реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История ислама: от истоков к современной трансформации

До 24-х лет Мухаммед находился в услужении у своих дядьев. Он был человеком правдивым, искренним, прямым, очень развитым и зна-ющим. За эти качества окружающие уважали и любили его. Однако внешне жизнь Мухаммеда мало отличалась от жизни других соплемен-ников. Крутой поворот в его судьбе произошел на 25-м году жизни, когда судьба столкнула будущего пророка с его же двоюродной сестрой и бо-гатой мекканской купчихой Хадиджой. В это время она была вдовой, похоронившей уже двух мужей. Сначала Хадиджа просто наняла Мухам-меда для торговой поездки в Сирию во главе богатого каравана. Путе-шествие прошло более чем успешно: видимо, в то время Мухаммед был весьма деловым и практичным человеком. Но вскоре Хадиджа, которой было в то время уже сорок лет, полюбила своего слугу и приказчика. Она сама, через верного раба, сделала ему предложение «руки и сердца. Конечно, окружающие шептались, осуждая «неравный брак», но Мухам-мед с радостью и благодарностью принял предложение. Он не ошибся, потому что именно жена первой поверила в особую миссию пророка после первого явления ему ангела Джабраила, оказала Мухаммеду моральную и материальную поддержку в самый решающий момент его жизни. Лю-бовь и признательность пророка к жене была столь велика, что он, воп-реки существовавшим у арабов обычаям многоженства, до самой ее смер-ти не брал себе других жен. Образ Хадиджи в исламской религии стал образом идеальной жены-мусульманки.

40-летнему Мухаммеду явился ангел, который открыл ему удивительную способность говорить стихами от имени самого Аллаха. Теперь пророк постоянно получал откровения с неба и сообщал их людям. У него не было никаких сомнений в том, что он совсем даже не автор Корана, а только передатчик Небесных книг, писанных самим Богом. Мухаммед всегда уверял, что ровным счетом ничего никогда не сочинял и не имеет к сообщаемым, стихам никакого отношения. От-кровения могли посетить его и ночью во время сна, и самым ярким днем. Иногда Мухаммед, в предчувствии божественного озарения, начинал дрожать всем телом, покрывался каплями холодного пота. В этот момент он мог упасть, поэтому часто предусмотрительно ложился на землю [11, С. 78].

Сначала пророк сообщал свои откровения только жене и самым близ-ким людям. Как и все великие пророки, Мухаммед поначалу был очень одинок и всеми гоним. Небольшая группа поверивших ему первых пос-ледователей постоянно подвергалась оскорблениям со стороны язычни-ков, а однажды в драке пролилась и первая кровь за ислам: один из мо-лодых мусульман в пылу ударил язычника верблюжьей челюстью, разбив ему голову. К сожалению, эта кровь в истории ислама стала не последней.

На Мухаммеда обрушились и личные беды: умерли дядя-воспитатель и жена Хадиджа, оставившая ему трех дочерей. В исламе считается, что Бог построил ей на небе прекрасный дом из большой цельной жемчужины... Ов-довевший пророк женился вновь на тридцатилетней вдове одного недавно об-ратившегося мусульманина, но не по любви, а желая спасти и защитить ее от издевательств. Их совместная жизнь была недолгой и кончилась разво-дом: доброе и гуманное отношение друг к другу не заменило любви. Вслед за этим Мухаммед заключил семейный союз с молоденькой Айшой - до-черью одного из твердых последователей и вождей ислама Абу Бекра.

Над головой пророка продолжали сгущаться тучи. Гонения теперь распространялись не только на Мухаммеда, но и на весь его род. Убить его соплеменники не решались, но лелеяли планы вынудить «неудобно-го человека» навсегда уйти из Мекки. Чувствуя постоянное преследова-ние, он вступил в тайное соглашение с жителями соседнего города Ясриба, где язычников тоже было большинство, но местные жители так устали от религиозных войн, что готовы были принять кого угодно, лишь бы он навел порядок. Кроме того, Ясриб был городом-конкурентом Мекки и принимал новую веру как бы ей «в пику». Конечно, в этом городе были и немало последователей Мухаммеда с его новой религией. Позже Ясриб переименовали в Медину (что означает город пророка).

В 622 году все последователи ислама, а за ними и сам Мухаммед со-вершили исход, бегство из Мекки, называемое по-арабски хиджра. Этот год стал точкой отсчета, началом новой эры для мусульманского лунно-го календаря (счет лет ведется по нему во всем исламском мире, кроме Ирана).

Незадолго до хиджры Мухаммед совершил таинственное ночное пу-тешествие на крылатом коне с человеческим лицом, которого привел ему под узцы ангел Джабраил. Пророк побывал в святых местах: Иерусали-ме, Вифлееме и Хевроне. По преданию, он встретился там с Авраамом, Моисеем и Иисусом Христом, после чего окончательно убедился в сво-ей богоизбранности. По окончании совместной молитвы со всеми вели-кими пророками, которой руководил, конечно, Мухаммед, ему было предложено на выбор испить из трех сосудов: с водой, молоком и вином. Мухаммед выбрал молоко, что символизировало верный путь, которым пойдут его последователи (а вино стало запретным для мусульман).

Согласно преданию, Мухаммед, будучи в святом Иерусалиме, взо-шел на «семь небес» по спустившейся к нему лестнице и предстал перед самим Аллахом. Бог приказал всем мусульманам совершать ежедневно по 50 молитв, но пророк возразил, что это слишком много. Тогда Аллах сократил их число до пяти. Будучи на небе, Мухаммед познакомился с устройством рая и ада. Когда путешествие закончилось и пророк вернулся домой, то обнаружилось, что за все время странствий его постель не ос-тыла, а из кувшина, который Мухаммед опрокинул, спешно собираясь в дорогу, еще не успело вытечь ни капли воды...

Дальнейшая история жизни Мухаммеда и его религии - это в основ-ном история военных событий. Собрав своих сторонников в Медине, про-рок начал военные действия против Мекки. Сначала войско Мухаммеда одержало победу, (но позже война приняла затяжной характер, а пророк даже был ранен в голову в одном из сражений. Во время войны произошло и еще одно важное событие: Мухаммед бесповоротно пос-сорился с иудеями. Не поддержали Мухаммеда и немногочисленные христиане, жившие в Ара-вии. В ответ на это пророк Аллаха решил окончательно отделить свою веру от других и объявил о превосходстве ислама над всеми религиями. Иудейский обычай почитать субботу как праздничный день Мухаммед заменил почитанием пятницы, а все мусульмане во время молитвы стали обращать свое лицо к мекканской Каабе (до этого они молились в сто-рону Иерусалима, который считали священным городом).

Позиции Мухаммеда в Аравии все больше укреплялись. Он стал те-перь не только пророком, но и политиком, вождем арабов. В 630 году Мекка сдалась ему практически без сопротивления: видимо, все жители Аравии теперь воспринимали Мухаммеда как своего предводителя. Про-рок вернулся в родной город победителем и, можно считать, что с этого момента на полуострове возникло арабское исламское государство со сто-лицей в Мекке [10, С. 169].

Еще в ранний период проповедниче-ской деятельности Мухаммеда определились основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первом месте следует поставить ут-верждение статуса Аллаха как единственного Бога - строжайший мо-нотеизм и признание пророческой миссии его посланника. Вместо дву-кратной молитвы, совершавшейся еще до ислама, Мухаммед предло-жил пятикратную молитву, которую можно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться везде. Постепенно к этим обяза-тельствам добавились соблюдение поста, уплата очистительной мило-стыни и совершение паломничества в Мекку. Многие проповеди Му-хаммеда, его откровения были связаны с конкретными случаями, с за-просами его последователей. В них отражены важные стороны жизни Аравии, мусульманской общины. Все установления Мухаммеда посте-пенно утверждались в жизни и приняли характер закона, хотя они, есте-ственно, не были изложены в виде определенной системы. Обличение богатых соединено с утверждением, что имущественное неравенство имеет божественное происхождение и частная собственность неприкос-новенна. Мухаммад порицал скупость, но и не приветствовал чрезмер-ную щедрость, если даже речь шла о благотворительности, и всячески поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.

