реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История ислама: от истоков к современной трансформации

История ислама: от истоков к современной трансформации

64

Оглавление

Введение

Глава I. Проблемы становления ислама как мировой религии.

1. Родина ислама: история зарождения мировой религии

2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов ислама

3. Распространение ислама. Оформление Корана

Глава II. Сущность направлений в исламе. Северо-Кавказский ваххабизм.

1. Основные черты мусульманского вероучения

2. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты

3. Северо-Кавказский ваххабизм - разновидность исламского радикализма

Заключение

Литература

Введение

В каждом регионе страны процесс религиозного ренессанса имел свои особенности, при этом наиболее острые формы он приоб-рел на Северном Кавказе, и, главным образом в части, касающейся ислама. Традиционно основу мусульманских объединений на Северном Кавказе составляют суфийские мюридские братства (тарикаты), представляющие собой мистико-религиозные объединения суннитского ислама. В настоящее время по приблизительным оценкам на Северном Кавказе существует около 300 тарикатистских братств и орденов, возглавляемых старейшинами. Мюридские братства весьма органично вписываются в существующую у коренных народов Северного Кавказа структуру социальной организации народов - роды, тейпы, тукхумы, а официальное мусульманское духовенство находит-ся пол сильным влиянием тарикатов [1, С. 24].

Одним из первых существенных результатов перемен стало разделение некогда единого Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУMCK) на «национальные» духовные управления (аварское, даргинское, ингушское, карачаевское, лезгинское и т.д.). В итоге авторитет официального мусульманского духовенства существенно снизился. В условиях отсутствия подготовленных и авторитетных проповедников в руководящие звенья религиозных общин стали все чаще проникать экстремистские элементы - носители национал - сепаратистской идеологии, подчас имеющие весьма смутные представления о религиозной догматике и не отличающееся безупречной репутацией.

Одновременно произошла резкая активизация процесса рас-пространения в регионе фундаменталистского ислама, получившего известность как ваххабизм. Ваххабиты, как и подобает последовате-лям этого учения, заняли жесткую позицию в отношении сторонни-ков тарикатизма, обвиняя представителей духовенства в отходе от канонов ислама и оттесняя их от руководства общинами всеми воз-можными мерами, вплоть до физического уничтожения, как это име-ло место в случае с дагестанским муфтием С.Абубакаровым. При этом нельзя не отметить, что в условиях крушения традиционного уклада жизни кавказских народов идеология ваххабизма, категориче-ски осуждающая такие получившие угрожающее распространение явления, как наркомания, пьянство, прелюбодеяние, была восприня-та частью населения как некая спасительная жизненная философия.

И, наконец, далеко не последнюю роль в формировании ны-нешней, религиозной ситуации на Северном Кавказе сыграли зару-бежные исламские центры и организации, в подавляющем большин-стве стоящие на позициях отторжения Северного Кавказа, равно как и других регионов традиционного распространения ислама, от России. Пристальный интерес со стороны ряда зарубежных государств к действующим на территории России исламским объединениям стал явно проявляться с середины 90-х годов. Активные контакты с лиде-рами общин поддерживались как сотрудниками посольств государств Ближнего и Среднего Востока, так и представителями всевозможных фондов типа «Аль-Ибрагим» и «Аль-Игаса». При этом главное вни-мание уделялось поддержке организаций фундаменталистского тол-ка [27, С. 31].

Непосредственная помощь ваххабитским организациям Север-ного Кавказа оказывается через расположенные в регионе филиалы зарубежных исламских центров, в том числе таких, как «Рабитат уль-алям», «Саар Фаундейшн», «Тайнибат Уль-Хайрия», «Ибрагим Уль-Хайрия» и т.д. Массовый характер приобрело привлечение молодежи из республик региона на учебу в учебные заведения и центры стран Ближнего Востока, где зачастую наряду с богословием юноши обучались методам проведения диверсионных и террористических акций.

Реакцией на указанные вызовы стало принятие органами власти субъектов Федерации ряда документов, направленных на со-здание правовых ограничений на пути распространения религиозного экстремизма в Северо-Кавказском регионе. Так, Народным собрани-ем Дагестана был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экс-тремистской деятельности на территории Республики Дагестан», парламентом Кабардино-Балкарии - Закон «О запрете экстремист-ской религиозной деятельности и ответственности за правонаруше-ния, связанные с осуществлением религиозной деятельности». В Ка-рачаево-Черкесии действует Закон «О противодействии политиче-скому и религиозному экстремизму», в Адыгее - «О свободе совести и религиозных объединениях», в Ингушетии - Закон «О регулирова-нии некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия», а также ряд постановлений правительства по этому вопросу. Губернатором Ставропольского края издано поста-новление «О мерах по противодействию политическому, националь-ному и религиозному экстремизму на территории Ставропольского края» [3, С. 46].

