![]() |
|
|
Анализ деятельности автотранспортного подразделения сельскохозяйственного предприятия и обоснование мероприятий учетно-аналитического характера, направленных на дальнейшее улучшение работы автогаража хозяйстваПервичные документы составляются в момент совершения операции. А если это не представляется возможным, то непосредственно по окончании операции. В первичных документах и регистрах бухгалтерского учета автогаража неоговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибки подтверждается подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета хранятся в соответствии с установленными порядком и сроками. Ответственность за обеспечение их сохранности в период работы и своевременную передачу в архив несет главный бухгалтер предприятия. Учет движения транспортных средств в СПК "Восход" оформляется документами типовых форм, утвержденных Государственным Комитетом РФ по статистике. Так, для учета поступления автотранспортных средств на предприятии используют акты приемки-передачи основных средств и инвентарные карточки учета основных средств. Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация накапливается и систематизируется в синтетических регистрах бухгалтерского учета. При зачислении в состав основных средств для учета ввода их в эксплуатацию применяется типовой документ формы № ОС-1, накладная внутреннего перемещения основных средств. Акт приемки-передачи основных средств в одном экземпляре на каждый объект автотранспортных средств в день его поступления составляет приемочная комиссия предприятия, подписывают ее члены приемной комиссии и главный бухгалтер, утверждает руководитель предприятия. После того, как акт приемки-передачи основных средств оформлен, его направляют в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию на автотранспортное средство. На основании этих документов бухгалтерия производит необходимые записи в инвентарных карточках учета основных средств СПК "Восход". Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту передается в автогараж с соответствующей отметкой в инвентарной карточке. Для аналитического учета всех видов основных средств в автотранспортном подразделении предприятия применяется Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6). Ее открывают и заполняют на каждый отдельный объект основных средств и, в частности, на каждое автотранспортное средство в отдельности. Заполняют инвентарную карточку в одном экземпляре на основании акта приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1), а также технической и другой документации на данный объект. Заполнение инвентарной карточки выполняется тщательно без подчисток и помарок, так как эта карточка хранится на предприятии в различных картотеках (картотека действующих основных средств, картотека списанных основных средств) все время существования предприятия. В карточке указывается заводской номер автомобиля, год выпуска, номер паспорта. В разделе "Краткая характеристика объекта" записывают только качественные основные и количественные показатели, но обязательно указывают номера всех номерных агрегатов - шасси (рамы), кузова, двигателя. Автотранспортные средства вводятся в эксплуатацию только после регистрации в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. В соответствии с правилами регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автомобильной инспекции, утвержденными приказом МВД России от 26.12.1994 г. № 430 СПК "Восход" регистрирует транспортные средства в течение пяти суток после приобретения. Ведение бухгалтерского учета эксплуатации автотранспортных средств основано на обязательном оформлении ряда первичных документов. Целевая направленность таких документов различна - это и обеспечение сохранности автотранспортных средств на предприятии, и учет пробега автомобиля, и учет рабочего времени водителя, и приобретение прав на эксплуатацию автотранспортного средства и др. Аналитический учет автотранспортных средств так же, как и прочих основных средств СПК "Восход", ведется по классификационным группам. Внутри группы основных средств ведется еще более детализированный аналитический учет. а) по инвентарным объектам с помощью инвентарных карточек (форма № ОС-6); б) по месту эксплуатации объектов у лиц, ответственных за их сохранность, с помощью инвентарного списка (форма № ОС-9). Для учета и контроля движения автотранспортного средства ему присваивается уникальный инвентарный номер. Инвентарные номера обязательно указываются во всех первичных документах, которыми оформляется движение автотранспортных средств на предприятии, а также в регистрах аналитического учета. Инвентарный номер, присвоенный объекту, будет сохраняться за ним все время, пока объект будет находиться в СПК "Восход". Инвентарные номера выбывших по различным причинам автотранспортных средств - проданных, списанных в результате аварии или полного износа - не присваиваются другим автотранспортным средствам, поступившим на предприятие. Инвентарный номер для целей учета и контроля за сохранностью наносится на автотранспортные средства. Инвентарным объектом транспортных средств в СПК "Восход" считается отдельный автомобиль, прицеп или полуприцеп с относящимися к нему приспособлениями - запасным колесом, набором инструментов и т.п. В соответствии с п.12 Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" в настоящее время в СПК "Восход" действуют следующие унифицированные бланки первичной учетной документации по работе автомашин: форма 3 "Путевой лист легкового автомобиля"; форма 3-специальная "Путевой лист специального автомобиля"; форма 4-П "Путевой лист грузового автомобиля"; форма 6-специальная "Путевой лист автобуса необщего пользования"; форма 8 "Журнал учета движения путевых листов"; форма 1-Т "Товарно-транспортная накладная". Особое внимание уделяется контролю за показаниями спидометра, переносу остатков горюче-смазочных материалов из предыдущего путевого листа, отметке медработника, разрешающего выпуск водителя на линию, и т.д. Товарно-транспортная накладная является документом, подтверждающим сдачу материальных ценностей в пункте, указанном заказчиком. Она же является документом для оперативного, складского и бухгалтерского учета на предприятии. Если ассортимент перевозимого груза большой и нет возможности отразить его в товарно-транспортной накладной, то в этом случае к ней обязательно прилагается специализированная форма, указывающая подробный перечень перевозимого груза (накладная, перечень и т.п.). Эти документы являются основой для списания товарно-материальных ценностей и оприходования у грузополучателя. В этом случае в товарно-транспортной накладной указывается наличие дополнительного товарного раздела. Отсутствие приложения к товарно-транспортной накладной влечет за собой конфликт между исполнителем и заказчиком по учету выполненных объемов перевозок. Товарно-транспортные накладные, как и путевые листы, являются бланками строгой отчетности, имеют учетную серию и номер, изготавливаются типографским способом. В товарно-транспортной накладной должны быть заполнены все реквизиты, необходимые для полного расчета с заказчиком как по оказанным автотранспортным услугам, так и по перевезенным товарно-материальным ценностям. Товарно-транспортная накладная является основным грузовым перевозочным документом, на ее основании в СПК "Восход" производится и списание, и оприходование груза. Получение груза удостоверяется подписью и печатью или штампом в товарно-транспортной накладной, два экземпляра которой остаются у водителя и служат подтверждением выполненного задания. Путевые листы являются первичными учетными документами, подтверждающими оказание услуг по автотранспортным перевозкам. Путевой лист с печатью предприятия служит бланком строгой отчетности и подлежит соответствующему учету. Он выдается водителю под роспись, при этом путевой лист за прошлый рабочий день сдается в обмен на вновь получаемый. В путевой лист заносятся все предусмотренные формой данные: показания спидометра, остаток бензина, заправка горюче-смазочными материалами на АЗС или на нефтескладе предприятия. Разница в показаниях спидометра на начало и конец рабочего дня или после поездки фиксируется особо. В конце месяца в накопительной ведомости подводят итоги затрат и выполненной работы автотранспорта, составляют сводную ведомость, а затем лицевой счет (производственный отчет) подразделения (по автотранспорту). В нем отражаются постатейно (с набором по корреспондирующим счетам) затраты автотранспорта. Записи делают с разбивкой: грузовой автотранспорт, легковой, машины специального назначения, автобусы, ремонт и замена авторезины, цеховые расходы. В конце месяца цеховые расходы, а также расходы на ремонт и замену авторезины относят