Что касается земли, основного богатства, она, согласно проповеди Мухаммеда, принадлежит Богу, и Он дает ее тем, кому хочет. Значите-льное внимание Мухаммед уделял проблеме повиновения. Он призы-вал: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас». Здесь заложен главный принцип, который послужил впоследствии основанием суннитской доктрины власти. В систему политических отношений доисламской Аравии было внесено существенное изменение путем фактического запрета союзов племен. Семейно-брачные отношения заняли в проповедях Мухаммеда важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуа-льной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничива-лось четырьмя, и муж был обязан одинаково содержать их. Вопреки древне арабской традиции женщины были включены в категорию на-следников. По новым установлениям женщинам выделялась половина доли мужчины-наследника; это стало важным явлением в социальной жизни Аравии. Все заботы по содержанию жены и детей возлагались на мужа, а жена могла раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки самостоятельно. Запрещены были кро-восмесительные браки до третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства. Был отменен левират, но такие браки сохра-нялись, если они были заключены до ислама.

В связи с тем, что война занимала важное место в жизни общины, Мухаммед неоднократно обращался к этой теме, касалось ли дело кому идти на войну, как делить военную добычу и как поступать с пленны-ми. Из военной добычи выделяли 1/5 часть Богу, Пророку, на выкуп ра-бов, на помощь вошедшим в долги, бедным, сиротам. Остальное дели-ли между участниками похода. Пленных обычно освобождали за выкуп. В своих откровениях Мухаммед неоднократно обращается к рабству как к социальному институту, прочно утвердившемуся в Аравии. От-пуск рабов на волю был объявлен богоугодным делом, однако Мухам-мед этим не ограничился. При определении видов наказания за клевету, за празднословие, за убийство и другие прегрешения мусульманам предписывался отпуск верующего раба на волю. Мусульмане должны были своих вольноотпущенников наделить письменной отпускной и ча-стью имущества, чтобы бывшие рабы могли начать самостоятельную хозяйственную жизнь. Это не означало, что была провозглашена отмена рабства, однако все эти установления, с одной стороны, привлекали симпатии невольников к учению Мухаммеда, а с другой - способство-вали смягчению или предотвращению социальной напряженности.

У арабов кровная месть являлась одним из древнейших обычаев, соблюдение которого приводило к гибели многих людей и который слу-жил поводом для межплеменных кровавых столкновений. Мухаммед осудил кровную месть и утвердил выкуп как наиболее приемлемый вы-ход из ситуации. В некоторых случаях, когда речь шла об интересах ис-лама, он сам брал на себя уплату выкупа. Тем самым была сделана по-пытка ограничения сферы применения обычая кровной мести. Все ус-тановления Мухаммеда, которые он произносил как полученные от Ал-лаха откровения, легли в основу мусульманского священного зако-на - шариата.

В это время у вождей арабов зародилась идея распростра-нения влияния ислама на весь мир. Начав с покорения племен Аравии, мусульмане открыли длительную и жестокую эпоху арабских завоеваний. Религиозные воины против неверных получили название джихад (буквально в переводе с арабского усилие) или газават (буквально набег). Поначалу такое на-звание получили походы Мухаммеда против Мекки, но потом война вышла за пределы аравийского полуострова. Участие в джихаде стало считаться священным долгом каждого мусуль-манина.

О джихаде говорится в Коране. На этом основании мно-гие считают, что ислам - воинственная религия, которая рас-пространялась силой оружия и всегда поощряла насилие над «неверными» (гяурами или кафирами, как их называли). Под «неверными» понимались все немусульмане независимо от той религии, которую они исповедовали. Отчасти эта точка зре-ния имеет под собой основания. Но надо учитывать, что джи-хад может объясняться и иносказательно, символически, как войну человека с собственным несовершенством, со своим неверием, с собственными грехами. Именно так - иноска-зательно чаще всего и объясняют идею джихада современные мусульманские богословы. Знакомясь с сюжетами Ветхого Завета, мы уже встречались с религиозными войнами против язычников, и все они изображались отнюдь не только как во-енные действия за захват территории, а как сражения за ис-тинную веру и в какой-то степени символизировали войну че-ловека с самим собой [15, С. 172].

