реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

6. Встречи должны проводится в неформальной обстановке, вне стен учебного заведения.

7. Помещение для проведения занятий должно быть просторным, не иметь лишней мебели.

8. Желательно наличие видеокамеры, чтобы можно было снимать происходящее в группе и устраивать дальнейший видеоразбор.

9. Для выполнения ряда техник необходимы бумага, ватманы и цветные карандаши.

10. Желательно, чтобы в группе было равное количество лиц обоего пола.

11. В процессе проведения занятий в клубе стало очевидным необходимость введения дополнительных досуговых мероприятий, таких как экскурсии, чаепития, походы, спортивные мероприятия.

Заключение

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей - все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспитания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально- опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют, - имеет статус неблагополучной семьи.

На сегодняшний день в России отмечается рост числа неблагополучных семей. Такие семьи - острая социально-педагогическая проблема, так как они не выполняют основную общественную функцию - воспитательную. По результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А.С. Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие ребенка.

Неблагоприятное влияние неблагополучия родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный неблагополучие формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадаптации таких детей. Эмоционально- поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.

По мнению ряда исследователей ( М.А. Галагузовой, М.В.Быкова Е.О.Смирнова, А.Г. Шмелёва и др.) основной задачей социально- психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у детей и подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

На наш взгляд эффективным методом развития личности подростка является социально- психологический тренинг.

Тренинг - это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи: овладение социально- педагогическими знаниями; развитие способности познания себя и других людей; повышение представлений о собственной значимости; развитие различных способностей, навыков и умений.

Анализируя проведенное исследование и реализацию программы тренинга личностного роста для подростков отмечается эффективность данного вида работы. При анализе результатов работы участниками тренинга было отмечено, что у многих значительно повысились оценки своих умений и навыков, подростки проявляли более уверенное и спокойное поведение, эффективно использовали приобретенные навыки саморегуляции и эффективного общения с другими людьми.

Таким образом, можно отметить эффективность социально - психологического тренинга и в целом практическую значимость проведенного исследования.

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию- М, 1994.

2. Антонов А. Н. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. - 1998. - № 3 - 4. - С. 52 - 68.

3. Антонов А. А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М.,1998. - 360с.

4. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - Вып. 1. - М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. - 40 с.

5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005.

6. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990

7. Бабайцева В.К. Личностно- ориентированный тренинг.- М., 1997

8. Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” Москва, 1993

9. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С 234 с.

10. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: «Ось-89», 1999.

11. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39

12. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994. № 2

13. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005.

14. Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М., 2000.

15. Ермакова Л.А. Группы развития личности. -М., 1994.- 118 с.

16. Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // СОЦИС. - 1995. - № 7. - С. 93 - 99.

17. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского.- М., 1994

18. Клее М. Психология подростка.- М., 1994

19. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеренбург, 1997

20. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1991.- 159 с.

21. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 1999. - 238 с.

22. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений: Спб.: Питер, 2001

23. Лозовская Е.Г., Фалалеева Ю.В. Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально- опасном положении.- Волгоград, 2005.- 47 с.

24. Макшанов С.И. Психология тренинга М., 2002

25. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально- психологическом тренинге.- Киров, 1995

26. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособ..- М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2003, - 408 с.

27. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом.- М .: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.- 299 с.

28. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга.- М, 1999

29. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р.; под общей ред. Битяновой М.Р.- СПб.: Питер, 2007.- 304 с.

30. Психология подростка. Практику /Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2003

31. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина.- М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 1999.

32. Псысоева Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования.- М., 2004.- 243 с.

33. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга: СПб, 2005

34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000

35. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми.- М., 1996.- 324 с.

36. Семейная психотерапия./ Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В.-СПб.: «Питер» 2000. - 656 с.

37. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации.- М., 2003.- 240 с.

38. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - М.: «Генезис», 1999.

39. Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг.- М.: Институт социальной работы, 1995.- 312 с.

40. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб: Речь, 2001

41. Снайдер Д. Курс выживания подростков.- М.,1999 - 204 с.

42. Такташева Е.К. Общение и личнотсный рост: сборник учебно- методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей.- Барнаул: изд-вд АКИПКРО, 1994- 62 с.

43. Формы жестокого обращения в семье //Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами.- М, 2004.-336 с.

44. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 319 стр.

45. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи.- М.: ВЛАДОС_ ПРЕСС, 2006.- 271 с.

46. Шабельников В.К. Социально- психологические основания анализа жизнедеятельности семьи как детерминирующей системы развития личности // Семейная психология и семейная психотерапия № 4, 2007.

47. Шипицина Л.М., Иванова Е.С. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.- СПб.: ЛОГУ, 1997.- с. 241.

48. Шнейдер Психология семейных отношений: Курс лекций.- М.: Апрель- Пресс, 2000.- 512 с.

49. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки.- М.: «Академия», 1997.- 278 с.

50. Я провожу тренинг. Методические рекомендации./Под. ред. Камалдинова Д. и др.- Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001.

Приложение 1

Содержание курса социально- психологического тренинга

Встреча 1 « Мир во мне»

Цели:

- Создание условий для лучшего знакомства;

- Определение особенностей личности каждого участника;

- Создание климата психологической безопасности.

Ход занятия

1.Приветствие.

2.Игра « Имя» .Назначение:

- узнать и запомнить имена всех участников тренинга;

- снятие возможных затруднений при обращении друг к другу.

Каждый участник по кругу называет имена всех, кто уже представился до него, последним называя свое имя.

3.Правила работы в группе. Назначение:

- установление принципов работы в группе;

- создание чувства особенности общения в группе;

примечание - правила предлагаются для свободного обсуждения в группе.

Правила:

1. Активность, ответственность каждого за результаты работы группы. Это правило подразумевает зависимость эффективности групповой работы от вклада каждого ее члена и необходимость работы не только для себя, на решение собственных проблем, но и на других, т.к. помощь другому является способом познания себя.

2. Постоянство участия в работе. Правило определяет обязательность участия каждого члена группы в течение всего времени без перерывов.

3. Закрытость группы. Имеется в виду, что все происходящее в группе не должно выноситься за ее пределы. Все, что проговаривается членами группы вне круга, должно привноситься в круг.

4. Откровенность и искренность. Подразумевается, что члены группы должны попытаться отбросить все роли и быть самими собой, попробовать говорить то, что думают, и проявлять то, что чувствуют.

5. Правило «Стоп». Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-то игре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности к откровенности, имеет право сказать «Стоп» и тем самым исключить себя из участия в процедуре. Это правило желательно использовать по возможности реже, т.к. оно ограничивает человека в познании себя.

4. « Знакомство». Назначение:

- формирование первого впечатления друг о друге;

- определение особенностей общения участников ;

- формирование установки на взаимопонимание.

Варианты: « Кто я» Раздать участникам по 10-15 карточек, на каждой из которых они должны написать по одному своему качеству, а затем сами участники ранжируют карточки по значимости. Проводится обсуждение. Обратить внимание на то, какие характеристики себя у каждого из ребят преобладают - негативные или позитивные, что для каждого наиболее значимо в своей личности, насколько ярко проявляются качества, стоящие по рангу на последних местах, хотел бы субъект избавиться от них или нет.

« Интервью». У каждого члена группы по очереди все желающие берут интервью. Задают вопросы такого характера: Твой любимый цвет?, Есть ли у тебя хобби? и т.п.

« Проективный рисунок». Каждый член группы на листе бумаги символически изображает себя реального и себя идеального (каким бы ему хотелось быть). Обсуждая рисунок, сначала предоставьте слово другим членам группы для того, чтобы выяснить, как они видят этого человека, какое настроение он предает своим рисунком, чем отличается изображение реального «Я» от идеального, что, по мнению группы , данный участник хочет изменить в себе, чего добиться. Затем слово предоставляется самому автору рисунка. Он рассказывает о себе (через рисунок) в свободной форме. По окончании рассказа группа задает вопросы на уточнение, понимание.

5. Разминка. Назначение:

- снятие напряжения, усталости;

- сплочение группы;

- создание доброжелательной атмосферы.

Варианты: « Молекулы». Все игроки - «атомы», которые беспорядочно движутся, а по сигналу ведущего объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины ( по 2, по3, по 5 т.п.) Молекулы большей или меньшей величины, по сравнению с заданной, должны в течение 10 секунд перестроиться. «Атомы», не вошедшие в состав «молекул», выбывают из игры.

« Заросли». Один из членов группы пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу остальными участниками.

6. Рефлексия « Здесь и теперь». Назначение:

- Отработка навыка рефлексии.

Дать понятие рефлексии. Объяснить участникам необходимость ее проведения в начале и конце занятий.

Рефлексия ( от лат. « рефлексио» - обращение назад) - процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира , анализ собственных мыслей и переживаний, размышления о самом себе, осознание того , как воспринимают и оценивают человека окружающие люди. Рефлексия не только позволяет познать себя , но и во многом способствует взрослению человека.

Задание: Предложить каждому участнику высказать свое понимание происходящего, в группе и с группой, описать свои чувства, переживания, ожидания от участия в тренинге реальности.

7. Задание на самопознание: Назначение:

- отработка навыков анализа своего поведения, поведения окружающих людей, возникающих ситуаций;

- осознание своего психологического состояния.

Предложить ведение дневника самонаблюдений. Вести записи всего, что происходило на тренинге, мысли, чувства, причины различных переживаний и т. д.

8. Прощание. Ритуал прощания участники группы придумывают сами.

Встреча 2 « Мир вокруг меня»

Цели:

- Помочь участникам зафиксировать и на этой основе начать развивать свои умения видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, их поведение, ситуации, возникающие в процессе общения;

- Формирование чувствительности к невербальным средствам общения.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Рефлексия ( 10- 15 мин.) Узнать у ребят о выполнении задания на самопознание (как справились, какие трудности возникли, почему). Попросить одного из ребят зачитать из дневника фрагменты записей. После этого все остальные участники описывают свои ощущения, возникающие во время прослушивания, и пытаются определить чувства автора, которые он испытывал при написании или зачитывании. Сам автор подтверждает или передает слово следующему члену группы, дневниковые записи которого он хотел бы услышать.

3.« Представь партнера» ( работа в парах). Назначение:

- отработка навыка адекватно воспринимать других людей, их поведение;

- развитие видения других людей.

Участники разбиваются на пары. Один из пары представляет другого (каким он видит своего партнера).

4. « Мимика и жесты» Назначение:

- развитие паралингвистических ( внеязыковых) средств общения;

- выработка свободного, раскованного стиля общения.

Варианты: « Эмоции». Каждый участник группы только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость. То же самое при помощи мимики (без жестов).

« Письмо с заданием». Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с заданием, например, «написать письмо», «переставить мебель» и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивается написанное в записке с выполнением.

5. Разминка. « Былинка на ветру».Участники встают в круг. Один из группы встает в центр круга. Закрывает глаза. Остальные стоят лицом внутрь круга, плотно прижавшись друг к другу, и, раскачивают стоящего в центре.

6.« Фраза» Назначение:

- помочь участникам осознать степень своего умения определять состояние другого человека по невербальным компонентам;

- формирование этого умения.

Ведущий предлагает 2-3 участникам выйти за дверь и подумать, каким образом каждый из них может изобразить с помощью жестов, мимики, интонации состояние, в котором он находится в данном периоде жизни, произнося при этом только одну фразу: «Быть или не быть». Фразу для произнесения могут придумать сами участники. Другой вариант: изобразить свое состояние, используя «тарабарский язык» Затем каждый из них выполняет это задание перед всеми членами группы, а те пытаются как можно полнее определить это состояние в процессе общего обсуждения.

7.« Мир музыки» Музыка как средство общения. Обратить внимание участников на один из множества способов понимания другого человека. Предложить ребятам отдохнуть под музыку, записи которой принес один из участников. При этом можно танцевать, просто ходить, разговаривать , т.е. делать, что захочется.

Затем начать разговор о том, какие еще средства, кроме вербального и невербального, существуют, помощью которых мы можем приоткрыть внутренний мир другого человека (увлечения, любимые произведения литературы, искусства, музыкальные произведения и т.д.)

В разговоре вернуться к тем музыкальным произведениям, которые только что слышали. Обсудить, что они могут сказать о человеке, который их принес для общего прослушивания. Сравнить видение одного и того же человека и понимание любимой им музыки разными участниками. В заключение выслушать владельца записей.

8.« Видение других» Назначение:

- определить умения участников видеть, адекватно воспринимать других людей;

- возможная коррекция восприятия участниками других людей;

- формирование внимательного отношения друг к другу, к другим людям.

Называется один из участников. Все вместе должны восстановить его поведение, настроение, высказывания, позы с самого начала занятия до данного момента.

Один из участников садится спиной к остальным. Он должен подробно описать внешность кого- либо из присутствующих - детали костюма, прическу, обувь, принять его характерную позу и попытаться определить его состояние.

9.« Диалог руками» (работа в парах) Назначение:

- определение и развитие умений чувствовать, понимать другого человека.

Участникам предлагается разбиться по парам. Один из партнеров закрывает глаза. Другой в это время пытается с помощью рук передать свое состояние своему партнеру, который должен определить, что передает ему его партнер.

10. Рефлексия .

11. Задание на самопознание:

a. написать мини- сочинение « Каким я вижу каждого участника тренинга» , используя метод ассоциаций;

b. разговор с воображаемыми людьми перед зеркалом.

12. Прощание.

Встреча 3 « Я глазами мира»

Цели:

- предоставить участникам возможность увидеть себя глазами других людей соотнести самооценку и оценку членами группы;

- формирование умения слушать и давать обратную связь;

- коррекция восприятия других и себя.

Ход занятий:

1. Приветствие.

2. Рефлексия ( обсуждение дом. задания.)

3.« Анализ ассоциаций» Назначение: дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники;

- сопоставить разное видение членами группы одного и того же человека;

- коррекция собственного восприятия других людей.

Собрать у членов группы дневники, предупредив, что имена авторов ассоциаций называться не будут. Предложить участникам в течение 1-2 минут посмотреть друг на друга. Затем попросить всех принять удобную позу, закрыть глаза и попытаться во время зачитывания ведущим ассоциаций представить того участника, о ком идет речь. По окончании процедуры участники делятся своими впечатлениями. Ведущий может узнать, кого из участников было легко представить, кого сложно, и почему, какие ассоциации показались неожиданными.

4. Информирование

Обратная связь - это сообщение , адресованное другому человеку о том , как ты его воспринимаешь, что чувствуешь в связи с вашими взаимоотношениями, какие чувства вызывают у тебя его поведение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.