реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Анализ деятельности автотранспортного подразделения сельскохозяйственного предприятия и обоснование мероприятий учетно-аналитического характера, направленных на дальнейшее улучшение работы автогаража хозяйства

4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АВТОТРАНСПОРТНОМ

ПОДРАЗДЕЛЕНИИ СПК "ВОСХОД"

4.1. Применение в автогараже СПК "Восход" методов
экономического анализа

Современная экономическая наука накопила целую систему приемов и методов анализа работы автотранспортного подразделения сельскохозяйственных предприятий. Наиболее широко эти методы описаны в работах Г.В. Савицкой /31/, а также В.И. Завгороднего /18/. Обобщение их рекомендаций свидетельствует о целесообразности использования следующих методов: цепной подстановки; индексного; абсолютных разниц; относительных разниц; пропорционального деления; интегрального; логарифмирования и др.

Первые четыре способа основываются на методе элиминирования. Элиминировать - значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя. Кроме одного, этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т.д., при неизменности остальных. Это позволит определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.

Наиболее универсальным из перечисленных является способ цепной подстановки. Он используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных (комбинированных). Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня определенного фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

Способ абсолютных разниц, как и способ цепной подстановки, применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях. И хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в анализе хозяйственной деятельности. Особенно эффективно применяется этот способ в том случае, когда исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.

Способ относительных разниц значительно проще цепных подстановок, что при определенных обстоятельствах делает его очень эффективным. Прежде всего, это касается тех случаев, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.

Указанные приемы и методы экономического анализа позволяют выявить и провести факторное исследование путей повышения главного показателя работы автогаража - увеличения объемов перевозок грузов при ограничении и даже сокращении требуемых для этого производственных затрат.

Конечно, первый и наиболее простой способ решения указанной задачи связан с увеличением численности используемых предприятием грузовых машин. Однако этот способ практически неприемлем для СПК "Восход" У него нет необходимых финансовых ресурсов для приобретения новых машин. К тому же это вызовет рост эксплуатационных затрат. И хотя стоимость транспортных средств хозяйства, как это видно из его баланса, ряд лет возрастала, но это не было приобретением новых машин. Часть условно новых машин поступила путем обмена на старые, менее производительные, но с некоторой доплатой. Поэтому общая численность грузовых машин не изменилась при увеличении их общей грузоподъемности.

Поэтому требуется ввести в действие другие факторы, влияющие на повышение среднегодовой выработки автомобилей, т.е. на увеличение объемов грузооборота без прироста общей численности машин.

В схематическом виде взаимодействие факторов, положительно влияющих на повышение объемов грузооборота, показано на рисунке 2.

Из рисунка 2 видно, что на увеличение объемов грузоперевозок совместно влияют: количество отработанных одним автомобилем дней в течение года (Д); средняя продолжительность смены (П); среднедневная выработка автомобилей (ДВ), которая представляет собой величину, производную, с одной стороны, от упомянутой выше средней продолжительности смены (П), а также от среднечасовой выработки автомобилей (ЧВ).

Среднечасовая выработка (ЧВ) - важнейший синтетический показатель. Его величина зависит от пяти других первичных факторов: 1) коэффициента использования рабочего времени (Кр); 2) коэффициента использования пробега (Кп); 3) коэффициента использования грузоподъемности (Кгр); 4) скорости движения автомобиля (Ск); 5) грузоподъемности автомобиля (Т), которая может быть увеличена при использовании прицепов, наращивания бортов и другими способами.

К сожалению, уровень учетной работы и особенно отчетности по автогаражу СПК "Восход" не позволяет быстро и достоверно получить показатели, необходимые для расчета фактических значений перечисленных выше факторов. В связи с этим, используя первичные и сводные документы по автогаражу, были составлены помесячные отчеты этого подразделения, содержащие необходимую информацию по затратам автогаража, а также по объемам услуг, оказанных им другим подразделениям.

Рисунок 2 - Взаимодействие факторов повышения объемов
грузооборота в хозяйстве

4.2. Учет и анализ затрат по автогаражу и объемов услуг,

оказанных своему хозяйству и сторонним заказчикам

Прежде всего предложили ввести регулярную производственную отчетность по затратам автогаража предприятия, основанную на обобщении учетных документов, оформляемых бухгалтером-диспетчером. В форму такой отчетности решили включить следующие статьи затрат: 1) заработную плату водителей и других работников подразделения (с указанием затраченных ими человеко-дней и человеко-часов); 2) начисления ЕСН на заработную плату (с выделением) из суммы, начисленной в федеральный бюджет, взносов в Пенсионный фонд России для финансирования страховой и накопительной части трудовой пенсии; 3) нефтепродуктов; 4) запасных частей и ремонтных материалов; 5) текущий ремонт основных средств; 6) амортизации основных средств; 7) прочих прямых расходов. При этом все суммы по указанным статьям расходов решили разделять между четырьмя группами автомобилей СПК "Восход": 1) грузовыми; 2) легковыми; 3) специализированными; 4) автобусами. Информацию решили отразить нарастающим итогом до отчетного месяца и за отчетный месяц. Пример предложенной формы представлен в таблице 13.

Таблица 13 отражает показатели затрат в тысячах рублей. Фактически они должны приводиться в рублях. Здесь такая единица измерения (тыс.руб.) принята для компактности и удобства размещения всех показателей на одном листе. В реальной практике данная таблица была выполнена на двойном листе.

Из таблицы 13 видно, что все затраты сгруппированы по типам автомобилей (грузовые, легковые, специальные, автобусы), а также по статьям затрат: зарплата, ЕСН, ГСМ, запчасти, амортизация, прочие, затраты по управлению и организации производства. Все затраты накапливаются по дебету счета 23 субсчета 4 "Автомобильный транспорт" в корреспонденции с кредитом счетом, отражающих перечисленные выше затраты. При этом отдельной строкой выделены взносы в ПФР, не включаемые в общую сумму затрат, так как сумма взносов формируется путем соответствующего уменьшения суммы ЕСН, направляемого в федеральный бюджет. Для компактности объединены два субсчета перечислений в ФОМС - федеральный и территориальный. Все затраты приводятся с начала года до начала отчетного месяца и за отчетный месяц. Здесь приведены данные за 11 месяцев 2002 г. и за декабрь этого года.

Структура годовых затрат по грузовому парку приведена в таблице 14.

Из табл.14 видно, что основные виды расходов, возникающих при эксплуатации грузовых автомобилей, связаны с приобретением ГСМ (45,5 % всех расходов) и заработной платой с начислениями по ЕСН (36,8 % всех расходов). В сумме по указанным статьям расходуется 82,3 % всех денежных средств, обеспечивающих использование грузовиков. Расходы на амортизацию представляются заниженными. По-видимому, сказались способы переоценки основных средств, в процессе которой первоначальная стоимость старых по вводу в эксплуатацию грузовых машин СПК "Восход" была умножена на невысокий коэффициент восстановления прежней стоимости. Правда, услуги по ремонту и по приобретению запчастей также относительно невысоки. Это можно объяснить бережным отношением водителей к своим машинам и их относительно невысокой загрузкой. Об этом можно судить по среднему показателю выработанных на одну машину тонно-километров (69,8 тыс.ткм).

Приведенная в таблице 14 структура себестоимости затрат свидетельствует о том, что наиболее рациональными способами повышения эффективности использования грузового автотранспорта в СПК "Восход" могло бы быть уменьшение при-

Таблица 14 - Структура себестоимости работ грузовых автомобилей
в СПК "Восход" в 2002 г.

Статьи затрат

Сумма,
тыс.руб.

В %
к итогу

Всего затрат

950,9

100

В том числе: зарплата

277,3

29,2

Начисления ЕСН

72,3

7,6

Нефтепродукты

432,2

45,5

Запасные части и ремонтные материалы

69,7

7,3

Услуги по ремонту

18,1

1,9

Амортизация

25,7

2,7

Прочие прямые затраты

32,5

3,4

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы

23,1

2,4

Сделано тыс.ткм

1047

х

Себестоимость 1 ткм, руб.

0,91

х

мерно на 20 % общей численности автомобилей (с 15 до 12) при сохранении и даже определенном увеличении объема грузоперевозок (тонно-километров) путем введения в действие факторов, показанных на рис.2. В этом случае могла бы возникнуть некоторая экономия расходов ГСМ, а также постоянных затрат, относимых на единицу работ.

4.3. Анализ и использование резервов повышения эффективности

использования грузовых автомобилей в СПК "Восход"

Для реализации резервов повышения эффективности использования грузовых автомобилей необходимо улучшить ряд показателей, отраженных на рисунке 2. При этом, как уже отмечалось, сразу следует отказаться от увеличения численности автомобилей, так как недостаточно интенсивно используется имеющийся их парк. Нужно ориентироваться на показатели, влияющие на повышение среднегодовой выработки машин.

Одним из таких показателей является коэффициент использования рабочего времени автомобилей. Этот коэффициент не обозначен на рис.2. Обозначим его как Км. Он рассчитывается так:

Км =

Чем больше отработано дней каждой машиной на протяжении года, тем выше будет величина коэффициента Км. И, наоборот, чем большими окажутся целодневные простои автомобилей, тем ниже будет уровень Км. Основная причина снижения Км - простои автомобилей вследствие неисправностей, помолок, длительного пребывания в ремонте. Это значит: чем ниже Км, тем хуже используется автопарк хозяйства. Вот почему такое большое значение для производительного использования автопарка имеет еще один коэффициент - технической готовности машин (К кт). Он рассчитывается с помощью формулы:

Ктг =

Правда, рассмотренные показатели не отражают результатов использования автомобилей в течение рабочего дня. Грузовики находятся в пробеге не весь рабочий день. Часть дня они простаивают под погрузкой, разгрузкой и по другим причинам, включая организационные. Сокращение таких простоев будет способствовать повышению эффективности использования автопарка. Поэтому важным резервом улучшения использования автомобилей на протяжении рабочего дня является повышение коэффициента использования их рабочего времени. На рис.2 он обозначен как Кр. Он рассчитывается так:

Кр =

Но и этого коэффициента недостаточно для характеристики степени использования автомашин в течение рабочего дня. К сожалению, в СПК "Восход" нередки случаи, когда грузовики делают порожние рейсы не только в одну сторону, но иногда в обе стороны, т.е. не выполнив никакой полезной работы. Поэтому, как было показано на рис.2, требуется максимально приближать к единице значение коэффициента использования пробега Кп. Он рассчитывается следующим образом:

Кр =

Уменьшение Кп свидетельствует об увеличении доли порожних рейсов, а следовательно, об ухудшении работы грузового автопарка.

Не менее важное значение имеет степень использования грузоподъемности машин. В СПК "Восход" нередко случается, когда автомобили относительно большей грузоподъемности используются для перевозки маловесных грузов. В результате использования автопарка ухудшается. Для анализа указанного явления следует определять и принимать меры по повышению указанного на рис.2 коэффициента использования грузоподъемности машин Кгр. Он рассчитывается с помощью формулы:

Кр =

Чтобы рассчитать величину средней загруженности автомашины, следует общий объем грузооборота, выраженный в тонно-километрах, разделить на пробег машин с грузом.

Эффективность использования машин во многом зависит от скорости их движения, приближения ее к технически целесообразной. Это также показано на рис.2. Скорость Ск определяется делением общего пробега на количество часов нахождения общего пробега на количество часов нахождения машин в наряде.

Для обобщающей характеристики работы грузового автопарка, как показано на рис.2, используют показатели среднечасовой, среднедневной и, наконец, среднегодовой выработки машин. Эти показатели во многом являются производными от предыдущих, т.е. рассчитываются на их основе.

Важным обобщающим показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость грузоперевозок. Чем лучше используются машины, тем ниже себестоимость 1икм. Поэтому, как отмечалось в конце предыдущего параграфа, нужно принять все возможные меры для увеличения грузооборота без пропорционального роста затрат, хотя на оплату труда затраты следовало бы увеличить. У водителей и других работников автогаража СПК "Восход" зарплата лишь немногим выше прожиточного минимума.

Используя первичные документы по автогаражу, а также показатели приведенной выше таблицы 13 и при применении указанных выше формул для расчета коэффициентов, составим таблицу 15. Она отражает основные показатели работы грузового парка СПК "Восход" за 2000-2002 гг. и в среднем за эти годы.

Из таблицы 15 видно, что численность автопарка грузовых машин в СПК "Восход" за три года осталась без изменений на уровне 15 единиц. Однако общий тоннаж автомобилей в 2002 г. увеличился на 3 тонны, достигнув общей величины 63 тонны. Увеличение тоннажа произошло вследствие обмена 4-тонного самосвала марки ГАЗ-САЗ на 7-тонный "КамАЗ" (при некоторой доплате прежнему владельцу). Похожая операция была осуществлена и годом раньше. Поэтому средняя грузоподъемность автомашин в СПК "Восход" в 2001 и 2002 гг. превысила показатель 2000 г. Количество дней нахождения автомобилей в хозяйстве в течение трех лет изменилось незначительно, так как общая численность машин сохранилась без изменений. Лишь в 2002 г., когда меняли "ГАЗ-САЗ" на "КамАЗ" несколько месяцев общая численность автомобилей уменьшалась, вызвав соответствующее уменьшение рассматриваемого показателя. Ведь он определяется умножением числа автомобилей на количество дней пребывания каждого из них в хозяйстве, а затем суммированием этих показателей по всем машинам.

Таблица 15 - Показатели использования грузовых автомобилей
в СПК "Восход" в 2000-2002 гг.

Показатели

Годы

В среднем

2000

2001

2002

1. Среднегодовое количество грузовых автомобилей

15

15

15

15

2. Общий тоннаж, т

60

60

63

61

3. Средняя грузоподъемность автомобилей, т

3,9

4,0

4,2

4,0

4. Автомобиле-дни нахождения автомобилей в хозяйстве

5475

5472

5380

5442

5. В том числе: в ремонте

450

649

747

615

6. в работе

4049

3868

3604

3840

7. Отработано одним автомобилем за год, дней

270

258

246

258

8. Коэффициент технической готовности автомобилей

0,92

0,88

0,86

0,89

9. Коэффициент использования автомобилей в работе

0,74

0,71

0,67

0,71

10. Время нахождения машин (ч):

в наряде

32400

30960

29600

30987

11. в пробеге

22680

21982

20128

21597

12. Коэффициент использования рабочего времени

0,70

0,71

0,68

0,70

13. Общий пробег машин, тыс.км

315

291

316

307

14. В том числе с грузом, тыс.км

189

163

165

172

15. Коэффициент использования пробега

0,60

0,56

0,52

0,56

16. Объем грузооборота, тыс.км

908

902

1047

952

17. Средняя загруженность машины, т

3,0

2,7

2,9

2,9

18. Коэффициент использования грузоподъемности машин

0,77

0,68

0,69

0,71

19. Средняя скорость, км/ч

13,9

13,2

15,7

14,3

20. Объем перевезенных грузов, тыс.т

24,8

25,5

26,8

25,7

21. Среднее расстояние перевозок, км

36,6

35,4

39,1

37,0

Далее в табл.15 приведены два показателя, уточняющие количество автомобиле-дней в хозяйстве путем разделения его на нахождение в ремонте и в работе. Эти показатели выбраны и просуммированы из первичных учетных документов автогаража. Автомобиле-дни нахождения грузовиков в ремонте, как видно из строки 5 табл.15, постоянно возрастают. Это объясняется в основном большой изношенностью автомобилей и нехваткой средств для своевременного приобретения запасных частей. Поэтому в 2002 г. количество дней пребывания автомобилей в ремонте достигло 747 против 450 в 2000 г., т.е. возросло в 1,66 раза. При этом оказалось закономерным уменьшение нахождения автомобилей в работе (с 4049 в 2000 г. до 360,4 в 2002 г., т.е. на 11 %), а также числа дней, отработанных каждым автомобилем за год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.