реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социальной информатики

первых, их возможный вклад в интеллект нации.

3) Книжная фаза.

Станок Гутенберга (1440 - 1450 гг.) ознаменовал начало эпохи

книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” -

Иван Федоров, Петр Мстиславец - появилась в 1563-1564 гг.

Появление четкой возможности обеспечить сохранение авторства,

интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более

массовый и оперативный обмен информацией.

По мнению академика В.И. Вернадского, книгопечатание явилось могучим

орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз.

Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу

человека.

Избыточность текста (проза, поэзия). Информационная способность стихов

в 1,5 раза больше, чем прозы. Этот факт объясняется тем, что стих допускает

большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза, что позволяет

ему при одном и том же количестве символов передать больше информации.

Академик А.Н. Колмогоров установил, что информационное содержание стихов

Пушкина очень близко к пределу - информационной способности русского языка

вообще, современных же поэтов - существенно ниже.

Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития

книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания,

например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-

документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном

кризисе.

Книжная информатика со временем стала снижать свою эффективность,

образовалось противоречие между потоками текущей литературы и

индивидуальными читательскими возможностями, а также сложилась ситуация,

когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем

удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда

неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее

темп научно-технического прогресса).

Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических

средств для снятия информационного кризиса.

Книга в настоящее время приобретает электронную форму. Исчезновение

книги учеными не прогнозируется. Более того, отмечается необходимость

сохранения книги как атрибута культуры, ответственного за формирование и

развитие индивидуально-образного, абстрактного мышления.

В крупнейшей библиотеке мира - Библиотеке Конгресса США более 50 млн.

ед. хранения, в их числе и библия Гутенберга.

2-е место в мире по размеру фондов занимает Российская государственная

библиотека (бывш. Госуд. библиотека им. В.И. Ленина). Богатейшее в мире

собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке (бывш.

Госуд. публ. библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, г. С.-Петербург).

4) Компьютерная фаза.

Новый безбумажный[5] этап в развитии социальных коммуникаций,

позволивший существенно увеличить эффективность информационного обмена,

снять остроту информационного кризиса. Бумага на этом этапе необходима

только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль

систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на

длительные расстояния взяла на себя техника [7].

Главное отличие наступившей компьютерной фазы, по мнению профессора

А.В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть

и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о

кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а непосредственно с

электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной

коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место

прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек” [8].

Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из

компьютерной книги? [9].

Во-первых, при наличии глобальных информационных сетей компьютерная

книга становится составной частью глобального пол-лога[6] и интертекста[7].

Во-вторых, невиданная мобильность содержания и оформления компьютерной

страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней.

В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее

потенциальная сверхъемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных,

баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую

индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.

Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет

социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода

от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной

культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной

готовностью к трансформации.

Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе

информационного обмена.

Особо важно использование гипертекстовых технологий в социальной

сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров.

Другими причинами популярности данных технологий являются

предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных

информационных потребностей, а также существенное ускорение научного

поиска.

Блок-схема социальной коммуникации [10]

[pic]

1-отправитель;

2- физический канал;

3- получатель;

4- обучение за длительное время.

- наборы знаков отправителя и получателя (тезаурусы).

Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты:

выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так

называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков

получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна

только при условии, что названные два набора имеют общую часть, что

передано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере

повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и

“статистическим” восприятием, и в частности в человеческом мозгу,

восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую

площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот процесс

обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой справа. Множество

отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего влияния на состав

набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в частности, процесс

освоения культуры, в особенности мозаичной культуры нашего времени.

Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают

в перечень получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому

развитию социальной культуры.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. “Слухи” как социальный

феномен // Социс, 1993, № 1, с.82-88.

2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980, с. 62.

3. Робертсон Д.С. Информационная революция // Информационная революция:

наука, экономика, технология: Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М., 1993, с.17-

26.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с. 450.

5. Рейзема Я.В. Информатика социального отражения (информационные и

социальные основания общественного разума). М. 1990, с.127.

6. Дьячков М.В. Языковая политика в современной России // Социс, 1993, № 9,

с.101.

7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М. 1987.

8. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. С.-Петербург, 1995,

с.149.

9. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-

Петербург, 1994, с.54.

10. Моль А. Социодинамика культуры. М.1973, с.128.

ТЕМА 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА

Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки,

содержание, симптомы в социальной практике, последствия.

Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века проявился в снижении

эффективности информационного обмена:

резко возрос объем публикуемых данных;

между группами разных специалистов стало трудно общаться;

возрос объем неопубликованной информации;

выросла проблема межязыкового обмена в мире.

Глубокий анализ причин, породивших кризисную ситуацию в сфере

информационного обмена. раскрывает их острую парадоксальность. Приведем ряд

условных формул этой парадоксальности[1]:

“Люди знают столько, что человек не знает ничего”;

“Новое - это хорошо забытое старое”;

“Ненужная информация - тоже нужна”;

“Информация “абсолютно относительна” и “относительно абсолютна”;

“Информационный обмен - рутинная компонента творчества”.

Революционный прорыв в технологии информационного обмена произошел в

1971 году, когда был изобретен микропроцессор. Появление микропроцессора

сделало возможным действительное и широкое использование ЭВМ в

осуществлении процессов информационного обмена, сняв проблему

“информационного кризиса” 70-х годов.

Однако, по-прежнему, актуальной и острой в мире является проблема

создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов

(ИР). Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного

ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других

ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени

связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры,

эффективностью формирования, размещения и использования информационных

ресурсов и продуктов.

Информационный ресурс общества.

Понятие “информационного ресурса общества” (ИРО) является одним из

ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого

понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные

информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Активизация на

рубеже 80-х годов понятия - национальные информационные ресурсы - было

обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников

информации (технической, экономической, политической, военной), а также от

уровня развития и эффективности использования средств передачи и

переработки информации.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в

узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова - это знания, уже готовые для целесообразного

социального использования, т.е. отчужденные от носителей и

материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от

носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в

устной, так и в материализованной форме.

Важно отметить, что существует представление, по которому в понятие

ИРО должны быть включены также сами носители “живого знания” - ученые,

специалисты и т.д. Эта позиция в значительной степени связана с тем, что

вероятность отчуждения знаний от этих носителей и перевода их в

информационный ресурс весьма высока.

В целом, понятие ИРО нуждается в дальнейшей глубокой научной

разработке.

Представим схему создания и развития ИРО:

Знания как национальное богатство. Проблема “утечки мозгов” из России.

Уровень “живого знания” в каждой стране определяется историческим

наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д.

1 Имеющиеся в наличии запасы, средства, которые используются при

необходимости.

2 Степень возможного проявления какого-л. действия, какой-л. функции.

С “живым знанием” как национальным богатством связана печально известная

проблема “утечки мозгов” из России. По данным МВД России, в 1992 году

эмигрировало 4576, а в 1993 году - 5876 работников науки и образования.

Наиболее “выездной” возраст 31-45 лет. По прогнозам Комиссии Совета Европы

по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60

млрд. $ в год. Как показывают социологические опросы, более 80%

отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только

представится подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи

России уже практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками

российских НИИ. “Внутренняя” утечка умов еще основательнее: сейчас на

одного эмигрирующего ученого приходится 9 коллег, покидающих науку ради

успеха в бизнесе или политике[2]. По прогнозу к 2013 году такой социальной

группы как ученые в России вообще может не оказаться.

Основными проблемами исследований в области ИР общества являются:

проблема раскрытия сущности ИР как формы представления знаний, определение

и исследование закономерностей формирования, преобразования и

распространения различных видов ИР в обществе.

Здесь необходимы такие научные дисциплины как “информология” -

совокупность знаний о свойствах и закономерностях формирования ИР и

“информдинамика” - наука о закономерностях преобразования одних форм ИР в

другие и о процессах их распространения в обществе;

проблема разработки методологии количественной и качественной оценки

имеющихся в обществе ИР, а также прогнозирования потребностей общества в

этих ресурсах;

проблема создания методов исследования структуры и топологии распределения

различных видов ИР по регионам России, а также в глобальном масштабе.

Научная дисциплина, призванная заниматься решением этой проблемы, может

быть названа “информографией” [3].

Свободный доступ к национальным ИР - важнейшее условие соблюдения

конституционного права граждан на информацию, права “свободно искать,

получать, передавать, производить и распространять информацию любым

законным способом” (ст. 29, п. 4 Конституции РФ). В решении же задач

обеспечения доступа к автоматизированным информационным ресурсам важнейшая

роль принадлежит “географической” дислокации баз данных (БД), их

топологической характеристике.

Из 3229 БД, охваченных учетом, почти 65% находятся в Москве.

Существуют большие территории, практически не охваченные информатизацией.

Рассмотрение БД по их назначению показало, что только в Москве расположено

74% БД научно-технической информации, 84% - справочной, финансовой и учетно-

статистической информации, 87% - управленческой информации, 92,6% -

коммерческой информации.

Таким образом, концентрирование в столице БД общего применения

ограничивает доступ к национальному ИР. Эти трудности могут

компенсироваться разнообразием созданных на его основе продуктов и услуг и,

прежде всего, использованием телекоммуникационных сетей, способных

обеспечить удаленный доступ к нему “всех желающих”, однако практически они

доступны только пользователям с высокими платежными способностями.

Национальные ИР - новая экономическая категория. Корректная постановка

вопроса о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими

экономическими категориями все еще ожидают крупномасштабных организационных

мер для их разработки и потребуют длительных усилий специалистов и ученых

самых разных областей знания [4].

В перспективе все информационные ресурсы будут обобществлены.

Информация принадлежит всем - этот принцип уже узаконен ЮНЕСКО. Однако,

отдавая “свою” информацию (знание) обществу, каждый должен получить

компенсацию за труд, затраченный на ее получение. Неразработанность

механизмов реализации права на интеллектуальную собственность существенным

образом сдерживает развитие национальных информационных ресурсов.

Требует решения также проблема деперсонализации, обезличенности

знаний, помещенных в компьютерный информационный фонд. Обществу необходимо

научиться управлять как тенденцией обесценивания творческого труда по

созданию знаний, понижения социального статуса творца, создателя знаний,

так и тенденцией повышения статуса пользователя знаниями, переоценки в

какой-то мере его более рутинного и более доступного труда. Такая

нивелировка способна понизить творческий потенциал общества, что будет

иметь весьма негативные последствия для его развития.

Формы материализации информационных ресурсов общества.

Отчужденное знание, подготовленное для социального использования,

материализуется в документах на различных носителях, в том числе

электронных, в произведениях искусства и т.д.

Качественно новые потребительские свойства электронных изданий

обеспечиваются, например, технологией мультимедиа, а снижение цены на эту

продукцию достигается распространением ее на оптических компакт-дисках (CD-

ROM). Если в 1993 г. в России был выпущен один CD-ROM, то в 1994 г. - уже

25, а в 1995 г. ожидается появление более 100 информационных продуктов, в

том числе БД, на CD-ROM.

Проблема “электронизации” информационных фондов России.

Особое значение для России имеет проблема электронизации национальных

библиотек, различных БД, решение которой явится существенным вкладом в

активизацию информационных ресурсов страны. В 1994 году комитетом при

Президенте РФ по политике информатизации подготовлен национальный доклад

“Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции

развития” [5].

Автоматизированные информационные ресурсы России.

Самый крупный ИР России сосредоточен в ВИНИТИ: объем машинного

ретрофонда реферативной информации составляет 16 млн. документов.

В общем объеме ИР России наибольшую часть составляет научно-

техническая информация, но по мере развития рыночных отношений все активнее

генерируются и распространяются БД коммерческой, деловой, правовой

информации.

По данным Миннауки РФ ежегодный прирост информационных массивов

составляет 11-12%, реализуется лишь 3-4%. Причина - отсутствие хорошо

организованного информационного рынка [6].

Для потребителей информации важно иметь справочно-навигационную службу

в мире информационных товаров и услуг. Эту задачу решает НТЦ

“Информрегистр”, создавая электронный каталог отечественных баз и банков

данных, в котором к настоящему времени находится более 10 тыс. сведений о

БД и их владельцах.

В России насчитывается до 30 тыс. БД, содержащих сотни гигабайт

информации. Однако, баз данных, доступных для широкого круга пользователей,

насчитывается лишь около 3 тыс.

Качество БД, в частности достоверность содержащейся в них информации,

во многом определяется оперативностью их актуализации. Однако, 15% БД

обновляются ежегодно, примерно 11% - ежеквартально, 13% - ежемесячно, около

7% - ежедневно. Окупить созданные базы данных возможно лишь при

многократном тиражировании и многоаспектном использовании, так как

стоимость создания и ведения, например, документальной базы данных в

расчете на один документ лежит в пределах 40-200 $.

Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США (более

5 тыс. БД в год). К странам, в которых подготавливается более 100 БД в год,

относятся Россия, Великобритания (641), Канада (480), Австралия (182),

Франция (288), Германия (342), Япония (153). БД, доступные на мировом

рынке, представлены на 29 языках мира.

По состоянию на 1995 год в мире существует 1131 БД, действующих в

режиме on-line[8], из них 99% БД принадлежит США и лишь 32 БД(0,03%) -

странам третьего мира, что ярко свидетельствует о монополизации науки.

Типы БД.

БД классифицируются по структуре, назначению и способу доступа.

По структуре БД делятся на:

документографические (библиографические, реферативные);

фактографические;

числовые;

полнотекстовые и гипертекстовые;

лексикографические.

По назначению содержащейся информации БД делятся на:

БД деловой информации (социальная, коммерческая и др. информация,

кадастры, регистры[9]);

БД информации для специалистов (экономическая, правоохранительная и др.

информация);

БД массовой информации.

По способу доступа БД делятся на:

БД, размещенные на хостах[10] (доступные через сети);

БД, тиражируемые в коммуникативных форматах;

БД, тиражирумые с программными средствами (включая CD-ROM);

локальные БД.

Остановимся подробнее на понятии “фактографические базы социальных

данных”.

К социальным данным относятся данные о населении и социальной среде.

Сведения о населении включают демографические, паспортные, кадровые,

социальные, медицинские и любые другие персональные данные об отдельных

личностях, а также сводные данные о населении государства в целом и его

отдельных территорий и об определенных группах населения: пенсионерах,

квартиросъемщиках, детях школьного возраста, женщинах и др.

Трудности создания в России БД о населении связаны с отсутствием

необходимого количества супер-ЭВМ, сетей связи, а также с явно

недостаточным финансированием этого направления.

Сведения о социальной среде включают данные о вакансиях,

градостроительстве, городском пассажирском транспорте, городском хозяйстве,

законах, нарушениях общественного порядка и др. [7].

Учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости более глубокой

проработки самого понятия “социальная среда”, разработки системы

показателей для его описания и создания соответствующих электронных БД.

Так, например, предлагаемое понятие “региональная пространственно-

предметная среда” [8] реализует социопространственный (территориальный)

аспект жизнедеятельности людей. Должен стать общеизвестным, а также

постоянно отслеживаться в динамике, например, следующий норматив: каждый

взрослый человек должен в год проехать с социально-культурными целями -

8000 км. (горожанин) или 6000 км. (селянин). Сегодня же горожанин в среднем

проезжает 3700 км. в год, а селянин всего 2100 км.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.