Если говорить о джихаде и газавате в прямом смысле, т. е. как о войне с неверными, то тут мусульмане обычно подчер-кивают очень важные моменты. Во-первых, по правилам, это всегда должна быть только оборонительная война, и ее мож-но вести лишь в том случае, если на исламскую общину кто-нибудь нападает. Во-вторых, есть принципы, нарушать кото-рые в ходе войны в высшей степени неблагородно: убивать слабых и беззащитных -- детей, стариков, женщин, брать в плен священнослужителей и монахов любых вероиспове-даний, подвергать физическим мукам и калечить пленни-ков, убивать пленных, принявших ислам. Некоторые му-сульманские предводители считали недопустимым уничтожать посевы, сады и другое имущество на территории противника. В то же время исламский закон позволял брать во время вой-ны пленников из тех, кто воюет, казнить их, превращать в рабов или брать за них выкуп.

Последние годы жизни Мухаммед провел в Медине. Теперь он был на вершине своего могущества. Вокруг предводителя толпились много-численные сподвижники и военные вожди. Все чаше и чаще именно они начинали реально управлять всеми делами в государстве. Пророк жил в по-чете, ему поклонялись, но, как это часто бывает в истории, политики стара-лись делать за его спиной свои собственные дела. Не обходилось, конечно, без соперничества, борьбы за власть и многочисленных интриг.

Самыми приближенными к особе пророка людьми были его многочис-ленные родственники, но одно его не могло не огорчать: отсутствие сыновей. Мухаммед имел в общей сложности одиннадцать жен, девять из которых, в том числе любимая жена - совсем молодая красавица Айша, пережили его. Хотя у пророка были уже взрослые дочери, мечта о сыне не покидала его. И вдруг - о радость - родился маленький Ибрахим! К сожалению, ли-кование оказалось преждевременным: мальчик, которого отец буквально не отпускал со своих рук, неожиданно тяжело заболел и умер. Предание рас-сказывает, что в этот момент над всей страной померкло солнце [11, С. 104].

Теперь очередь была за самим пророком. В общем, он был совсем еще не стар, но неожиданно начал слабеть с каждым днем у всех на глазах. С большим трудом Мухаммед добирался до мечети, во время молитвы ноги не держали его, часто случались обмороки. Совсем ослабевший, ве-ликий пророк умер, когда голова его покоилась на коленях Айши. Это произошло в Медине в середине 632-го христианского года, в день, когда посланнику Аллаха исполнилось 63 года. Как говорил сам Мухаммед, любой пророк должен быть похоронен на том месте, где умер. В комна-те Айши, отодвинув кровать, вырыли могилу, куда и опустили его тело. Смерть Мухаммеда вызвала смятение и испуг среди единоверцев, мно-гие из них долго отказывались верить в нее.

Оценка личности Мухаммеда на Западе в течение веков претерпела значительные изменения. Религиозная нетерпимость, навеянная духом крестовых походов, предопредели-ла восприятие основателя ислама в средневековую эпоху в гротескном искаженном виде. О нем писали как о мошеннике, о лжепророке, осно-вателе ереси. С возникновением научного исламоведения в XIX в. нача-лись поиски новых подходов к личности Мухаммеда, однако вопрос в основном сводился к оценкам его психического склада, при этом акцент делался на признаках психического расстройства, якобы послужившего источником вдохновения аравийского пророка. Уже в начале XX в. тео-рия, связывающая появление ислама с душевным недугом Мухаммеда, была подвергнута массированной критике. Психологические аспекты его пророческой деятельности перестали рассматриваться как явления отклоняющейся психики. Было признано, что состояния Мухаммеда во время получения откровений, в том числе экстатические, аналогичны соответствующим состояниям ветхозаветных пророков и христианских святых. Были также предприняты попытки представить Мухаммеда не как историческую личность, а как мифологизированную фигуру, однако они не получили поддержки в мировом исламоведении.

