![]() |
|
|
Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьяхПравила обратной связи: - говорить о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства; - не давать оценок; - не давать советов; - умение слушать. 5.« Черное и белое кресло» назначение: - формирование более адекватной самооценки; - самопознание участников; - коррекция личностных недостатков; - формирование умения слушать и давать обратную связь варианты « Белое кресло», « Черное кресло». Отдельно от круга, но так, чтобы всем было хорошо видно, поставить два кресла, одно из них накрыть белым материалом, другое - черным. Предложить одному из участников занять белое кресло, все остальные члены группы по очереди говорят участнику, занявшему белое кресло, о его достоинствах. Сидящий в белом кресле может попросить уточнить то или иное высказывание, задавать вопросы, но не имеет право на отрицание и оправдание. То же можно проделать, усадив участника в черное кресло. Но здесь ему говорят о его недостатках, мешающих общению. Примечание: Эту процедуру проводят с теми участниками, у которых явно прослеживается неадекватная самооценка. 6.« Мнение» Назначение: - фиксация внимания участников на своих личностных особенностях; - коррекция восприятия себя; - развитие умений слушать и давать обратную связь. Участники делятся на две равные подгруппы, встают, образуя два круга. Члены группы , стоящие во внутреннем круге, поворачиваются лицом к участникам, стоящим во внешнем, и встают друг напротив друга. Затем член каждой пары, стоящий во внутреннем круге, начинает тихо говорить партнеру, как он его воспринимает, какие чувства он вызывает, какие личные качества тот проявляет в группе и т.д. По сигналу ведущего внутренний круг сдвигается вправо на одного участника. Первая часть процедуры заканчивается, когда участники, пройдя по кругу, вернутся в исходную позицию. Во второй части процедуры аналогично высказывают свое мнение члены группы, стоящие во внешнем круге. В заключительной части процедуры ведущий предлагает участникам в течение 5-10 минут продолжать беседу, свободно выбрав себе партнера в любом помещении. 7. Разминка « Мяч без рук». Участники передают мяч друг другу без помощи рук. « Ходьба». Каждый член группы сам придумывает, что он будет изображать (например, «ходьба над пропастью», или «движение против толпы»). Остальные пытаются угадать, что было изображено. 8. Задание на самопознание: Попробуйте посмотреть на себя со стороны , записать в дневнике свои чувства; Подумайте, кто в группе больше всего нуждается в поддержке и помощи, найдите способ поддержать его. Отработайте свое умение слушать. Попробуйте начать это делать, разговаривая с младшими ребятами и родителями. Задайте им вопрос и слушайте ответ, поставьте дополнительные вопросы - наводящие и уточняющие. Напишите в дневнике, какие трудности вы испытали в ходе выполнения заданий. 9. Прощание Встреча 4 « Встреча двух миров» Цели: - Научение участников бесконфликтному общению; - Оказание помощи каждому участнику в осознании способов и приемов взаимодействия с другими людьми, способов реагирования в сложных ситуациях, умении регулировать процесс общения; - Формирование индивидуальных способов эффективного общения; - Отработка вербальных и невербальных средств общения. Ход занятия: 1. Приветствие. 2. Рефлексия ( Обсуждение дом. задания.) 3.« Созвучие» Назначение: - развитие эмпатического понимания; - подготовка к участию в ролевых играх Выходят два партнера. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться. И так три раза. 4. Информирование В качестве важных моментов общения выступают эмпатия и рефлексия. Если под рефлексией понимается самоуглубление, обращенность познания на свой внутренний мир, видение своей позиции со стороны, способность имитировать мысли партнера , то под эмпатией подразумевается способность понимать психические состояния других людей, сопереживание, эмоциональный отклик, эмоциональная идентификация с другими. 5. Ролевая игра. Назначение: - выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы с другими людьми, индивидуальных особенностей общения; - формирование эффективных способов общения; - совершенствование вербальных и невербальных компонентов общения. Примеры ситуаций для разыгрывания: 1. Тебя вызвали к директору школы за то, что ты сорвал урок. 2. Тебе необходимо отпроситься у учителя с классного часа. 3.Разговор с классным руководителем о том, что ты ходишь с очень ярким макияжем. 4. Прогуливаясь вечером со знакомым парнем, ты встречаешь свою маму, которая начинает отчитывать тебя, как ребенка. 5. Разговор с отцом, который считает, что тебе надо поступать в медицинский институт, а тебя профессия врача не привлекает. Перед игрой участники обсуждают детали сюжета. После игры обсуждение проигранной ситуации начинают с них. Ведущий стимулирует обсуждение следующими вопросами: Какие чувства ты испытывал при общении с партнером? Проанализируй причины их возникновения. Чего ты хотел добиться в этой ситуации, и удалось ли это тебе? Попробуй описать, что представляет, с психологической точки зрения, личность своего собеседника. Какую цель, по твоему мнению, ставил перед собой партнер? Чем он располагал к себе и чем отталкивал? Какие приемы для достижения поставленной цели использовал ты и какие твой партнер? Что говорил о своих чувствах твой партнер языком невербального общения? После обсуждения игры ее участниками слово предоставляется остальным членам группы. Ведущий может предложить для собеседования следующие вопросы: Какие личные особенности участников проявились в игре? Какие способы и приемы взаимодействия они использовали? Было ли рассогласование между вербальными и невербальными средствами общения? Если да, попытайтесь вскрыть причины. Кто из участников достиг своей цели, и что этому способствовало? А кому не удалось, и что этому помешало? В каких эго- состояниях находились участники и как это сказывалось на их взаимодействии? После этого ведущий анализирует игру, ход ее обсуждения, особенно обращая внимание, в нужные моменты, на барьеры общения, правила эффективной коммуникации, эго- состояния участников в игре. 6. Разминка « Не урони». Один из участников кидает другому мяч, при этом говоря, что это, например, холодильник. Задача ловящего изобразить, что он поймал холодильник, а не мяч. 7. « Картина» ( работа в парах). Назначение: - определение умения участников регулировать процесс общения; - отработка невербальных техник общения. Участники разбиваются попарно. Каждой паре выдается лист бумаги и один карандаш. Держа карандаш вдвоем, без слов, за 5 минут они должны создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи. После окончания процедуры ведущий может задать участникам следующие вопросы: Является ли эта картина действительно совместным произведением? Кто был инициатором создания именно этого сюжета? Кто являлся лидером, а кто подчиненным? Учитывались ли желания каждого участника? Понимали ли участники друг друга в процессе совместной работы, какие способы использовали для этого? 8. Рефлексия 9. Задание на самопознание: - выбрать наиболее сложную тему для разговора с родителями. Продумать бесконфликтный вариант этого разговора и провести его. Описать в дневнике результаты этого разговора, проанализировать причины успехов и неудач. 10. Прощание. Встреча 5 « Встреча двух миров» продолжение. Ход занятия: 1. Приветствие. 2. Рефлексия ( обсуждение дом. задания.) 3. « Бой ораторов» Назначение: - отработка умений слушать другого и убеждать в своей точки зрения; - формирование индивидуальных способов эффективного общения. Участвуют два человека. Определяется тема, например, «нужна ли в школе единая форма?» Первый участник произносит речь на эту тему. Второй должен сначала пересказать своими словами идеи предыдущего оратора, затем изложить свои возражения и, если необходимо, задать вопросы своему противнику и т.д. В ходе обсуждения ведущий обращает внимание на используемые способы и приемы общения, то к каким результатам они приводят; на умение слушать и убеждать; на чувства участников по поводу того или иного действия собеседников; на соответствие вербальных и невербальных компонентов общения и т.д. 4. « Проектирование» Назначение: - определение и отработка умений участников эффективно проектировать общение. 