реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология в системе гуманитарных наук

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность -- противоположная ситуация -- никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

Социальная стратификация.

Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые.

Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическими законами, и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, профессий, чинов. Государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием. Класс (в широком значении) - большая социальная группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

Социальная стратификация современного российского общества.

Процессы расслоения в современном российском обществе можно понять и объяснить во всем объеме, только учитывая исторически действующие в нем механизмы слоеобразования. Эти механизмы в немалой степени определялись характером русской культуры, а на этапе ее становления - самим местом расселения восточнославянских племен между западноевропейской цивилизацией и цивилизациями Востока. Так, географическое положение страны, растянутость и низкое качество коммуникаций, редко расположенные городские центры в узлах связей, их уязвимость - все это сказывалось на темпах накопления, способах сохранения социокультурного фонда, влияло на конкретные формы перераспределения социальной энергии и культурного ресурса. Следует учитывать влияние на расслоение и инокультурного опыта.

В настоящее время за исторически короткий отрезок времени в обществе резко поляризовались богатые и бедные слои. Наиболее дестабилизирующим фактором для стратификационных процессов является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц без определенных занятий и местожительства, беженцев, а также участников преступных группировок. Разрушение привычных форм организации труда, быта, а также культурных норм и ценностей обуславливает появление большого числа людей, утративших прежний социальный статус, а поэтому отчаявшихся, отказавшихся от нравственных принципов поведения.

Историческое развитие российского государства консервировало в обществе военно-имперский, временами репрессивный, характер социальных связей с чрезвычайно слабо выраженными институтами частной собственности, выборных представительных органов, правовой защиты социальных групп и личности. Вместе с тем это не означает, что выделенные стратификационные особенности способны производиться в жесткой форме на каждом новом витке развития российского общества. Определенная часть их безусловно продолжает оставаться жизнеспособной и в ближайшем будущем будет воспроизводиться. Однако динамика стратификации последних десятилетий свидетельствует о том, что в нынешних условиях имеются основания как для сохранения государственной собственности и механизмов перераспределения, так и для восстановления мелкой частной собственности, а также ассоциированной (групповой) собственности, для возрождения рыночных отношений. На базе изменившегося соотношения социальных сил и высокого образовательного уровня населения способно также укорениться плебесцитно-выборочные процедуры формирования государственных и местных органов управления; есть все основания надеяться на повышение роли законодательно правовой системы социального регулирования.

30. Социальное взаимодействие.

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп , образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей . Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы ,имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом . Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами , которые , являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности , различаются по социальным позициям ( статусам ) и ролям . Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер , явлений и процессов общественной жизни , осуществляющееся посредством социальной деятельности . Оно имеет место как между обособленными объектами ( внешнее взаимодействие) , так и внутри отдельного объекта , между его элементами ( внутреннее взаимодействие ) .

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны . Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия . Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу , основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения . Это, как правило , межличностные ( или социально-психологические ) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени . Механизм социального взаимодействия включает индивидов , совершающих те или иные действия ; изменения в социальной общности или обществе в целом , вызываемые этими действиями ; влияние этих перемен на других индивидов , составляющих социальную общность , и , наконец , обратную реакцию индивидов

32. Социальный конфликт

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов власти, престиже и т.п. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Противоречия пронизывают все сферы жизни: соц.-экон., политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис общества. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт -- это столкновение противоположных целей, мнений, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Некоторые социологи марксистского направления считают конфликт временным состоянием общества, которое может быть преодолено рациональными способами, т.е. существует такой уровень общественного развития когда конфликты исчезнут. Большинство социологов немарксистской ориентации считают, что существование общества без конфликта невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.

Чтобы конфликт возник и стал развертываться необходимо 3 его составляющие:

наличие объективных предпосылок, заключенных в более или менее значимых ущемлениях интересов, потребностей или прав индивида, социальной группы. Социального слоя, класса, нации, со стороны других индивидов, групп, слоев, классов, наций, сосредоточивших в своих руках основные богатства общества, полит. власти, рычаги распределения, идеологического давления и т.д.

осознание неимущими, обездоленными политически или духовно ущемленными со стороны противника;

активное социальное действие обездоленных, ущемленных, угнетенных, направленное на претворение своих коренных интересов.

33.Социальные группы и общности

Многообразие общностей

Социальная общность представляет собой совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности ( экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т. д. ) .

Функционирование социальных отношений , институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей , управляющую потребностями , интересами и целями людей . Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему . Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей , так и ее функции . Внешняя структура общности может быть определена , например , ее объективными данными : сведениями о демографической структуре общности , профессиональной структуре , об образовательной характеристике ее членов и т. п.

Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей . Социальная общность обеспечивает координацию этих действий , что ведет к повышению ее внутренней сплоченности . Последняя возможна благодаря образцам поведения , нормам , определяющим отношения внутри этой общности , а также социально-психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов .

Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие , как семья , трудовой коллектив , группы совместного проведения досуга , а также различные социально-территориальные общности ( поселок, небольшой город , крупные города , регион и т. д. ) . Скажем , семья осуществляет социализацию молодежи в ходе освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство безопасности , удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях , предотвращает психологическую неуравновешенность , помогает преодолеть состояние изолированности и т. д.

37. ИНСТИТУТ СЕМЬИ

Семья -- самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с т. зр разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:

малая группа людей,

объединяет этих людей -- отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры),

семья, как соц. институт выполняет определенные общественные функции (основные-- репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, -- институт брака, возникший позже и институт развода.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:

несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

падение престижа традиционного брака.

Сейчас соц. исследования идут в направлениях:

изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака;

изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований создание несколько типологий семей;

отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;

качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;

функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль -- один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Семья, под каким бы углом зрения её не рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций. Важность семьи как социального явления подчёркивается тем, что она является предметом изучения самостоятельной отрасли социологии - социологии семьи.

Семья как объект социологического исследования.

Социология семьи изучает закономерности функционирования и развития семейно-брачных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. При этом семья рассматривается одновременно как общественный институт и как малая социальная группа. Социология семьи имеет дело с групповым субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

Исследуя семью как социальный институт, эта отрасль социологии сосредоточивает своё внимание на анализе образцов социального поведения в семье, семейных ролей, своеобразия форм семейно-брачных отношений в различных условиях разных социальных групп и культуры. Особенно большое место в социологии брака и семьи занимают проблемы уровня разводов и числа неполных семей, уровня рождаемости, использования воспитательного потенциала семьи, уровня лиц брачного возраста, не состоящих в браке, совмещения профессиональных и семейных ролей работающими женщинами, распределения власти и обязанностей в семье и пр.

Подчёркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не остаётся безразличной к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность, прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности.

Семья - один из важнейших и специфичных социальных институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация. Исключительные роль и значение социального института семьи определяются, что семья является основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению, и наиважнейшим агентом социализации личности. В этом смысле социальный институт семьи может рассматриваться в качестве основы всей институциональной системы общества. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно - относительная самостоятельность. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определённой экономической деятельности.

В основе семьи лежат брак, кровное родство или усыновление, общность быта, взаимная ответственность за воспитание детей, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т.д. По своей структуре и формам институт семьи достаточно многообразен. Так, семья может состоять из мужа, жены и детей, находящихся на иждивении родителей, и тогда она выступает как нуклеарная, супружеская семья. Но, как известно, в семью нередко входят и другие, совместно проживающие родственники (родители, братья, сёстры, внуки и др.). Такая семья называется расширенной, родственной семьёй.

В зависимости от норм культуры того или иного общества семья может базироваться на экзогамии, запрещающей брак с определённой узкой группой людей (например, близкими родственниками, членами одного и того же клана, поселения или племени), или на эндогамии, т.е. с людьми одной и той же группы (клана, племени, деревни и др.), что характерно для примитивных архаичных обществ.

Ещё одно подразделение брачно-семейных отношений моногамия (т.е. одновременный брак данного мужчины с данной женщиной) и полигамия, при которой в супружестве имеется не один партнёр (групповой брак, многожёнство). Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии). Историческое развитие института семьи шло от группового брака к моногамии (единобрачию), одной из исторических форм которой был патриархат, когда во главе семьи стоял мужчина, а другой - матриархат, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет чётко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

Современная семья характеризуется тенденцией к установлению статусного равенства супругов в семье. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи:

- Традиционная семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей как минимум трёх поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость жены от супруга; б) функционально чёткое разделение сфер семейной жизни и закрепление женских и мужских обязанностей; в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

- Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разделение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским.

- Эгалитарная семья. Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства. По проблемам изучения семьи пишут А.И. Антонов и В.М. Медков (Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - С. 21-36), А.И. Кравченко (Социология: Учебник. - М.: Изд-во Проспект,

Следует выделить следующие функции:

1. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровы и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются.

2. Воспитательная функция. Для нормального, полноценного развития ребёнка семья жизненно необходима, и её нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности возникают в том случае, если ребёнок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребёнок видит в других семьях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.