Религиоведы и историки разных поколений выделяют различные ас-пекты деятельности Мухаммеда, рассматривая их как основополагаю-щие. Немецкий историк А. Мюллер и отечественный ученый, академик В. В. Бартольд в первую очередь представляют его как политического деятеля, создателя основ мусульманской государственности. В то же время академик И. Ю. Крачковский обращает особое внимание на поэ-тический дар Мухаммеда, обеспечивший успех его проповеди. Именно Мухаммеда многие исследователи считают основоположником догматов ислама. При всей разноплановости оценок личности пророка Мухаммеда многие со-временные специалисты признают, что формирование новой религии происходило через осознанное ощущение Мухаммедом своего предназ-начения как посланника Аллаха: в духовном и социальном плане он яв-ляется порождением исторической эволюции и культурно-историческо-го опыта Аравии.

3. Распространение ислама. Оформление Корана.

Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием.

Мухаммед скончался, не успев назвать своего преемника и не оста-вив завещания о правилах передачи власти в общине. Это обстоятельст-во вызвало замешательство в среде мусульман, и начались споры и столкновения между различными группировками. Перед всей общиной встали серьезные проблемы, которые были не предусмотрены ни одним из высказываний Пророка. Суть этих вопросов заключалась в следую-щем: прекратились контакты общины с Аллахом через Мухаммеда, и неоткуда было получать наставления; умер последний пророк, и никто не мог определить, как назвать его преемника; скончался глава общи-ны-государства, а вопрос о преемстве власти не был решен при его жизни. Самой насущной оказалась третья проблема о непосредствен-ном преемнике Пророка, и она носила чисто политический характер. На это место могли претендовать виднейшие сподвижники Мухаммеда, прибывшие с ним из Мекки в Медину, т. е. мухаджиры. Претенденты на власть были и вне группы мухаджиров - мединцы, принявшие Му-хаммеда и поддержавшие его (ансары). Еще до кончины Мухаммеда в Аравии появились люди, которые сами объявили себя пророками. В ис-торической традиции эти люди получили название «лжепророков». По-сле смерти Мухаммеда их число увеличилось, они отказались подчиня-ться мединским властям и начали вооруженную борьбу за власть. Наи-более активными среди них были аль-Асвад, стремившийся к объедине-нию и независимости Йемена; «лжепророчица» Саджах, нашедшая от-клик на свой призыв среди бедуинов Иемамы, Ирака и Бахрейна; Тулайха, чьи претензии не выходили за границы Центральной Аравии. В конечном итоге победу одержали представители мухаджиров, и первым преемником Мухаммада община верующих избрала Абу Бакра (правил с 632 по 634 г.), хотя при этом не обошлось без столкновений интересов разных сторон. В этом выборе важную роль сыграло то обстоятельство, что Абу Бакр еще при жизни Мухаммеда в 631 г. возглавлял караван па-ломников в Мекку, и сам Пророк на время своей болезни назначил его предстоятелем на молитве в мединской мечети. Абу Бакр получил титул халифа - преемника, или заместителя. Абу Бакр был дальним родст-венником Мухаммеда. Он один из первых уверовал в Пророка, за что был наречен Сиддиком («Правдивейшим»). Способ избрания Абу Бакра воспроизводил практику родового общества при избрании племенного вождя. Он был богатым мекканским купцом, оказывал финансовую поддержку общине, сопровождал Мухаммеда во всех общественно зна-чимых мероприятиях. В Медине он выдал замуж за Мухаммеда свою дочь Айшу. Отличительной чертой правления Абу Бакра было то, что его родственники не пользовались никакими преимуществами и приви-легиями. В мусульманской исторической традиции за ним закрепилась репутация мягкого, лишенного честолюбивых устремлений человека. При Абу Бакре были продолжены внешние завоевания, начатые еще при жизни Пророка.

Абу-Бакр укрепил свою власть в Аравии и совер-шил первые завоевания за пределами халифата. Но правил он всего два года. При нем началась работа по сис-тематизации стихотворных изречений Мухаммеда с целью сведения их в единую книгу - Коран. [8, С. 94].

Стихотворные высказывания Мухаммеда ходили тогда по рукам в виде отдельных записей. Они были сделаны на пальмовых листьях, кус-ках ткани, глиняных черепках, пергамене (особо выделанной коже жи-вотных), камнях и других обычных и необычных писчих материалах за исключением бумаги, которая в то время хотя и была уже изобретена в Китае, но появилась в арабском мире гораздо позже. Кое-кто из его пос-ледователей говорил, что помнит все это наизусть, но постепенно пра-вильный текст забывался, начинал искажаться.

