![]() |
|
|
Роль скаутского движения в социализации личностиЭти формы работы были предложены исходя из анализа существующей практики социальной деятельности подростков в детских и молодежных общественных организациях. Респондентам давались устные комментарии в случае возникающих затруднений при понимании того или иного вида добровольческой работы. Затем предлагалось оценить по бальной системе оценками от 1 до 9 различные аспекты, связанные с предложенными видами деятельности (Приложение 3). Респондентам было предложено оценить актуальность каждого из названных видов деятельности в связи с современными потребностями общества. Подростки поставили следующие оценки, напротив ответа указывается средний бал, здесь и в дальнейшем (см. табл. 1). Таблица 1
Продолжение таблицы 1
В обеих выборках определились лидирующие, по своей актуальности, в представлении молодых людей виды деятельности: 1. досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи) 2. профилактики здорового и безопасного образа жизни 3. экологической защиты 4. педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков) 5. творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников) 6. спортивной, туристической и военной подготовки 7. социально-психологической поддержки (молодежные психологические службы) 8. социального патронирования детских домов 9. информационного обеспечения 10. медицинской помощи (службы милосердия в больницах) На наш взгляд в данном случае на оценку актуальности во многом повлияли представления, полученные из средств массовой информации, где организация досуга молодежи и профилактика здорового и безопасного образа жизни называются в числе основных приоритетов молодежной политики. Характерно также, что ответы указывают на ориентацию подростков не вообще на существующие социальные проблемы в обществе, а, прежде всего на традиционные проблемы подростков. Однако, анализируя ответы подростков в целом, можно сказать, что возможность для их участия в социальной деятельности существует. Следующим этапом было исследование интереса подростков к различным формам социальной деятельности Респондентам было предложено оценить перечисленные виды деятельности в связи с личным интересом. Вопрос звучал следующим образом «Оцени твой личный интерес к участию в предложенных видах деятельности, причем не обязательно как организатора, но и как участника этой деятельности организованной другими» (вопрос уточнялся в устной инструкции). Ответы респондентов распределились следующим образом: Таблица 2
Продолжение таблицы 2
Также для оценки личного интереса респондентам был задан вопрос «Выберите три вида деятельности, в которых Вы готовы участвовать, если Вам это будет предложено». В таблице 3 указано число участников эксперимента, назвавших ту или иную деятельность. Таблица 3
В целом оценка личного интереса и актуальности в оценках и контрольной и экспериментальной групп совпадают. Практически неизменными остаются основные лидирующие по оценкам респондентов виды деятельности. В основном это те виды деятельности, которые имеют непосредственное отношение к молодым людям. Такие виды добровольческой деятельности как «медицинские службы милосердия», «возрождение традиционных ремесел», «трудовые и реставрационные виды деятельности», «краеведческая работа» не называются в качестве приоритетов. Для подростков больше значение имеют виды деятельности, в которых они непосредственно могут принимать участие - спорт, туризм, досуг, экологические виды деятельности. Далее респондентам было предложено описать те общественные поручения, которые они выполняли и свой реальный опыт общественной деятельности. В основном были названы учебные поручения - староста, дежурство, оформление стенгазеты и прочее. Менее пяти процентов участников всей выборки признали участие в предложенных видах социальной деятельности. В целом реальный опыт социальной деятельность можно признать как незначительный. Вопрос: «Какие общественные поручения вы выполняли?» (общая выборка): Организация и участие в творческих и досуговых мероприятиях …… 20 Дежурство ……………………………………………………………….... 19 Участник спортивных соревнований ……………………………………. 7 Оформление стенгазеты ………………………………………………….. 5 Участие в конкурсах, олимпиадах ………………………………………. 4 Посадка деревьев …………………………………………………………. 4 Мытье полов ……………………………………………………………..... 3 Поливал цветы …………………………………………………………….. 2 Контроль дисциплины ……………………………………………………. 2 Староста …………………………………………………………………… 2 Физорг ……………………………………………………………………... 1 Разносил письма ……………………………………………………....…… 1 Помощь соседке …………………………………………………………… 1 Стройотряд ………………………………………………………………… 1 Далее перед респондентами были поставлены вопросы для оценки их готовности к участию в социальной деятельности (см. Приложение 4). Под готовностью понимались личный интерес и возможности. При общем вопросе «Оцените ваше желание участвовать в общественной деятельности» в среднем была получена оценка 5,4 балла из 9, что соответствует ответу «скорее да чем, нет». Но при ответе на уточняющий вопрос: «Я бы хотел принимать участие в общественной деятельности и социальной работе, даже если это потребует преодоления определенных трудностей (нехватка времени, опыта, средств к существованию)» был дан средний ответ 4,0 из 9 что соответствует ответу «скорее нет, чем да». Подростки реально оценивают свои возможности и существующие условия организации социальной работы на местном уровне. Да они готовы участвовать в такой работе, но при условии, что будут учтены их трудности и будут созданы условия, не препятствующие к их участию в такой деятельности. На вопрос «Сколько времени в неделю вы можете тратить на добровольческую работу в неделю», были получены ответы от 3,5 до 9,5 часов в неделю. Ответы свидетельствую о значительном потенциале свободного времени у школьной молодежи. Основная проблема состоит в том, что на местном уровне создаются недостаточные условия для вовлечения молодежи в социальную деятельность. Нет реальных социальных сил, способных аккумулировать существующую у подростков энергию, потенциал служения обществу и близким, помощи сверстникам и людям, которые в ней нуждаются. Для сравнительного анализа способностей к саморазвитию и самоопределению у подростков в экспериментальной и контрольной группах через год - в марте 2006 года был проведён повторный опрос тех же самых респондентов. В течение года подростки из экспериментальной группы принимали активное участие в деятельности организации (см.Приложения 5-6). Респондентам было снова предложено оценить актуальность каждого из названных видов деятельности в связи с современными потребностями общества и в связи с личным интересом. Ответы респондентов распределились следующим образом: Таблица 4
Продолжение таблицы 4
Таблица 5
Продолжение таблицы 5
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |