реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социальной информатики

предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству

параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за

нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений

порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий

катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных

членов общества и т.д.

Не удовлетворяет требованиям социогуманитарного подхода состав

социальной информации, носящий сильно выраженный организационно-

экономический оттенок. В частности, ССИ должна содержать в себе социально-

бытовую статистику для информирования населения.

Социальную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат

РФ. Выпускается журнал “Вопросы статистики”.

Важно отметить, что существует как объективные, так и объективные

причины нескладывания ССИ. Основными объективными причинами являются

трудность определения состава ключевых управленческих параметров и их

нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно-

технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут

быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по

поводу необходимости научных основ социального управления общественное

мнение.

Таким образом, в широком смысле слова под информационной средой

общества (ИСО) понимается единство социальной информации и средств,

необходимых для осуществления информационного обмена. Информационная среда

понимается как пространство, в которое “погружается” человек по аналогии

с воздушной и водной средами.

Однако, существует представление об ИСО в так называемом узком смысле

слова. В этой трактовке информационная среда общества - полная

совокупность социальных, организационных, экономических, материально-

технических, технологических, правовых и иных механизмов и норм, созданных

и используемых для осуществления информационного обмена.

К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко

информационная среда трактуется как синоним только техносферы, что является

отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе

информатизации превалирует развитие программно-технических средств

информатизации (“железо” +программное обеспечение). Развивается

парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией

обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам

информация.

Максимально эффективное использование информационного ресурса общества

определяет информационный потенциал общества (ИПО). На практике

информационный ресурс общества может использоваться не в максимальной

степени в зависимости от социально-экономических, общественно-политических

и иных условий жизнедеятельности общества. В таких случаях ИПО реализуется

лишь частично, что говорит о способности общества осуществлять

информационно-обменные процессы на соответствующем социально полезном

уровне.

Степень реализации ИПО непосредственно связана с интенсивностью

протекающих в нем информационно-обменных процессов: чем выше их

интенсивность, тем полнее используется ИПО.

Таким образом, информационный потенциал общества - это информационный

ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями,

позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены [1]

не только средства информационной техносферы, но также социальные средства,

методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы,

повышению информационной культуры общества, его интеллектуального

потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации,

медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации

информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и

семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют

подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли

каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно

использовать методику определения интеллектуальных способностей,

профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха

процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской

линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать

закладывает основы интеллекта ребенка в семье.

По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемыми

психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем.

Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного

мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и

т.д. [2].

В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация

социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных

организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).

Важно в рамках работы по информатизации общества организовать

исследования прикладного характера по повышению интеллектуального уровня

тех или иных социальных подсистем.

Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной

среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей

прикладного социологического анализа [4].

По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в

мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов -

уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в

расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости:

доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того,

упражняет ли его человек [5].

Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран:

страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления;

страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и

частично оригинальные технологии;

страны, производящие оригинальные технологии;

страны, производящие знания.

США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности ,

например, допускать на свой рынок товары из Японии и т.д., но не в

производстве знаний.

США имеют максимум квалифицированного населения - населения,

способного приспосабливаться к новым технологиям за счет уровня

образования[15].

Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную

информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т.е.

они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную

информационную среду. Такие общества информационными не являются.

Информационная культура - это [6]:

новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в

информационное бытие;

свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от

глобального до локального, поскольку внутринациональный,

внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и

национальная наука;

новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от

рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих

его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и

самообучение.

Впервые понятие “информационная грамотность” было введено в 1977 году

в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования.

Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала

личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее

эффективно ее использовать [7].

Академик А.П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение

навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и

предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики,

представление о роли информационных технологий в жизни общества” [8].

Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и

информационная культура.

Состав информационной техносферы как основы информационной среды

общества.

Технической основой современной информационной среды являются:

электронно - вычислительная техника, кабельные сети передачи данных,

оптоволоконные и спутниковые каналы связи, аудиовизуальное оборудование

пользовательских терминалов и др.

Информационная среда вмещает в себя и современные, и ранее сложившиеся

средства коммуникации: почта, телеграф, телефон и т.п.

Скорость обработки данных в узлах современной коммуникационной сети

общества, выполненных на базе супер-ЭВМ, достигает миллиардов операций в

секунду, что в тысячи раз выше, чем скорость обработки данных персональным

компьютером среднего класса.

Средства обеспечения потребительского сервиса развиваются в

направлении создания максимально благоприятных условий для передачи

информации , причем эргономический аспект (комфортность) является ведущим.

Национальные и коммерческие сети передачи данных (СПД) складывались

как неоднородные по техническому составу комплексы: в зонах с развитой

инфоструктурой и при высокой интенсивности информационно-обменных процессов

в узлах СПД устанавливаются высокопроизводительные компьютеры, между

которыми прокладываются информационные магистрали - специализированные

каналы связи (высокочастотный кабель, спутниковая связь, оптоволоконные

линии и т.п.). Образующийся “силовой” контур СПД позволяет реализовать

эффект сжатия пространства - регионы, в эпицентре которых находятся такие

узлы, живут в едином информационном ритме. Периферийные участки СПД могут

быть представлены средствами традиционной коммуникации (телетайп, телефон и

т.п.).

Характерный процесс - интеграция СПД, имеющая результатом

возникновение глобальной коммуникационной сети Интернет (объединение более

10 тысяч различных СПД).

Информационная среда постоянно пополняется современными

технологическими средствами, имеющими или приобретающими высокую социальную

значимость, такими как:

электронная почта;

телекс;

факсимильная связь;

телетекст;

видеотекс.

При всем разнообразии средств информационной технологии наблюдается

тенденция к их взаимодействию. Наиболее сильно тенденции глобализации

выразились в факте образования СПД Интернет.

Интернет можно рассматривать с разных позиций:

наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей, непрерывно

связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит” любой другой,

т.е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли секунды;

наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое

пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со своим

образом мыслей, своим языком.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального

общества // Социальная информатика-94. М., 1994.

2. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или

научное понятие // Социс, 1993, № 8, с.153.

3. Кочетов А.Н. Интеллектуальный потенциал общества. Саратов, 1991.

4. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник

ВОИВТ, 1990, № 2, с.31.

5. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и купить! // Правда, 12 октября

1995 года.

6. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-

Петербург, 1994, с.56.

7. Медведева Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для

вузов) // Социс, 1994, № 11, с.59.

8. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к

информационной культуре общества // Коммунист, 1988, № 2, с.82-92.

ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ:

ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ

В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически

взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное

требует специального учета, т.к. только в этом случае новые возможности

информационного общества могут быть в полной мере использованы для

всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека,

стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере

отрицательными общественными последствиям информатизации.

1. Учет физического начала личности. Проблемы адаптации людей с

ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде.

Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода

к разработке прежде всего устройств ввода- вывода информации в ЭВМ.

Например, во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко

применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой

ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут

осуществлять работу на компьютере, ввод информации в него движением глаз

при помощи специальных шлемов. Показательна в этом смысле новая

операционная система Windows 95, где впервые в мире предусмотрены

возможности настройки экрана и клавиатуры для плохо видящих и людей с

дефектами конечностей, еще примечательней, что это первая операционная

система со встроенными средствами доступа в Интернет.

В России создана специальная программа по компьютерной технике,

адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения . Например,

в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для

лечения косоглазия у детей, что очень важно, так как в каждой тридцатой

семье ребенок страдает этим заболеванием. Существуют специальные

компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с

ограниченными физическими возможностями.

Необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров

на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу.

Реализация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный,

образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит

социальную напряженность.

2. Учет психического начала личности.

У людей различна психологическая устойчивость к процессам

информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок

на психику у различных социальных групп в условиях стремительно

возрастающих потоков информации.

Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в

области практической компьютерной работы. В социально-экономическом

отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного

положения о доплате лицам, постоянно использующим в своей работе

компьютерную технику.

Далее, например, известно, что наиболее подвержены “зомбированию” по

телевидению и другим СМИ молодежь и люди пожилого возраста. Необходимо

правовое ограничение объема и содержания воздействия СМИ, разработанное на

базе глубоких научных исследований психологов.

На повестке дня сегодня активизация изучения в целом социально-

психологических аспектов информатизации. Должны исследоваться такие

проблемы, как:

страх определенных социальных групп перед стремительно совершенствующейся

информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков -

компьютерофобия;

информомания как социальная болезнь , выражающаяся в приоритете общения с

компьютером, а не с людьми;

Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто

находящиеся в виртуальной реальности.

3. Учет социального начала личности.

Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант

социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные

средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более

совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека.

Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в

условиях информатизации:

. проблема языковой коммуникации.

Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит,

электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть

естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях

России широкое распространение нерусифицированных программных средств,

формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации -

тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной

лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют

социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по составу слов,

либо по цене.

. информационная безопасность личности.

Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности

информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в

интересах граждан, организаций и государства [1].

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на

получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком

из разных источников информация не препятствует свободному формированию и

развитию его личности.

В качестве воздействия на личность могут выступать:

1. целенаправленное информационное давление с целью изменения

мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния

людей;

2. распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;

3. использование неадекватного восприятия людьми достоверной

информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе,

сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами.

Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности

контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на

много порядков выше самой информации [2].

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в

большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу.

Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не

представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который

будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять

“зомбирование”.

За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении -

компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в

информационных системах [3].

. компьютерная преступность.

Компьютерная преступность является современным вариантом проявления

социальной девиации (отклонения). Различаются, как правило, два направления

компьютерной преступности: кража информации, денег и вирусописательство.

Компьютерный вирус - специальная программа, составленная кем-то со

злым умыслом и способная к саморазмножению. Одну из самых популярных

антивирусных программ AIDSTEST вынуждены обновлять иногда даже дважды в

неделю.

Попытка создателей вирусов , как правило, молодых людей реализовать

себя в вирусописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться,

“прогреметь”, а также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д.

Лозинский считает их жалкими созданиями [4].

Уголовный Кодекс РФ с 1 января 1997 года впервые предусматривает

ответственность за компьютерные преступления, однако, его практическое

использование зависит от общественного мнения о компьютерной преступности,

которое сегодня, как правило, не осуждает ее.

Информационный образ жизни.

Существует два смысла этого понятия:

1. образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни

в значительной степени пронизываются информационными отношениями,

базирующимися на современных информационных технологиях;

2. информационный аспект образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости

развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ

жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил

информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному

образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.

Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества

в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими

условиями.

Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в

том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой:

изменение одной из них ведет к изменению другой.

Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это:

трудовая;

общественно-политическая;

учебная;

бытовая;

социально-культурная;

досуговая деятельность.

Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для

совершенствования ряда из перечисленных слагаемых образа жизни.

Общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с

использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью).

Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной

связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм,

принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также

новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера.

Учебная деятельность.

Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами

создания и реализации концепции образования [5] людей, которым предстоит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.