реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология в системе гуманитарных наук

3. Сексуальная функция. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает их нарушение.

4. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

5. Функция совместного проведения досуга и духовного общения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное духовное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного общения в первичной группе, и, прежде всего, в семье. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.

6. Функция первичного социального контроля. Семья обеспечивает первичную моральную регламентацию поведения членов семьи, их обязанностей и ответственности, поддержку обеспечения социальных санкций.

Кроме указанных специфических функций семьи выделяют и неспецифические. Они связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Эти функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Например, с происходящими серьёзными переменами в обществе связано снижение воспитательной роли семьи. Переход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привёл к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательных воздействий родителей. В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить вообще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

1. Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растёт один ребёнок и воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом, прежде всего, материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребёнок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строго запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок.

3. Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого - выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации на получение непосредственной материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское поведение расценивается на уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

Современная демографическая политика государства

Современная ситуация в России обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций - репродуктивной, воспитательной, экономической. Среди проблем российской семьи выделяются падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение ранних и сверхранних рождений, рост числа отказов от детей.

Но ограничение причин кризисных явлений только современным контекстом является совершенно неправомерным. Немаловажную роль играет длительный процесс отмирания многодетности семьи, начавшийся ещё в XVII в. в Европе. Социально-экономический спад лишь обнажил семейный кризис, но не привнёс ничего принципиально нового. Негативные процессы семьи, утрата ею столь высокого и значимого в прошлом места в социальной структуре носят глобальный характер, присущи всем без малейшего изъятия странам, пережившим или переживающим наступление индустриальной эпохи. Специфика исторического пути России состоит в том, что, продвигаясь по общему для всех пути, она оказалась полем гигантского эксперимента по насильственной и ускоренной реализации социалистической идеи.

Кризисные тенденции семьи обнажают фундаментальные процессы, на которые наше общество закрывало глаза. Необходимость семейной политики определяется неблагоприятными последствиями изменений структуры и функций семьи. Семейная политика - это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций. При этом семейная политика должна быть ориентирована на изменение всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, невосприимчивой к проблемам семьи.

Наряду с фундаментальными и долгосрочными задачами семейная политика имеет более частные, краткосрочные цели, связанные с решением актуальных задач. Диалектика связи долго- и краткосрочных целей семейной политики заключается в том, что достижение первых способствует достижению вторых. Укрепляя семью как социальный институт, можно создавать условия реализации потенциала отдельных семей при решении конкретных жизненных проблем, с которыми каждая семья может встретиться на протяжении всей жизни.

Эта сторона семейной политики носит название социальной поддержки семей. Её цель - оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций в решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами, за счёт своих внутренних ресурсов.

Проблемы и кризисы семьи имеют различную природу и происхождение. Часть из них связана с прохождением семьи через различные стадии жизненного цикла, с теми обычными, естественными событиями, которые происходят в семьях и которые отграничивают одну стадию жизненного цикла от другой. Любое «нормальное» событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребёнка, поступление ребёнка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.), изменения в семье или её структуре, вызываемые этими событиями, с неизбежностью порождают в семьях те или иные проблемные ситуации, кризисы, требуют от семьи принятия соответствующих решений, мобилизации для этого необходимых ресурсов.

Другие проблемы и кризисы, с которыми приходится сталкиваться семье, порождаются не её собственным развитием, а или случайными по отношению к нему семейными событиями (потеря работы, преждевременная смерть, тюремное заключение), или «внесемейными стрессорами внешней среды, которые семья не в состоянии контролировать» (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция и т.п.).

Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами. С точки зрения способности выходит из кризисных ситуаций, семьи могут быть разделены на три группы:

1. Семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлении своих чувств и желаний, в которых возникающие проблемы обсуждаются всеми членами семьи, что даёт возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру.

2. Семьи, в которых основная масса усилий направлена на поддержание согласия и единства перед внешним миром и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия, а упомянутое единство достигается как подчинение воли и желания всех воле и желаниям одного.

3. Семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису и в которых прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем.

Очевидно, что объектами социальной поддержки могут быть семьи, относящиеся к любому из этих трёх типов. Однако, во-первых, степень нуждаемости их в социальной поддержке различна, как различно и конкретное содержание её, те виды помощи, в которых нуждаются семьи, относящиеся к каждому из указанных типов. Семьи первого типа могут нуждаться в социальной поддержке, скорее, в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных ситуаций, таких как несчастный случай, несчастье, вызванное внешними факторами. Внутренний потенциал этих семей таков, что они могут выступа даже добровольными помощниками социальных служб, работающих с семьями.

Семьи второго типа в большей степени нуждаются в социальной поддержке, однако из-за их «закрытости» для внешнего мира обращение к ней возможно лишь в случае событий, «разрывающих» границы семьи и становящихся известными.

Семьи третьего типа в наименьшей степени обладают собственным потенциалом разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в социальной поддержке. В целом, объектами социальной поддержки должны являться, лишь те семьи, которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни кризисами и проблемными ситуациями, или справляются с ними с большим напряжением, или таким образом, что это негативно сказывается как на семье, так и на отдельных её членах.

Социальная поддержка должна быть направлена не на некую реально не существующую «среднюю семью», относительно которой можно делать лишь абстрактные, неопределённые предположения о проблемах, с которыми она может сталкиваться, а только на конкретные, реальные семьи, находящиеся на определённой стадии жизненного цикла и испытывающие те или иные нормативные или ненормативные кризисы и стрессы.

Следовательно, социальная поддержка - это всегда работа с различными типами семей, имеющими специфические потребности и испытывающими специфические трудности. Отсюда вытекает важнейшая задача создания адекватной целям социальной поддержки типологии семей, или проще говоря, чёткого определения того, какие именно семьи и с какими именно конкретными потребностями и проблемами нуждаются в каждый данный момент времени в социальной поддержке со стороны общества и государства.

48. Молодёжь как социально-демографическая группа.

Население страны составляет социальное пространство, в котором обитает отдельный человек и различные социальные общности. Человек от рождения до смерти перемещается в этом социальном пространстве, стремясь занять в нем наиболее выгодное для себя положение. Перемещение происходит во времени и в нем можно выделить отрезок, когда каждый индивид, двигаясь по восходящей части своей жизненной траектории, начинает занимать вполне определенные позиции в профессиональной, общественной, семейно-бытовой и другой деятельности. Он как бы навсегда прощается с детством, отрочеством и вступает во взрослый мир. Такая часть жизненной траектории человека обозначается термином «молодость», а всю совокупность людей переживающих данный период в своей жизни (определенное поколение) вмещает в себя понятие «молодежь».

Полемика между учёными по поводу определения молодёжи, критериев её выделения в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. В отечественной науке долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Основные подходы к социологическому определению сущности молодёжи как референтной группы сформировались к концу 70-х гг. Важнейшими группообразующими признаками молодёжи признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства.

Наиболее полное определение понятия «молодёжь» принадлежит И.С. Кону: «Это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социально-психологических свойств». В системе воспроизводства и развития общества молодёжь характеризуется, во-первых, теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют её в самостоятельную социально-демографическую группу, а, во-вторых, как субъект общественного производства, отличающейся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия.

Исторически возрастные границы молодёжи изменчивы. Они неопределённы, условны и приблизительны. Выделяются две основных точки зрения на этот вопрос: статистическая или демографическая и социологическая (социально-психологическая). Согласно первой молодёжный возраст обычно фиксируется от 15 до 30 лет. Такая точность позволяет полнее и яснее представить основные тенденции демографического развития общества, определить ориентиры социальной и молодёжной политики. Со второй точки зрения соотнесение молодёжи с процессами социализации, освоения соответствующих ролевых функций, достижения определённого социального статуса не позволяет установить жёсткие возрастные границы.

В социальную структуру общества, становясь рабочими, крестьянами, предпринимателями, бизнесменами, работниками образования, культуры, науки, служащими госаппарата, военными и т.д. Но независимо от того, какую нишу в обществе в конечном итоге займет юноша или девушка, они на весь период своего социального и профессионального становления сохраняют многие общие черты, составляющие специфику переходной части самоутверждения, когда завершается процесс вхождения во взрослую, самостоятельную жизнь.

Огромное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и заканчивая содержанием мировоззрения, оказывает социальное происхождение. Каждое поколение стоит на плечах предыдущего, не всегда осознавая эту преемственность. Преемственность поколений не обязательно идёт по восходящей линии. Иногда она напоминает движение маятника.

В духовном облике современной молодежи следует выделить некоторые наиболее существенные общие черты, которые отмечаются социальными психологами. Во-первых, общий недостаток жизненной практики и знаний, чем обусловлена повышенная любознательность, интерес к жизнеописаниям и к соответствующему жанру произведений литературы и искусства, кино-, теле- и видеофильмов. Во-вторых, недостаточная прочность личных убеждений, мировоззренческих позиций, что порождает доверчивость и в то же время постоянно повышенный интерес к различным теоретическим построениям, науке в целом и особенно к философии. В-третьих, повышенная эмоциональность, стремление к поиску новых переживаний, ощущений, проявляющихся в юношеском романтизме и максимализме. В-четвертых, стремление к подражанию, особенно внешне эффектным действиям, стилю поведения, моде, образу мыслей. В-пятых, стремление к самоутверждению, завоеванию доверия и одобрения старших, стремление поступками и делами особенно в престижных областях приобрести авторитет и уважение сверстников. В-шестых, жажда деятельности, динамизм психических состояний, поиски неизведанного, новых видов и форм деятельности, стремление к приобретению самостоятельности и жизненного опыта. В-седьмых, поиски своего места в жизни, призвания, связанные со стремлением к самопознанию и самосовершенствованию.

Перечисленные особенности не исчерпывают характеристику молодежи как социального субъекта. Молодежь наследует весь комплекс как позитивных, так и негативных свойств, присущих ее предшественникам (старшим поколениям). При этом никто не может доказать, что одно поколение лучше или хуже другого. Но различия заключаются в специфике стартовых условий жизни каждого поколения и исторической неповторимости социально-экономических условий их реализации. Точкой отсчета могут быть также научно-технический прогресс, уровень образования, культуры, экономические и политические факторы, многие другие составляющие процесса социализации личности, определяющие инновационные моменты. Все эти факторы объективного порядка для каждого последующего поколения оказываются в целом (за исключением периодов кризисов и войн) более благоприятными.

Молодёжная проблематика в социологических исследованиях различных сфер общественной жизни.

Схожесть проблем, связанных с возрастом и процессом вхождения в самостоятельную жизнь, обусловили и сходство многих черт, характеризующих социальный и духовный облик молодежи. Совокупность этих черт иногда обозначают термином «молодежная субкультура», имея в виду особенности стиля жизни, поведения, групповых норм, интересов, ценностей и стереотипов, присущих молодому поколению. Ж.Т. Тощенко в своей новой книге «Парадоксальный человек» приводит любопытные сопоставления профессиональных ориентаций молодого и старшего поколений (М.: Гардарики, 2001. - С. 250).

Молодежь изучают многие социально-гуманитарные науки. Существуют также попытки создать специальную науку о молодежи - ювенологию. Но наиболее основательно молодежными проблемами занимается отрасль социологического знания, известная под названием «социология молодежи». Ее институциональное оформление произошло на Международном социологическом конгрессе в городе Варна (Болгария, 1970), когда было принято решение о создании специального исследовательского комитета. Социология молодежи изучает молодежь как наиболее динамичный компонент социальной структуры и главный фактор мобильности общества, как социальную общность, ограниченную определенными возрастными рамками, особенности ее сознания, поведения и образа жизни, социализации и социально-профессионального становления. Очевидно, что по мере своего дальнейшего развития социология молодежи будет все больше приобретать междисциплинарный характер. Синергетическое соединение собственно социологического подхода с психологическим, демографическим, этнографическим, антропологическим и другими подходами - наиболее продуктивный путь развития социального знания о новых поколениях.

Учитывая относительность самостоятельности молодёжи как социально-демографической группы, её не отрывают от общества, частью которого она является. Акцентируют внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических потребностей и интересов молодёжи социально обусловлен, поэтому они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Исходя из этого, молодёжные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, подразделяют на две большие группы.

К первой относятся специфические молодёжные социальные проблемы: определение сущности молодёжи как общественной группы, её роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев её возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодёжи.

Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодёжи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодёжной среде (особенности воспитания молодёжи, эффективность его различных форм, средств и методов).

Основными направлениями социологических исследований проблем молодежи на современном этапе являются: 1) процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений; 2) социализация личности, воспитание вступающих в жизнь поколений; 3) молодежная мода, вкусы, интересы и потребности; 4) молодежная семья; 5) неформальные молодежные объединения; 6) образование молодежи; 7) направления молодежных устремлений в экономике, политике и культуре; 8) молодежное предпринимательство; 9) занятость молодежи; 10) профилактика девиантного поведения, молодежной преступности, распространения наркомании и т.д. Обзор проблематики социологических исследований в области социологии молодёжи можно найти в учебном пособии Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. - М.: Прометей, Юрайт, 1999. - С. 227-231).

49. Молодёжь и современное общество.

Поскольку молодежный фактор во многом определяет направленность и качественный уровень жизнедеятельности общества в обозримом будущем, создание необходимых условий для реализации потенциала новых поколений составляет основу социальной политики государства и такого ее компонента как молодежная политика. Концепция государственной молодежной политики предполагает развертывание деятельности социальных институтов и организаций в направлении создания благоприятных политических и социально-экономических условий, а также правовых гарантий для формирования и самореализации личности юношей и девушек, поддержки творческой инициативы молодежи и молодежных объединений.

Успешная реализация государственной молодежной политики зависит от активизации деятельности в этом направлении органов власти на федеральном и региональном уровнях, на уровне местного самоуправления. На всех уровнях осуществления молодежной политики есть возможности корректировки социально-экономической и культурной политики с учетом интересов и потребностей всей молодежи, а также ее отдельных социальных и возрастных групп (особенно учащейся молодежи и студенчества), играющих наиболее важную роль в возрождении России как великой державы.

Молодёжная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения. Права и обязанности молодёжи закреплены во всех законодательных аспектах, её касающихся.

Молодёжная политика государства строится с учётом взаимозависимости и преемственности поколений. Решения по проблемам молодого поколения принимаются только после анализа возможных последствий для смежных и близко стоящих демографических общностей, после просчёта долгосрочных последствий этих решений для самой молодёжи в последующие периоды. Государственная молодёжная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодёжи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

Частью молодёжной политики является государственная система социальной защиты молодёжи. Её цель - обеспечение правовых и экономических гарантий, взаимоувязанных со всеми законодательными решениями разных уровней, соблюдение важнейших социальных прав каждого молодого человека. Это, прежде всего, право на труд, нормальные условия работы, получение дохода от деятельности, обеспечивающего достойный уровень и качество жизни.

В любую историческую эпоху молодёжи приходится нелегко. Сегодняшние молодые россияне поставлены вдвойне в экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Молодым приходится решать, что ценнее - быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям. Отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособленность к новой действительности? Социологические исследования показывают, что разброс мнений в молодёжной среде весьма велик, но в то же время ценности образования, культуры, высокой квалификации, человеческих взаимоотношений не утрачивают лидирующего положения. Вместе с тем у молодёжи появился прагматизм, утилитарность. Неуверенность в будущем, необходимость платить большие суммы за образование, рост безработицы, пренебрежительное отношение Правительства к главным жизненным заботам приводят к «запрограммированному неблагополучию» молодёжи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.