![]() |
|
|
Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьяхИзучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьяхДипломная работа Тема: Изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Содержание Введение Глава 1. Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей 1.1.Проблема семейного неблагополучия. Виды и типы неблагополучных семей. 1.2. Особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Глава 2. Социально- психологический тренинг как эффективный метод работы с подростками 2.1. Психологические особенности тренинговой группы 2.2. Особенности организации тренинговой группы с подростками 2.3. Отслеживание эффективности работы тренинговой группы с подростками Глава 3. Изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с неблагополучными подростками 3.1.Описание программы социально- психологического тренинга 3.2.Анализ результатов исследования 3.3. Выводы Заключение Литература Приложение Введение Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу. Воспитание детей в семье и забота о них - это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интереса ребенка. Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей - все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспитания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально- опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют, - имеет статус неблагополучной семьи. Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально- психологическое сопровождение конкретного ребенка, живущего в семье, находящейся в состоянии социально- экономического кризиса (например, развод или смерть родителей). Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы. Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания. Тревожным симптомом является рост числа неблагополучных подростков, чье поведение проявляется в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях и т. д. Основной причиной роста числа неблагополучных подростков исследователи (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Е.Н. Волкова, О.М. Исаева и др.) видят в том, что с каждым годом увеличивается рост числа неблагополучных семей, в связи с чем дети и подростки живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. В настоящее время отмечается большое количество детей, лишенных попечения родителей, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой и пр. Воспитание подростков из неблагополучных семей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Но без целенаправленного воздействия результат стихийного формирования личности и поведения подростка непредсказуем. Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. На сегодняшний день одной из эффективных форм работы с подростками признан социально- психологический тренинг. Психологический тренинг как метод активного социально- психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т.д. Их проведением активно занимаются психологи, а также многие педагоги и социальные работники. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала. Отмеченные аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. По мнению В.В. Зарецкого, В.К.Рябцева, В.В. Ряшиной, Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. В настоящее время проблема организации социально- психологических тренингов с подростками относится к разряду наиболее актуальных и практически значимых. И это в полной мере отражено в работах таких исследователей как В.К. Бабайцевой, Г.И. С.И. Макшанова, Марасанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова и многих других. Цель: Исследование эффективности социально- психологического тренинга с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Задачи: 1. Анализ практической и теоретической литературы по проблеме. 2. Изучить проблему семейного неблагополучия. 3. Проанализировать психолого педагогические особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучной семье. 4. Изучить особенности организации социально- психологического тренинга с подростками. 5. Разработать практические рекомендации ведения социально- психологического тренинга с подростками. Объект исследования: Социально- психологический тренинг как форма работы с подростками. Предмет исследования: изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Гипотеза: социально- психологический тренинг является эффективной формой работы с подростками, проявляющими отклонения в поведении, способствующий развитию и формированию положительных личностных качеств, уверенности в себе, развитие эмпатии, навыков саморегуляции и пр. Методы исследования: Теоретические: анализ теоретической и практической литературы по проблеме; обобщение и систематизация научных исследований по проблеме организации социально- психологического тренинга с неблагополучными подростками. Эмпирические: тестирование, беседа, наблюдение. База для исследования: исследование проводилось на базе школы_____ Участники исследования: участниками исследования являлись подростки 13-14 лет, классные руководители, психолог, социальный педагог школы, родители учащихся. Теоретическая значимость исследования: Нами систематизированы и обобщены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на семейное неблагополучие, раскрыты особенности подростков, воспитывающихся в данных семьях Практическая значимость: Составлено и апробировано программное обеспечение социально- психологического тренинга личностного роста для работы с неблагополучными подростками. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе специалистов, занимающихся данной проблемой. Структура дипломной работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей 1.1.Проблема семейного неблагополучия. Виды и типы неблагополучных семей. В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответ-ственность семьи (родителей) за воспитание детей. Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объеди-нены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмо-циональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу. Воспитание детей в семье и забота о них -- это не только нравст-венный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с по-мощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка. Но, к сожалению, в современных кризисных социально-экономиче-ских условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует дейст-венная система защиты детей -- все больше семей попадают в труд-ную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных эконо-мических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценно-стям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспи-тания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально опасном положении, при котором родители или законные представители несо-вершеннолетних не исполняют своих обязанностей но воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют на пове-дение подростков, жестоко обращаются с ними, -- имеет статус небла-гополучной семьи. В зону социально-экономического и психолого-педагогического рис-ка (а соответственно, пристального внимания социально-психоло-гической службы школы) попадают семьи, утратившие стандартный статус полной, физически здоровой семьи по разным жизненным об-стоятельствам. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной исходя из факторов, ха-рактеризующих стиль, формы и содержание семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие и поведение ребенка. К благополучным семьям, находящимся в зоне риска, сообразуясь с позитивным социальным статусом и стилем воспитания, мы отнесли следующие виды семей: - опекунские семьи с благополучным стилем воспитания; Ф семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвалидами, не испы-тывающие социальных, психологических, экономических проблем; Ф неполные, но благополучные в социально-экономическом и психо-лого-педагогическом аспектах семьи; - многодетные семьи, самодостаточные по экономическим, психоло-гическим, педагогическим основаниям, с позитивным фоном вос-питания; - малообеспеченные семьи, по имеющие постоянный социальный до-тационный пакет, испытывающие психологический комфорт, мо-ральное и экономическое равновесие; - семьи беженцев, получившие статус, жилье, постоянный доход, возможность гармоничного воспитания детей; - семьи, имеющие в своем составе инвалидов и участников военных действий, которые не причиняют психоэмоциональных травм детям, а также окружены вниманием и заботой государства относи-тельно нужд, связанных с инвалидностью; -семьи педагогически необразованные, но ориентированные на со-трудничество со школой, позитивную воспитательную деятель-ность, транслирующие любовь к своим детям и заботящиеся о них. Неблагополучной семьей считается педагогически несостоятель-ная, уклоняющаяся от выполнения родительского долга семья, в ко-торой родители злоупотребляют правами, жестоко обращаются с детьми или пренебрегают их нуждами, самовольно отказываясь от обязательств, наложенных на них государством и обществом. Основными особенностями неблагополучной семьи являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоцио-нально-конфликтные отношения между супругами, возможное нали-чие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-экономическое неблагополучие, аморальный образ жиз-ни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентации, неразборчи-вость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям и насилие над ними; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т. п. Неблагополучная или асоциальная семья, в отличие от благополуч-ной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задерж-ку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, по-ловая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, ал-коголизм, наркомания и токсикомания подростков. Данные явления результат попустительского, бесконтрольного отношения государст-венных и общественных структур к неблагополучным семьям. Ряд исследователей (С.В. Титова, О.П. Потапенко, Е.Ю. Фисенко и др.) выделяют следующие типы неблагополучных семей исходя из ос-нований, отрицательно характеризующих семью. 1. Неблагополучные семьи группы социально-экономического и психоло-го-педагогического риска -- это, в первую очередь, малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными дохо-дами родителей (и нежеланием родителей увеличивать свои доходы), плохими жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной харак-теристикой данной категории семей является потребительское от-ношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику мате-риального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет и т. п.) Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие, не осуществляется необходимый контроль за поведением и жизнью ребенка. Общая негативно-эмоцио-нальная атмосфера в семье отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и результаты его обучения. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые специально или непро-извольно втягивается ребенок. Отчетливо вырисовывается педагоги-ческая несостоятельность родителей, которая порождает серьезные проблемы в поведении и психосоматическом здоровье ребенка. 2. Семьи группы морально-нравственного риска с криминальными Ситуативно, семьей морально-нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод родителей или смерть одно-го или обоих родителей. 3. Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Стиль семей-ных отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях Неблагополучные семьи с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально-кон-фликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, ли-цемерие и другие отрицательные человеческие черты. Часто эти явления имеют место по причине педагогической несо-стоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразован-ные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на соб-ственном негативном отношении к жизни. Как правило, в таких семь-ях психологические переживания родителей из-за бедственного ма-териального положения, безработицы выливаются в жестокое обра-щение с детьми. Нередко отклонения в психике родителей приводят к деспотизму, вызывают сильное недовольство своими детьми из-за невыполненных ими завышенных родительских требований. Зачас-тую усталость и депрессия родителей является результатом их психо-логической жестокости, которая затем передается и детям, порождает конфликты подростков со сверстниками и педагогами. Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, -- не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, позна-вательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе на-выков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговремен-ных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют по-зитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликт-ность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем под-ростковом и юношеском возрасте. Неблагополучные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отно-шение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою не-нужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из роди-телей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и сча-стливой жизни. Угрызения совести и морально-нравственные страда-ния ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отка-за от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации. Как правило, неблагополучная семья характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от сво-их обязанностей. Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в неблаго-получных семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи. Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают на школу свои непосредственные семейные функции и задачи, что ве-дет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждению от прямых функций по социализации детей, их интегра-ции в общество как полноправных и полноценных его граждан. Са-моустранение родителей от своих обязанностей возникает в связи с отсутствием необходимого уровня общей и педагогической культу-ры, что требует дополнительных усилий от специалистов школы по социально-педагогическому и специально-психологическому со-провождению неблагополучной семьи. Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершен-нолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нуж-ны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи. Необходимо выделить общие для всех неблагополучных семей особенности. К ним, прежде всего, относятся: категорический отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка; уклонение от исполнения родительских обязанностей, переклады-вание своих родительских обязанностей на школу; конфликтность всех членов семьи, агрессивное отношение к окру-жающим; отсутствие надзора за несовершеннолетними; злоупотребление родительскими правами- жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами. Подводя итоги в данной части работы выделим следующее. Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «неблагополучная семья». Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина: Медицинский- это семьи, где наблюдаются медико- биологические отклонения у членов семьи. ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи; Социально-административный- семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития; Психолого- педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи. Понятие семьи группы риска включает в себя следующие категории семей: -внешне благополучные, но подвергшиеся влиянию одного из «рисковых факторов» (потеря одного из родителей, резкое изменение уровня благосостояния…). В данную группу можно отнести беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от несчастных случаев (пожар, кража); Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |