реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов

Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение…………………………………………………………..……2

Глава. 1. Методологические подходы к исследованию

Гендерных неравенств……………………………………….……...4

Глава. 2.Социологические аспекты гендерных

Стереотипов счастья…………………………………………………19

Глава 3.Социальные алгоритмы поиска счастья.

Результаты исследования...…………………………………………57

Заключение.…………………………………………………………….69

Список использованной литературы…………………………………71

Введение

Украина сейчас переживает трудный процес трансформирования

економических, социально-политических, духовно-моральных отношений как

внутренних, так и внешних, стремясь стать полноправным членом

международного сообщества. Достижение этой цели связано с решением

целого ряда задач, которые требуют обьединения всех сил общества

.Основой обьединения может быть защита и поддержка прав человека, одним

из главных направлений, является обеспечение равенства и равноправия

мужчин и женщин.(1) На современном этапе развития социальной науки

гендерная проблематика является достаточно актуальнй. Изменения,

которые охватили все сферы украинского социума, переориентировали

существующие еще в советские времена существующие стереотипы гендерного

поведения.(2)

У ст.24 Конституция Украины провозглашает равенство прав мужчин и

женщин во всех сферах общественной жизни .

И не случайно окончание второго тысячелетия ознаменовалось появлением

нового понятия в сфере прав человека-«гендер», «гендерный», которое

все активнее входит в язык официальных документов.С принятием новой

конституции Украины появилась законодательная база для консенсусу

статей.Разрабатывается новое законодательство, которое содействует

реализации конституции- законодательного статуса женщин во имя

поддержки баланса между половинами общества.

Гедерною терминологиею сейчас пользуются исследователи на международных

гендерных конференциях, ученые разных вузовских гендерных лабораторий и

институтов, эксперты, методологи и другие .(3)

Дипломная работа «Женщина и Мужчина в поисках гармонии.Анализ

гендерных стереотипов» состоит из введения, трех глав:

1. «Методологические подходы к исследованию гендерных неравенств».

2. «Социологические аспекты гендерных стереотипов счастья».

3. «Социальные алгоритмы поиска счастья.Результаты

исследования»; и заключения.

ЦЕЛЬ-выявить наиболее распространенные «мужские» и «женские» стереотипы

относительно: 1) любви; 2) идеальных отношений;

3) счастья; 4) своего и противоположного пола.

ЗАДАЧА: 1) проанализировать доступные результаты исследований гендерных

стереотипов; 2) провести самостоятельное исследование методом

глубинного интервью и выделить из «речи» респондентов.

ГИПОТЕЗА- 1) стереотипы часто играют роль стихийного «регулятора»

межличностных отношений, воспринимаемого людьми как «опыт» предыдущих

поколений.

2) воспроизводство стереотипов происходит как попытка «обьяснить» или

«преодолеть» одиночество.

3) стереотипы часто мешают преодолению одиночества.

ГЛАВА 1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ НЕРАВЕНСТВ.

Мощная волна женского движения на Западе конца 60х начала 70х годов

дала толчек развитию исследований,которые теперь называются гендерными.

Определение гендера(gender) как социокультурного пола мало,что

обьясняет тем,кто специально не интересовался гендерным подходом в

современных исследованиях(в основном феминистских).Гендер- одно из

центральных и фундаментальных понятий современного общества-нуждается в

осмыслении,актуальность которого очевидна.Хотелось бы немного раскрыть

понятия гендера.

В последнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий.И

то,что гендер не имеет окончательного определения,- не недостаток или

проблема а,скорее,особенность самого понятия.Само слово не имеет в

русском языке адекватного перевода,а его написание и произношение

скалькировано с английского:gender”-“гендер»-«пол».(5)

Социология пола-англ. Sociologi of sex.

Отрасль социологии,изучающая закономерности дифференциации мужских и

женских ролей и статусов разделения труда между полами,их культурные

символы исоциально-психологические стереотипы,а также их влияние на

различные аспекты социального поведения.(6)

Гендер – одно из основных понятий современной социологии,которое

обозначает ролевые социальные ожидания представителей разного пола друг

от друга.Гендер в отличие от понятия пола касается не сугубо

физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины,а

социально сформированых черт,присущих «женственности»(feminity) и

«мужественности»(masculinity).

В социологическом энциклопедическом словаре можно увидеть,что «пол»

имеет два значения.

Первое - совокупность морфологических и физиологических

особенностей.

Второе - комплекс сомантических, репродуктивных, социокультурных и

поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и

правовой статус мужчины иженщины.(7)

Если пол детерминирован биологически,то гендер (род) конструируется

культурно.Существуют,таким образом два пола(мужской и женский) и два

гендера(маскулиный и феминый).Принципиальный вопрос состоит в

том,соотносится ли гендер как социально сконструированный феномен с

биологией или детерминируется ею.Например,в 20 веке предполагали,что

женская активность детерминируется анатомическим строением и функциями

в процессе воспроизводства.Эти взгляды позже оспорили

феминистки.Антропологи доказали культурную специфику представлений о

гендере, сексуальности и половых ролях.Например,М.Мид в кросс-

культурном исследовании показала,что социальные задачи ,возлагаемые на

себя мужчинами и женщинами,чрезвычайно различаются.НЕ существует единой

для всех общественной связи между социальными ролями и биологическим

полом.Социальные психологи практиковали гендерную идентификацию скорее

как продукт детского восприятия,нежели как биологическую заданность.

Считается,что впервые термин «гендер»-был введен в науку американским

психоаналитиком Робертом Столлером,когда в 1968 году был опубликован

его труд «Пол и гендер»: про развитие мужественности и женственности.По

мнению Р.Столлера,гендер-это понятие,которое основывается на

психологических и культурных обьяснениях достаточно независимых от

тех,которые трактуют(биологический) пол.Другими словами,совсем не

обязательно прямо связывать бытие женщины с бытием «женственности» и

бытие мужчины с «мужественным» поведением.Такой подход в

рассмотрении социального поведения людей,в дальнейшем был поддержан

многими социологами , в особенности феминистского направления,получил

название «гендер» и основал новое направление социальных исследований-

«гендерные исследования».

Гендерные исследования –это исследования способов отображения

социального понимания половых различий ,исследования существования

рода в виде значений и смысла: в зависимости от разделения по признаку

пола в социальных организациях и институтах (рынок труда ,семья

,обазование) нормативных значений ,которые выражаются в политических

научных и религиозных доктринах;символов;значений личного восприятия.)

Гендеоные исследования -часто сводят к изучению тольколишь социального

статуса женщин (в ангосаксонских странах понятия «феминистские

исследования», «гендерные исследования»,та «исследования по проблемам

женщин» часто считаются синонимичными.(2)

В социологии действительно в гендерныех исследованиях больше уделяется

внимание женскому вопрсу.Интересно отметить,что несмотря на то,что

гендер-допускает изучение как женщин так и мужчин,основным стержнем

практически всех изученых гендерных исследований остается женский

вопрос.Так,в монографии Светланы Хрисановой (2001года),которая является

одной из первых работ по гендерной проблематике и выявлению позитивной

роли ООН и дают возможность читателю составить собственное

представление об изменении роли женщин в жизни украинского общества и

содействии мужчин этому процессу.(9)

Также из докладов конференции «Женские миры-99»

//(с 20 по 26 июня 1999года в Тромсе (Норвегия) проходил 7й

Международный конгресс женщин « Женские миры-99 » крупнейшее событие в

области гендерных и женских исследований. )//уже принимало участие

немало мужчин,говорит о том,что идея феминизма-это отнють не только

женское явление.Например,Майкл Кауфман занимается исследованиями уже 18

лет и известен как автор нескольких книг о проблемах становления

маскулинности,социализации мужчины,иерархической структуры

взаимоотношений мужчины и женщины.В выступлении он подчеркнул ,что

мужчины должны нести ответственность за свои дела и поступки ,не вести

себя «как дети»,пытаясь доказать свою правоту , «потому что –они

мужчины».Кауфман говорил о необходимости пересмотра традиционных

стереотипов маскулинности и отказа мужчин от своих

привилегий,связанных с властью.Мужчина и Женщина должны работать

вместе во имя будущего.

«Самая известная женщина стран ислама», «леди-

мудрость»,писательница,феминистка Наваль аль Саадави сказала «Нам всем

необходимы справедливость ,свобода,реальная демократия и мир.Женщины

хотят сделать мир гуманным, и они будут делать его таким потому ,потому

что мы все живем в одном и том же мире».

С конца 1970х- нач. 1980х годов конференции, семинары и встречи по

данной проблематике проводятся в мире достаточно широко.Они обычно

посвящаются какой-либо из гуманитарных или общесивенных

дисциплин(истории, литературе, социологии, политологии).(10)

По материалам Третьей Российской летней школы по женским и

гендерным исследованиям в 1999 году,где возникла шуточная «речевка»:

«Гендер- сила , гендер-власть, ниже пола не упасть!», точно определяет

и бесстрашие тех, кто берется за изучение новой темы (теории

социального пола ), и ее растущую научную значимость.Проведение

регулярных летних школ по женским и гендерным исследованиям –это

попытка создать модель новой дисциплины, обьединяющей методы, подходы

и « технологии » разных гуманитарных наук.Гендерный подход к изучению

социальных и исторических , этнопсихологических и культурных явлений

все более уверенно заявляет о себе во многих научных направлениях в

десятках стран.(11)

Из статьи доктора социологических наук Г.Г.Силласте:

Этой теме («Гендерная социология в познании общественно – экономической

жизни») был посвящен «круглый стол»,состоявшийся 16 февраля в

финансовой академии при Правительстве РФ.Его организаторами явились

кафедра социологии,редколегия журнала «Социологические исследования»,

Исследовательский комитет по гендерной социологии Российского общества

социологов,Международная ассоциация «Женщины и развитие».Были

рассмотрены различные аспекты развития гендерных исследований ,раскрыт

накопленный опыт освещения гендерной тематики.(12)

Гармонизация отношений двух равноценных и равнозначных половин

человечества (гендерных отношений) с целью более полного раскрытия их

потенциала во имя прогресса общества – найважнейшая задача

современного мирового сообщства.Поэтому диалектическое единство

мужчины и женщины таит в себе,с одной стороны ,проявление обьективных

процессов выравнивание возможностей женщин и мужчин , а сдругой

–проявление ноаой идеологии современной социальной жизни –

гендерной идеологии.

Выдающаяся роль в этом историческом процессе выпала Четвертой

Всемирной конференции по положению женщин (Пекин 1995) которая прошла

под эгидой ООН.Она вошла в историю конца 20 века как родоначальница

гендерной идеи ,основывающейся на конструктивном взаимодействии

мужчин и женщин во имя ликвидации дискриминации и высвобождение их

духовно-интеллектуального потенциала.Другим выдающимся социологическим

шагом конференции стало официальное представление мировому

сообществу гендерного подхода к анализу ,прогнозированию,планированию и

организации жизни общества как эффективного инструмента ликвидации

гендерных принципов ООН назвала государство.(13)

С Пекинской декларации 1995 года: «Мы принимаем и как правительство

обязуемся выполнять Платформу действий,следя за тем ,чтобы гендерные

аспекты находили отображения во всех наших стратегиях и

программах».(14)

По мнению ведущих современных социологов, мы живем в эпоху

ошеломляющих социальных изменений,отмеченных трансформациями,которые

радикально отличаются от трансформаций прежних периодов.

Мир людей,живущих в 21 веке ,значительно отличается от мира

предшественников.Раздвинулись не только горизонты восприятия мира от

локальной среды типа поселения до планетарного масштаба ,но и средства

познания и общения между людьми.Лицо века,проявляющееся в достижениях

технической цивилизации,ускорении и усилении разнообразия

общественной жизни,неизменно связывают со способностями

человека,разделением и специализацией общественного

труда,культурой.Человек оказывается уязвим как никогда.(15)

Современная ситуация в стране характеризуется ломкой сложившихся форм и

способов жизнедеятельности всех слоев общества,переходом на новые

условия озяйствования,рыночным отношениям.У одних людей стоит на первом

месте семья и их проблемы,для других характерна производственная

направленность,третьи в своей жизни гармонично сочетают

профессиональные интерессы,интересы семьи и общественные интересы.(16)

Задавшись однажды вопросом,кто же такие «женщины » и кто же такие

«мужчины»,что означют эти слова в социокультурных интерпретациях, я

обнаружила отсутствие таких дефиниций в философских и

социологических,политологических и других толковых энциклопедических

словарях и справочниках.Только в одном словаре (Словарь русского

языка:В 4 т.) термин «женщина» определен как, «лицо»,противоположно по

полу «мужчине».Очевидно,авторы следовали за В.И.Далем толковавшим

слово «жена» как «женщина» или лицо женского пола,противоположное

«мужчина».(18)

Определение двух половин человечества - мужчина и женщина – и

особенностей их взаимодействий только по половому признаку показалось

мне не достаточным.Особенно после того,как пришло осознание,что в

социологии – науке ,изучающей социальнве изменения,происходящие главным

образом по инициативе и во взаимодействии мужчин и женщин, до сих пор

не существует таких базовых социологических категорий,как»женщина» и

«мужчина».Они оказались своего рода «белым пятном» в современной

социологии.

Знаменательно,что социум нашего макромира состоит из двух

взаимодействующих половин.Составляя единое социальное полое,они имеют

как общее,так и свое специфическое определение категориям «мужчина» и

«женщина»,то можно получить следующее, а именно «женщина» и «мужчина»

как два разных начала,две разные природы,имеющие различную психологию и

неодинаковое социальное сознание,суть диалектическое социальное

единство,высшее проявление которого –семь.При этом важно отметить,что

те и другие могут различаться интересами,ценностями,динамиками

стратификации,тягой к тому или иному виду деятельности и т.д.Апофеозом

их единения как социальных групп является семья.Но и в ней интересы и

ценности распределяются неодинаково.

Кстати,через категорию «семья» особенно проявляется социальная нагрузка

с представителями и с представительницами разных полов:если в

социологии понятие «семья» как социологическая категория присутствует и

пользуется признанием,то ее базовые составляющие – мужчины и женщины

отсутствуют,фигурируют как некие бесполые обьекты,не

институциализированные половины человечества не могут рассматриваться

с позиции социологии.Следовательно,женщины равно как и мужчины-как

различные социальные группы со своими интересми,мотивами,ценностями,-

нуждаются в институализации в сциологии.Общество,таким образом,суть

диалектическое единство этих различных социальных качеств.Возникает

вопрос: почему отсутствует социологическое толкование понятия «мужчины

и женщины»?Может ли оно быть и если да,то какое?

Нам представляется,что социологическое толкование понятия «Мужчина и

Женщина» .Возможно, однако в большей мере как социобиологическое, то

есть , с учетом признака пола.

Биологически, обьективно, мужчины женщины неодинаковы-отличается не

только особенностями фигуры,лица и тембром голоса, но и анотомическим

устройством,в частности,имеют разное количество рганов их устройство и

функции.Но самым главым и , возможно предопределяющим многое

другое,является рвзличие в строении их мозга(3).Завершенное целое

мужчина и женщина являются лишь вместе и это проявляется в деторождении

и семье.Однако период с 16 до 55 лет у женщин более сложен и менее

привлекателен с точки зрения формирования положения в ,чем у мужчин.У

мужчин профессиональное формирование идет непрерывно с нарастающим

темпом. У женщин деторождение и воспитание детей нарушает непрерывность

и не только тормозит,но и разрушает их профессиональное формирование .

Практика показывает,что разрыв в проф. деятельности свыше 3х лет

практически невосполним и женщинам как членам общества непреодолим .Она

отстает от мужчины необратимо.

Таким образом, женщина образует социальную группу, имеющую характерные

признаки – репродуктивную способность и прерыание профессиональной

деятерьности. Для этой группы характерна и своя структура

ценностей.Главное место в ней занимают дети;социальная роль матери,

хранительницы очага, семьи, рода.(19)

Георг В.Ф.Гегель «Основы фiлософii права»:

«Шлюб,як безпосереднi моральнi вiдносини, мiстить,по-перше момент

природноi життевостi, а саме як суттевi вiдносини життевiсть в ii

цiлiсностi, власне, як дiйснiсть роду iйого процес.Однак, по-друге, в

самосвiдомостi вiдбуваеться перетворення в духовну, самосвiдому любов

тiльки внутрiшньоi або в собi cущоi i саме цим у своему iснуваннi

тiльки зовнiшньоi едностi природних статей.»(20)

По мнению Нэнси Чодороу ( социолога по образованию, одну из самых

авторитарных представительниц феминистской перспективы психоанализа ее

книга 1978 стала новаторской в области интерпретации психоаналитической

теории половых различий):социальное материнство женщин создает у мужчин

психологический и идеологический комплекс связанный с низкой оценкой

женщин и неравенством полов,т.к. женщины отвечают за уход за ребенком в

раннем детстве и, по большей части, за последующую социализацию,т.к

деятельность мужчин в целом происходит за пределами дома, тогда как

женщины активничают в его пределах,мальчикам трудно достичь стабильной

идентификации с мужской половой ролью.Мальчики предаются фантазиям и

идиализируют мужскую роль и своих отцов, и общество определяет это как

желательное.

С учетом того что мужчины управляют не только основными общественными

институтами, но и самим определением и конструированием общества и

культуры, они имеют власть и идеологические средства, чтобы навязать

эти восприятия как общие нормы и считать себя ответственными друг

перед другом за их претворения в жизь.(это не вопос исключиткльно силы,

т.к эти нормы определяют доминирование мужчин, они

выигрывают,поддерживая их.)Структкра родительства создает

идеологические и психологические механизмы,которые воспроизводят у

отдельных мужчин ориентацию на мужское доминирование и его структуры,а

также внедряют идею мужского превосходства,само опредеоение

мужественности.

Сторонники идей Парсонса и теоретики Франкфуртского института

социальных исследований показали,использовав психоанализ, как

отосительные роли отцов и матерей в современной семье помогают

создавать основы для психологического примирения мужчин с

капиталистическим государством.Они исследуют то, как семья готовит

людей к подчинению власти и участию в мире отчужденного труда,к

обобщенной ориентации на достижения.Эти дополняющие друг друга и

частично совпадающие исследования указывают черты личности,которые

требуются во всех слоях общества;упор делается на отсутствие внутренней

автономии и пригодность для манипулирования.Есть и отличия, наблюдаемые

в различных слоях общества.Стороники идей Парсонса больше заняты

тем,что как семьи среднего класса готовят мальчиков у тому, чтобы они

стали государственными чиновниками(«белыми воротничками»), работниками

интеллектуального труда,специалистами в области технтки и менеджерами;

теоретики из Франкфурта больше обсуждают генезис черт характера

представителей рабочего класса.Старонники идей Парсонса исходят из

растущего значения матери и ее обусловленной половой принадлежностью

связи с мальчиком младенцем.Теоретики Франкфуртской школы делают упор

на историчскую сторону, на уменьшение роли отца и его растущую

удаленность, недоступность и потерю авторитета в семье.

В американских семьях доказывает Парсонс, где у матерей чаще всего не

бывает других первичных обьектов привязанности,развиваются эротические

взаимоотншения между сыном и матерью,чем мать может затем

манипулировать.Она может любить, вознаграждать или огорчать его в

подходящие моменты, с тем чтобы заставить отсрочить удовольствие и

сублимировать или подавить эротические потребости таким образом

особенности личности и ценностные ориентации женщин и

мужчин,переплетенные с половым и семейным разделением труда и

идеологией полового неравентва, формируют такое симметричное

распределение ролей в структуре и производства и воспроизводства, в

которых женщины в первую очередь матери и жены, а мужчины-

работники.Эта структура требует и предполагает существование того

особого типа отношений между мужчиной и женщиной, с одной стороны, и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.