реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль скаутского движения в социализации личности

Концепция целостности природного мира отражает идею сохранения природы, которая всегда была главной для скаутинга. Она гласит, что жизненное пространство человечества на Земле и все живущие на ней организмы в совокупности представляют экологическое целое, взаимозависимую систему и что каждое вмешательство в любую из ее частей откликается во всей системе.

Эта концепция предполагает, что при достижении цели развития личность не должна использовать природные ресурсы таким образом, чтобы могла быть нарушена стабильность и гармония природного мира.

Долг по отношению к себе определяется как «ответственность за собственное развитие».

Скаутинг, таким образом, основывается не только на принципах «Долга перед Богом» и «Долга пред другими», но и также на принципе, который предполагает, что человек должен быть ответственным за развитие своих собственных способностей.

Это положение находится в полном соответствии с воспитательной целью скаутского движения, которое сориентировано на оказание помощи молодому человеку в развитии его потенциала - процесс, который можно назвать «раскрытие» личности,

В этом отношении роль Обещания и Закона является основополагающей.

Рассмотренные выше принципы духовного, общественного и личного аспектов составляют фундаментальные законы и убеждения, на которых основывается скаутинг.

В силу этого программа деятельности всех скаутских ассоциаций должна предоставлять максимальные возможности для развития молодежи и детей на основе этих принципов.

Со времени зарождения движения основным подходом для формирования в доступной и привлекательной форме данных принципов всегда были Обещание и Закон.

Скаутское обещание (клятва):

Клянусь моей честью, что я сделаю все от меня зависящее, чтобы: выполнить мой долг перед Богом и монархом (или Богом и моей страной); помогать другим в любое время; подчиняться скаутскому закону:

1.Чести скаута следует доверять.

2.Скаут верен.

3.Долг скаута - быть полезным и помогать другим.

4.Скаут друг всем и брат любому другому скауту

5.Скаут вежлив.

6.Скаут друг животных.

7.Скаут беспрекословно подчиняется приказам своих родителей, руководителя патруля или скаутмастера.

8.Скаут улыбается и насвистывает при всех трудностях.

9.Скаут бережлив.

10.Скаут чист в мыслях, словах и делах.

В этом отношении исходный текст Обещание и Закон, сформулированный основателем, является источником, к которому полезно обращаться, так как он содержит основополагающие положения Движения.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что оригинальный текст обещания и закона был составлен для молодежи в Англии в начале ХХ века. Каждая национальная ассоциация должна позаботиться о том, чтобы ее обещание и закон были сформулированы современным языком, адаптированы к специфике культуры и общественного развития, сохраняя при этом свое полное соответствие фундаментальным принципам.

С целью обеспечения соответствия фундаментальным принципам при сохранении многообразия скаутинга в различных странах проект обещания и закона национальной ассоциации должен быть представлен для утверждения Всемирной организации.

Метод должен быть определен как система средств, действий, используемых для достижения. Всякий раз, когда метод является частью движения, как в случае скаутинга, он должен основываться на этих принципах.

Скаутский метод определяется как система прогрессивного воспитания через:

- Обещание и Закон;

- учебу через дело;

- членство в малых группах (например, патруль), включающее прогрессивное открытие и понятие ответственности и подготовки к самоконтролю пол руководством взрослых, направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надежности и способности, как к сотрудничеству, так и к руководству (под руководством взрослых);

- прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников, включая игры, полезные навыки и службу обществу, которые развиваются преимущественно на открытом воздухе и в прямом контексте с природой.

Таким образом, скаутский метод - это система прогрессивного самовоспитания, которое достигается как результат действия комбинаций элементов, освещаемых ниже.

Перед тем как обратиться к анализу этих элементов, следует определить ключевой концептуальный подход к скаутскому методу. Речь идет о системе прогрессивного самовоспитания. Реальность заключается в том, что именно система предполагает функционирование групп взаимозависимых элементов, образующих единое и интегрированное целое. Именно поэтому термин «метод» применяется в единственном, а не во множественном числе. Хотя каждый из составляющих элементов может рассматриваться как метод сам по себе (они таковыми и являются, хотя бы потому, что таковыми их рассматривают другие движения). Мы можем говорить тогда и только тогда о скаутском методе, когда все эти элементы объединены в интегрированную воспитательную систему. Эта система основывается на идее прогрессивного самовоспитания.

Обещание и закон: - это первый элемент скаутского метода и они выступают в качестве исходных положений при формулировке принципов скаутского движения. Здесь внимание обращается не столько на этические принципы, содержащиеся в Обещании и законе, сколько на роль, которую играют эти принципы в воспитательном методе.

Через Обещание и Закон молодой человек приобщается, причем по своей воле, к определенному кодексу поведения и принимает на себя перед лицом своих сверстников ответственность быть верным данному слову. Постоянная идентификация с этими этическими ценностями, объединенная с действиями во имя достижения идеалов (действиями, осуществляемыми из побуждений «делать как можно лучше»), являются наиболее эффективной формой развития молодежи.

Учиться через дело: - это следующий основополагающий элемент скаутского метода и выступает как концепция активного воспитания или, проще говоря, учиться через дело, которая превратилась в своеобразный краеугольный камень современного воспитания.

Положения этой концепции прослеживаются в работах основателя, который постоянно утверждает, что «ребенок всегда готов делать, а не переваривать информацию». Идея скаутинга о том, что учение должно рассматриваться путем наблюдения, эксперимента и личной активности, получила высокую оценку доктора Марии Монтессори, одного из наиболее авторитетных специалистов в области активного воспитания. Когда доктора Монтессори спрашивали, как ее система могла бы применяться к детям, которые уже вышли из младшего детского возраста, 6-7 лет, она отвечала: «Вы в Англии имеете бойскаутов, и их подготовка является продолжением того, что я даю детям».

Программа, которая не основывается на концепции учиться через дело, не может рассматриваться как скаутская программа.

Членство в малых группах является третьим основополагающим элементом скаутского метода (например, система патрулей). Преимущество малых групп как агентов социализации, способствующих интеграции молодых людей в общественную жизнь, уже давно признано общественными науками. В этом смысле данное положение выступает в качестве доказательства признания того факта, что подобные отношения имеют место в группе сверстников на начальном уровне.

Небольшое количество участников, длительный характер связей, идентификация всех членов группы с целями через знания, которыми обладают другие члены группы, объединенные с чувством свободы и спонтанности действий, а также тот факт, что социальный контроль осуществляется неофициально. Все это представляет собой идеальную обстановку для молодых людей, вовлеченных в процесс их перехода в старший возраст.

Деятельность малой группы представляет, таким образом, молодежи и детям возможности прогрессивно открывать и принимать идею ответственности и готовить их к самостоятельности. Это облегчает развитие характера (личных качеств) молодых людей, позволяет им приобретать знания, уверенность в себе, способности к социальному взаимодействию при сотрудничестве и руководстве.

Во всем этом процессе роль взрослых заключается в руководстве. Руководство означает помощь молодежи и детям в раскрытии их потенциала по принятию на себя ответственности в жизни общества. Роль взрослых не должна рассматриваться как контроль, хотя бы потому, что молодежь и дети могут всесторонне развиваться только в обстановке уважения их личности. При правильном взаимодействии такой тип отношений между молодыми и взрослыми выполняет существенную (важнейшую) потребность современного общества, ибо подобные отношения являются основой для диалога и сотрудничества между поколениями.

Прогрессивные и стимулирующие программы: - три элемента скаутского метода, рассмотренные выше, конкретно отражаются в скаутской программе, которая представляет собой совокупность мероприятий деятельности молодежи и детей в скаутинге. Данная программа должна рассматриваться как интегрированное целое, а не набор разнородных и не связанных между собой действий. Основные характеристики данной программы составляют четвертый элемент скаутского метода.

Таким образом, скаутская программа должна формулироваться в форме прогрессивной программы в этапном и гармоничном развитии молодежи и детей. Формой достижения такого прогресса выступают тест и система уровней или навыков отличия (прогрессивная схема, план усложненного типа и т. д.)

Для того чтобы достичь этих целей, программа должна быть также стимулирующей, аппелирующей к тем, кому она предназначается. В этом смысле программа должна быть хорошо сбалансированной комбинацией разнообразных мероприятий, которые основываются на интересах участников. Такая программа, если она правильно составлена, является одной из лучших гарантий успеха.

При хорошей комбинации разнообразных мероприятий игры, полезные навыки и общественно полезный труд являются тремя главными разделами разрабатываемой программы. Гармоничная комбинация мероприятий, соответствующих трем главным разделам, предоставляет наилучшие возможности достижения воспитательного результата при реализации программы.

Со времени возникновения скаутинга природа и жизнь на открытом воздухе всегда рассматривалась в качестве идеального поля деятельности для мероприятий скаутов. Основатель придавал природе очень большое значение. Он даже предпослал своей работе «Скаутинг для детей» подзаголовок «Учебник для гражданского воспитания через знание леса», расценивая знание леса как «знания о животных и природе». Важность, которую Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл приписывал природе, объясняется не только очевидными благотворными результатами жизни на открытом воздухе для физического развития молодежи и детей.

С точки зрения общественного развития, групповое действие по преодолению препятствий, коллективная борьба за удовлетворение жизненных потребностей создают весьма эффективные связи между членами группы. Это позволяет им полностью осознать значение и важность жизни в обществе. Природа вообще играет фундаментальную роль в духовном развитии молодежи, или, говоря словами основателя, «атеисты утверждают, что религия, о которой можно узнать из книг, написанных людьми, не является правдивой. Но они, можно сказать, не видят ничего кроме книг, Бог дал нам возможность сделать шаг по направлению к великой книге природы, чтобы прочесть ее; они (атеисты) не могут сказать, что это неправдивая книга - факты будут находиться перед ними. Я не предлагаю изучения природы в качестве одной из форм богослужения или как заменителя религии, но я признаю понимание природы в качестве шага в определенных случаях, по направлению к сближению с религией». Развивая эту мысль, Баден-Пауэлл пишет: «поразительно, как некоторые учителя проходили мимо этих (изучения природы) доступных и верных форм воспитания и боролись за то, чтобы навязать активному, беспокойному ребенку воспитание высоких материй только через чтение Библии»

Везде, где это возможно, скаутские мероприятия должны проводиться на открытом воздухе, в контакте с природой, так как именно она является идеальной окружающей средой, в которой может происходить гармоничное интегрированное развитие молодежи и детей.

Выводы к главе

Таким образом, можно сказать, что социализация - это процесс усвоения человеком основных элементов культуры: символов, ценностей, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится полноправным участником социального взаимодействия. С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом.

Современная российская молодежь социализируется в сложных условиях. Наша задача помочь им найти своё место в жизни и стать полноправными участниками общества.

Как видно из публикуемых документов, скаутинг - это молодежное движение добровольцев. Его членами являются дети, подростки и взрослые, которые добровольно принимают Клятву скаутов, подчиняются и следуют скаутским закону и методу.

Скаутинг независим от политики правительства и партий, но правительственные организации могут поддерживать развитие скаутинга при сохранении его независимости.

Исторически скаутский метод и его обращенность к молодежи были спонтанно восприняты ею и стали движением ранее, чем скаутинг принял форму организации. Другими словами, он вырос с низового уровня вверх, но не наоборот. В настоящее время, как и в самом начале, для своего успешного развития скаутинг должен быть движением детей и молодежи, прежде всего, а не организацией взрослых, движением добровольцев, а не организацией профессионалов.

Стремлением скаутинга является - обрести собственную роль в современном развитии общества в вашей стране - от монолитного к плюралистическому. Скаутинг не претендует на то, чтобы устранить или заменить какое-либо существующее движение, но склонен к сотрудничеству в атмосфере взаимного доверия и уважения. Опыт национальных молодежных советов в Западной Европе показал, что скаутинг, хотя и независимый, вместе с тем является надежным партнером, всегда готовым сотрудничать с другими молодежными организациями в деле достижения взаимосогласованных целей на благо всего общества.

Глава 2. Межрегиональная детская Общественная организация «Егорьевский следопыт» и её влияние на социализацию участников

2.1. Основные направления, формы и условия проведения деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт»

Межрегиональная детская общественная организация «Егорьевский следопыт осуществляет свою деятельность с 1 марта 2003 года, со дня основания Егорьевского городского отделения Межрегиональной детской общественной организации «Братство Православных Следопытов».

Организация была создана по просьбе детей инициативной группой, ставящей перед собой цель содействовать полноценному развитию личности детей и подростков. В группу вошли педагоги и родители, которым не безразлично будущее России.

Создание детской организации один из путей социализации ребенка, оказания содействия личностному развитию, путем дополнения воспитательного воздействия семьи, школы и иных общественных институтов. Членами организации являются дети и взрослые любого возраста, разделяющие цели и принципы организации.

Руководство МДОО «Егорьевский следопыт» считает, что важными условиями для полноценного возрастания детей и подростков является единение воспитательных усилий семьи, Церкви, Государства, общества и побуждение, мотивация ребенка к самостоятельному личностному развитию.

Основной целью организации является содействие личностному развитию членов организации. Речь идет обо всех, поскольку по отношению к взрослым членам организации эта цель имеет не меньшее значение, чем по отношению к детям и подросткам. Процесс воспитания способствует личностному развитию и воспитателя, и воспитуемого.

Личности присущи различные свойства, развивающиеся в процессе ее развития - нравственные, интеллектуальные, физические, эстетические, эмоциональные. В отношении каждого человека они индивидуальны и уникально неповторимы. В то же время личность это не набор качеств и свойств, а иерархический порядок взаимоотношений человека с миром и самим собой, подчиненный духовно-нравственному началу.

Личность, прежде всего, проявляется в своей любви, готовности к жертвенному служению Богу, Родине, своим близким. Отличительное свойство духовной личности - готовность к нравственному самосовершенствованию.

Особым образом развитая личность относится к жизни, воспринимая все ее тяготы, лишения и трудности, как возможности для духовного роста. Человеческая жизнь, для нравственной личности, драгоценный дар, требующий самого бережного отношения и направления на благое делание.

В первую очередь, воспитательный потенциал организации направлен на оказание поддержки семье в воспитании детей и подростков. В союзе с семьей и, опираясь на семейные ценности, возможность оказывать особенно благотворное воздействие на ребенка.

Для достижения этой цели выполняются следующие задачи:

1. побуждение родителей к активной, деятельной ответственности за личностное развитие детей;

2. создание условий для привлечения родителей к деятельности в организации;

3. повышение воспитательной компетенции родителей, участвующих в деятельности организации.

Одна из основных проблем современной педагогики неспособность развить интерес ребенка к собственному личностному росту. В сознании общества происходит подмена понятия «личностное развитие» понятием «карьерный рост». Ребенок не способен отличить истинные ценности человеческого существования от сиюминутных возможностей реализовать «социально престижные» цели - власть, деньги, общественное признание.

Речь не идет о том, что ребенок должен отказаться от стремления к общественному признанию. Достойное общественное признание может быть средством, направленным на развитие нравственной и социальной ответственности. У подростка должно быть сформировано представление о первичности внутренней нравственной свободы. Столь сложное представление не формируется в одночасье, но должно служить ориентиром для всякой воспитательной деятельности.

Система поощрения и стимулирования деятельной активности детей и подростков, направленной на самосовершенствование. Ребёнок должен научиться различать деятельность, направленную на социальное и профессиональное самосовершенствование и деятельность, направленную на нравственное развитие. Кроме того, необходимо формирование у детей представлений о целях и задачах личностного роста, смысле человеческого существования.

В условиях современной жизни ребенок не имеет достаточно возможностей проявить себя, как личность, гражданин, патриот. Недостаточно условий для развития интересов и склонностей. Существующая система дополнительного образования, физкультуры и спорта не способна охватить свободное время всех детей и подростков. Многие существующие формы дополнительного образования направлены на работу с детьми способными и одаренными, в каком либо виде человеческой деятельности.

Деятельность МДОО «Егорьевский следопыт» стремиться дополнить существующие институты воспитания и образования созданием такой воспитательной среды, в которой мог проявиться и самоутвердиться ребенок с любыми потенциальными способностями и склонностями в области спорта, творчества, развития профессиональных задатков.

Осуществление воспитания с использованием скаутского метода дает наибольшие возможности для развития социальных общественных свойств и качеств личности - готовность к служению, способность к сотрудничеству, реализации социальной ответственности, навыки и умения организаторской деятельности. Для этого необходимо:

1. создание многовариативной деятельностной среды;

2. создание воспитательной системы, позволяющей проявиться в деятельности организации каждому ребенку;

3. учет в формировании системы деятельности организации индивидуальных особенностей, способностей, Склонностей и интересов каждого ребенка.

Главная причина кризиса современной общественной жизни и такого ее проявления как воспитательный процесс - разрушение системы ценностей личности и потеря смысла существования. В современном обществе происходит опасная подмена традиционных духовно-нравственных ценностей, общечеловеческими ценностями. Общечеловеческие ценности - это некое общее основание для цивилизованного мира, не отражающее уникальный, личностный путь развития человека. МДОО «Егорьевский следопыт» существует на фундаменте Православной Веры и осуществляет свою деятельность под духовным покровительством Русской Православной Церкви.

Стать членом организации можно только добровольно, при личном заявлений, а для несовершеннолетних при личном заявлении и согласии родителей.

МДОО «Егорьевский следопыт» является самостоятельной организацией, ставящей перед собой воспитательные цели, исключительно в интересах ребенка. МДОО «Егорьевский следопыт» не является организационной структурой ни одной из политических сил и может сотрудничать с теми общественными институтами и государственными организациями, которые способствуют реализации её целей, оставаясь при этом вне политики.

Под политикой понимается непосредственное участие в борьбе за власть, в каких бы то ни было ее формах и проявлениях.

В процессе своей деятельности организация ставит перед собой цель оказать содействие тем, кто осуществляет воспитание. Это может быть семья, образовательное учреждение, общественная или государственная организация, имеющие воспитательные цели.

МДОО «Егорьевский следопыт» не занимается самодостаточным воспитанием детей и подростков, а лишь дополняет уже существующие формы.

Организация осуществляет свою деятельность, основываясь на трех методах воспитания, в наибольшей степени соответствующих целям и задачам организации:

1. Скаутский метод;

2. Православная педагогика;

3. Современное научно-практическое осмысление психолого-педагогических подходов к воспитательному процессу.

Скаутский метод - это совокупность взаимосвязанных методов воспитания, являющаяся воспитательной системой Скаутинга. В Конституции Всемирной организации Скаутского Движения Скаутский Метод определяется как «система прогрессивного самообразования» через:

- Обещание и Закон;

- учёбу через дело;

- членство в малых группах (например, патрулях), включающее прогрессивное открытие и принятие ответственности, и подготовку (под руководством взрослых) к самоконтролю, направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надёжности и способности, как к сотрудничеству, так и к руководству;

- прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников (включая игры, полезные навыки и службу обществу), реализуемые преимущественно на открытом воздухе и в прямом контакте с природой» [27, с. 7-9].

Скаутский метод разработан основателем скаутского движения англичанином Баден-Пауэллом.

Целью Скаутского метода является содействие целостному личностному развитию ребенка и молодого человека «как автономной, готовой помочь другим, ответственной, идейной личности и члена общества» [55].

Скаутский метод пронизывает всю деятельность скаутской организации и является её фундаментом.

В настоящее время Скаутский метод рассматривается как система прогрессивного самовоспитания молодых людей, основывающаяся на их естественном развитии. Для скаута Скаутский метод - способ раскрытия своего личностного потенциала, осознания собственных интересов и приобретения уникального жизненного опыта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.