Этнополитическая ситуация в России имеет весьма характерный аспект: почти во всех происходящих конфликтах одна из сторон относится к исламскому массиву. Последние события в Дагестане и Чечне, Беслане и Нальчике высветили принципиально новую особенность - Россия столкнулась с исламским миром на уровне борьбы с терроризмом в виде Северокавказского ваххабизма как разновидности исламского радикализма.

О сущности ислама и его течениях (в том числе и радикальных) писали многие ученые, обществоведы, политологи. Начиная с 90-х годов, данные проблемы нашли отражение в трудах Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, Л.М. Дробышевой, А.Г. Здравомыслова, К.В. Калининой, Л.Т. Тавадова. Вопросы отношений народов, населяющих Кавказ, рассмотрены в работах Л.Н. Гумилева «Древняя Русь и Великая степь», «Тысячелетие вокруг Каспия», «Древние Тюрки», В.А. Тишкова «О природе этнического конфликта», Е.А. Беляева «Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье», Л.И. Климович «Книги о Коране, его происхождении». Проблемы современных религиозных течений и многие другие насущные вопросы определили актуальность данного исследования.

При выполнении работы использованы историко-сравнительный и структурно-функциональный методы, социологические методы.

Объектом данного исследования является история развития ислама как одной из трех ведущих мировых религий, оказавших и оказывающих влияние на современный мир.

Предметом исследования является процесс трансформации ислама.

Цель исследования - доказать, что именно политизация ислама и ваххабизма, стремление политических элит национального толка применять в политике исламский фактор приводит к радикализму в исламе, превращению религиозного ваххабизма в политический экстремизм.

Задачи исследования:

· проследить историю становления ислама;

· дать анализ причин распространения ислама и превращения его в мировую религию;

· изучить становление направлений в исламе, их особенностей,

· дать определение сущности ваххабизма;

· рассмотреть процесс радикализации ваххабизма на Северном Кавказе.

Данная работа может быть использована на уроках религоведения, обществознания, для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

Глава I. Проблемы становления ислама как мировой религии.

1. Родина ислама: история зарождения мировой религии.

Ислам - третья и последняя из развитых монотеисти-ческих религий. Она также возникла на Ближнем Во-стоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Эта религиоз-ная система с ее наиболее строгим и завершенным, до-веденным до предела монотеизмом сложилась па базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологиче-ском, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман Ко-ран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. И все же, несмотря на это, исламу как мировой религии нельзя отказать в самобытности. Пусть даже в философских поисках и решениях, в сфере религиозной доктрины воз-никший сравнительно поздно ислам в основном огра-ничился заимствованием уже давно апробированных идей. Много существенней для оценки роли и места этой религии то, что в практике; в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном воздействии на культуру и быт ряда народов Азии и Африки ислам не только имеет свой неповторимый облик, но и весьма специфи-чен по характеру. Специфика эта настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о «мире ислама», об исламской (арабо-исламской) ци-вилизации.

Ислам - самая молодая из мировых религий. Она возник-ла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Таким образом, ислам моложе христианства более чем на 600 лет и моложе буддизма на целое тысячелетие.

Аравия - это край пустынь, небольших оазисов, невысо-ких гор. Берега огромного полуострова омываются теплыми морями, а узкие прибрежные полосы наиболее благоприятны для жизни людей и для земледелия. Климат здесь очень жар-кий и сухой, а большая часть территории представляет собой бескрайнее море песков. На всем полуострове нет ни одной постоянно текущей реки, а песок раскаляется на солнце до такой степени, что от него можно получить ожог. Несмотря на суровые условия, земля эта была заселена с глубокой древно-сти. Здесь жили семитические племена - предки современ-ных арабов. Отсюда же, по мнению некото-рых ученых, вышли и предки древних евреев [4, С. 161].

Главным занятием местных жителей было ското-водство. Кочевники перегоняли по огромному малонаселенно-му пространству стада верблюдов, лошадей, овец. Через Ара-вию проходили важные торговые пути древности, по которым перевозили золотой песок, слоновую кость, драгоценные кам-ни, масло, благовония, шелк, жемчуг, рабов и бесчис-ленные стада скота. В оазисах, либо вблизи моря, возника-ли крупные торгово-ремесленные города, одним из которых была славная Мекка - будущий центр ислама. Вдоль ка-раванных путей постоянно появлялись все новые поселения, жители которых охраняли дорогу, снабжали караваны верблю-дами и проводниками, занимались традиционными ремеслами.

Аравия находится довольно близ-ко к Междуречью, древней Палестине, к Египту и Персии, но достаточно изолирована от остального мира. Не случайно сами арабы называли ее «арабским островом». Крупные волны завоеваний древности не особенно влияли на жизнь этого пустын-ного района, а вот близость к культурным и религиозным цен-трам сильно сказывалась на жизни аравийских племен.

В религиозном отношении жители Аравии были очень нео-днородны. На севере полуострова ощущалось сильное влия-ние христианства, распространенного в основном в виде монофизитских учений. Оно появилось там после того, как в Аравию переселились некоторые жители Византии, которые бежали от преследований монофизитской ереси. В более юж-ных районах арабские племена лучше знали иудаизм. Новая религия, которая возникла здесь, была тесно связана с тради-циями иудаизма и христианства, она приняла от них много элементов. Смотрите, как перекликаются имена пророков трех религий: Ибрахим - Авраам, Исхак - Исаак, Муса - Моисей, Йусуф - Иосиф, Иса - Иисус... Теперь становит-ся понятно, почему многие рассказы Библии с некоторыми из-менениями и добавлениями оказываются в Коране или пере-сказываются арабами как собственные народные предания.

Очень важно, что арабы, как и древние евреи, скло-нялись к единобожию. Более того, мусульмане даже обвиня-ли христиан за отклонения от веры в единого Бога, ссыла-ясь на то, что Христос - Сын Божий, а у Бога, по их мнению, не может быть сына, потому что в этом случае он уже не един! По этим же соображениям они критиковали христи-анскую идею Троицы [4, С. 131].

Родство арабов и евреев и единые корни их религий подтверждают-ся преданиями. Вспомните библейский рассказ, как у Авраама и Сарры не рождался сын, и праотец был вынужден взять себе наложницу - еги-петскую рабыню Агарь. Она и родила Аврааму (Ибрахиму) первенца - Измаила (Исмаила). Но, когда ангелы возвестили о грядущем рожде-нии у девяностолетней Сарры Исаака, наложница, по ее настоянию, была изгнана из дома, после чего и попала в Аравию, где едва не умерла вме-сте с младенцем от жажды. Библейский рассказ подтверждается и допол-няется арабскими преданиями и Кораном; маленький Исмаил, лежавший на земле между двух холмов, ударил ножкой, и из этого места ударил священный источник Земзем - ныне одно из священных мест покло-нения мусульман, Исмаил стал легендарным родоначальником арабов.

Арабы считают, что именно Исмаила, а не Исаака дол-жен был принести в жертву Ибрахим (Авраам), а в Коране, где излага-ется этот известный нам и по Библии сюжет, имя сына вообще не назва-но. Позже, как говорят предания, Исмаил и Ибрахим встретились. Отец, пытаясь искупить вину, не раз проделывал долгий путь, чтобы навестить изгнанного сына, а ревнивая Сарра не разрешала ему даже сходить с коня во время этих посещений. Хотя потом все образовалось, и отец с сыном вместе отстраивали главный мусульманский храм. В Коране вообще много рассказывается об Ибрахиме: как он разуверился в поклонении идолам и пришел к поклонению единому Богу - Аллаху, как был приговорен царем-язычником к сожжению и спасся волей Аллаха, как вместе с род-ственником - Лутом был перенесен Богом в Палестину, и наконец, как Бог покарал нечестивых жителей города, где поселился Лут... Как мно-го совпадений с Ветхим Заветом, и все это, конечно, не случайно!

Место захоронения Ибрахима-Авраама в роще около палестинско-го города Хеврон стало священным и для мусульман, и для иудеев, и для христиан. (Крестоносцы называли этот город «Крепостью святого Ав-раама», а арабы - «другом Бога - Авраама».) Где-то здесь стоял свя-щенный дуб, под сенью которого Авраам принимал трех библейских Ан-гелов. В двадцатые годы нашего века в этих местах велись большие археологические раскопки. Ученые обнаружили плиты от весьма загадоч-ного циклопического сооружения и остатки корней огромного дерева.

Если в тех районах Аравии, которые имели связи с внешним миром, были хорошо известны религии иудаизма и христиан-ства, то в центре и на крайнем юге полуострова, где кочевники жили изолированной жизнью, господствовало язычество. Каж-дое племя имело своих богов, свой культ и свои святыни. Мно-гие арабы с древности поклонялись священным камням-идолам. Небольшие священные камни кочевники возили с собой на вер-блюдах. Но здесь, как и в землях евреев, очень рано стали скла-дываться общие для всех арабов религиозные представления. Единая религия служила для укрепления связей между племе-нами и для предотвращения войн и конфликтов, Она стала скла-дываться вокруг самого сильного племени - курейшитов, в землях которого стояла Мекка. [8, С. 264].

В этом богатом торговом городе находилась самое уважа-емое святилище арабов - Кааба, ставшее главной святыней ислама и сохранившееся до наших дней. Слово Кааба означает куб. Это здание кубической формы, высотой 15 метров, углы которого сориентированы по частям света. Сверху Кааба всегда накрыта четырьмя черными полотнищами, на которых золотом вышиты слова из Корана. В северо-восточной части находится дверь. Она расположена на высоте двух метров от земли, и поэтому, чтобы попасть внутрь, надо приставлять специальную переносную лестницу. В восточном углу храма, на высоте около полутора метров в стену вмонтирован «Черный камень» в дорогой серебряной оправе. Сейчас это три соединенных между собой осколка черновато-красного цвета, предположительно метеоритного происхождения. Считается, что камень - это символ могущества Аллаха, посланный Богом на землю и подаренный первочеловеку Адаму, По пре-данию, сначала этот камень был белым яхонтом (древнерус-ское название рубина или сапфира), но от поцелуев людей - грешных и несовершенных, почернел. Мусульмане верят, что настанут времена, когда после Страшного Суда грехи людей будут искуплены, и камень вновь побелеет [10, С. 116].

Мусульмане очень берегут свою святыню. Считается, что камень никогда не покидал этого места, кроме единственного случая: в X в. его захватили и увезли с собой сторонники од-ного из воинствующих направлений в исламе. Черный камень удалось вернуть только через 20 лет. А совсем недавно - в 1980 году Каабу и священный камень захватила группа тер-рористов, утверждавшая, что среди них находится новый про-рок. Святыню пришлось брать штурмом, а все мятежники были убиты.

Сама Кааба - это прообраз, воплощение небесного храма Аллаха, его Трон. Первым создателем этого святилища считается сам Адам. Когда Бог изгнал его из рая, Адам очень тосковал по храму, в котором привык мо-литься в райских кущах, поэтому и получил его точную копию на земле. Во время всемирного потопа храм разрушился, а Исмаил вместе с отцом - Ибрахимом заново отстроили его. Напротив входной двери в Каабу нахо-дится небольшое сооружение, в котором хранится камень с отпечатками че-ловеческих ног. Мусульмане верят, что это ноги самого Ибрахима: во вре-мя строительства камень, поддерживаемый небесными силами ангела Джабраила (Гавриила), висел в воздухе, выполняя роль строительных ле-сов. Считается, что около стены Каабы похоронены Исмаил и его мать (арабы называют ее не Агарь, как в Библии, а Хаджар).

С древности Кааба была центром, объединяющим арабские племена, поэтому во времена молодости пророка Мухаммеда, т. е. в начале 7 века, по преданию, в ней находились 360 идолов божеств, почитавшихся в разных частях полуострова. Это явно свидетельствует о существовании язычества у древних арабов. Во времена молодости Мухаммеда храм Каабы и соседние здания были основательно реконструированы под руководством визан-тийского мастера, который оказался заброшенным в этот далекий край после кораблекрушения в Красном море. В работах прини-мал участие и молодой тогда пророк ислама. Когда Мекка стала центром новой религии, Мухаммед приказал выбросить из Каа-бы всех идолов и стереть со стен языческие изображения.

Вокруг Каабы проходит мощеная дорожка, по которой паломники совершают ритуальные обходы святилища, а не-вдалеке находится и священный источник Земзем, тоже зак-люченный под крышу здания. Вода источника, конечно, счи-тается священной. Вокруг Каабы возведены стены и построено много замечательных сооружений. Этот комп-лекс - священное место для всех мусульман, куда каждый из них в течение жизни должен обязательно совершить паломни-чество. Во время молитвы верующие, где бы они ни находи-лись, всегда обращают свое лицо в сторону Каабы [10, С. 120].

Еще в древности арабы признали своим единым Бо-гом Аллаха - Творца и всеобщего покровителя. Ничто в мире не совершается без воли Аллаха или его знания об этом. Люди, сознавая всемогущество Аллаха, должны быть ему полностью покорными. Властвуя над всем и опекая все свои творения, Аллах милостив, милосерден и всепрощающ по от-ношению к человеку. Но всем, кто не хочет верить в него, Ал-лах, по мнению мусульман, посылает тяжкие наказания.

Само слово Аллах происходит от арабского ал-илах, что буквально означает божество. Он не имеет облика, а те мес-та в Коране, где говорится о его способности видеть, слышать и сидеть на троне, мусульмане обычно предлагают восприни-мать иносказательно и символически.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иран-цев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значитель-ной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, мифо-поэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами страны и на-роды сохраняли и развивали собственные доисламские культурные традиции, - тем более это относится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако на протяжении веков почти абсолютного господства ис-лама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, исламизировались, что практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает его лицо и придает ему оригинальный собственный облик. И в этом смысле ее нельзя недооце-нивать, считать чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть, что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом норм и пред-писаний общего для всех них ислама.

2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов

ислама.

Пророк Мухаммед является реальным историческим персо-нажем. Ислам не наделяет его какими-либо сверхъестественны-ми качествами, хотя рассказ о его жизни, как и жизни любого великого человека, тем более основателя религии, оброс много-численными легендами и преданиями. В очень кратком варианте этот рассказ обычно сводится к следующему.

Мухаммед родился в Мекке около 570 года нашей эры и принадле-жал к племени курейшитов. Его отец умер, находясь в путешествии, че-рез два месяца после рождения сына (а по другой версии еще до его рож-дения) и, в любом случае, не видел его. Свое раннее детство Мухаммед провел в степи, взятый, по местному обычаю, на воспитание одной из пастушеских семей. Однажды, как рассказывает предание, с ним про-изошло необычайное событие. Когда мальчик играл, к нему подошли двое мужчин в белых одеяниях. Это были ангелы. Один из них держал в руке таз, наполненный ослепительным снегом. Они схватили Мухаммеда, повалили на спину, рассекли ему грудь, вынули сердце и, основательно прочистив его снегом «от греха и нечистоты», вложили обратно. Затем ангелы закрыли грудную клетку мальчика и удалились. Воспитатели, при-влеченные криком другого ребенка - свидетеля всех событий, увидели только мертвенно-бледного Мухаммеда, стоявшего около шатра.

Вскоре воспитатели вернули загадочного мальчика в Мекку к мате-ри. Но мать пророка была болезненна и вскоре умерла. Некоторое вре-мя мальчика воспитывал мудрый дед Абд-эль Мутталиб, служивший хранителем ключей от главного мекканского храма - Каабы, в котором арабы молились в то время многочислен-ным идолам. Затем за воспитание принялся дядя будущего пророка Абуталиб - энергичный, практичный и не особенно, видимо, религиозный.

Несмотря на то, что Мухаммед происходил из древнего уважаемого рода, предки не оставили ему никакого наследства. Юноше пришлось за-ниматься традиционным делом тогдашних молодых мужчин-арабов: па-сти стада, погонять верблюдов и помогать проводить торговые карава-ны. В 12 лет он отправился с дядей в далекое путешествие в Сирию. В пути впечатлительному мальчику являлись волшебные видения, и не-сколько раз случались события, исполненные загадочного смысла. В Сирии у него произошла очень важная встреча. Когда караван отды-хал у стен монастыря, в котором жили христианские монахи, к арабским пришельцам вышел один святой старец. Он увидел юного Мухаммеда и тут же пригласил его к себе в келью, где сообщил, что по движению сол-нца и облаков, а также по тому, что написано в древних христианских книгах, он предрекает мальчику будущее великого пророка. Так основа-тель ислама впервые столкнулся с христианством. Позже, когда Мухам-мед вновь посетил Сирию по торговым делам, он, вероятно, продолжал знакомиться с христианским учением.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.