реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Эффективность школьной риторики

И в завершении хотим отметить, что учебник Ладыженской

приятнее остальных уже и в оформлении. Такую красочную

книгу с обилием иллюстраций приятно взять в руки даже

взрослому. Этот учебник заинтересует учащихся быстрее, чем

все остальные, выше отмеченные, а это тоже немаловажно.

Чтобы картина пригодности этих учебных пособий была

окончательно ясна, мы ниже приведём график некоторых

характеристик.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Анализ содержания учебников позволил нам предположить,

что наиболее перспективным для использования в средней школе

будет являться учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, поскольку он

представляет собой СИСТЕМУ теоретических и практических

материалов, направленных на формирование риторических умений

и навыков. Использование его в школьном обучении позволит

сформировать коммуникативную компетенцию говорящего. Данное

предположение осознаётся нами как гипотеза исследования.

ГЛАВА 3.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В

5 – 7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Сделанный анализ

учебников позволил нам предположить, что наиболее

эффективным для развития красноречия и вообще риторических

умений и навыков учащихся будет учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ. А

чтобы эту гипотезу проверить нами был проведён обучающий

эксперимент в гимназии № 2 города Великий Новгород.

Эксперимент проводился в течении 3 – х лет среди учащихся

5 – ых - 8 – ых классов в соавторстве с действующими

учителями АВТОНОМОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ИВАНОВНОЙ и МАТВЕЕВОЙ

ЛЮДМИЛОЙ НИКОЛАЕВНОЙ.

Начинать работу по формированию высокого уровня

речевой культуры у школьников надо с самых первых шагов

обучения, включая в процесс обучения те элементы, которые,

на наш взгляд, доступны соответствующему возрасту.

Одним из важнейших аспектов работы учителя – словесника

является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и

обучение вежливой речи.

Люди небезразличны к тому, как и кто их приветствует,

благодарит за услугу или отказывает в помощи. А если

человеческие отношения нарушаются, например с нами перестают

здороваться близкие нам люди, то мы испытываем настоящее

потрясение.

Приведённому ниже эксперименту мы подвергли учащихся 6

– го негуманитарного класса, где никогда ранее риторика не

преподавалась. Нами были проведены 5 уроков, последний из

которых проводился в форме урока – игры. Как было уже

упомянуто выше, немаловажное место в развитии учащихся имеет

речевая культура, поэтому разработанные и опробованные нами

на практике уроки касались области РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.

Пятиурочный курс речевого этикета.

Урок первый. ЭТИКЕТ.

Каждый из нас пользуется такими прекрасными “

волшебными “ словами русской речи, как “ здравствуйте “, “

спасибо “, “ извините “, “ пожалуйста “ и др. Но в чём их

волшебная сила? Почему они так необходимы? И только ли “

волшебные “ слова позволяют людям правильно выражать

отношение друг к другу, делают общение вежливым,

доброжелательным? Обо всём этом мы поговорим сегодня на

уроке.

( Запись на доске: ЭТИКЕТ - от французского etiquette

- это установленный порядок поведения, форм обхождения. )

В наш словарный запас входит новое слово, постарайтесь

его запомнить, как оно пишется, что обозначает. Повторим

вслух его по слогам.

То, что понимают под речевым этикетом, используется в

речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это

самые употребительные слова и выражения: мы по - многу раз в

день обращаемся к кому – то, приветствуем своих знакомых, а

иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого – то

благодарим, перед кем – то извиняемся, кого – то поздравляем,

кому – то желаем удачи, кому – то соболезнуем; мы советуем,

просим, предлагаем и приглашаем… Т. о., речевой этикет

представляет собой совокупность словесных ( только ли? )

форм учтивости, вежливости, т. е. То, без чего нам с вами

просто нельзя обойтись, в каком бы уголке земли мы не

находились.

Назовите мне разные вежливые слова, какими вы

пользуетесь.

Теперь попробуйте с разной интонацией произнести

следующие слова и фразы:

“ Здравствуй “

“ С Днём Рождения ! “

“ Рад тебя видеть “

“ До свидания “

А теперь скажите, важно знать только то, что нужно

сказать? Правильно, ещё нужно подобрать и правильную

интонацию.

А мимика, движения, - они важны? Попробуйте с помощью

мимики и движений поздороваться так, чтобы:

1. обидеть человека;

2. выказать своё уважение к его возрасту;

3. показать, что ты соскучился;

4. выказать пренебрежение;

5. показать своё расположение.

Молодцы! Правильно. Всё, что вы только что

продемонстрировали, доказывает, что речевой этикет тесно

связан с неречевыми особенностями поведения. Так, приветствуя

друг друга, мы не только говорим “ Здравствуй “, но и

обмениваемся рукопожатиями. Продемонстрируйте. А какие ещё

жесты мы используем? Молодцы! Правильно, машем рукой. А как

приветствуют друг друга военные? Правильно, они отдают

честь.

Все действия людей, выполняемые при произнесении слов,

необходимых по этикету ( и, естественно, интонация ),

значимы, они в себе несут информацию, выражают отношение к

тем людям, кому они адресованы. Так, кивок свидетельствует

о желании остаться знакомыми; поднявшись навстречу девочке,

мальчик выражает уважение к ней; похлопывание по плечу -

знак фамильярного отношения.

Вновь, обращаясь к вашим примерам, можно заметить, что

одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно,

ласково или подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно - в

зависимости от их общей звуковой окраски.

Попробуйте ещё раз сказать слово “ Здравствуй “ с

оттенком:

- равнодушия;

- радости;

- злости;

- ехидства;

- уважения.

С какой интонацией приятнее здороваться и как бы вам

хотелось, чтобы поздоровались с вами? Конечно, с интонацией

радости и уважения.

Итак, сегодня мы познакомились с понятием этикета,

узнали о разных сторонах его проявления. Мы убедились, что

этикет - это не только правила говорения, но и правила

поведения в повседневной жизни. Вы хорошо поработали,

молодцы, у вас были очень хорошие примеры. Особенно хорошо

говорили у нас сегодня ………, можно отметить ещё и ……….

Урок второй. ВЫ СКАЗАЛИ “ ЗДРАВСТВУЙТЕ “.

Здравствуйте, мои юные знатоки этикета! А вы знаете,

что означает моё приветствие? Правильно, говоря “

здравствуйте “ при встрече с кем – либо, люди отмечают

самое простое и самое частое событие в своей жизни -

встречу с другим человеком. В этом ( или схожем с этим )

слове ( или в поклоне, означающем то же самое )

заключено очень большое и важное содержание: “ Я тебя

вижу, человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе всего самого

доброго: здоровья, мира, веселья, счастья.”

Скажите друг другу слово приветствия.

Но вы знаете, что форма приветствия, употреблённая

мною, не единственная. Какие ещё слова приветствия вы

знаете? Молодцы!

- Привет!

- Чао!

- Как дела!

- Рад видеть!

- Сколько лет, сколько зим!

- Добрый день ( утро, вечер )!

- Здорово!

- И др.

( Можно провести это в форме соревнования по рядам -

кто больше назовёт ).

Видите, как много слов приветствия мы знаем. Но ведь

не все они означают одно и то же и не все можно

применить в одной ситуации.

Давайте попробуем поделить названные нами приветствия

на те, которые можно сказать:

- знакомому;

- незнакомому;

- ровеснику;

- человеку старшего возраста;

- в зависимости от времени суток;

- близкому другу

- и др.

Заметили разницу? Молодцы! Но, как мы с вами выяснили

на предыдущем уроке, составляющей частью этикета являются и

жесты, и мимика.

Так, здороваясь с другом, можно похлопать его по

плечу, ударить ладонью об ладонь или махнуть рукой.

Здороваясь с просто знакомым человеком, можно кивнуть

головой. При деловой встрече здороваются, пожимая друг другу

руки ( так же делают и мальчики, здороваясь друг с

другом ). Здороваясь с коронованной особой, девочки

припадают в книксене - приседают ( Запишите это слово себе

в тетрадь ).

Продемонстрируйте по парам различные ситуации

приветствия на ваш выбор.

( В это время класс внимательно наблюдает и делает

замечания или хвалит выступающих, подчёркивая, что именно у

них хорошо получилось. )

Молодцы! Сегодня на уроке мы научились здороваться с

разными людьми в разных ситуациях. Вы все хорошие актёры,

а особенно ……Много говорил сегодня…. И …..

Урок третий. БУДЕМ ЗНАКОМЫ.

У каждого из вас, бесспорно, много друзей и знакомых.

И вы, вероятно, помните момент, когда и как вы с ними

познакомились: ребята во дворе, в классе, новые учителя,

знакомые друзей, родителей и т. д.

Расскажите об одном из ваших знакомств. Сложно ли это

было для вас?

Только что приведённые вами примеры показывают, что

уже инстинктивно ( хотя и не всегда ) вы говорили именно

то, что нужно. Но как часто приходилось ошибаться.

По правилам этикета взрослый человек ( если он один

) сам представляет себя ( как учитель ). Давайте разыграем

эту ситуацию.

Если в классе новый ученик, то его представляют после

огласки списка учащихся.

В ситуации, где один человек знаком со всеми

присутствующими, а все остальные - только с ним, то сперва

представляют младшего старшему. Потом наоборот. Первенство

старших перед младшими и женщин ( девочек ) перед

мужчинами принято у очень многих народов.

В компании ровесников как поступают, знаете? Да,

сперва знакомят с новеньким, а только потом всех

представляют ему.

Давайте проинсценируем эти ситуации, включив сюда и

разные формы приветствия. Но в начале давайте спишем с

доски принятые в этикете формы знакомства:

- РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ…

- ПОЗВОЛЬ( ТЕ ) ПРЕДСТАВИТЬ ТЕБЕ( ВАМ )…

- ЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ )…

- ПОЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ ), ПОЖАЛУЙСТА…

- ВЫ НЕ ЗНАКОМЫ? ЭТО…

- ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ…

- БУДЕМ ЗНАКОМЫ…

- МОЖНО С ТОБОЙ( ВАМИ ) ПОЗНАКОМИТЬСЯ ? МЕНЯ ЗОВУТ…

На сегодняшнем занятии мы усвоили правила и способы

знакомства с различными категориями людей, вспомнили как и

с кем мы когда – то знакомились, разыграли много интересных

сценок. Особенно мы с вами отметили… и ….. Мне очень

понравились высказывания…….. Молодцы!

Д/з: подумайте, в каких случаях при знакомстве

называют имя, отчество и фамилию человека; имя и отчество;

только имя; только фамилию? В каких ситуациях сообщают

краткие сведения о человеке, которого представляют? Если вы

не сможете придумать сами, то поинтересуйтесь у родителей.

Урок четвёртый. НЕ БУДЕТ ЛИ ДОСТОПОЧТИМЫЙ ДЖИН ТАК

ЛЮБЕЗЕН…

Здравствуйте, ребята! Извините, что отвлекаю вас от

урока, но мне бы очень хотелось, с вашего позволения, ещё

раз извините, вас поотвлекать.

Какую странную фразу я вам сейчас произнесла, да?

Какими словами сейчас изобиловала моя речь? ( простительными

и извинительными ) Но нет ли тут перебора с

извинительными словами? Да, их слишком много, но я их

включила в свою речь умышленно, так как они являются

темой нашего сегодняшнего занятия.

Умеем ли мы извиняться, не обидев людей? Умеем ли мы

прерывать друг друга и делать это тонко и аккуратно?

Давайте попробуем сегодня научиться делать это правильно,

ведь бывают моменты, когда просто необходимо вмешаться в

разговор. Например, когда мама разговаривает с подругой, а

в это время ей звонят по телефону. Что нужно сказать,

чтобы твоё вмешательство в разговор не выглядело

некорректным? Правильно, сперва нужно извиниться, а потом

маму позвать к телефону.

Другая ситуация. Вы опоздали на урок. Как нужно себя

повести? Молодцы!

Давайте спишем с доски следующие этикетные фразы:

будьте любезны

извините, пожалуйста

с вашего позволения простите

тысяча извинений прошу

прощения

очень извиняюсь

позвольте….

Не будет ли наглостью с моей стороны…

Попробуйте составить и проиграть ситуации, где можно

было бы воспользоваться этими конструкциями.

Хочу обратить ваше внимание ещё раз к словам на

доске. С какой ещё целью их можно произнести? Правильно, с

целью привлечения внимания к себе. ( Например, в магазине

или в другом общественном месте, где интересующий вас

незнакомый или малознакомый человек чем – то занят. ) Не

забывайте, что к взрослому человеку как нужно обращаться?

Молодцы, на « Вы «.

В оставшееся время давайте сочиним сказку о Незнайке,

который ищет своих друзей.

Сегодня мы с вами замечательно поработали и научились

привлекать внимание занятых, но нужных нам людей и

познакомились с различными « извинительными « фразами. Мне

вы сегодня все понравились. Спасибо.

Д/з: приготовить карточки с цифрами 1, 2, 3, со

знаком « - « и со словами ЛИСА и ЖУРАВЛЬ. Повторите всё,

что мы с вами проходили на предыдущих занятиях. У нас

будут гости.

Пятый урок. УРОК – ИГРА « СКАЗКИ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ «. (

23; 31 – 33 )

Цели урока: 1) формирование и закрепление навыков

внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную

мотивацию поведения; 2) продолжение ознакомления и усвоения

основ речевого этикета.

Ход урока:

Сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев

общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно

высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его

поступках, если нас что – то не удовлетворяет в его

поведении; вежливо отказать в просьбе, если не хотим или

не можем её выполнить; научимся утешать товарища, когда ему

приходится трудно, а также попробуем научиться правильно

поздравлять друг друга с праздником.

Главная задача нашего сегодняшнего урока - научиться

по – доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к

нему станут слова : « ЕСЛИ КТО – ТО ЗАГРУСТИТ,

ТЫ ЕГО НЕ ОСТАВЛЯЙ,

ДОБРЫМ СЛОВОМ, ДОБРЫМ ДЕЛОМ

УТЕШАЙ И ПОМОГАЙ! «

Урок проходит в виде соревнования двух команд.

Конкурс первый. « Давайте говорить друг другу комплименты

«

Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что – то

хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и

добрые слова? Вот сейчас мы и попробуем это сделать.

Представьте, что мы находимся в сказочной стране и

участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных

героев ( члены жюри сидят в костюмах Кощея, Бабы Яги и

Золушки ). Наверное, не все они вам нравятся, но ваша

задача - выбрать из предложенных комплиментов для каждого

из них такой, чтобы сказать ему ( или ей ) приятные, но

в то же время правдивые слова. ( Отвечают карточками: 1

- для Кощея, 2 - для Бабы Яги, 3 - для Золушки. Знак «

– «, если комплимент никому не подходит. ) ( Сперва

читаются все комплименты, затем - по одному, а учащиеся

сигнализируют карточками ответы. Группа оценивается по

количеству правильных ответов в ней. )

« Ты очень ловкий, быстрая и всегда всюду успеваешь « ( 2

)

« Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая

ловкая и трудолюбивая « ( 3 )

« Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно

положиться « ( - )

« Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка много

видел « ( 1 )

Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить

людям приятные и, что очень важно, правдивые слова.

Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным,

друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще!

Конкурс второй. « Вежливая критика «.

Вам, наверное, не раз приходилось высказывать своё

мнение о человеке, его поступках, и оно не всегда было

положительным. Давайте попробуем это сделать вежливо и

доброжелательно. Представьте себе, что героев сказки « Лиса

и журавль « пригласил к себе в гости Ёжик. Во время

обеда они высказывают своё мнение о том, как их принимали

в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому

принадлежит какое высказывание. ( Игроки поднимают карточки

с надписями « ЛИСА « или « ЖУРАВЛЬ «. )

« Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое

обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать

ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде.

« ( Журавль )

« Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни

крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше не просите,

не приду. « ( Лиса )

Как вы думаете, что мог сказать Ёжик на это?

Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики.

1) Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел

ни одним словом.

2) Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая

пригласила Журавля к себе в гости.

3) Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду. (

- )

Ну вот, надеемся, что вы поняли, что критика тоже

может быть и должна быть доброжелательной.

Конкурс третий. « Утешители «.

Дорогие команды, к вам попала записка для ослика Иа –

иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо

утешить, но вот беда - записка порвалась, вам нужно её

собрать. Для этого на листочках у себя запишите через

запятую номера предложений утешительной записки. (

Предложения записаны на доске. )

1) Не огорчайся, дорогой Иа – иа!

2) Полно печалиться, дело поправится.

3) Стоит ли переживать из – за таких пустяков!

4) Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут. Мы

найдём твою потерю.

5) Нечего искать иголку в стоге сена.

Правильный ответ - 1, 2, 4. Мы уверены, что ослик

успокоится после таких слов, а вы, конечно, выполните

обещание помочь ему.

Конкурс четвёртый. « В гостях хорошо, а дома лучше. «

Сейчас вам предстоит вежливо отказать в просьбе,

которую вы не можете выполнить. Представьте, что вы -

Садко. Вы попали в подводное царство и морской царь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.