реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы социальной информатики

Очевидно, что необходимо научная проработка и фактографическое

наполнение на современном уровне и такого важного понятия как “социальное

время”.

Электронизация фактографических баз социальных данных в целом

находится в России лишь в начальной стадии.

Только наличие всего спектра ЭВМ от персональных до супер, обладающих

соответствующих своему классу ресурсами, наличие развитых средств связи, а

также современное программное обеспечение (как резидентное, так и

распределенное) даст практическую возможность коллективного использования

информационных ресурсов внутри страны и активного обмена с зарубежными

базами и банками данных [9].

Решение комплекса социальных и технических проблем активизации

информационных ресурсов России, иначе говоря, увеличения ее информационного

потенциала, позволит создать необходимую для прогрессивного развития

информационную среду общества.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции

общества. М.: МГСУ, 1996, с.15-22.

2. Юревич А.В., Агамова Н.С., Цапенко И.П. Куда ученому податься //

Независимая газета, 17 ноября 1994 года.

3. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального

общества // Социальная информатика-94, М., 1994, с.8-9.

4. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993, с.22.

5. На пути к информационному обществу. ”Автоматизированные информационные

ресурсы России. Состояние и тенденции развития” (Национальный доклад) //

Вестник РОИВТ, 1994, № 4-5, с.5-66.

6. Башин М. Троянский конь на информационных полях // Деловой мир, 2 июля

1994 года.

7. Концепция системы баз и банков данных в СССР // Вестник ВОИВТ, 1990, №

4, с.28.

8. Бугроменко В.Н. TERRA SOCIUM // Социс, 1992, № 11, с. 70.

9. Гусева Т.И. Персональные компьютеры в сфере информационных ресурсов //

Социальная информатика. М., 1990, с.154.

ТЕМА 5. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ И

ПОСЛЕДСТВИЯ

Социальные предпосылки информатизации - это то, что должно быть в

обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации.

Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой

происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации -

реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием

информатизации.

Необходимо отметить, что понятие “социальное” трактуется в широком и в

узком смысле слова:

“социальное” в широком смысле слова тождественно понятию “общественное”.

Рассмотрение в этом смысле условий и предпосылок информатизации - это

анализ реального и необходимого состояния всех сфер жизни общества с точки

зрения их готовности воспринять и развивать информатизацию;

“социальное” в узком смысле слова. При этом подходе рассматриваются

информационные особенности существования, информационные потребности

различных социальных групп, уровень их готовности к процессу

информатизации, а также изучается социальная структура в ее соотношении с

процессом информатизации.

1. Рассмотрим реальное и необходимое состояние всех сфер жизни

общества по отношению к информатизации:

1а. Технический аспект социальных условий и предпосылок

информатизации.

Развитие науки и техники - толчок и средство реализации процессов

информатизации. Сейчас в России процесс информатизации вступает в 3-ю фазу

развития. 1-я фаза - начало 70-х годов - появление вычислительных средств,

позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации

(“Минск-32”, далее ЕС-ЭВМ). На этом этапе создавались АСУ[11] воздушным и

ж/д транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом [1]. 2-я фаза - 1983

год, когда была разработана общегосударственная программа по развитию

средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года (ответ на “вызов” Японии,

заявившей о создании машин пятого поколения). В 1989 году программа

информатизации была продлена до 2005 года и уточнена в связи с

необходимостью отражения в ней средств персональной информатики. 1993 год -

начало 3-ей фазы. Необходимость создания после распада СССР концепции

информатизации РФ. Техническая база информатизации существенно ослабла из-

за принадлежности ныне ряда оборонных предприятий-производителей

вычислительной техники Украине и другим странам СНГ.

Рассматривая технический аспект условий информатизации в России

отметим, что в стране накоплен достаточно мощный потенциал, который при

разумной конверсии позволяет решить технический аспект проблемы

информатизации. В качестве обнадеживающих тенденций можно отметить:

приближение качества так называемых “красной” и “желтой” сборок

компьютеров, тот факт, что в 1993 году уже каждый третий проданный в России

персональный компьютер был собран на ее территории, а также начало работ по

мелкосерийному производству супер-ЭВМ “Эльбрус”.

По состоянию коммуникационной сети можно оценить на каком этапе

информатизации (начальном, срединном, завершающем) находится то или иное

общество. Этап наступает при наличии комплекса предпосылок, рассмотрение

которых позволяет раскрыть многоаспектность проблемы информатизации. А.П.

Ершовым предложена следующая метрика [2]:

ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в

нем КС совокупной вычислительной мощности порядка 10 оп/сек/чел.

(развертывание достаточно надежной междугородней телефонной сети);

завершающая фаза информатизации общества соответствует достижению

упомянутой КС вычислительной мощности 10 млн. оп/сек/чел. (надежный и

оперативный информационный контакт между членами общества по принципу

"каждый с каждым").

Весь этап информатизации общества в целом занимает около 7

десятилетий.

По этой метрике Россия находится на начальной стадии информатизации,

США - в ее срединной фазе.

Сравнительные данные 90-х годов:

в России существенная для информатизации техническая предпосылка - уровень

телефонизации - весьма невысок. По состоянию на 1993 год Россия по уровню

оснащения телефонами занимает 33 место в мире и 21 в Европе. По оценкам

экспертов, в России работают около 7-8 млн. ПЭВМ, по прогнозам их

количество к концу века приблизится к 27 млн.;

в США функционирует более 250 млн. телефонных аппаратов и около 40 млн.

ПЭВМ.

К 2000 году число пользователей в мире достигнет 1 млрд. и количество

купленных персональных компьютеров превысит число купленных телевизоров.

1б. Экономические условия и предпосылки информатизации.

Основной экономической предпосылкой является демонополизация

экономики.

Объемы выделяемых и необходимых для информатизации финансовых средств

различаются на три порядка (для примера, стоимость супер-компьютера - около

15-20 млн. $). В стране продолжается экономический кризис. Стихийный

процесс конверсии не позволяет использовать возможности военной сферы для

нужд информатизации. Реальные финансовые средства для информатизации

сегодня имеют регионы.

Для производства недостающих России 300 млн. телефонных аппаратов

необходима радикальная перестройка целого ряда отраслей промышленности, что

потребует громадных капиталовложений. Решение проблемы телефонизации будет

осуществляться преимущественно за счет систем космической связи (введение

системы “Экспресс”, имеющей в 3-4 раза большую, чем у ныне действующей

системы “Горизонт” пропускную способность, совместная эксплуатация военных

спутников и т.д.).

1в. Политические условия и предпосылки информатизации.

Необходимой предпосылкой информатизации, как уже отмечалось, является

демократизация. Лишь демократии нужна совершенная информационная среда.

При анализе политических условий информатизации в России важно

отметить, что в стране весьма неглубоки корни демократии как нормы

политической жизни, явно недостаточны темпы демократизации общества,

отсутствие политической стабильности продолжает сдерживать приток в Россию

иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на

информатизацию.

1г. Условия и предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере:

должна быть высока степень мотивационной готовности населения к

использованию новых информационных технологий. По данным социологов общая

готовность россиян к их внедрению характерна для 72,7%, практическая же

готовность - лишь для 57,2% [3].

компьютерная грамотность россиян не соответствует требуемому для

обеспечения высоких темпов информатизации уровню, не говоря уж об

информационной культуре.

информационный образ жизни еще не является нормой жизни в России, а

информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей.

Новое информационное сознание находится в стадии становления (ценность

интеллекта человека в лучшем случае располагается на одном уровне с его

материальным достатком).

необходимо достижение высокого культурно-духовного потенциала общества,

составляющими которого являются накопленные знания и люди, носители знаний.

К сожалению, конкурентоспособность отечественных научных разработок падает,

в России в 2,5 раза меньше студентов, чем в США, уровень информированности

отечественного ученого в 100 раз ниже, чем его американского коллеги.

В данной теме важно остановиться и на исходных условиях и

альтернативных вариантах развития процесса информатизации в России.

Сегодня в России идет процесс разрушения складывавшихся предпосылок

информатизации, соответствующих классическому подходу к информатизации

общества. Необходимы неординарные решения, позволяющие преодолеть

технологическое отставание России от передовых стран мира, например:

заимствование передовой информационной технологии с одновременным

обеспечением информационной безопасности России;

определение образующих черт социальных преобразований будущего (например,

гармонизация информационного и экологического начал общества);

использование в качестве основополагающего принципа информационного

комфорта;

активный поиск конструктивных решений социальных проблем на основе

симбиоза "левополушарных" и "правополушарных" механизмов коммуникации. В

мире господствует западный, рассчитанный на рациональное восприятие вариант

информатизации. Россия же - “правополушарный” регион и грамотный учет этого

обстоятельства может позволить стране резко увеличить темпы информатизации,

своим путем догнать передовые в информационном отношении страны.

1д. Условия и предпосылки информатизации в социальной сфере.

Социальная сфера - это пространство и процесс расширенного

воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса.

Потенциальные способности мозга человека используются в среднем всего

на 10%. Значительно улучшить этот показатель, приблизить его к объективному

рубежу возможностей человека - серьезнейшая задача общества, в которую свою

лепту должен внести и прогресс информационной техники и технологии.

В какой мере сейчас информация, информационные технологии способствуют

повышению качества жизни, способствуют улучшению условий воспроизводства

личности?

Для этого необходим свободный доступ каждого человека к социально-

бытовой (информационные центры муниципалитетов, префектур и т.д.),

политической, экономической, культурно-духовной и др. информации. Особое

социальное значение приобретает сам факт наличия компьютеров дома (в

семье), в детских садах, школах и вузах.

2. Рассмотрим подход к анализу информационных особенностей

существования различных социальных групп, а также соотношения социальной

структуры общества с процессом информатизации.

Социальная структура общества с информационной точки зрения.

Выстраивая социальную структуру по одному из критериев: отношению к

собственности, уровню жизни, полу, возрасту и т.д., необходимо дополнить

полученную структуру “информационным срезом”. Очевидно, например, более

позитивное и активное отношение к информатизации молодежи по сравнению с

людьми более старшего возраста. В других же вариантах структурирования

общества часто не так очевиден “информационный срез”, необходимы

специальные социологические исследования. Без получения подобных знаний

невозможно эффективное вовлечение в процесс информатизации различных

социальных групп.

Взаимосвязь социальной структуры и процесса информатизации общества

достаточно подробно будет рассмотрена в последней лекции курса.

Социальные последствия информатизации.

Таблица швейцарского исследователя К. Хессига “Последствия

информатизации в зеркале общественности” [4] является хорошим примером

системного подхода к анализу социальных последствий информатизации :

| |Отрицательные последствия|

|Положительные последствия| |

| КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО |

|Свободное развитие |“Автоматизация” человека |

|индивида | |

|Информационное общество |Дегуманизация жизни |

|Социализация информации |Технократическое мышление|

|(1) | |

|Коммуникативное общество |Снижение культурного |

| |уровня (3) |

|Преодоление кризиса |Лавина информации |

|цивилизации (2) |Элитарное знание |

| |(поляризация) (4) |

| |Изоляция индивида (5) |

| |

|ПОЛИТИКА |

|Расширение свобод |Снижение свобод |

|Децентрализация |Централизация |

|Выравнивание иерархии |Государство - |

|власти (6) |“надзиратель” (7) |

|Расширенное участие в |Расширение |

|общественной жизни |государственной |

| |бюрократии |

| |Усиление власти благодаря|

| |знаниям |

| |Усиление манипуляции |

| |людьми |

| ХОЗЯЙСТВО И|

|ТРУД |

|Повышение продуктивности |Все возрастающая |

|Рационализация |сложность |

| |жизни |

|Повышение компетентности |Обострение промышленного |

|(8) | |

|Увеличение богатства |кризиса |

|Преодоление кризиса |Концентрация |

|Экономия ресурсов |Подверженность кризисам |

|Охрана окружающей среды |Стандартизация |

|Децентрализация |Массовая безработица |

|промышленности |Новые требования к |

|Новая продукция |мобильности трудящихся |

|Улучшение качества |Дегуманизация труда |

|Диверсификация[12] |Стрессы |

|продукции | |

|Новые профессии и |Деквалификация |

|квалификации (9) |Исчезновение |

| |многочисленных профессий |

| МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ |

|Национальная |Усиление |

|независимость (10) |взаимозависимости |

|Появляется шанс на |Технологическая |

|развитие |зависимость |

|у стран “третьего мира” |Обострение отношений |

| |Юга-Запада . |

|Улучшение обороноспособ- |Уязвимость. Усиление |

|ности страны |опасности новой войны |

| |из-за обновления военных |

| |систем |

Комментарий к таблице Хессига:

1. ”Социализация информации” - возможность увеличения степени

направленности информации на социальную сферу.

2. “Преодоление кризиса цивилизации” - создание предпосылок для

разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого

развития цивилизации в целом [5].

3. “Снижение культурного уровня” - развитие информационной среды

создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к

сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не

происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся

механическими потребителями предоставляемой информации.

4. “Элитарное знание” - опасность огромной поляризации знаний в

обществе, возможном накоплении их преимущественно в узком, “верхнем”

общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.).

5. “Изоляция индивида” - без общественного регулирования

информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как

правило, опосредованно - через компьютер или только с компьютером. Незнание

и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и

родственников, общаться с ними - весьма опасное социальное явление.

6. “Выравнивание иерархии власти” в информатизируемом обществе должно

происходить за счет реальной возможности вовлечения большего числа людей в

политику, создания условий для повышения ими социального статуса.

7. Государство - ”надзиратель” - Левиафан[13], “помноженный” на

компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль, а

затем и направление не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5

закона РФ “Об информации, информатизации и защите информации” [6]

персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации.

Если государство не будет создавать условия для воспитания

интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых и

прогнозируемых по поведению и мыслям людей.

8. ”Повышение компетентности” и как альтернатива этому -

”деквалификация”. ЭВМ как средство нейтральна по отношению к человеку, она

лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных

целей.

9. “Новые профессии и квалификации” и, с другой стороны, возможное

исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более

интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не

только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах,

обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете).

Утеря технологий создания таких мировых шедевров как египетские пирамиды,

изделия из дамасской стали, перегородчатой эмали, невозможность их

воссоздания сегодня в значительной степени связана с социальными аспектами.

10. “Национальная независимость” и, с другой стороны, “уязвимость”.

Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам

выходить на позиции действительной национальной независимости.

Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных

сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость

(закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске

дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации,

фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное

превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии

информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-

оружие", "утечка мозгов", "зомбирование"[14] наполняются реальным

содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического

значения.

Национальная независимость диктует России необходимость

государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом,

что отражено в концепции информационной безопасности, ряде нормативных

документов, например, в Указе Президента РФ “О мерах по соблюдению

законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных

средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации” [7].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Что за “ядерным чемоданчиком”? // Правда, 20 апреля 1994 г.

2. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к

информационной культуре общества // Коммунист, 1988, № 2, с.

3. Проблемы информатизации, № 3/4,1993, с.81-88.

4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991, с.217.

5. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию

цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993, № 1-3, с.35-45.

6. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская

газета, 22 февраля 1995 г.

7. PKZIP/PGP/etc вне закона // Компьютерра, № 16(96), 24 апреля 1995 г.

ТЕМА 6. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФOРМАЦИОННОЙ

СРЕДЫ ОБЩЕСТВА

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного

голода - для его развития и саморганизации совершенно необходимо

всеобъемлющее информационное поле.

В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что

при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое

единство средств информатики и системы социальной информации.

Системы социальной информации (ССИ) в России практически не

существует. ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации.

При социальном управлении должна использоваться лишь информация о выходе

значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При

нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.