Еще более беспощадным завоевателем был второй ха-лиф - Омар, устроивший погромы в захваченных им цент-рах древней культуры - Александрии и Иерусалиме. Святые места христиан, а также развалины разрушенной до того рим-лянами святыни древних евреев - Храма Соломона -на-долго оказались в руках мусульман (крестовые походы XI- XIII вв. происходили под лозунгом освобождения Святых мест из рук «неверных», т.е. мусульман в понимании христиан). На заброшенном каменистом пусты-ре, где когда-то стоял храм Соломона, Омар демонстративно совершил молитву, подчеркнув этим, что исламская рели-гия - прямая преемница древнего иудаизма [12, С. 110].

Среди мусульман Омар считался простым, суровым, но справедливым правителем, который за всю жизнь нисколько не обогатился лично, хотя фактически управлял несметными сокровищами. Для своих единоверцев он был строгим судьей, считавшим, что за безнравственное поведение мусульман не-обходимо жестоко карать, но еще лучше казнить. Нарушив-ших супружескую верность, например, он приказал наказы-вать «побиением камнями» до смерти. Омар пытался в этом вопросе опереться на авторитет Мухаммеда, но выяснилось, что о таких суровых мерах пророк никогда не говорил. Тогда находчивый правитель объявил, что записи, где содержатся эти высказывания, съели мыши [10, С. 104].

Во владения халифата постепенно вошли Египет, Сирия, Ирак и дру-гие территории. С тех пор подавляющее население этих стран - арабы, носители ислама. Позже арабские завоеватели, двигаясь по Северной Африке и подчинив ее, достигли Атлантического океана, перешли Гибрал-тарский пролив и вторглись в Испанию. Отдельные отряды арабов-му-сульман потревожили даже юг Франции. Пользуясь слабостью Визан-тии и Персии, мусульмане распространили свое влияние на все Иранское нагорье, Среднюю Азию, часть Закавказья (Азербайджан, небольшую часть Грузии - Аджарию), позже XVI-XIX веках) - на отдель-ные народы Северного Кавказа. Центром «исламизации» восточных и южных степных районов, граничащих с Древней Русью, была Золотая Орда, в которой мусульманство постепенно стало официальной религи-ей, сменив языческие верования. Мусульманские правители покорили часть Индии (вытеснив из этой страны буддизм). В XIV-XV веках через завоевания турок-сельджуков ислам распространился на террито-рию павшей в 1453 г. Византии и затем дошел до Балкан (ислам приня-ли после турецкого завоевания отдельные славянские народы полуостро-ва). Мирным путем ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, в меньшей степени на Филиппинах.

После того, как в 664 г. собственный раб убил Омара, тре-тьим халифом стал престарелый зять Мухаммеда -- Усман (или Осман). В молодости он слыл богатейшим мекканским купцом, но вынужден был бежать из города после того, как принял му-сульманство. Мухаммед и Усман были женаты на дочерях друг друга. (Усман смог побыть мужем даже двух дочерей пророка, первая из которых умерла. За это он впоследствии получил почетное прозвище -- «Обладатель двух светочей»).

При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канони-зированы в так называемом каирском издании лишь в на-чале XX в. Очень важно, что Коран является священной кни-гой только на арабском языке, а все переводы этой книги, в том числе и на русский язык - лишь приблизительный текст для не владеющих арабским языком о ее содержании. Коран делится на так называемые суры (что буквально означает -наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры распо-ложены не по содержанию, а по длине («по убыванию»): вна-чале - самые длинные, в конце - короткие (от 286 в нача-ле до 3 стихов). По времени возникновения (за исключением короткой первой суры) они тоже расположены в обратном по-рядке: ранние - в конце, поздние - в начале. Так как напи-сана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывоч-но, хаотично и многопланово. По правилам арабской письмен-ности (как и еврейской) Коран читается справа налево, так что начало этой книги надо искать в конце (в таком виде она напе-чатана и в некоторых русских переводах).

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.