реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История развития социальной работы в России

становление, объединение русского государства. Средоточием социальной

помощи являются церкви и монастыри. «Нищенство на Руси считалось не

экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним

из главных средств нравственного воспитания народа, практическим институтом

благонравия, состоящим при церкви»13, - считает П.Д. Павленок.

В 1551 году в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы

состоялось собрание высшего духовенства Русской православной церкви,

получившее название Стоглавого собора. Оно высказалось за то, чтобы

размещать нуждающихся в специальных местах – богадельнях. Царь Федор, Борис

Годунов, Василий Шуйский, будучи набожными, раздавали нищим деньги, снижали

цены на хлеб, раздавали его бесплатно. Идеи помощи нуждающимся проявляются

и в деяниях царей новой династии – Романовых. Михаил Федорович, Алексей

Михайлович также известны своей благотворительной деятельностью.

§ 4. Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2

половину XIX в.

Первые годы своего единоличного правления Петр I посвятил поиску

путей реформирования России. После Полтавской битвы он сразу же приступил к

реформам внутренней жизни страны.

Так какие же модели социальной помощи возникли благодаря реформам

Петра I? Помощь имела различные стратегии и поддержку: от материальных до

изменения сценариев жизни самих нуждающихся. Условно общественное призрение

I четверти XVIII в. можно классифицировать на 3 направления:

1) социально-философское;

2) социально-административное или реформистское;

3) социально-медицинское.

Социально-философское направление подготовило теоретическое

обоснование и предоставило проекты общественного призрения.

Социально-административное или реформистское направление указами,

инструкциями обязало государственные органы управления сформировать:

1) призрение детей, вдов, служащих;

2) попечение и опеку несовершеннолетних;

3) богадельни для людей, потерявших трудоспособность;

4) смирительные дома, работные дома (для прядильщиц),

странноприемницы;

5) губернские органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты);

6) профилактика нищенства;

7) школы для детей.

Социально-медицинское направление:

1) госпитали и «другие, где болезни лечат»;

2) лазареты;

3) дома для душевнобольных.

Законодательная ответственность, организация и финансирование

возлагались на святейший синод, магистраты, губернии, монастыри, городских

помещиков в своих селениях.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что в I четверти

XVIII в. реформами Петра I в области общественного призрения было положено

начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и

формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация,

реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество,

консультирование, обеспечение, опека и попечительство.

Перспективная модель социальной политики подводилась под аксиому:

во-первых, имела в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую

возможные изменения социальной ситуации;

во-вторых, в нее закладывались механизмы, реагирующие, улавливающие

такие изменения;

в-третьих, она была обязана предусматривать эффективно и четко

работающий административный аппарат, способный принимать «сигналы» и

преобразовывать их в соответствующие решения, программы и проекты.

Однако многие реформы Петра I проводились варварскими методами и до

предела обострили конфликт между государством и обществом. Демократизация

политической жизни не была осуществлена. Русский абсолютизм укрепил

крепостную зависимость.

«Много ошибок помрачают славу преобразователя России, но ему

остается честь пробуждения ее к силе и к сознанию силы…».14

Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине

II, которая в 1763 г. издает указ об открытии в Москве воспитательного дома

для детей-сирот военных в возрасте до 3 лет. В 1764 г. указ об

основании Воспитательного общества благородных девиц. Через год при нем

было открыто училище для девушек мещанского происхождения.

Продолжила дело Екатерины II жена сына, императрица Мария Федоровна,

которая возглавила императорские воспитательные дома и коммерческое училище

для мальчиков, основанное в Москве на средства А.Демидова.

К числу наиболее известных благотворительных заведений следует

отнести Императорское Человеколюбивое общество (1802), Ведомство учреждений

Императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. За

годы царствования Александра I, Обществом было основано 10 богоугодных

заведений в Петербурге и учреждено 6 попечительных

комитетов в Москве.

Таким образом, ко 2 половине XIX в. был накоплен большой опыт в деле

помощи нуждающимся, однако, оказался в значительной мере невостребованным

вплоть до наших дней.

В конце 90-х годов общество получило право устанавливать платные

должности для лиц, профессионально занимающихся благотворительной

деятельностью. Эти должности приравнивались к государственной службе. Этим

указом было положено начало профессиональному общественному призрению.

§ 5. Период общественного и частного призрения –

с конца XIX в. до начала ХХ в.

К этому периоду только в Москве существовало 628 богоугодных

заведений: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т.п.,

значительная часть которых содержалась на деньги московского купечества.

«Благотворительные занятия, - пишет В.А. Сущенко, - часто вызывались

к жизни именно мировоззренческо-нравственными принципами, осознанием

капиталистами того факта, что без улучшения жизни народных слоев невозможно

гармоничное развитие общества».15

Нищету и отсталость таким путем нельзя было ликвидировать, но «можно

было облегчить себе душу».16 Причины, побуждающие предпринимателей к

благотворительности крылись еще и в том, что все они были глубоко

«набожными людьми и в том, что они были молодыми».17 Отсутствие возможности

заслужить признание своей профессиональной деятельностью часто заставляло

их уходить в другие области.

Такую идеалистическую картину дает В.А. Сущенко. Среди

предпринимателей С.Д. Сидоров, его сын Михаил, В.Ф. Демидов и его сын (не

уральский Демидов), В.И. Клюшников и его сын Иосиф, Платановы, Бахрушины,

Агриппины, Абрикосовы, П.П. Демидов.

Крупным благотворительным заведением на рубеже XIX-ХХ вв. было

Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 135 домов. С 1897 г.

Попечительство издает журнал «Трудовая помощь».

Одним из первых в России специальных благотворительных обществ для

помощи бедным и обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в

1882 г. в Петербурге. Оно использовало различные формы помощи детям:

детские дома призрения, начальные школы, ремесленные училища.

Одно из почетных мест в истории российского меценатства принадлежит

фабриканту Павлу Михайловичу Третьякову.

В начале ХХ в. в стране было основано 82% всех благотворительных

заведений и 95% благотворительных обществ.

Однако мировые войны, голод, эпидемии давали самую высокую

смертность.

Как считают специалисты, нет оснований преувеличивать удельный вес

прогрессивных предпринимателей. Большая часть богатых равнодушно относилась

к простым людям, их собратьям по торгово-промыщленному классу.

Многочисленные благотворительные общества и учреждения в какой-то

мере компенсировали слабость социальной политики царской власти.

§ 6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.

В первые послереволюционные годы деятельность Советского

правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся.

С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай

безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай

болезни».

В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был

преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что

вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем

государственной политики в области социальной помощи.

Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского

обслуживания населения.

Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального

обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном

обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г.

20-30-е гг. – борьба с детской беспризорностью;

1923 г. – стали создаваться кооперативные организации инвалидов;

1923 г. – Всероссийское общество слепых;

1926 г. – Всероссийское общество глухонемых;

1928 г. – пенсии по старости рабочим текстильной

промышленности;

1929 г. – введены пенсии по старости для рабочих тяжелой

промышленности и транспорта,

26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке

назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего

начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы

для матерей и беременных.

После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику.

Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост

промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной

платы.

К середине 80-х гг. с 10 до 20% был увеличен размер надбавки к

пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на

одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50% на лекарства

пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск.

Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране

назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной

части – социального обеспечения.

Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а

также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.

§ 7. Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах

Причины развития социальной помощи и поддержки населения

Социальная работа как профессиональная деятельность начинает

складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и

созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост

социальных проблем в обществе, которые возникли к результате распада

единого социального, экономического и геополитического пространства. В

обществе появились тенденции, ранее не характерные для него:

. снижение уровня жизни;

. безработица;

. вынужденная миграция населения;

. профессиональное нищенство;

. криминогенная обстановка;

. падение уровня рождаемости;

. распад института семьи и брака.

Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в

результате проводимой социальной и экономической политики, повышения

потребительских цен и снижение доходов населения. По отношению к 1990 г.

платные услуги населения составили в 1993 г. 39%, а покупательная

способность денежных сбережений – 97%. С 1990 по 1993 гг. дефлятор

валового внутреннего продукта вырос в 410 раз. В январе-июле 1992 г.

Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих

граждан, из них 71% составляли женщины. По оценке других экспертов,

численность безработных составляла: в 1992 г. – 3594 тыс. человек, в

1993 г. – 4120 тыс., в 1994 г. – 5300 тыс. Несмотря на существенное

расхождение в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы

повлек за собой изменение динамики преступности. Так, если в 1986 г. в

России зарегистрировано 1 338 424 преступления, то в 1991 г. эта цифра

составила 2 173 074 (по другим источникам, в 1991 г. – 2173,1 тыс.

преступлений, в 1992 г. – 2760,7 тыс., в 1993 г. – 2799,6).

В конце 80-х гг. в России появляются беженцы – лица, которые

вынуждены покинуть места постоянного проживания вследствие совершенного в

отношении них насилия или преследования по признаку национальной

принадлежности, вероисповедания, политических убеждений. На территории

России в 1989 г. появляются беженцы из Узбекистана – более 20 тыс. турок-

месхетинцев. К 1992 г. в Российской Федерации зарегистрировано 222 тыс.

беженцев из стран Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция

населения привела к осложнению социально-экономической и политической

обстановки в регионах.18

Сложная социально-экономическая ситуация не могла не отразиться на

институте брака и семьи. По сравнению с 1991 г. сокращается число браков и

увеличивается число разводов. Так, если в 1991 г. на 1277,2 тыс. браков

было 597,9 тыс. разводов, то в 1994 г. – на 1080,6 тыс. – 680,5 тыс.

соответственно. Такая тенденция сохраняется и в настоящее время.19

Сохраняется устойчивая тенденция роста рождения детей вне института

семьи и брака, а также детей-отказников, т.е. детей, которых матери по тем

или иным причинам оставили в родильных домах. Если доля детей, родившихся

вне брака, в общем числе родившихся в 1988 г. составляла 12,96%, то в 1994

г. – 19,60%, причем это происходило на фоне падения общей численности

рождений. В целом уровень рождаемости по России только в 1988-1992 гг.

сократился на 38%.20

Экономические и социальные программы начала 90-х гг.

В этих условиях Правительством разрабатываются экономические и

социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на

выход России из кризиса. Программа в сфере экономики предусматривала целый

ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются:

. либерализация цен;

. сокращение бюджетного дефицита;

. снижение дотаций убыточным предприятиям;

. введение прогрессивных налогов;

. сокращение военных расходов.

В условиях социально-экономической нестабильности происходит

снижение инвестиций и в социальную сферу. В частности, по официальным

данным к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию

домов-интернатов для инвалидов и престарелых – до 69%, детских дошкольных

учреждений – до 76%, общеобразовательных школ – до 80%.21

Стихийные процессы и процессы, связанные с попытками стабилизировать

социально-экономическую ситуацию, выдвинули на первый план задачи защиты и

поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделить

приоритетные группы населения, которым в первую очередь должна оказываться

всесторонняя поддержка. К ним относились дети, пенсионеры, инвалиды,

беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас). Поэтому в декабре

1991 г. президентским указом «О дополнительных мерах по социальной

поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти

предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки

населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и

др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

Для формирования финансовых источников предполагалось создать

Республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения,

которые бы образовывались за «счет средств остатков продукции и товаров,

части доходов от приватизации, а также от деятельности предприятий,

организуемых ими денежно-вещевых лотерей, аукционов, добровольных взносов

предприятий, учреждений и организаций, иностранных юридических и физических

лиц, гуманитарной помощи, других поступлений…».

Правительству Российской Федерации предложено определить порядок

адресного направления гуманитарной помощи, а Министерству социальной защиты

населения (ныне Министерство труда и социального развития) определить

размеры бюджетных и внебюджетных средств в Республиканский и

территориальные фонды.

В начале 1992 г. происходит переориентация в поступлении финансовых

средств в Республиканский и территориальные фонды. Согласно решению

Правительства России, они должны формироваться за счет денежных средств

КПСС и Коммунистической партии РСФСР. Другую часть средств данного фонда

составляют отчисления правительств республик, входящих в состав РФ, органов

исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов

Москвы и Санкт-Петербурга, которые должны направлять средства от дооценки

товаров и продукции (25%) и от приватизации государственного и

муниципального имущества (10%). Принимается ряд законодательных мер в

области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О

государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране

материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного

обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в

г. Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей»

(7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21

апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных

выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25

законов, направленных на защиту граждан.

В области охраны материнства и детства принимаются специальные указы

Президента и постановления Правительства. Указы Президента «О мерах по

социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по

реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в

90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г.

предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению.

Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам,

военнослужащим, уволенным в запас.

В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений

в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального

обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об

управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные

средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет

страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми

владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты

независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату

социального страхования взял на себя Фонд социального страхования.

В условиях массового высвобождения работников в связи с частичной

или полной ликвидацией некоторых предприятий, учреждений, организаций

предлагалась определенная программа по содействию занятости. Среди

важнейших мероприятий – сокращение рабочего времени без сокращения

численности рабочих, льготы и компенсации высвобожденным работникам,

переквалификация до наступления срока расторжения трудового договора,

временное приостановление найма новых работников и др.

Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений

затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация

инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом

предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на

разные предприятия независимо от форм собственности). Тем самым можно

отметить, что трудовая реабилитация инвалидов в этот период носит характер

вынужденных мер, используемых правительством России ранее, в 20-30-х годах.

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления

деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты

нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось

улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми,

малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения

предусматривались индексации пенсий в зависимости от роста цен на

потребительские товары, меры социального страхования, развитие

негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства

– совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На

региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий

оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось

развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло

развитие специализированных территориальных социальных служб и различных

видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

В этом же году утверждается федеральная программа «Дети России». Она

включала в себя серию целевых программ: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети

Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». В

состав целевых программ были включены дополнительные программы – «Одаренные

дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и

вынужденных переселенцев». Предполагалось, что средства на эти программы

могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и

зарубежных неправительственных организаций.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании

граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре – «Об основах

социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой

законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением

Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных

государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого

возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.