комплексными статьями в затраты автотранспорта. Распределение цеховых расходов между грузовым, легковым и пассажирским автотранспортом производят пропорционально машино-дням работы. В лицевом счете (производственном отчете) также учитывают объем выполненных автотранспортом работ в тонно-километрах в оценке по плановой себестоимости по грузовому автотранспорту и в километрах пробега и плановой себестоимости по пассажирскому транспорту. Плановая себестоимость работ грузового автотранспорта в конце года доводится до фактической. Схема документооборота по автогаражу СПК "Восход" представлена на рисунке 1. В приложении к лицевому счету (производственному отчету) отражают распределение затрат автотранспорта по потребителям услуг. По грузовому автотранспорту это распределение осуществляют пропорционально выполненному объему работ в тонно-километрах; по пассажирскому транспорту и машинам специального (нетранспортного) назначения - пропорционально количеству километров или машино-дней работы. Данные лицевого счета (производственного отчета) являются основанием для записей в журнал-ордер № 10-АПК. На рисунке 1 отражены все упомянутые выше документы, используемые при отражении хозяйственных операций, связанных с движением автомобилей как объектов основных средств и их эксплуатацией. Из рисунка видно, что это сложная система документов. В СПК "Восход" вся эта система документов оформляется одним бухгалтером, не считая работников центральной бухгалтерии, ответственных за ведение лицевых счетов подразделений, журнала-ордера № 10. 3.3. Учет затрат и калькулирование себестоимости работы автотранспорта в обследованном предприятии Учет затрат и оказание услуг по автогаражу в СПК "Восход" ведут на субсчете 4 "Автомобильный транспорт" счета 23 "Вспомогательные производства". Все затраты собираются по следующим статьям: оплата труда с отчислениями на социальные нужды; содержание основных средств: а) горюче-смазочных материалов; б) амортизация основных средств; в) ремонт основных средств; организация производства и управления; работы и услуги; прочие затраты. По статье "Оплата труда с отчислениями на социальные нужды" учитывают суммы заработной платы шоферов, других работников, обслуживающих автотранспорт. По этой же статье отражают отчисления ЕСН в федеральный бюджет, на социальное и медицинское страхование, взносы в ПФР по каждому работнику. Все указанные затраты учитываются на счетах: 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" с подразделением на субсчета расчетов по отдельным видам платежей. По статье "Содержание основных средств" учитывают начисленные суммы амортизационных отчислений и затрат на ремонт. Сюда же относят стоимость израсходованных на работу автотранспорта нефтепродуктов. Все эти затраты учитывают на счетах: 02 "Амортизация основных средств"; 10 "Материалы" по соответствующим субсчетам: 10-3 "Топливо", на котором учитываются наличие и движение нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации автомобилей; 10-5 "Запасные части", на котором учитывается наличие и движение приобретенных запасных частей для автомашин, а также автомобильных шин (покрышки, камеры, ободные ленты), находящихся в запасе и обороте; 10-6 "Прочие материалы" на котором учитывают материальные ценности, полученные от списания автомобилей, а также изношенные шины. По статье "Работы и услуги" учитывают выполненные для автогаража работы и услуги ремонтной мастерской, при этом используют субсчет 1 "Ремонтные мастерские" счета 23 "Вспомогательные производства". Статья "Организация производства и управления" предназначена для учета сумм общепроизводственных расходов на содержание цехового материала автогаража. Эти затраты собирают на счете 25 "Общепроизводственные расходы". Распределение затрат автотранспорта между подразделениями-заказчиками производится ежемесячно по потребителям услуг. По грузовому автотранспорту это распределение делают пропорционально выполненному объему работ в тонно-километрах; по пассажирскому транспорту и машинам специального назначения - пропорционально количеству километров пробега или машино-дней работы. При этом делается бухгалтерская запись: дебет счетов 20, 23, 25, 26 и других счетов кредит счета 23 субсчет 4. Субсчет 23-4 закрывают после исключения из общего количества выполненных работ сумм, относящихся к уже закрытым счетам, и работ по самообслуживанию. Объектом калькуляции являются тонно-километр и работа машин. Калькуляционная единица - 1о т/км, 1 машино-день. В конце отчетного года в СПК "Восход" рассчитывают себестоимость калькуляционной единицы услуг по формуле: где Фс - фактическая себестоимость 10 тонно-километров; Ф3 - фактические затраты по грузовому автотранспорту; Пс - плановая оценка услуг по самообслуживанию; Пз - плановая оценка услуг тем потребителям, затраты которых уже распределены; Пп - плановая оценка услуг по перевозке людей (если грузовой автотранспорт перевозил людей); Св - стоимость возвратных отходов (отработанного масла и т.д.); Кф - фактический объем работ за год; Кз - фактический объем работ для тех потребителей, затраты по которым уже распределены; Кс - фактический объем работ, выполненных для самообслуживания. Аналогичным образом исчисляется фактическая себестоимость одного машино-дня по пассажирскому автотранспорту и специальному грузовому транспорту. Таблица 12 - Корреспонденция счетов, отражающих работу
После этого плановая оценка услуг доводится до фактической методом дополнительного списания или сторнирования. В итоге аналитический счет "Автомобильный транспорт" закрывается. Он сальдо не имеет. В связи с особенностями учета затрат и оказанием услуг в автотранспортном подразделении СПК "Восход" используется следующая корреспонденция счетов, показанная для примера за декабрь 2002 года в таблице 12. 3.4. Недостатки в учете и анализе работы автогаража в СПК "Восход" Выше приводились сведения о положительных сторонах в учете работы автотранспортного подразделения в СПК "Восход". В частности, отмечалось, что в бухгалтерии предприятия налажена строгая система документооборота, отражающего деятельность водителей грузовых, легковых и специальных автомашин, трех пассажирских автобусов. Указывалось также на использование совершенных методов начисления амортизации автомобилей, включая требования, вытекающие из главы 23 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Однако в учете и особенно в анализе работы автогаража не преодолен ряд существенных недостатков, препятствующих повышению эффективности использования автомобилей рассматриваемого предприятия. Учеб работы автогаража и обязанности диспетчера совмещает один работник. Это сделано для экономии затрат труда. Ведь в СПК "Восход" общая численность персонала лишь немногим превышает 100 человек. При этом данный показатель проявляет тенденцию к сокращению. Однако экономия в таких случаях не всегда приносит положительные результаты, так как она ведет к ухудшению учета и особенно анализа работы водителей, не позволяет выявить резервы производства, уменьшения себестоимости 1 т/км и 1 км пробега, увеличения грузооборота при сокращении численности автопарка. Учет в автогараже, как и в целом по хозяйству, ведется пока ручным методом. Переход к компьютерным технологиям пока только подготавливается. Для учета используются не унифицированные бланки, выпущенные в последние годы, а просто разлинеенные разрозненные листы, отпечатанные в Белоглинской районной типографии еще в 1980-х годах. Они приспосабливаются к потребностям современного учета. Образцы таких учетных документов приведены в приложении к работе. Нетрудно убедиться в том, что ряд записей в таких документах можно понять при дополнительных разъяснениях со стороны работника, который их выполнил. При этом приводятся лишь наиболее общие сведения о работе водителей. Они не всегда могут четко понять, как и за что им начислен соответствующий заработок за очередной месяц. При этом зарплата водителей до конца последнего рассмотренного года (2002 г.) оставалась относительно невысокой - в пределах полутора тысяч рублей (до вычета НДФЛ). Правда, в 2003 г. правление СПК "Восход" принял меры по увеличению оплаты труда водителей. Особенно существенные недостатки наблюдаются в анализе работы автогаража. Предприятие освобождено от обязанности представления развернутой отчетности по автотранспорту в органы госстатистики. Другие же органы такой информацией не интересуются. Центральная бухгалтерия и единственный в хозяйстве экономист в силу загруженности другой работой большого внимания работе автогаража не уделяют. В конечном счете это ухудшает возможные показатели транспортного обслуживания основного производства в СПК "Восход". |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |