реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов

матеью и детьми с другой, которые образуют центр семьи в современном

обществе.Изучение того, как выражается половая идентификация личности

во взрослой жизни, поможет выявить,как женщины и мужчины создают или

хотят создать межличностные связи,которые лежат в основе сформировавшей

их семейной стрктуры и воспроизводят ее.

Решая проблему возпроизводства половых различий , психоанализ, как

теория гетеросексуального развития исходит из того, что ребенок

подсознательно индентифицирует себя с родителем своего пола.Задавшись

вопросом, почему женщины хотят быть матерями, Чодороу отвергла

концепцию женского материнского поведения как инстинктивного

“природного”, врожденного или генетически закрепленного в результате

эволюции.Вместе с тем социальные теории материнства также не

представляются убедительными.Невозможно говорить о том что женщины,

подталкиваемые обществом, сами “входят” в гендерные роли, в том числе

материнскую, потому что это означало бы, что гендерные роли могут

избираться.К тому времени, когда индивидуум достаточно созрел для

какого-либо выбора , не говоря о таком фундаментальном, как выбор

социополовых ролей, он уже наделен половым самосознанием.

Как и современные французские феминистки Чодороу считает, что

центральным элементом при формировании отдельности и идентичности

личности является образ матери.Теория “возпроизводства материнства”

описывает каким образом половое разделение труда в соединении с

особенностями психического развития в доэдиповом периоде поощряет к

материнству девочек и отстраняет от него мальчиков.Как полагает

Чодороу, современная нуклеарная семья характеризуется асимметричной

структурой родительства с таким разделением труда, при котором женщины

“материнствуют”, а мужчины нет.Термин “материнства” употребляется ею

менее всего в значении физиологической функции вынашивания, рождения и

грудного вскармливания ребенкаи более всего в смысле социальной

деятельности по воспроизводству членов сообщества требующих импатии с

ребенком.Эта деятельность имеет одной из своих целей такое усвоение

новым поколением ценностей и установок сообщества, при котором сама его

организация, а также позиция в нем индивидуума будут считаться им

“естественными” и не окажутся подвергнуты сомнению.Асимметричная

организация родительства (“материнства”) способствует такой динамике

идентификации при которой только девочки (но не мальчики) усваивают

личностные черты, необходимые для социального материнства:

привязанность, включенность в личные отношения, импатию, идентифицируя

с материальным они вырастают менее отсраненными, ориентированными на

других и на привязанность к ним, потому что роль матери в семье

предпологает тесную связь с другими, мальчики же подавляют свои

эмоциональные потребности и привязанности.

Идентифицируют себя с отцами, они вырастают эмоционально

“твердолобыми”, отстраненными (удаленными) от других, потому что

организация семьи такова, что отец значительную чать времени проводит

вне дома:он физически удален.Войдя в эдипов период отделение от матери,

мальчики начинают подавлять свои эмоциональные потребности и

привязанности ; этот болезненный процесс облегчается осознанием

необходимости идентификации с мужчинами (отцом) для достижения власти.

Асимметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада

(очевидно, потому, что эта деятельность не имеет рыночной стоимости)

презрение общества к женской работе помогает мальчику определить себя в

оппозицию к женскому полу, представительницей которой является мать.

Теория Чодороу ориентирована на идентификационную перспективу с ее

акцентом на бессознательные психические процессы.Отличия же от

традиционного психоанализа в том что она помещает процессы

идентификации в контекст полового разделения труда в семье и обществе,

то есть используют как психоаналитическую, так и социологическую

парадигму.Чодороу устанавливает связь между гендерной идентичностью и

структурой семьи, характерную для западно-капиталистического общества,

но такая модель семьи не является универсальной, потому, возможно, что

эта теория приложима тоько к семьям с традиционным разделением труда.Во

всяком случае критики Чодороу ставят уместный вопрос, имеет ли она

ввиду только белую семью среднего класса и как в таком случае обстоят

дела в других культурах.Чодороу полагает, что исключительно женское

материнство имеет своими последствиями, как различия психики мужчины и

женщины, так и воспроизводству структуры общества, в которой они

обладают неравными статусами.Теория воспроизводства материнства,

обьясняя , каким образом “гендерная личность” воссоздается через

социальную структуру семьи, логично предпологает, что только ее

изменение, то есть “двойное родительство”, приведет к трансформации

общества.В нем мужчины, так же как и женщины будут эмоционально

открытыми, а женщины так же как и мужчины обретут полную личную

автономию.

Эта концептуальная структура и есть то,что феминистки ориентированные

ученые - социологи обозначали как «система пол – гендер»

Традиционные(не феминистские) культурные концепции рассматривают

мужское иженское как категории не только противоположные, но и

полностью взаимоисключающие.При помощи этих категорий за всеми

человеческими существами закреплено строго определенное место.Такие

культурные концепции основывают гендерную.символическую систему,или

систему значений внутри каждой культуры.Именно эта система связывает

пол с культурным содержанием в соответствии с социальными установками и

иерархиями.(1)

Джоан Хубер социолог и антрополог вошла в академическуюдискуссию о

социально – половой стратификации с теорией,которая может дать отвкт на

многие вопросы,касающиеся производства и распределения экономических

ресурсов и регулирования сексуальности.

Все многообразие теорий, обьясняющих различие и неравенство полов,

подразделяется на две школы:биогенетическую и биокультурную.Первое

обосновывает различие в поведении мужчин и женщин биологическими и

генетическими факторами:аргументация сосредотачивается вокруг

гармональных различий, размеров тела,силы, большой развитости правого

или левого полушария мозга и далее.Одни считают эти различия и

соответственно мужское доминирование «исконным»,другие

(например,О.Уилсон) сформированными в процессе эволюции, но все равно

неизбежными и необходимыми для выживания вида.Вторая школа

биокультурная – представлена растущим количеством исторических и

антропологических исследований.(21) .

------------------------------------------------------------------------

----------------------------Окончание второго тысячелетия

ознаменовадлсьпоявлением нового понятия в сфере прав человека «гендер».

Гендер-не имеет окончательного определения ,его рассматривают как целый

комплекс понятий,-что является не недостаток или проблема а, скорее

особенность самого понятия.

Гендерные исследования ассиметричны и носят политическую окраску.В

англосаксонских странах понятия «феминистские исследования», «гендерные

исследования», «исследования по проблемам женщин» часто считаются

синонимичными.

Изучая материалы по гендерным исследованиям, я сталкнулась с проблемой

гендерного неравенства.По моему мнению,(я против феминизма) как

мужчины, так и женщины равны в своих правах защиты: женщины в

женских,мужчины в мужских-общих прав человека.Хотя трудно поспорить с

тем,что видимость управления миром создают мужчины;но если серьезно

задуматься и проанализировать все события происходящие в истории, то

окажется, что « один монарх обьявил войну, потому что был пьян от

счастья любви или, что очередная победа была вызвана капризом

фаворитки…»(5)

«…если феминистка добивается чего-то при помощи громких воплей, кулаков

и «когтей», то нормальная женщина получает тоже самое, не прилагая

видимых усилий, просто улыбаясь».(6)

Несмотря на то, что наш век-это век, в котором наиболее развернуты

горизонты восприятия мира,расширение коммуникации благодаря интернету,

люди очень остро чувствуют проблему одиночества..И по моему мнению, о

чем действительно следует задуматься современному обществу-это о

глобальности и маштабности проблемы: разобщенности людей,мужчин и

женщинт,насколько остро стоит проблема одиночества, причиной которой

является страх в широком смысле, который выражен также неуверенностью

за завтрашний день (т.е. обусловлен экономическим положением в стране)

Страх делает человека недоброжелательным, озлобленным и циничным.

В своем исследовании я очень серьезно столкнулась с проблемой

одиночества, и как причиной его-страхом, в широком смысле .Причем

мужчины,в силу своего статуса «сильной» половины человечества и роли

«главы» наиболее подвержены ему.Страх прежде всего

за:безперспективность будущего, реализации себя, своих мужских

функций, прежде всего-добытчика(охотника), возможности обеспечить

себя и свою семью, будущую семью.Мужчинам тяжело чувствовать себя

мужчинами в нашем обществе; отсюда их «пролонгированный

инфантилиз»(9),безинициативность и бездеятельность с «упованием на

небеса».

Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих

стереотипов, личностных комплексов, сформированных в результате

экономических и социальных изменений в обществе.Это эффект «выученной

беспомощности».Большинство людей недооценивают те, пусть и

небольшие,возможности изменения собственной жизни или ситуаци вокруг

них,которые у них реально имеются.Человек уже сам стремится избежать

жизненных перемен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают

брать ответственность на себя, требуют поиска.С эффектом выученной

беспомощности и так называемый пролонгированный инфантилизм, который

проявляется прежде всегов боязни ответственности и в бегстве от нее, в

стремлении переложить его на другого.(22)

Период, в котором мы сейчас находимся,принято называть переходным.В

связи с экономическими изменениями,происходит социальное расслоение

общества на бедных и богатых,культ денег формирует стереотип «За деньги

можно купить все,- и любую».

С одной стороны цинизм(богатых), от резкой вседозволенности, что «все

продается и все покупается»; с другой стороны цинизм поражденный

страхом бесперспективности, что «ничего нельзя».

ГЛАВА 2

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СЧАСТЬЯ.

Гендерные аспекты культуры.

Культура-способ организации и развития человеческой жизнедеятельности,

представленный в продуктах материального и духовного труда(системах

ценностей,норм,традиций,деятельности специальных институтов);сфера

общественной жизни;характеристика особенного в сознании и поедении

индивида,группы,общности.(23)

Бинарногенетический характер культуры, как бы повторяющий

бинарногенетический характер живой природы, позволяет условно разделить

все культурные явления на два типа W («женские», романтические»,

«правополушарные» и т.д.) и M («мужские», «классицистические»,

«левополушарные» и т.д.) и рассматривать каждое из них как своего рода

«гибрид» (продукт синтеза), обраазующийся вследствие неаддитивных

взаимодействий признаков обоих типов.Однако родственный характер

моделей самодвижения жизни и самодвижения культуры вовсе не дает

оснований для терминологической адекватности целого ряда базовых

понятий, применяемых в отношении жизни(биологии) и культуры.

Когда мы говорим «женская» культура W, то не имеем в виду «культуру

женщин», а когда говорим «мужская» культура М – «культуру мужчин».Слова

«женское» и «мужское» выполняют здесь чисто символическую функцию, они

шире своих биологических значений.W- это не только «женское», но и

«романтическое»,»правополушарное» и т.д;М- не только (а подчас и не

столько) «мужское», но и «классицистическое», «левополушарное» и

т.д.Точно так же аристотелевы категории пространства (места) и времени

применительно к культуре обретают иной смысл, нежели а применении к

физическим, химическим.биологическим и иным процессам.Способность,

обозначая разное, становиться другим-имманентное свойство культурных

мультиплетов и культурной мультипликации в целом.(3)(16)

В символике многих народов «женское»(W) начало соответствует

«пассивному» принципу природы, а также «бессознательному»,

«эмоциональному», «интеллектуальному», «импульсивному», товественному

за отклонение историко- культурного движения от своцственной «мужскому»

началу прямолинейности 1 (24).Здесь важно отметить, что «женское» и

олицетворяет «добродетель»(«порок» в иной культурной интерпретации), и

представляет собой аритепический образ «высокой степени

сложности»(18)(4,с.195), что расходится как с житейскими, так и со

многими социокультурными представлениями о женском начале.Постоянно

иметь в виду смысловые различия между «биологическим» и «культурным», с

одной стороны, и культургенетическим и историко-культурным

(культуркинетическим)- с другой, важно прирассмотреии любого

культурного явления в рамках дихотомии синхроническое/диахроническое-

этого самой природойй вещей подсказанного бинарного инструмента, вот

уже несколько десятилетий успешно применяемого современной

компаративистикой.Идеи сознания альтернативных енских «наук»(19)5) и

сепаратной «женской культуры»(20)6), идеи выведения женской духовности

из»сферы молчания»(21)7), связанные с феминстическим движением,

обусловленным, в свой черед длительной социальной дискриминацией

женщин, игнорируют эти релятивистские (т.е. «женские» по своей

культурной природе) различия и по своей культурной направленности носят

как раз чисто «мужской»(т.е. классицистический) характер с его

прямолинейным, однозначным, реалистическим (можно даже сказать

“социалистическим ”)Толкование “культурного” как “жизненного”, хотя и

исходят от представительниц женского пола.

На самом деле во всех этих женских идеях и призывах к политическому

(культурно-социо-политическому) противостоянию мужскому культурному

началу слишком много чисто мужского: рационального, императивного.Сама

убежденность в том, что культура может быть “построена” любым,

независимым от природы вещей образом, что человеческая воля действует

не внутри природно культурных детерминант, но в ничем не ограниченном

свободном пространстве, сродни утопическим (тоже, кстати, чисто мужским

культурным отношением) намерением “сказку сделать былью ”.Но в

действительности мужское и женское начало в культуре проявляют себя

постоянно и совершенно независимо от пола и человеческих усилий, как

независимо от них рождаются примерно в равных количествах дети мужского

и женского пола.В человеческих силах, однако, реализовать мужскую,

например культуру классицистическую античность или как один из

тоталитарных режимов 20-го века (22)8).

Само понятие “гендерный” введено в социологический обиход, как мы уже

говорили, теоретиками феминизма, подчеркивающими необходимость

рассматривать не опыт пола (SEX), но опыт рода соотнесенный с культурно-

психологическими характеристиками, зачастую совпадающие с их

культургенетической интерпретацией.Так, спецефическое понимание

“объективности” складывающиеся через научные представления, как и

“схемы рационального контроля” , исследователи феминизма справедливо

относят к “маскулинистской ориентации” (21)7).Нацеленность ряда

социологических концепций феминизма на плюралистическое общество,

построенное не по сложно-подчиненному, но по сложно-сочиненному

принципу, исключающему любые формы господства, насилия и подавления

личности, обеспечивающему равенство между мужчиной и женщиной, внутри

каждой из половых групп, между взрослыми и детьми, вполне очевидно

соответствует женскому началу в культуре.Близость ряда феминистических

установок установкам экологических движений и признания равенства полов

на основе “общей сущности” (23)9) Так же обнаруживают их собственно

культурную направленность.

В словаре В.Даля 4 слова – муж,жена, пол, род-как бы концентрируют

смысловые особенности гендерной проблематики в их конкретной

русскоязычной специфики и наднациональной культургенетической общности,

описываемые четырьмя же ключевыми словами : архетипичность,

антитетичность, голографичность, цикличность (17)2).Муж (мужчина)

обычно символизирует левое , а женщина (жена) – правое : “правая бровь

чешется, кланяться мужчине, левая - женщине” (Народное поверье) ;

“Мужичок или мужчинка – так называется левый сошник косули, служащий

отрезом оправы – “женка”, отворачивает пласт”.Мужчина символизирует

выходящее или направленное вовне, внешнее , экзотерическое,

экстравертное, а женщина – входящее или направленное внутрь, внутренее,

эзотерическое, интровертное: “Мужик да собака всегда на двор, а баба да

кошка завсегда в избе”;

“Едет женщина родня - растворяй ворота, едет мужская родня – запмрай

ворота!”.Женщина в соответствии с общесимволическимми представлениями о

женском,выступает как деформирующее,изменяющее начало:”женится”,

переменится”, жениться, переродиться”.Род-слово мужского рода и

предусматривает сложно-подчиненную, иерархическую зависимость:”вид

подчинен роду, как порода виду”.”Мужевать,-читаем у Даля,-обсуждать

здоаво(т.е. рационально.-А.Ч,-Р.)как должно мужу”.Все эти

характеристики находятся в полном соответствии с культургенетическими

признаками W-М.

Что касается общезначимых для культуры четыре ключевых

понятий,составляющих основу концепции четырех принципов,то у Даля в

статьях, посвященным словам «муж», «жена», «пол», «рол»,их также

раскрывают,главным образом, примеры из русского фольклора.Своего рода

архитепический вариант алхимического гармофродита обнаруживает себя в

одном из заговоров:»Нимужик,ни баба,ни молодец, ни девица, ни пожилой,

ни старый

Говоря словами Лорети, система пол-гендер (гендерная система) является

одновременно и социокультурным конструктом,и семиотическим

инструментом,системой представлений,которая приписывает

значения(идентификацию,престиж,статус в социальной иерархии)

индивидуумам в обществе.(24)16)

Если говорить о гендере в широком смысле, то термин включает в себя

сложную систему,иными словами , это конструкция концептуальная и

основанная на опыте,индивидуальная и общественная кросс-культурная и

специфически культурная, физическая и духовная , а также

политическая.То есть она является отражением жизни в мире.создавшем нас

не просто людьми,но всегда женщиной или мужчиной.В мире,где любое

различие или разделение находятся в системе строгих иерархических и

доминирующих отношений.

Гендерные, бинарные и дуальные аспекты тесно переплетаются в истории

мировой культуры:инь-янь, манихейство, гностицизм, Король и Королева

алхимии, материя-дух Р.Декарта, тезис-антитезис Гегеля, сознательное-

бессознательное З.Фркйда и т.д.В знаковой системе W-М дуализм

(биполярность) формальных и других характеристик,а также

интеллектуально-психологических установок (особенностей менталитета) с

учетом античных представлений, а также дихотомий, предложенных

В.Гумбольдом для языкознания(21/25), Г.Вельфлиным для искусствознания),

П.Чаадаевым, В.Муравьевым, К.Юнгом и М.Буберомдля культуры в целом,

может быть представлен,например, в следующем виде:

ХАРАКТЕРИСТИКИ

| W | M |

|Женское |Мужское |

|Темное |Светлое |

|Смутное |Ясное |

|Дионисийское |Аполлоническое |

|Низкое |Высокое |

|Сложно-сочиненнон |Сложно-подчиненное |

|Коллективное |Индивидуальное |

|Свобода в несвободе |Свобода как(осознанная) |

|Подвижное |Устойчивое |

|Стихийное |Логически упорядоченное |

|Бытование |Бытие |

|Иррационализм |Рационализм |

|Экспрессионизм |Реализм |

|Мистицизм |Позитивизм |

|Реальность иллюзорности |Иллюзорность реальности |

Особенности менталитета

Мир идеален

Мир реален

Идеал недостижим

Идеал достигаем

Религиозность

Атеистичность

Жизнь (движение) как смысл жизни Цель как смысл

жизни

Истина непостижима

Истина познаваема

Иронически-рефлектирующий смех Смех обличающий или развлекающий

Склонность к синтезу

Склонность к анализу

«Безобразное»(деформированное,больное) Прекрасное,(здоровое)

Мир многозначен

Истина едина

Мир зримопостигаем (постигаем чувствами) Мир умопостигаем.

Здесь важно, с одной стороны, подчеркнуть относительность приведенных

характеристик, а с другой- их явную соотносимость с характеристиками

правополушарого(W) и левополушарного(М) мышления (28/31):

Правополушарное мышление Левополушарное мышление

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.