будет 590 миллионов, а в 2005г. - 1100

миллионов, т.е. численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз,

тогда как население планеты за это время увеличится в 3 раза. 16 В связи с

этим стали говорить о "старении" общества. В нашей стране по тем же

прогнозам в 2000г. 25% населения будет старше 50 лет.

Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и

социальная политика нашего государства в целом, ее масштабы,

направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились

под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными

общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или

ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики

особого направления - геронтологической политики, касающей благосостояния

и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими

условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем

развития общества в целом, его культурой.

Особенность социальной политики государства в современных

условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной

защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита

на ближайший кризисный период предоставляет собой комплекс дополнительных

мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых

за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых

фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий,

традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает

избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в

экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике,

содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в

настоящее время социальная стратегия государства направлена не на

абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно

на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи

прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым

традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой

бедности. 17

Анализируя накопленный опыт работы по социаль-ной поддержке

москвичей за последние годы можно констатировать следующее.

Принимаемые Правительством Москвы в течение ряда лет меры по

социальной поддержке жителей города позволили сформировать устойчивую,

гарантированную систему социальной защиты населения на городском и районном

уровнях, имеющую целенаправленный, адресный характер.

В современных социально-экономических условиях, к сожалению,

постоянно снижается жизненный уровень "экономически неактивной части

населения", а в Москве это почти каждый третий житель (только в

органах социальной защиты на учете состоит 3,5 млн. получателей пенсий и

пособий). Проводимая Правительством Москвы социально ориентированная

политика позволяет сохранять в городе необходимую социальную стабильность.

Основные меры социальной поддержки, осущест-вляемые

Правительством Москвы, нашли свое отражение в Комплексной программе мер

социальной защиты жителей Москвы на 1999 год.

Намеченная на 1999 год программа мер социальной защиты жителей

Москвы полностью выполнена. 18

В целом на ее реализацию направлено около 45% всех бюджетных

расходов города, в том числе на строительство бесплатного муниципального

жилья и расселение жителей из районов с пятиэтажной застройкой - 3,5

млрд.руб., дотацию на бесплатный проезд в городском транспорте льготных

категорий - 3,8 млрд.руб., бесплатное лекарственное обеспечение - 2,1

млрд.руб., выплату пособий семьям с детьми и различных доплат - 1,1

млрд.руб. В процессе исполнения бюджета в целях обеспечения социальной

защиты москвичей дополнительные ассиг-нования направлялись на бесплатное

лекарственное обеспечение, увеличение доплат к пенсиям.

С января 1999 года в Москве в основном реализован Федеральный

закон "О ветеранах". Жилищно-коммунальные льготы дополнительно получили

570 тысяч ветеранов войны и труда, льготы по оплате радиоточки и

телеантенны - 1,3 млн.ветеранов, на что из городского бюджета допол-

нительно было выделено 460 млн.руб., а всего на реали-зацию этого закона

городом расходуется более 4 млрд. руб. в год. Из-за отсутствия средств

федерального бюджета в 1999 году для 1,1 млн.ветеранов льгота по оплате за

телефон по-прежнему финансировалась из доходов АО "Москов-ская

городская телефонная сеть", на что направлено 206 млн.руб.

Особое внимание в 1999 году уделялось материальной поддержке

пенсионеров. Повышение "социальной нормы" (дважды в течение года)

способствовало приближению пенсий к прожиточному минимуму. С 1 ноября

1999 года она составила 575 руб. в месяц. Численность получателей

городских доплат к пенсиям до "социальной нормы" достигла к концу года

1730 тыс.чел., а сумма расходов на их выплату за 1999 год превысила 2

млрд.руб.

Продолжалась работа по предоставлению инвалидам различных

реабилитационных услуг и технических средств. В 1999 году инвалидам

бесплатно выдано 2,5 тыс. кресло-колясок, 150 тыс. протезно-

ортопедических изделий, 34,2 тыс. санаторно-курортных путевок, а также

выделено 2,6 тыс. автомобилей "Москвич-Святогор".

Для адресной социальной поддержки малообес-печенных персионеров и

семей с детьми в 1999 году активно привлекались внебюджетные средства

префектур адми-нистративных округов, районных управ, благотво-рительных,

некоммерческих организаций и внебюджетных государственных социальных

фондов - социального страхования, занятости, пенсионного. На эти цели

направлено более 1,2 млрд.руб.20

О резком падении жизненного уровня пожилых граждан

свидетельствует увеличение почти в 1,5 раза обращений по организации

захоронения умерших пенсионеров на безвозмездной основе.

В 1999 году продолжалась выплата городских доплат к пособию на

погребение и предоставление отдельных бесплатных ритуальных услуг ГП

"Ритуал". На эти цели из городского бюджета направлено около 53 млн.

рублей.

Кроме того, к пенсиям определенным категориям ветеранов с учетом

их боевых и других заслуг установлены дополнительные выплаты. К этим

категориям ветеранов относятся: женщины - инвалиды и участницы ВОВ,

инвалиды ВОВ, не выработавшие вследствие тяжелого ранения требуемый стаж

для назначения трудовой пенсии, инвалиды с детства вследствие ранения в

годы ВОВ, родители военнослужащих, погибших в армии в мирное время,

Почетные доноры СССР, сдававшие кровь в годы ВОВ.

Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелых

граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали

себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и

инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.

В 1999 году продолжалось решение задачи по созданию центров

социального обслуживания в каждом районе города. На сегодняшний день в

городе практически завершена работа по выполнению Программы развития сети

центров социального обслуживания. В настоящее время в Москве создано 112

центров социального обслуживания, 11 филиалов и 1 Экспериментальный

комплексный центр социальной защиты населения в Юго-Восточном

административном округе.

Для обслуживания на дому одиноких пенсионеров и инвалидов при

ЦСО создано 916 отделений социального обслуживания, которые в 1999 году

оказали различные социальные услуги на дому более 115 тыс. (Приложение №1

и №2) одиноких граждан, нуждающихся в посторонней помощи. За последние

годы получили развитие отделения социально-медицинского обслуживания на

дому, которые предназначены для оказания социальной и медицинской помощи

одиноким пенсионерам и инвалидам, страдающим тяжелыми формами заболеваний.

Всего в городе создано 19 таких отделений, которые оказывают помощь почти

1200 человек.

В настоящее время при ЦСО функционируют 140 отделений дневного

пребывания (Приложение №2), которые ежедневно посещают около 4 тыс.

пенсионеров и инвалидов, где им предоставляется бесплатное питание,

доврачебная медицинская помощь, ЛФК, массаж, парикмахерские услуги,

культурно-досуговые мероприятия. 21

Почти во всех центрах социального обслуживания функционируют

отделения срочного социального обслуживания. В 1999г. в эти отделения

обратилось более 350 тыс. человек, из них 93 % граждан получили различную

адресную помощь (вещевую, продуктовую, юридическую, правовую) - Приложение

№3.

В 1999 году продолжилась работа по обеспечению малообеспеченных

граждан бесплатными горячими обедами и продуктовыми наборами. Ежедневно

горячее питание получают 3985 чел., а продуктовые наборы ежемесячно - 19

тыс. человек. С 1 ноября 1999 года стоимость обедов в отделениях дневного

пребывания увеличена с 16.5 рублей до 25 рублей в день на одного человека,

а стоимость продуктового набора - с 72 до 108 рублей (т.е. в 1,5 раза).

В целях выявления нуждающихся в социальном обслуживании,

работниками центров в 1999 г. проведено массовое обследование всех

одиноких и одиноко проживающих лиц пожилого возраста. Всего обследовано

81,5 тыс. человек. В результате проведенной работы более 9 тыс. одиноких

пенсионеров дополнительно взяты на социальное обслуживание. По

результатам обследования была выявлена группа лиц, которая в данное время

не нуждающихся в прикреплении к социальному работнику, но в любой момент

этот вид услуги им может потребоваться. Центрами социального

обслуживания осуществляется контроль за гражданами, относящимися к этой

категории, на предмет принятия их в отделения социального обслуживания на

дому, а также оказания других видов социальной помощи. Граждане,

вошедшие в "группу риска", при обследовании получили памятки с телефонами

и адресами центров, в которые они могут обратиться в экстренных ситуациях.

В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальность

приобретает организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных

граждан по сниженным ценам. Программа торгового и бытового обслуживания

малообеспеченных граждан по сниженным ценам была разработана Комитетом

социальной защиты населения совместно с заинтересованными департаментами

и комитетами Правительства Москвы, ветеранскими и другими организациями,

и рассмотрена на заседании Правительства Москвы 8 декабря 1998г.

Основной целью программы является создание единой системы торгово-бытового

обслуживания малообеспеченных граждан, консолидация для этого различных

финансовых ресурсов, привлечение внимания благотворительных и ветеранских

организаций. Одним из путей реализации данной программы является

организация выездной торговли и предоставление бытовых услуг в центрах

социального обслуживания, социальных жилых домах и других учреждениях

социальной защиты. Программой предусматривается снижение цен на товары и

услуги не менее чем на 15% от средних цен по городу или указанных в

прейскурантах.

Другим серьезным направлением социальной защиты являются меры по

социальной поддержке и реабилитации инвалидов, обеспечению их нормальной

жизнедеятельности и интеграции в общество. Правительством Москвы

поставлена задача комплексного решения вопросов социальной, медицинской,

профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов. Начиная с 1995 года, в

бюджетных показателях ежегодно предусматриваются средства на реализацию

Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов Москвы, которая

включает в себя широкий перечень мероприятий по реабилитации и социально-

бытовой адаптации инвалидов.

С 1 июля 1998 г. введены 50 % скидки по оплате жилья и

коммунальных услуг одиноко проживающим ветеранам труда; ветеранам труда,

проживающим в семьях, состоящих из пенсионеров, а также ветеранам труда,

проживающим с нетрудоспособными членами семьи, находящимися на их

иждивении. Право на эти льготы получили около 200 тыс. пенсионеров -

ветеранов труда. 22

Сегодня на реализацию социально-бытовых льгот, предусмотренных

Законом РФ "О ветеранах", расходуется более 3 млрд. руб. в год.

Вместе с тем, до настоящего времени остаются не реализованными

льготы для 530 тыс. ветеранов труда, проживающих в семьях, а также льготы

по оплате за телеантенну, радиоточку и льготы по оплате за пользование

телефоном для отдельных категорий ветеранов.

Для введения в г. Москве Федерального Закона "О ветеранах" в полном

объеме требуется дополнительно 461,51 млн. руб. в год. Вопрос о

включении этих расходов в бюджет города на 1999 год пока окончательно не

решен.

С 1 февраля 1998 года, с целью устранения диспропорции в уровне

пенсионного обеспечения 2,3 тыс. женщин-инвалидов войны по сравнению с

женщинами-участницами ВОВ, им установлены аналогичные доплаты к пенсиям,

на что израсходовано более 2,2 млн. руб. 28 мая 1998 года Мэром Москвы

принято решение об установлении лилипутам (карликам) ежемесячной доплаты к

пенсии в размере 100 % минимальной пенсии по старости.

С 1 июля 1998 года в полтора раза увеличены ежемесячные доплаты к

пенсиям по старости родителям погибших военнослужащих срочной службы

и одновре-менно такая же доплата распространена на родителей

военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших при

исполнении обязанностей службы (2 млн. руб.).

Осуществление перечисленных мер позволило, наряду с финансированием

социальной защиты из городских источников, более гибко реагировать на

социальные нужды жителей своей территории, оказывая адресную социальную

поддержку.

Проведенное исследование показало, что система срциального

обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной

защиты населения, государственной социальной политики. Существующие

законодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и

пенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок. Изучение

эффективности работы системы социального обслуживания пожилых показывает,

что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается

увеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи.

ГЛАВА ВТОРАЯ

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ

ИХ РОЛИ (на примере г.Москвы)

2.1. Совершенствование управления деятельности Комитета социальной

защиты населения Москвы и окружных Управлений социальной защиты населения

по социальной защите (на примере работы Комитета и Управления социальной

защиты населения Северного округа).

В г.Москве социальная защита малоимущих слоев населения

осуществляется под непосредственным руководством Комитета социальной защиты

населения Москвы совместно с десятью Управлениями социальной защиты

населения административных округов. (Прил. №5)

Комитет социальной защиты населения Москвы является отраслевым

органом исполнительной власти (городской администрации), в свою очередь

Управление социальной защиты населения Северного округа является органом

управления, которые совместно обеспечивают в пределах своей компетенции

проведение единой государственной политики социальной защиты престарелых

граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также иных

нетрудоспособных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Комитет и Управление, а также другие органы и учреждения социальной

защиты, образуют единую государственную систему социальной защиты г.Москвы.

Комитет и Управление действуют на основании утвержденного

Положения и руководствуются в своей деятельности Конституцией

Российской Федерации, Федеральными законами и законами г.Москвы, указами и

распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями

Правительства Российской Федерации, распоряжениями Мэра и Вице-мэра,

постановлениями Правительства Москвы, указаниями Министерства труда и

социального развития РФ, а также своим Положением.

Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с

Московской городской Думой, органа-ми исполнительной власти

г.Москвы, отделением Пенсион-ного фонда РФ по г.Москве, государственными

внебюд-жетными фондами, органами местного самоуправления, федеральными и

городскими общественными организа-циями.

Управление же осуществляет свою деятельность под руководством

Комитета, предоставляет ему финансовую и другие виды отчетности по

деятельности Управлений социальной защиты населения (УСЗН),

Муниципальных управлений социальной защиты населения (МУСЗН), Центров

социального обслуживания (ЦСО) и бюро медико-социальной экспертизы.

Управление Северного округа работает в тесном контакте с Комитетом

и префектурой своего округа, Комитет и Управление совместно

разрабатывает Программу по социальной поддержке малоимущих слоев населения

округа в связи с празднованием Международного года пожилых людей, в 1997г.

была разработана Комплексная программа по развитию сети центров социального

обслуживания, укреплению материально-технической базы учреждений социальной

защиты населения

по улучшению материально-бытового обслуживания малоимущих групп населения

на 1997-2000 гг. Необходимость разработки данной программы и создание

новых центров объясняется прежде всего тем, что, например, количество

граждан, нуждающихся в социальном обслуживании на дому в Северном округе,

по сравнению с 1994г., увеличилось в двое. На сегодняшний момент в ЦСО

состоит на обслуживании 12127 человек.

В штате Управления Северного округа, помимо начальника

Управления, есть два заместителя начальника по общим вопросам, по

координации деятельности ЦСО и МУСЗН, два главных специалиста по работе с

МУСЗН и ЦСО, ведущий специалист по работе с бюро медико-социальной

экспертизы. Ведущий специалист по работе с лицами без определенного места

жительства из числа бывших москвичей, находится в постоянном тесном

контакте с тремя приемниками-распределителями округа. В даль-нейшем этим

лицам, если они достигают пенсионного возраста оформляется пенсия,

желающим помогают разместиться на постоянное проживание в Центр социальной

реабилитации Работники УСЗН Северного округа полностью несут

ответственность за работу подведомст-венных организаций и учреждений,

осуществляют постоян-ный контроль деятельности служб ЦСО и МУСЗН,

распре-деляют поступающие финансовые средства из Отделения Пенсионного

фонда по г.Москве, а также средства фонда Префектуры и контролируют их

использование.

Комитет и Управление являются юридическими лицами, имеют

самостоятельный баланс, текущие и расчет-ные счета в учреждениях

банков, печать с изображением Герба г.Москвы и своим наименованием, а также

соответствующие печати, штампы и бланки.

Совместно с Бюро медико-социальной экспертизы Управление организуют

работу в соответствии с новым Положением о районном (межрайонном)

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.