![]() |
|
|
Эффективность школьной риторикиИ в завершении хотим отметить, что учебник Ладыженской приятнее остальных уже и в оформлении. Такую красочную книгу с обилием иллюстраций приятно взять в руки даже взрослому. Этот учебник заинтересует учащихся быстрее, чем все остальные, выше отмеченные, а это тоже немаловажно. Чтобы картина пригодности этих учебных пособий была окончательно ясна, мы ниже приведём график некоторых характеристик. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Анализ содержания учебников позволил нам предположить, что наиболее перспективным для использования в средней школе будет являться учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, поскольку он представляет собой СИСТЕМУ теоретических и практических материалов, направленных на формирование риторических умений и навыков. Использование его в школьном обучении позволит сформировать коммуникативную компетенцию говорящего. Данное предположение осознаётся нами как гипотеза исследования. ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Сделанный анализ учебников позволил нам предположить, что наиболее эффективным для развития красноречия и вообще риторических умений и навыков учащихся будет учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ. А чтобы эту гипотезу проверить нами был проведён обучающий эксперимент в гимназии № 2 города Великий Новгород. Эксперимент проводился в течении 3 – х лет среди учащихся 5 – ых - 8 – ых классов в соавторстве с действующими учителями АВТОНОМОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ИВАНОВНОЙ и МАТВЕЕВОЙ ЛЮДМИЛОЙ НИКОЛАЕВНОЙ. Начинать работу по формированию высокого уровня речевой культуры у школьников надо с самых первых шагов обучения, включая в процесс обучения те элементы, которые, на наш взгляд, доступны соответствующему возрасту. Одним из важнейших аспектов работы учителя – словесника является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и обучение вежливой речи. Люди небезразличны к тому, как и кто их приветствует, благодарит за услугу или отказывает в помощи. А если человеческие отношения нарушаются, например с нами перестают здороваться близкие нам люди, то мы испытываем настоящее потрясение. Приведённому ниже эксперименту мы подвергли учащихся 6 – го негуманитарного класса, где никогда ранее риторика не преподавалась. Нами были проведены 5 уроков, последний из которых проводился в форме урока – игры. Как было уже упомянуто выше, немаловажное место в развитии учащихся имеет речевая культура, поэтому разработанные и опробованные нами на практике уроки касались области РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА. Пятиурочный курс речевого этикета. Урок первый. ЭТИКЕТ. Каждый из нас пользуется такими прекрасными “ волшебными “ словами русской речи, как “ здравствуйте “, “ спасибо “, “ извините “, “ пожалуйста “ и др. Но в чём их волшебная сила? Почему они так необходимы? И только ли “ волшебные “ слова позволяют людям правильно выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным? Обо всём этом мы поговорим сегодня на уроке. ( Запись на доске: ЭТИКЕТ - от французского etiquette - это установленный порядок поведения, форм обхождения. ) В наш словарный запас входит новое слово, постарайтесь его запомнить, как оно пишется, что обозначает. Повторим вслух его по слогам. То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные слова и выражения: мы по - многу раз в день обращаемся к кому – то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого – то благодарим, перед кем – то извиняемся, кого – то поздравляем, кому – то желаем удачи, кому – то соболезнуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем… Т. о., речевой этикет представляет собой совокупность словесных ( только ли? ) форм учтивости, вежливости, т. е. То, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке земли мы не находились. Назовите мне разные вежливые слова, какими вы пользуетесь. Теперь попробуйте с разной интонацией произнести следующие слова и фразы: “ Здравствуй “ “ С Днём Рождения ! “ “ Рад тебя видеть “ “ До свидания “ А теперь скажите, важно знать только то, что нужно сказать? Правильно, ещё нужно подобрать и правильную интонацию. А мимика, движения, - они важны? Попробуйте с помощью мимики и движений поздороваться так, чтобы: 1. обидеть человека; 2. выказать своё уважение к его возрасту; 3. показать, что ты соскучился; 4. выказать пренебрежение; 5. показать своё расположение. Молодцы! Правильно. Всё, что вы только что продемонстрировали, доказывает, что речевой этикет тесно связан с неречевыми особенностями поведения. Так, приветствуя друг друга, мы не только говорим “ Здравствуй “, но и обмениваемся рукопожатиями. Продемонстрируйте. А какие ещё жесты мы используем? Молодцы! Правильно, машем рукой. А как приветствуют друг друга военные? Правильно, они отдают честь. Все действия людей, выполняемые при произнесении слов, необходимых по этикету ( и, естественно, интонация ), значимы, они в себе несут информацию, выражают отношение к тем людям, кому они адресованы. Так, кивок свидетельствует о желании остаться знакомыми; поднявшись навстречу девочке, мальчик выражает уважение к ней; похлопывание по плечу - знак фамильярного отношения. Вновь, обращаясь к вашим примерам, можно заметить, что одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно, ласково или подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно - в зависимости от их общей звуковой окраски. Попробуйте ещё раз сказать слово “ Здравствуй “ с оттенком: - равнодушия; - радости; - злости; - ехидства; - уважения. С какой интонацией приятнее здороваться и как бы вам хотелось, чтобы поздоровались с вами? Конечно, с интонацией радости и уважения. Итак, сегодня мы познакомились с понятием этикета, узнали о разных сторонах его проявления. Мы убедились, что этикет - это не только правила говорения, но и правила поведения в повседневной жизни. Вы хорошо поработали, молодцы, у вас были очень хорошие примеры. Особенно хорошо говорили у нас сегодня ………, можно отметить ещё и ………. Урок второй. ВЫ СКАЗАЛИ “ ЗДРАВСТВУЙТЕ “. Здравствуйте, мои юные знатоки этикета! А вы знаете, что означает моё приветствие? Правильно, говоря “ здравствуйте “ при встрече с кем – либо, люди отмечают самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. В этом ( или схожем с этим ) слове ( или в поклоне, означающем то же самое ) заключено очень большое и важное содержание: “ Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья.” Скажите друг другу слово приветствия. Но вы знаете, что форма приветствия, употреблённая мною, не единственная. Какие ещё слова приветствия вы знаете? Молодцы! - Привет! - Чао! - Как дела! - Рад видеть! - Сколько лет, сколько зим! - Добрый день ( утро, вечер )! - Здорово! - И др. ( Можно провести это в форме соревнования по рядам - кто больше назовёт ). Видите, как много слов приветствия мы знаем. Но ведь не все они означают одно и то же и не все можно применить в одной ситуации. Давайте попробуем поделить названные нами приветствия на те, которые можно сказать: - знакомому; - незнакомому; - ровеснику; - человеку старшего возраста; - в зависимости от времени суток; - близкому другу - и др. Заметили разницу? Молодцы! Но, как мы с вами выяснили на предыдущем уроке, составляющей частью этикета являются и жесты, и мимика. Так, здороваясь с другом, можно похлопать его по плечу, ударить ладонью об ладонь или махнуть рукой. Здороваясь с просто знакомым человеком, можно кивнуть головой. При деловой встрече здороваются, пожимая друг другу руки ( так же делают и мальчики, здороваясь друг с другом ). Здороваясь с коронованной особой, девочки припадают в книксене - приседают ( Запишите это слово себе в тетрадь ). Продемонстрируйте по парам различные ситуации приветствия на ваш выбор. ( В это время класс внимательно наблюдает и делает замечания или хвалит выступающих, подчёркивая, что именно у них хорошо получилось. ) Молодцы! Сегодня на уроке мы научились здороваться с разными людьми в разных ситуациях. Вы все хорошие актёры, а особенно ……Много говорил сегодня…. И ….. Урок третий. БУДЕМ ЗНАКОМЫ. У каждого из вас, бесспорно, много друзей и знакомых. И вы, вероятно, помните момент, когда и как вы с ними познакомились: ребята во дворе, в классе, новые учителя, знакомые друзей, родителей и т. д. Расскажите об одном из ваших знакомств. Сложно ли это было для вас? Только что приведённые вами примеры показывают, что уже инстинктивно ( хотя и не всегда ) вы говорили именно то, что нужно. Но как часто приходилось ошибаться. По правилам этикета взрослый человек ( если он один ) сам представляет себя ( как учитель ). Давайте разыграем эту ситуацию. Если в классе новый ученик, то его представляют после огласки списка учащихся. В ситуации, где один человек знаком со всеми присутствующими, а все остальные - только с ним, то сперва представляют младшего старшему. Потом наоборот. Первенство старших перед младшими и женщин ( девочек ) перед мужчинами принято у очень многих народов. В компании ровесников как поступают, знаете? Да, сперва знакомят с новеньким, а только потом всех представляют ему. Давайте проинсценируем эти ситуации, включив сюда и разные формы приветствия. Но в начале давайте спишем с доски принятые в этикете формы знакомства: - РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ… - ПОЗВОЛЬ( ТЕ ) ПРЕДСТАВИТЬ ТЕБЕ( ВАМ )… - ЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ )… - ПОЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ ), ПОЖАЛУЙСТА… - ВЫ НЕ ЗНАКОМЫ? ЭТО… - ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ… - БУДЕМ ЗНАКОМЫ… - МОЖНО С ТОБОЙ( ВАМИ ) ПОЗНАКОМИТЬСЯ ? МЕНЯ ЗОВУТ… На сегодняшнем занятии мы усвоили правила и способы знакомства с различными категориями людей, вспомнили как и с кем мы когда – то знакомились, разыграли много интересных сценок. Особенно мы с вами отметили… и ….. Мне очень понравились высказывания…….. Молодцы! Д/з: подумайте, в каких случаях при знакомстве называют имя, отчество и фамилию человека; имя и отчество; только имя; только фамилию? В каких ситуациях сообщают краткие сведения о человеке, которого представляют? Если вы не сможете придумать сами, то поинтересуйтесь у родителей. Урок четвёртый. НЕ БУДЕТ ЛИ ДОСТОПОЧТИМЫЙ ДЖИН ТАК ЛЮБЕЗЕН… Здравствуйте, ребята! Извините, что отвлекаю вас от урока, но мне бы очень хотелось, с вашего позволения, ещё раз извините, вас поотвлекать. Какую странную фразу я вам сейчас произнесла, да? Какими словами сейчас изобиловала моя речь? ( простительными и извинительными ) Но нет ли тут перебора с извинительными словами? Да, их слишком много, но я их включила в свою речь умышленно, так как они являются темой нашего сегодняшнего занятия. Умеем ли мы извиняться, не обидев людей? Умеем ли мы прерывать друг друга и делать это тонко и аккуратно? Давайте попробуем сегодня научиться делать это правильно, ведь бывают моменты, когда просто необходимо вмешаться в разговор. Например, когда мама разговаривает с подругой, а в это время ей звонят по телефону. Что нужно сказать, чтобы твоё вмешательство в разговор не выглядело некорректным? Правильно, сперва нужно извиниться, а потом маму позвать к телефону. Другая ситуация. Вы опоздали на урок. Как нужно себя повести? Молодцы! Давайте спишем с доски следующие этикетные фразы: будьте любезны извините, пожалуйста с вашего позволения простите тысяча извинений прошу прощения очень извиняюсь позвольте…. Не будет ли наглостью с моей стороны… Попробуйте составить и проиграть ситуации, где можно было бы воспользоваться этими конструкциями. Хочу обратить ваше внимание ещё раз к словам на доске. С какой ещё целью их можно произнести? Правильно, с целью привлечения внимания к себе. ( Например, в магазине или в другом общественном месте, где интересующий вас незнакомый или малознакомый человек чем – то занят. ) Не забывайте, что к взрослому человеку как нужно обращаться? Молодцы, на « Вы «. В оставшееся время давайте сочиним сказку о Незнайке, который ищет своих друзей. Сегодня мы с вами замечательно поработали и научились привлекать внимание занятых, но нужных нам людей и познакомились с различными « извинительными « фразами. Мне вы сегодня все понравились. Спасибо. Д/з: приготовить карточки с цифрами 1, 2, 3, со знаком « - « и со словами ЛИСА и ЖУРАВЛЬ. Повторите всё, что мы с вами проходили на предыдущих занятиях. У нас будут гости. Пятый урок. УРОК – ИГРА « СКАЗКИ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ «. ( 23; 31 – 33 ) Цели урока: 1) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения; 2) продолжение ознакомления и усвоения основ речевого этикета. Ход урока: Сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что – то не удовлетворяет в его поведении; вежливо отказать в просьбе, если не хотим или не можем её выполнить; научимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником. Главная задача нашего сегодняшнего урока - научиться по – доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова : « ЕСЛИ КТО – ТО ЗАГРУСТИТ, ТЫ ЕГО НЕ ОСТАВЛЯЙ, ДОБРЫМ СЛОВОМ, ДОБРЫМ ДЕЛОМ УТЕШАЙ И ПОМОГАЙ! « Урок проходит в виде соревнования двух команд. Конкурс первый. « Давайте говорить друг другу комплименты « Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что – то хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас мы и попробуем это сделать. Представьте, что мы находимся в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев ( члены жюри сидят в костюмах Кощея, Бабы Яги и Золушки ). Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача - выбрать из предложенных комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему ( или ей ) приятные, но в то же время правдивые слова. ( Отвечают карточками: 1 - для Кощея, 2 - для Бабы Яги, 3 - для Золушки. Знак « – «, если комплимент никому не подходит. ) ( Сперва читаются все комплименты, затем - по одному, а учащиеся сигнализируют карточками ответы. Группа оценивается по количеству правильных ответов в ней. ) « Ты очень ловкий, быстрая и всегда всюду успеваешь « ( 2 ) « Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая « ( 3 ) « Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться « ( - ) « Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка много видел « ( 1 ) Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще! Конкурс второй. « Вежливая критика «. Вам, наверное, не раз приходилось высказывать своё мнение о человеке, его поступках, и оно не всегда было положительным. Давайте попробуем это сделать вежливо и доброжелательно. Представьте себе, что героев сказки « Лиса и журавль « пригласил к себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказывают своё мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит какое высказывание. ( Игроки поднимают карточки с надписями « ЛИСА « или « ЖУРАВЛЬ «. ) « Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде. « ( Журавль ) « Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше не просите, не приду. « ( Лиса ) Как вы думаете, что мог сказать Ёжик на это? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики. 1) Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом. 2) Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости. 3) Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду. ( - ) Ну вот, надеемся, что вы поняли, что критика тоже может быть и должна быть доброжелательной. Конкурс третий. « Утешители «. Дорогие команды, к вам попала записка для ослика Иа – иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда - записка порвалась, вам нужно её собрать. Для этого на листочках у себя запишите через запятую номера предложений утешительной записки. ( Предложения записаны на доске. ) 1) Не огорчайся, дорогой Иа – иа! 2) Полно печалиться, дело поправится. 3) Стоит ли переживать из – за таких пустяков! 4) Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут. Мы найдём твою потерю. 5) Нечего искать иголку в стоге сена. Правильный ответ - 1, 2, 4. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а вы, конечно, выполните обещание помочь ему. Конкурс четвёртый. « В гостях хорошо, а дома лучше. « Сейчас вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Представьте, что вы - Садко. Вы попали в подводное царство и морской царь |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |