![]() |
|
|
Контент-анализ как метод конкретных политико-социологических исследованийсвете в ходе предвыборной кампании. Разумеется, каждая партия (блок, объединение, движение) приходит на выборы со своей программой, в которой ратуют за те или иные ценности, излагают основные положения и цели деятельности организации. На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III созыва, которые состоялись 19 декабря 1999 года, в бюллетень для голосования было включено 29 избирательных объединений и блоков. Все они представляли свои программы, манифесты или тезисы. В нашей стране часто происходит так, что люди, обладающие активным избирательным правом и желающие им воспользоваться, голосуют не за программу, не за идеи и предлагаемые стратегии той или иной партии, а за конкретного человека, лидера или группу. При этом надо отметить, что образ, представление о конкретной партии нередко расходится с провозглашаемыми ею принципами, а то и вовсе противоречит им. Что же позволяет раскрыть реальную политическую позицию претендента на высший государственный пост, его место в политическом спектре? Практика показывает: ответ на этот вопрос может быть, в частности, получен на основе оценки характера отношения к нему со стороны других союзных с ним или оппонирующих ему политиков или политических объединений. Характер отношения можно определить с помощью анализа содержания материалов, распространяемых через средства массовой коммуникации от имени данного кандидата, или сведений, касающихся его деятельности. Понятно, что к таким материалам относятся далеко не только бумаги и программные материалы, подписанные деятелем и получившие в этой связи официальный характер. Его ориентацию определяют также высказывания и заявления, которые он делает в своих интервью, статьях, книгах или в ходе публичных выступлений, дискуссий, полемик и т.п. При этом совершенно неважно сам ли он их подготовил или же они написаны его советниками или помощниками-спичрайтерами. Важно то, что он их сознательно “озвучил”, т.е. зафиксировал в массовом сознании свое – пусть даже другим человеком сформулированное - отношение к тем или иным вопросам жизни общества в виде конкретного текста. В этом отношении уместной представляется аналогия с мнением Наполеона, высказанной им по поводу деятельности военных консультантов: “Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить”. Сопоставляя программные документы и “проходные” публичные выступления политика, политологи получают возможность определить, какова степень отклонения, так сказать, тактической позиции общественного деятеля, выраженной в конкретном выступлении, от его официальной “стратегической” позиции. Такое сравнение дает в руки исследователям инструмент для оценки последовательности политика или, наоборот, его беспринципности. Метод контент-анализа в данном случае дает уникальную возможность детально и подробно рассмотреть программу любой партии в кратчайшее время, с минимальным затратом средств на проведение этой операции. В своей работе я хочу провести анализ 4 различных политических организаций, которые участвовали в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III созыва в декабре 1999 года, - Союз Правых Сил, Единство, КПРФ, Яблоко. Для анализа каждой организации были выделены следующие категории, заключающие в себе некоторый набор слов, объединенных по определенному основанию: 1 Экономика . собственность (частная, государственная, другие виды собственности) . ВВП, ВНП (валовой) . промышленность . агро-, сельск- . инвестиции (российские, иностранные) . налог 2 Общеполитические вопросы . государство . регион 3 Институциональное измерение . президент . парламент . дума . федерация . правительство . суд . органы . армия . милиция . прокуратура . внутренний . силовой 4 Отношение к правлению . республика . монархия 6 Формы государственного устройства . унитарное . федеративное 7 Социальная политика . субсидия . дотация . льгота . пенсия . стипендия . пособие 8 Образование, наука, культура . образование . наука, научный . культура . вуз . школа . религия . церковь 9 Международные проблемы . США . Европа (Западная, Центральная и Восточная) . Англия (Великобритания) . Франция . ФРГ (Германия) . араб . Китай . Индия . Нато . СБСЕ . Европарламент . НАТО Напомню, что контент-анализ - это формализованный метод исследования содержания информации посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имён, суждений и т.д.). Выполнять подобную работу вручную чрезвычайно сложно и неэффективно. Необходима автоматизированная компьютерная обработка данных. Но для этого требуется соответствующе программное обеспечение. Недавно я обратила внимание на следующий продукт: программа TextAnalyst. Автором данной программы является НПИЦ "МикроСистемы"[30]. Возможности программы: . структурный анализ содержания текста; . реферирование; . формирование гипертекста; . смысловой поиск; Следует отметить, что программа существует в двух вариантах. В free evaluation версии TextAnalyst, распространяемой свободно, невозможно сохранить на диске полученные результаты работы. Лицензионная версия лишена подобного ограничения, но требует оплаты. Именно поэтому, на мой взгляд необходима пусть и немного упрощенная, но общедоступная программа, заключающая в себе основы контент-анализа. Для проведения методики контент-анализа и подсчета частот я предлагаю использовать стандартное программное обеспечение современного персонального компьютера –Word 2000 Microsoft Office. Для нахождения и подсчета определенных единиц анализа в тексте осуществляются следующие действия: 1 шаг. Сначала исследователь определяет единицы анализа (исследования) программного документа в наиболее общем виде. Слово (словосочетание) - наименьшая единица из языковых, приемлемая в политологическом исследовании, также она используется в анализе политического языка, исследовании стиля и читабельности. Единицей анализа в текстах выступает явление, выраженное в различных терминах. Например, Экономика – собственность, промышленность, инвестиции, налог, ВВП, ВНП. В данном исследовании единицы анализа совпадают с единицами счета. Единицей анализа и счета выступает слово. 2 шаг. Далее в компьютерной версии политического документа в таблице инструментов открываем “Правку”, находим функцию “Найти и заменить”. 3 шаг. В открывшемся диалоговом окне “Найти и заменить” в графе “Найти:” вводим нужную единицу анализа. 4 шаг. В графу “Заменить на:” вводим точно такую же единицу анализа. 5 шаг. Устанавливаем при необходимости необходимые параметры замены. Для наглядности найденных единиц анализа возможно при помощи функции “Формат” выделение цветом. 6 шаг. После того как все необходимые параметры заданы применяем функцию “Заменить все”. Появляется диалоговое окно, в котором сообщается, сколько было произведено замен. На основании этого сообщения исследователь делает выводы о документе, содержащем цифровую информацию по поставленной задаче. 7 шаг. Далее, получив информацию о количестве употребления конкретной единицы анализа, мы используем функцию «Найти следующее», которая позволяет нам просмотреть каждую единицу анализа, проследить контекст, определить, в каком значении употребляется слово. Чтобы более точно обозначить спектр интересующего значения, необходимо опустить падежное окончание, так как диалоговое окно “Найти и заменить” не учитывает его. Например, значение “коммунизм” может быть представлено в текстовом документе и как “коммунизму” и как “коммунизма”. Слово набирается исключительно по основе. Например, “коммунизм” – набираем “коммун”. После нахождения и подсчета единиц анализа необходимо определить, в каком контексте употребляется данное слово (см 7 шаг). Для этого строятся таблицы отношения, которые будут приведены в последней главе при описании результатов. Каждая единица анализа рассматривается по трехбальной шкале отношений: положительный ( + ) контекст употребления данной единицы анализа, нейтральный ( 0 ) или же негативный ( - ) . На основе контекста употребления и частоты употребления можно будет сделать вывод о предпочтениях и проектах каждой из четырех рассматриваемых мной политических организаций. 