5. Разминка « Ролевая гимнастика», « Преодоление трудностей». 6. Информирование: Факторы, препятствующие нормальному течению межличностного общения: - незрелые, поверхностные суждения; стереотипы, озабоченность и занятость самим собой; « сверхреакция» на эмоционально окрашенные слова; - необоснованное перебивание; «скрытая повестка дня». Правила общения: - быть открытым собеседнику; - принимать его таким , какой он есть; - внимательно слушать , что он говорит; - не перебивать; - принимать соответствующие позы, жесты, мимику, обозначающие заинтересованность в собеседнике; - ясно выражаться; - участие в общении должно быть активным и ответственным. 7. Задание на самопознание: - описать в дневнике свои мысли, чувства, возникшие в процессе занятия. - проанализировать и записать в дневнике , что хорошего, что плохого вы приобрели в процессе работы, от чего освободились, изменилось ли ваше отношение к себе, к другим. - подумайте, чего вы ждете от второй половины работы, как вы попытаетесь этого достигнуть, что вы посоветуете себе, другим участникам, ведущему. 8. Прощание. Встреча 6 и 7 « Взаимодействие миров» Цели: - выявление проблем, не позволяющих каждому члену группы эффективно участвовать в групповых формах взаимодействия; - диагностика и отработка необходимых для этого умений ( слушать, понимать, поддерживать и развивать точку зрения другого, доносить свое мнение до каждого). Ход занятия: 1. Групповая дискуссия. Назначение: - определение и развитие умений участников, необходимых для эффективного группового общения. Варианты: « Руководство дискуссией», « Ролевое обсуждение» Примечание: роли распределяются с учетом реальных возможностей участников; в процессе обсуждения итогов дискуссии обратить внимание на корректность выступающих, умение донести сове мнение до каждого, умение слушать, понимать и т.д. Выбирается тема для обсуждения. Она может быть предложена ведущим или группой и звучать в общей формулировке: «Что такое дружба?», «Откуда берутся равнодушные?». Может выдвигаться конкретная ситуация для обсуждения. Все участники совместно выдвигают критерии оценки деятельности руководителя: умение четко формулировать вопросы, резюмировать переходные моменты в обсуждении, вовлекать пассивных, приостанавливать слишком длинные монологи, быть тактичным по отношению к аудитории. Тут же еще раз напоминаются общие правила: необходимость предельной доброжелательности; обсуждать деятельность, а не личность. Ведущий дискуссии выбирается или по желанию, или по жеребьевке, или может назначаться ведущим. Дискуссия продолжается 15-30 минут в зависимости от увлеченности темой. Задача ведущего дискуссии - задавать вопросы, предоставлять слово, слушать высказывания ребят, ориентироваться в их сути, заострять смысл, вести к решению и т.п. Ведущему важно создать свободную обстановку для разговора, поддерживать хорошее настроение. Чтобы снять напряжение, можно прибегнуть к шутке, привести смешную поучительную историю. Не надо злоупотреблять вопросами, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Лучше спрашивать: «Почему так происходит?», «Как ты думаешь, от чего это зависит?», «Все так думают?», «Кто возразит?», «У кого есть другие примеры, кто поделится опытом?», «можем ли мы с этим согласиться?», «Так и должно быть?» Ведущему могут помочь такие переходы: - Давайте мысленно перенесемся… - Представьте себе… - Как изменится эта ситуация, если… - Представьте себя на месте… 2. Влияние группового настроения. Назначение: - продемонстрировать роль благожелательной и недоброжелательной атмосферы в решении поставленной перед участниками задачи; - определить умение членов группы находить поддержку в любой аудитории; - выработка свободного раскованного общения. Примечание: по окончании процедуры можно предложить участникам совместно разработать и сформулировать приемы, помогающие располагать к себе аудиторию. Двум - трем участникам дается задание: произнести речь продолжительностью 2-3 минуты на любую заданную группой тему (например, «Что я больше всего ценю в людях», « Как я понимаю подлость» и т.д.). Затем предложить ораторам выйти за дверь и подготовиться. В это время ведущий договаривается с группой о реакции на выступление. Например, первая речь будет встречаться одобрительно (улыбки, доброжелательные взгляды, заинтересованность на лицах), вторая - холодно (равнодушные лица, пренебрежительные ухмылки), третью речь половина группы встречает доброжелательно, другая половина - явно негативно. Реплики не рекомендуются. После выступления «ораторы» рассказывают о своих ощущениях и дают оценки своим выступлениям. Затем перед ними раскрывают «заговор» и все вместе обсуждают проблему «моральной поддержки». 3. Необитаемый остров. Назначение: - диагностика и отработка способов, стилей взаимодействия, психологических умений, необходимых для эффективного решения задач, стоящих перед группой; - развитие внимания друг к другу. Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Когда вас спасут и смогут ли вообще это сделать - не известно. Естественно, перед вами стоит задача, во-первых, выжить и, во- вторых, остаться при этом цивилизованными людьми. Попытайтесь решить эти задачи в течение 30 минут. 4. Социометрия. Назначение: - определение места каждого участника в структуре групповых взаимодействий. Размножить и раздать участникам анкету: 1.Напиши фамилии двух- трех членов группы (в порядке значимости), к которым бы ты обратился за помощью: а) в трудную минуту жизни б) в решении поставленной задачи. Собрав заполненные анкеты, ведущий составляет схему взаимоотношений в группе, где указывает номера участников, их пол, направление выборов, их взаимность, отдельно выделяет эмоциональные и деловые выборы. 5. Разминка. « Не столкнись». Группа делится пополам, обе подгруппы встают в затылок друг другу, держась за плечи впереди стоящего, под музыку начинают движение, «извиваясь змейкой», причем одна подгруппа двигается по диагонали комнаты, а другая - по ее периметру. По сигналу ведущего подгруппа, идущая по диагонали, должна начать двигаться по периметру, другая - наоборот, по диагонали комнаты. При этом они должны избежать столкновения. « Оркестр». Каждый участник выбирает себе какой - либо музыкальный инструмент, кто- то становится «дирижером», избирается произведение, которое оркестр должен исполнять. «Оркестр» на воображаемых инструментах исполняет произведение, в котором солируют все по очереди. 6. Задание на самопознание: Каждый человек в своей жизни использует множество ролей. Подумайте, какую роль вы играете в группе, а какую хотелось исполнять. Опишите в дневнике , что этому мешает, а что способствует?. 7. Информирование. Можно назвать множество ролей и масок, которые исполняют и носят, общаясь с людьми, различные ребята. Все эти роли и маски предполагают определенный стиль общения с окружающими и окружающих с их носителями. В результате реализации подобного стиля у одних происходит деформация личности, последствия которой могут сказываться на всей дальнейшей жизни. Но у других ребят может и не происходить глубинных деформаций, а лишь развивается умение приспосабливаться к неблагоприятным обстоятельствам. Наконец, у третьих эти обстоятельства вызовут рано или поздно протест, бунт, в результате чего -либо будут сломлены сложившиеся отношения, либо старшеклассники уйдет из класса совсем ради сохранения себя как личности. Примечания: В конце 6-го занятия оценить по 10-бальной шкале : свою усталость , доброжелательность группы, доступность поступающей информации. Полученные данные ведущий использует для дозирования нагрузки в групповой работе, достижения необходимого уровня доступности преподносимой информации, проектирования групповых взаимодействий. 8. Задания после 7-го занятия. - Осмыслите, какое место вы занимаете в группе своих друзей. Сравните это положение со своим местом в структуре группы тренинга. Проанализируйте это в дневнике. - Принесите в группу предметы, вызывающие у вас самые приятные обонятельные, осязательные, зрительные или слуховые ощущения. 9. Рефлексия. 10. Прощание. Встреча 8 « Встреча с самим собой» Цели: - диагностика и отработка индивидуального стиля общения; - развитие аналитических коммуникативных умений. Ход занятия: 1. Приветствие. 2. Рефлексия. ( Обсуждение дом. задания). 3. «Жизнь врасплох» Назначение: - определение стиля реагирования участников в непредвиденных ситуациях; - развитие аналитических способностей, умений понять и принять другого человека. На каждом шагу жизнь нам предлагает множество задач, и каждый раз мы проявляем искусство быть другим, оставаясь при этом самим собой. Каждому из вас будет предложена ситуация, ваша задача - быстро включиться в нее, и моментально отреагировать, ведь в жизни случаев, когда нам приходится немедленно реагировать, более чем достаточно. Ведущий просит всех участников, кроме тех, кто разыгрывает Примечания: желательно , чтобы предлагаемые ситуации имели одну тематику. Например, взаимоотношения с другом. Ситуации для разыгрывания ведущий может подобрать во время утренней рефлексии, разбирая дом. задание. Во время анализа обратить внимание на следующее: какие чувства испытывали «исполнители» сценки во время взаимодействия с каждым членом группы, кто, по их мнению, отреагировал более адекватно ситуации; как участник относится к себе, к другу, насколько может участвовать и понимать окружающих, может ли уравновешивать в своем поведении разные интересы, свои и чужие и т.д. 4. «Этюды» Назначение: - диагностика индивидуального стиля общения участников; - отработка умений анализировать свои индивидуальные особенности и учитывать личностные особенности другого; - развитие коммуникативных навыков. Ведущий или сами участники описывают ситуацию в самом общем виде, желающие участвовать в ее разыгрывании сами конкретизируют ситуацию, готовят место и т.д. После проигрывания анализируют ситуацию сначала ее участники, затем остальные члены группы. Информирование: Если тебя тянет к какому - то человеку, но на пути к сближению с ним встречаются трудности ( у тебя что - то не то в характере, у него какие-то черты тебя не устраивают): - то можно попробовать как-то изменить самого себя; - можно попробовать чуть-чуть повлиять на этого человека; - но не правильнее ли изменить в лучшую сторону свое отношение к нему, свое поведение с ним; - но если ты еще не принимаешь последнее и все еще пытаешься изменить другого, то следуй хотя бы советам Д. Карнеги. (Привести пример из советов). 5. Информирование. 9 способов изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования. 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека 2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме; 3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках; 4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания; 5. Дайте человеку сохранить свое лицо; 6. Хвалите человека за каждый, даже самый скромный успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры в похвалах; 7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним; 8. Пользуйтесь поощрениями. 9. Сделайте так, чтобы было приятно выполнять то, что вы хотите. 6. «Предмет» Назначение: - отработка умений понимать человека опосредованно, через то, что он любит; - получение дополнительной информации участникам о своих индивидуальных особенностях. Все участники отдают ведущему принесенные с собой предметы, вызывающие у них самые приятные обонятельные, осязательные, или слуховые ощущения. Ведущий передает по одному предмету по кругу всем членам группы (участники не знают, кто принес этот предмет). Каждый, у кого в руках предмет, должен предположить, какие индивидуальные особенности присущи владельцу этого предмета. 7. Разминка «Смена мест» Участники сидят на стульях по кругу, водящий стоит в центре и командует: «Меняются местами…» продолжение фразы может быть любым, например, все блондины, все, кто любит музыку «Битлз» и т.д. Во время смены мест водящий должен успеть занять свободный стул. Следующим водящим становится тот, кому не хватило места. 8. Задание на самопознание: Провести глубокую рефлексию тренинга. Встреча 9 « Кто есть кто» Цели: - создание психологических портретов каждого участника тренинга; - отработка умений анализировать свои личностные особенности и особенности других; - самопознание участников, формирование более адекватного представления участников о себе и других. Ход занятия: Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |