реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние

3. Как влияла на развитие благотворительности в Зауралье в начале ХХ в. частая смена власти?

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Горелов, В. 1905 г. в Зауралье [Текст] / В. Горелов // Блокнот агитатора. - 1980. ? № 22. - С. 24-30.

2. Ершов, М.Ф. Война и учащаяся молодежь: Шадринск в 1914-1916 гг. [Текст] / М.Ф. Ершов // Наука и образование Зауралья. - 1999. ? № 1-2. - С. 232-234.

3. Иовлева, В. Дыхание войны. Шадринск : По страницам газеты «Исеть» о I Мировой войне [Текст] / В. Иовлева // Авангард. - 1993. - 23.06.

4. Нувахов, Б.Ш. Общественно-благотворительное движение в период русско-японской войны (1904-05 гг.) [Текст] / Б.Ш. Нувахов // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - 1995. ? № 5. - С. 23-26.

5. Плющев, В.А. Перманентная революция (1917) : Документальное повествование. Т. 5 [Текст] / В.А. Плющев. - Курган : Зауралье, 2002. - 197 с.

6. Плющев, В.А. Японская война [Текст] / В.А. Плющев // Профсоюзы и время. - 1992. ? № 10. - С. 4.

7. Пудовкин, С.И. Начало гражданской войны в Зауралье. По «Белым» мемуарам [Текст] / С.И. Пудовкин // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «VI Зыряновские чтения». Курган, 11-12 декабря 2008 г. - Курган : Изд-во Курганс. гос. ун-та, 2008. - 218 с.

Анализ практической значимости

Сформулируйте основные практические выводы по теме. Что из усвоенного материала Вы сможете применить в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности?

Представьте себя на месте курсистки или студента начала ХХ в. Вы примите участие в организации благотворительного спектакля или в работе добровольной почтовой дружины? На чьи нужды согласитесь внести благотворительный взнос?

Тема 3.3 Отношение к благотворительности в молодой Советской республике

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 г. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 г. Благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

Тем не менее, неспособность революционного российского правительства справиться с проблемами вынуждало его использовать проверенные способы привлечения средств населения. Отличительной особенностью советских методов был их декларативный характер. Пожертвования и безвозмездный труд из добровольного превратились в обязательный. Отказ от такой «вынужденной благотворительности» грозил репрессиями, а в некоторых случаях - смертью. В тех случаях, когда государство не могло убедить население в необходимости оказания безвозмездной помощи, оно прибегало к принудительным мерам, иногда очень жестким. Голод 1921-1922 гг. охватил огромную территорию. На основании Постановления Центральной комиссии по оказанию помощи голодающим при ВЦИК за № 165, опубликованного в «Известиях В.Ц.И.К.» от 29 июля 1921 г. в губерниях, признанных неблагополучными по неурожайности, сформированы губернские и уездные комиссии. В Курганском уезде создано 36 волостных комиссий помголода, 298 комиссий в селах и деревнях.

Курганская горуездная комиссия помощи голодающим при исполкоме Челябинской губернии в официально утвержденном положении зафиксировала свои основные задачи: агитация по оказанию помощи голодающим; устройство субботников и организация сверхурочных работ в помощь голодающим; организация общественных работ для населения голодающих районов; организация общественного питания общежитий и детских приютов; заготовка суррогатов питания для людей и скота; обсеменение полей; развитие огородничества. Осенью 1921 г. труженики края приняли участие во Всероссийской неделе помощи голодающим. Ее программа включала три субботника, сбор вещей и денег, постановку благотворительных спектаклей и многое другое. Коммунисты г. Кургана сдали в фонд помощи голодающим золотые (23 шт.) и серебряные (35 шт.) изделия. Для снабжения детских столовых каждый крестьянин должен был отчислить «определенное количество с пуда урожая, как бы этот урожай не был ничтожен» [5]. Чтобы помочь детям, вводили «денежное обложение всех без исключения граждан, участвующих в жизни города» [6]: все идущие или едущие по г. Кургану 29-31 декабря 1921 г. должны были внести пожертвования в пользу голодающих, т.е. заплатить определенный налог. В это же время была проведена специальная лотерея в пользу голодающих.

Все пожертвования, собранные продуктами и вещами, сдавались в многолавки или в особые склады Упродкомов (Уездных продовольственных комитетов) и Губпродкома (Губернского продовольственного комитета). Жертвователям выдавались особые квитанции с указанием - что, в каком количестве и когда сдано. Комиссии устанавливали контроль хода работ по приему и правильному использованию продуктов и вещей.

Но так как добровольных пожертвований явно не хватало, власть своим решением сделала «добровольность ? обязанностью». 5-й Губернский съезд Советов в феврале 1922 г. установил «обязательные налоги в пользу голодающих на сельское население в местностях, не признанных голодающими» [7]. Для получения регулярной безвозмездной помощи ослабленные хозяйства прикреплялись к благополучным. Шадринский уездный комитет, не смотря на то, что г. Шадринск находился в полосе неурожайности и испытывал продовольственные трудности, объявил «Неделю помощи голодающим Поволжья». Было собрано с населения и отправлено в Повольжье три тыс. пудов продовольствия, 15 млн. руб. и несколько тыс. предметов первой необходимости. В конце 1921 г. для голодающей Башкирии было отправлено безвозмездно 8257 пудов продуктов. По заданию В.И. Ленина в начале 1922 г. для засева полей Поволжья было отгружено 76 пудов семенного овса, в Кустанайскую обл. - 12 тыс. пудов.

К лету 1922 г. в Шадринском уезде признано голодающими 11 волостей. Люди ели лебеду, кору березы, семена сорных трав. Екатеринбургский Губкомпомгол (Губернский комитет помощи голодающим) за неимением средств признал оказание помощи Шадринцам невозможным. Единственное, что было решено - это оставлять все сборы, поступления по Шадринскому уезду в распоряжении Уездного компомгола (уездного комитета помощи голодающим). Помощь извне была мизерной, необходимо было изыскивать средства своими силами. Исполком уездного Совета поддержал лозунг: «Десять сытых кормят одного голодающего», выдвинутый Центральной комиссией помощи голодающим. 12 мая 1922 г. было принято обязательное постановление Шадринского Уездного исполкома совета РККД, по которому все торговцы-промышленники, кустари, ремесленники города и уезда должны были сдавать до 25 числа каждого месяца 5 % отчислений с каждого рубля валового оборота в пользу голодающих. Проводились различные мероприятия. Так, в апреле 1922 г. во время «Недели просвещения» в Шадринском театре был поставлен спектакль, чистый сбор от которого отчислен в пользу комиссии Помгола. На счет комиссии поступали средства от частных лиц и учреждений в виде денег и драгоценных изделий. Во всех церквах города во время богослужений проводились кружечные сборы. Верующее население, церкви вынуждены были сдать церковные ценности в соответствии с решением Шадринской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей.

Благодаря хорошему урожаю 1922 г. голод был в основном ликвидирован, и началась борьба с его последствиями.

В 1922-1923 гг. в г. Шадринске и уезде насчитывалось свыше 250 беспризорников. Рабочие льно-прядильной фабрики «Красный Октябрь» (около 800 человек) решили отчислить однодневный заработок в пользу детских домов. В Шадринске в 1920-х гг. был соборный хор, которым руководил Г.В. Мещеряков. В рождественские каникулы 1925-26 гг. хор дал в драмтеатре благотворительный концерт в пользу учеников 4-й школы (на одежду, питание, учебники). Концерт прошел в переполненном зале. Весь сбор пошел в школу. «Народный дом на народные средства» ? под таким лозунгом началось возведение этого объекта в г. Кургане. При учреждениях и предприятиях города и округа создавались комиссии содействия, в задачи которых входило: «Добровольное привлечение граждан к строительству Народного дома» [14]. Через газету «Красный Курган» были организованы «печатные вызовы». Действовали они по принципу пирамиды: один гражданин публиковал в газете объявление, что передает в фонд строительства Народного дома определенную сумму и вызывает (дальше шел перечень фамилий), «вызванные» в следующем номере газеты публиковали суммы своих пожертвований и вызывали следующих. Народный дом построен на месте современного областного драматического театра, но просуществовал недолго, был уничтожен пожаром.

В Советский период благотворительность в нашей стране официально выступала в виде института шефства. Идеология шефства связана с общественной деятельностью по оказанию систематической помощи кому-либо в производственном, культурном, политическом и т.п. отношениях; содействие в каком-либо деле. Коллективное шефство отличается от общественной благотворительности тем, что оно санкционируется государственными и партийными органами. Появилось понятие - «разнарядка», когда за субъектом помощи, которым является коллектив, «закреплялся» объект помощи, как правило, другой коллектив. Сочетания субъектов и объектов помощи принимали различные формы и зависели от той или иной программной установки государства. Так, в 20-е гг. ХХ в. молодежь шефствовала над Красным Флотом, в 30-е гг. над авиацией, а в 70-80-е гг. - над детскими домами.

Шадринский окружной комсомол шефствовал над эскадренным миноносцем «Зиновьев». Комсомолия ежегодно отсылала флоту так называемые шефкопейки: 190-200 руб. в год, которые собирали с комсомольцев. С 1925 г. Шадринская льно-прядильная фабрика «Красный Октябрь» шефствовала над с. Коврига. А комсомольская ячейка фабрики - над комсомольцами с. Красномыльского, где помогли создать библиотеку, спортплощадку, клуб. В ноябре 1923 г. бюро Шадринского уездного комитета приняло решение о шефстве над комсомольцами области Тюрингия в Германии, имея в виду «интернациональное воспитание и материальную помощь» [10]. Даже в период голода комсомольцы неоднократно проводили кружковые сборы, платные концерты, гулянья в городском саду для оказания помощи зарубежным коммунистам. Характерной чертой Советского строя был безвозмездный труд на благо общества. Субботник (воскресник) - сознательный организованный бесплатный труд в свободное от основной работы время, в выходные дни (откуда и произошло название). В России в ранние годы Советской власти субботники как порождение революционного энтузиазма масс действительно были добровольными. Впоследствии, с уменьшением энтузиазма стали привычной чертой социалистического образа жизни. Традиция проведения субботников и воскресников сохранилась вплоть до конца ХХ в. Частота проведения была непостоянной, но существовали Всероссийские и Всесоюзные субботники, которые были обязательными для всех территорий страны. Например, Всесоюзный Ленинский коммунистический субботник, приуроченный ко дню рождения В.И. Ленина. Коммунистические субботники формально можно считать формой благотворительности, но добровольными они были только в том смысле, что работавшие люди как бы добровольно отказывались от оплаты за труд. Зауральцы, как и все граждане Советской республики, участвовали в субботниках и воскресниках. Например, Всероссийский субботник 1 мая 1920 г. в г. Шадринске прошел как революционный праздник. В 9 час. утра началась демонстрация трудящихся, а через 45 мин. - субботник. Командиры и бойцы кавалерийской дивизии во главе с начдивом Томиным грузили на станции специальный хлебный эшелон для отправки в Москву в помощь голодающим трудящимся. Жители города очищали улицы от мусора. Рабочие трудились на своих предприятиях, выполняя сверхплановую норму.

Таким образом, несмотря на официальную критику благотворительности и филантропии как явления, чуждого Советскому государству, традиции творения безвозмездного блага в первые годы молодой Советской республики сохранились. Но получили другие названия и средства достижения цели. Идеологи диктатуры пролетариата постарались изменить сущность благотворительности в свете коммунистических идей жертвования личных интересов на благо общества.

Источники

1. ГАКО. Ф. р-314. Оп. 1. Д. 6. Л. 1,2.

2. ГАКО. Ф. р-314. Оп. 1. Д.1. Л. 1.

3. ГАКО. Ф. р-314. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.

4. ГАКО. Ф. р-299. Оп. 1. Предисловие.

5. ГАКО. Ф. р-314. Оп. 1. Д. 2. Л. 10.

6. ГАКО. Ф. р-635. Оп. 1. Д. 231. Л. 19.

7. ГАКО. Ф. р-314. Оп. 1. Д. 2. Л. 23.

8. ГАКО. Ф. р-635. Оп. 1. Д. 173. Л. 97.

9. ГАШ. Ф. 474. Оп. 1. Д. 1600. Л. 24-50.

10. ГАШ. Ф. р-1042. Оп. 2. Д. 44. Л. 8.

11. ГАШ. Ф. 766. Оп. 1. Д. 353. Л. 7, 8, 35.

12. ГАШ. Ф. 168. Оп. 1. Д. 95, 97, 98.

13. Исеть. - 1917. - 10.07.

14. Насырова, Р.С. Народный дом им. В.И. Ленина в г. Кургане. 1925-1937 гг. [Текст] / Р.С. Насырова // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : Сборник научных трудов. Вып. 3. - Курган : КГУ, 2000. - С. 156-160.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Тест

Вопросы для обсуждения

Рекомендуемая дополнительная литература

Анализ практической значимости

Тест

1. Как Советская власть отнеслась к общественным и частным благотворительным организациям?

1.1. Упразднила специальными декретами.

1.2. Создала новую юридическую базу для их действования.

1.3. Поддержала финансовыми средствами и организовала подготовку кадров.

2. Какая из задач не входила в деятельность Курганской горуездной комиссия помощи голодающим при исполкоме Челябинской губернии?

2.1. Организация общественного питания общежитий и детских приютов.

2.2. Агитация по оказанию помощи голодающим.

2.3. Развитие огородничества.

2.4. Борьба с инакомыслящими и религиозными фанатиками.

3. С какой целью была создана Шадринская уездная комиссия по изъятию церковных ценностей?

3.1. Сбор церковных ценностей в фонд Красной Армии и Флота.

3.2. Сбор средств на борьбу с голодом.

3.3. Борьба с религиозностью и христианской верой.

3.4. Сбор средств в пользу Шадринской Александровской богадельни.

4. Какой лозунг выдвинула Центральная комиссия помощи голодающим в 1921 г.?

4.1. Вся власть - Советам!

4.2. Все на борьбу с голодом!

4.3. Десять сытых кормят одного голодающего!

4.4. От каждого по возможностям, каждому - по труду!

5. Кто руководил в г. Шадринске соборным хором и организовывал благотворительные концерты?

5.1. Г.В. Мещеряков.

5.2. А.А. Жданов.

5.3. Н.В. Епишин.

5.4. Н.В. Здобнов.

6. Какой вклад вносил Шадринский окружной комсомол в шефство молодежи 20-х гг. ХХ в. над Красным Флотом?

6.1. Никакой.

6.2. Шадринский окружной комсомол шефствовал над эскадренным миноносцем «Зиновьев».

6.3. Шадринский окружной комсомол шефствовал над Балтийским флотом.

7. Какой принцип был положен в сбор средств на строительство Народного дома в г. Кургане?

7.1. Принцип пирамиды (система «печатных вызовов»).

7.2. Принцип добровольности (все желающие участвовали в строительных работах).

7.3. Принцип обязательности (каждый комсомолец и коммунист обязательно вносили однодневный заработок).

Вопросы для обсуждения

1. Почему субботники и воскресники можно назвать одним из видов благотворительности?

2. В чем сходство и отличия советской традиции шефства и дореволюционной российской благотворительности?

3. Почему советское государство, официально отрицавшее благотворительность как явление, вынуждено было использовать ее для достижения своих целей?

4. Насколько возможно и оправдано развитие шефства в современном обществе?

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Борисов, С.Б. Зауралье в 1917-1922 гг. [Текст] / С.Б. Борисов, С.А. Парфенова. - Шадринск : Изд-во ПО «Исеть», 2003. - 60 с.

2. Земля курганская: прошлое и настоящее. Вып. 5 [Текст]. - Курган : КГПИ; Курганс. обл. общ-во краеведов, 1993. - 179 с.

3. Очерки истории Шадринска : К 50-летию Курганской области [Текст] - Шадринск : ПО «Исеть», 1993. - 208 с.

4. Парфенов, С.А. Голод 1921-22 гг. в Шадринском уезде [Текст] / С.А. Парфенов // Шадринская старина. 1995. Краеведческий альманах. - Шадринск : Изд-во Шадр. гос. пед. ин-та, 1995. - С. 152-157.

5. Пашкевич, И.В. Шадринская молодежь 1920-х гг. [Текст] / И.В. Пашкевич // Шадринская старина. 1995. Краеведческий альманах / ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : Изд-во Шадр. гос. пед. ин-та, 1995. - С. 28-30.

6. Плотникова, А.В. Шефство завода Полиграфмаш над школой № 4 г. Шадринска во второй половине 1940-х гг. [Текст] / А.В. Плотникова // Шадринская провинция: материалы пятой городской краеведческой конференции. Шадринск. 06 февраля 2004 г. / ред. С.Б. Борисов, С.А. Парфенова. - Шадринск: Изд-во Шадр. гос. пед. ин-та, 2004. - С. 21-23.

7. Пушкарев Н.Г. Из летописи шадринского края. Книга вторая [Текст] / Н.Г. Пушкарев. - Шадринск : Изд-во ПО «Исеть», 2005. - 150 с.

8. Шадринск 1920-х гг. [Текст] / отв. ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : Изд-во Шадр. гос. пед. ин-та, 1999. - 111 с.

Анализ практической значимости

Сформулируйте основные практические выводы по теме. Что из усвоенного материала Вы сможете применить в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности?

Вспомните, принимали ли Вы участие в субботниках или воскресниках. Какие эмоции Вы при этом испытывали? Побеседуйте со своими родителями, дедушками и бабушками, выясните у них - как они относятся к участию в субботниках и воскресниках.

Приходилось ли Вам встречаться во время своей учебы в школе с шефской помощью, с шефами? Как Вы считаете, какую роль играли они в развитии учебного заведения?

Тема 3.4 Массовая народная благотворительность во время Великой Отечественной войны

Огромные трудности выпали на долю зауральского края в годы Великой Отечественной войны, несмотря на то, что Курганская область находилась в глубоком тылу. Произошло возрождение обычаев добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако, эти пожертвования поступали на государственные банковские счета, и никто не имел права спросить, куда израсходованы благотворительные средства. А отчеты нигде не публиковались. Участие в акциях часто было «добровольно-принудительным». Решение об участии принимало руководство страной, областью, но оформлялось это как инициатива снизу, т.е. от имени рабочих, служащих и учащихся. Разумеется, среди общей разрухи, голода и лишений много было и искреннего желания помочь государству и конкретным людям.

Среди важнейших вопросов вызванных войной и требующих разрешения, кроме поддержки армии и флота, были: помощь семьям военнослужащих, раненым, беженцам, малоимущим слоям населения.

В военный период народ передал в распоряжение государства значительную часть своих доходов и сбережений. Основными формами и методами безвозмездной всенародной помощи фронту явились добровольные взносы и пожертвования в фонды обороны и Красной Армии, в фонд помощи семьям военнослужащих. Несмотря на большие материальные трудности, передавали 1-5 дневные заработки, премии, средства, заработанные на Всероссийских субботниках, компенсации за неиспользованные отпуска, драгоценные изделия, продовольствие, одежду. Колхозы безвозмездно сдавали мясо, молоко, зерно, зачастую оставаясь с минимальными запасами. «Трудящиеся области удостоены великой чести, ? писала газета Красный Курган, ? тов. Сталин прислал приветственную телеграмму, он благодарит трудящихся за собранные 90 млн. руб. на строительство танковой колонны «Челябинские колхозники». На текущий счет Госбанка от курганцев поступило 2407000 руб. [17].

Телеграммы от Верховного Главнокомандующего в Курган приходили не единожды. В 1944 г. за подписью В.Г. Сталина пришла благодарность на имя секретаря Курганского горкома ВКП(б) Попова и председателя Курганского горисполкома Немешаева за сданные 640000 руб. в фонд обороны и 1710000 руб. деньгами и 1500000 руб. облигациями государственных займов в фонд помощи семьям фронтовиков.

За успешное проведение сбора средств в фонд обороны шадринцы дважды получали благодарность от Государственного комитета обороны.

25 сентября 1941 г. в газете «Челябинский рабочий» опубликовано воззвание комсомольцев абразивного завода о сборе средств на танковую колонну им. Челябинского комсомола. Жители Кургана, Шадринска, Куртамыша, Кособродска и др. населенных пунктов поддержали призыв. Сбор средств продолжался до марта 1942 г., и на них Кировский завод изготовил 23 танка. В период с 1941 по 1944 гг. систематически проводились кампании по сбору средств на строительство танковой колонны им. Челябинского комсомола, боевого самолета «Курганский пионер», танковой колонны «Народный учитель», танковой колонны «Годовщина войны», минометной батареи, авиаэскадрильи и пр. В 1944 г. рабочие и служащие Уксянской МТС обратились к тов. Сталину с просьбой построить на их средства танк «Тракторист Уксянской МТС Курганской области» и передать его их земляку Ф.С. Засыпкину. Старшина Засыпкин получил танк перед наступлением на р. Висле.

Зауральцы подхватили призыв московских работниц взять на воспитание детей, чьи родители погибли в боях за Родину. 5 апреля 1942 г. шадринская газета «Путь к коммуне» опубликовала письмо домохозяйки А.В. Поповой о том, что она берет на воспитание ребенка, родители которого погибли от рук фашистов. Всего за годы войны шадринцы взяли на воспитание 217 детей, потерявших родителей. В Зауралье прибыло 150 тыс. эвакуированного населения. Осенью 1941-42 гг. было организовано 148 детдомов для почти 12 тыс. детей. Для приехавших детей сразу начался сбор теплой одежды, продуктов питания, учебников. Например, комсомольцы г. Щучье собрали 700 штук посуды, 23 подушки, 29 платьев, 12 полотенец, 66 пар чулок и носков, 55 шапок, 32 м мануфактуры, 2400 руб. деньгами. Кроме этого, продуктов: картофеля 235 центнеров, мяса 254 кг, молока 594 л, яиц 160 шт., меду 8 кг и т.д.

Особенно тяжелым для эвакуированных был первый год зауральской жизни. Государство не смогло обеспечить их жильем, питанием, часто они были предоставлены самим себе. И если бы не помощь местного населения, погибло бы гораздо больше эвакуированных детей и взрослых. Хотя следует отметить, что не всегда местные жители с радушием помогали приехавшим. Исполком райсовета отмечал, что не редки были случаи жалоб эвакуированного населения, размещенного в домах, принадлежащих частным лицам, о том, что владельцы домов стесняют своих вынужденных квартирантов, не допускают до печей для приготовления пищи, не дают достаточной площади для ночлега, а так же, помимо всего, словесно издеваются над ними. В годы войны увеличилось количество малообеспеченных семей, так как многие мужчины были на фронте. Были созданы фонды материальной помощи малообеспеченным семьям. Остро нуждающимся детям школы выдавали талоны на пошив и ремонт детской одежды и обуви в мастерских. Во всех школах работали столовые. Картофель и овощи дети выращивали на школьных приусадебных участках. К маю 1942 г. трудящиеся г. Шадринска собрали более 10 тыс. руб. для оказания помощи детям фронтовиков. В октябре 1944 г. коллектив железнодорожного узла ст. Шадринск подготовил праздничные подарки для детей фронтовиков. Собрано 240 кг хлеба, 120 кг мяса, 60 кг масла. 22 октября 365 железнодорожников вышли на воскресник, заработали 2477 руб., на эти деньги купили 110 кб дров для семей фронтовиков. Их почин подхватили швейная и табачная фабрики, другие предприятия города. Тысячи детей фронтовиков получили подарки с горохом, крупой, сдобой, одеждой, обувью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.