3. Построение таблиц отношения КПРФ |Экономика | | |+ |0 |- | |собственность | | | | |госуд | | | | | |1 |1 | | |собств частная |1 | |1 | |другие виды собств|4 |4 |1 | |валовой | | | | |промышленность |4 |1 | | |агро-, сельск- |5 |2 | | |инвестиция | | | | |российск | | | | |инвестиция |1 | | | |инвестиция | | | | |иностран | | | | |налог |2 |1 | | |Общеполитические вопросы | | |+ |0 |- | |государство | | | | | |30 |15 |1 | |регион |2 |1 | | |социалистический |10 |5 | | |Институциональное измерение | | |+ |0 |- | |президент | | | | | | |1 |2 | |парламент |1 | |1 | |дума | | | | |федерация |3 |7 | | |правительство |1 |3 | | |суд |1 | | | |орган |5 |1 | | |армия | | | | |милиция |1 | | | |прокуратура |1 | | | |внутренний |1 |2 |1 | |силовой | |1 | | |Отношение к правлению | | |+ |0 |- | |республика | | | | | | |2 | | |монархия | | | | |Формы государственного устройства | | |+ |0 |- | |унитарное | | | | | | | | | |федеративное | | | | |Социальная политика | | |+ |0 |- | |субсидия | | | | | | | | | |дотация | | | | |льгота | | | | |пенсия |2 | | | |стипендия |1 | | | |пособие |2 | | | |Образование, наука, культура | | |+ |0 |- | |образование | | | | | |5 |2 | | |наука |7 |11 | | |культура |11 |3 | | |вуз | | | | |школа |1 | | | |религиозный |3 | | | |церковный | | | | |Международные проблемы | | |+ |0 |- | |США/Америка | | | | | | | | | |Европа Центр/Вост | | | | |Европа Зап | | | | |Англия/Великобр | | | | |Франция | | | | |ФРГ/Германия | | | | |араб | | | | |Китай | | | | |Индия | | | | |НАТО | | | | |СБСЕ | | | | |Европарламент | | | | |ООН | | | | Единство | | |Экономика | | |+ |0 |- | |собственность | | | | |госуд | | | | | | | |1 | |собств частная |3 |1 | | |Другие виды собств| |1 | | |валовой | | | | |промышленность |1 | |1 | |агро-, сельск- | | | | |инвестиция | |1 | | |российск | | | | |инвестиция | | | | |инвестиция | | | | |иностран | | | | |налог |1 | | | |Общеполитические вопросы | | |+ |0 |- | |государство | | | | | |14 |6 |5 | |регион |7 |2 | | |Институциональное измерение | | |+ |0 |- | |президент | | | | | | |2 |1 | |парламент | | | | |дума |6 |1 | | |федерация |2 |1 | | |правительство |1 | | | |суд | | | | |орган |2 |2 | | |армия | |1 | | |милиция | |1 | | |прокуратура | | | | |внутренний | | | | |силовой |1 | | | |Отношение к правлению | | |+ |0 |- | |республика | | | | | |1 | | | |монархия | | | | |Формы государственного устройства | | |+ |0 |- | |унитарное | | | | | | | | | |федеративное |1 | | | |Социальная политика | | |+ |0 |- | |субсидия | | | | | | | | | |дотация | | | | |льгота | | | | |пенсия |2 |1 | | |стипендия | | | | |пособие | | | | |Образование, наука, культура | | |+ |0 |- | |образование | | | | | |2 | | | |наука |4 |1 | | |культура |5 |1 | | |Вуз | | | | |школа | | | | |религиозный | | | | |церковный | | | | |Международные проблемы | | |+ |0 |- | |США/Америка | | | | | | | | | |Европа Центр/Вост | | | | |Европа Зап | | | | |Англия/Великобр | | | | |Франция | | | | |ФРГ/Германия | | | | |араб | | | | |Китай | | | | |Индия | | | | |НАТО | | | | |СБСЕ | | | | |Европарламент | | | | |ООН | | | | Яблоко | | |Экономика | | |+ |0 |- | |собственность | | | | |госуд | | | | | |1 |1 |1 | |собств частная |4 | | | |Другие виды собств|1 |1 | | |валовой | | | | |промышленность |3 |4 |1 | |агро-, сельск- | | | | |инвестиция |4 | | | |российск | | | | |инвестиция |8 |6 |1 | |инвестиция |3 | | | |иностран | | | | |налог |17 |18 |1 | |Общеполитические вопросы | | |+ |0 |- | |государство | | | | | |20 |29 |11 | |регион |13 |15 |10 | |Институциональное измерение | | |+ |0 |- | |президент | | | | | | |4 | | |парламент |1 |3 | | |дума |1 |2 | | |федерация |17 |19 |1 | |правительство |1 |6 |3 | |суд |17 |5 |1 | |орган |8 |13 |2 | |армия |5 |1 | | |милиция |2 | | | |прокуратура | | |2 | |внутренний |1 | | | |силовой | |2 |6 | |Отношение к правлению | | |+ |0 |- | |республика | | | | | |1 |2 | | |монархия | | |1 | |Формы государственного устройства | | |+ |0 |- | |унитарное | | | | | | | | | |федеративное |4 |1 | | |Социальная политика | | |+ |0 |- | |субсидия | | | | | | | | | |дотация | | | | |льгота |8 | | | |пенсия |6 |1 | | |стипендия |1 | | | |пособие |1 | | | |Образование, наука, культура | | |+ |0 |- | |образование | | | | | |15 |2 | | |наука |13 |1 | | |культура |10 |2 | | |вуз |1 | | | |школа |3 |1 | | |религиозный |2 |1 | | |церковный |1 | | | |Международные проблемы | | |+ |0 |- | |США/Америка | | | | | |1 | |1 | |Европа Центр/Вост |4 |1 | | |Европа Зап | | | | |Англия/Великобр | | | | |Франция | | | | |ФРГ/Германия | | | | |араб | | | | |Китай | | | | |Индия | | | | |НАТО | | |2 | |СБСЕ | | | | |Европарламент | | | | |Евросоюз |1 | | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |